Приказ Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 278 "О разработке проекта Федеральной целевой программы поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1997-2000 гг."

Приказ Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 278
"О разработке проекта Федеральной целевой программы поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1997-2000 гг."


В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской Конвенции об охране озонового слоя 1985 года и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1977 года, а также интенсификации перевода отраслей российской промышленности на производство и потребление озонобезопасных веществ и технологий, приказываю:

1. Утвердить состав рабочей группы по координации разработки проекта Федеральной целевой программы поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1997-2000 гг. (далее именуется - Программа), (Приложение 1), а также перечень специалистов, привлекаемых руководителем рабочей группы для консультационной помощи (Приложение 2).

2. Утвердить техническое задание на разработку проекта Программы (Приложение 3).

3. Управлению международного сотрудничества (Богданов) совместно с Управлением государственного экологического контроля (Маркин), Управлением экологических программ и промышленной экологии (Зимин), Управлением экономики и финансов (Вершков) и рабочей группой до 30 июня 1997 г. определить стоимость работ по подготовке проекта Программы и согласовать с ЦПРП (Коныгин) объем их финансирования за счет средств гранта Глобального экологического фонда на Проект поэтапного сокращения потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации до 2000 г., а также, в случае необходимости, проработать вопрос привлечения недостающих средств из других источников.

4. Управлению государственного экологического контроля (Маркин) при методологическом содействии Управления экологических программ и промышленной экологии (Зимин) обеспечить общее руководство деятельностью рабочей группы и в третьем квартале 1997 г. представить проект Программы на очередное заседание Межведомственной комиссии по охране озонового слоя.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя А.А.Соловьянова.


Председатель

В.И.Данилов-Данильян


Приложение 1

к приказу Госкомэкологии РФ

от 17 июня 1997 г. N 278


Состав
рабочей группы по координации разработки проекта Федеральной целевой программы поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1997-2000 гг.


1. Резчиков В.В. - заместитель начальника Управления государственного экологического контроля Госкомэкологии России, руководитель рабочей группы

2. Барабанов В.Г. - начальник лаборатории Российского научного центра "Прикладная химия", заместитель руководителя рабочей группы (по согласованию)

3. Трегер Ю.А. - директор по научной работе НИИ "Синтез", заместитель руководителя рабочей группы (по согласованию)

4. Шаталов В.В. - заместитель директора ВНИИХТ (по согласованию)

5. Шепелева Т.Н. - главный специалист отдела химии и химических технологий Миннауки России (по согласованию)

6. Михов В.В. - начальник отдела Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода России (по согласованию)

7. Смыслов В.И. - исполнительный директор Научно-технической ассоциации производителей бытовой холодильной техники (по согласованию)

8. Егоров Г.Н. - советник Департамента химико-лесного комплекса Минэкономики России (по согласованию)

9. Напирай Е.Б. - начальник отдела Департамента машиностроения Минэкономики России (по согласованию)

10. Першаев В.В. - советник Департамента экономики оборонной промышленности Минэкономики России (по согласованию)

11. Козлов А.Д. - директор ВНИИЦ СВМ Госстандарта России (по согласованию)

12. Гайгеров М.С. - начальник отдела Управления экологических программ и промышленной экологии Госкомэкологии России

13. Блинова О.В. - научный сотрудник Российского научного центра "Прикладная химия" (по согласованию)

14. Копылов Н.П. - заместитель начальника ВНИИ пожаротушения МВД России (по согласованию)


Начальник Управления государственного
экологического контроля

С.В.Маркин


Приложение 2

к приказу Госкомэкологии РФ

от 17 июня 1997 г. N 278


Перечень
специалистов, привлекаемых для консультационной помощи


1. Орехов В.Т. - начальник лаборатории ВНИИХТ (по согласованию)

2. Петкевич А.Д. - заместитель начальника Управления стандартизации и сертификации сырья и материалов Госстандарта России (по согласованию)

3. Коленкин А.Н. - начальник отдела Управления вооружения Минобороны России (по согласованию)

4. Романов Е.Г. - представитель Управления экологии и специальных средств защиты Минобороны России (по согласованию)

5. Васильев В.Г. - заместитель генерального директора - главный инженер объединения "Торгтехника" (по согласованию)

6. Хаттатов В.У. - заместитель директора Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета (по согласованию)

7. Саутенков В.А. - заместитель начальника Департамента вагонного хозяйства МПС России (по согласованию)

8. Гудков В.А. - начальник отдела технической эксплуатации флота Минтранса России (по согласованию)

9. Филюков А.А. - заместитель начальника отдела технической эксплуатации флота Минтранса России (по согласованию)

10. Романовский Н.В. - исполнительный директор Ассоциации "Холодпром" (по согласованию)

11. Бесков В.С. - представитель Промышленной компании "Концерн "Антей" (по согласованию)


Начальник Управления государственного
экологического контроля

С.В.Маркин


Приложение 3

к приказу Госкомэкологии РФ

от 17 июня 1997 г. N 278


Техническое задание
на разработку проекта Федеральной целевой программы поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1997-2000 гг.


Общая информация


Правительства многих стран продемонстрировали озабоченность, связанную с истощением озонового слоя Земли в результате антропогенных выбросов, приняв Венскую конвенцию об охране озонового слоя (1985 г.), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.), а также Лондонские (1990 г.) и Копенгагенские (1992 г.) поправки к Монреальскому протоколу. Благодаря мероприятиям, осуществляемым в соответствии с этими соглашениями, за последние годы существенно замедлилось накопление в атмосфере некоторых основных веществ, разрушающих озоновый слой.

Приняв на себя все обязательства бывшего Советского Союза, Российская Федерация должна была исключить из производства и потребления до 1 января 1996 г. хлорфторуглероды (ХФУ), галоны, четыреххлористый углерод (ЧХУ) и метилхлороформ (МХФ), однако в силу ряда причин экономического, финансового и организационного характера не смогла обеспечить этого. Поэтому в настоящее время Россия не выполняет свои обязательства развитой страны по Монреальскому протоколу и поправок к нему.

Россия продолжает оставаться одним из крупнейших производителей и потребителей озоноразрушающих веществ (ОРВ) в мире. В то же время она является основным поставщиком ОРВ потребителям в других частях бывшего Советского Союза, где поэтапное сокращение их потребления также отстает и где могут возникнуть серьезные экономические затруднения в случае, если поступление этих веществ прекратится из России.

Общий объем производства ОРВ в России составляет около 30 тыс. т/г (1996). Основными секторами промышленности, потребляющими ОРВ в России являются: производство аэрозольных упаковок, холодильной техники (бытового, торгового и промышленного назначения), пенопластов, растворителей и средств пожаротушения. В 1992-1994 гг. предприятия, потребляющие ОРВ, были преобразованы в акционерные общества и, соответственно, утратили централизованную государственную поддержку в тот самый момент, когда назрела необходимость выполнения требований Монреальского протокола.

Для перевода производства на озонобезопасные вещества (ОБВ) необходимо время и значительные средства. Мероприятия, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. N 526 "О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой на период 1995-1996 гг.", выполняются с огромными трудностями, вызванными, в первую очередь, абсолютно недостаточными объемами финансирования - приблизительно 2% от необходимых 2 трлн. рублей (в ценах 1995 г.).

Ввиду этого назрела настоятельная необходимость безотлагательной разработки и принятия новой Федеральной программы поэтапного сокращения производства и потребления ОРВ в Российской Федерации в 1997-2000 гг. (далее по тексту Программа) с указанием реальных источников финансирования, включая международную помощь из многосторонних и двусторонних соглашений.


Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:

- полное поэтапное исключение ОРВ из использования в потребляющих отраслях российской промышленности;

- полное прекращение производства ОРВ в 2000 г.;

- перевод российских предприятий на современные озонобезопасные технологии и выпуск озонобезопасной и конкурентоспособной продукции;

- выполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Венской конвенции и Монреальского протокола с поправками к нему.

Эти цели реализуются через решение следующих взаимосвязанных задач по основным отраслям производства и потребления:

1. Проведение оценки общего ресурсного обеспечения реализации Программы. Определение реальных и потенциальных национальных источников финансирования Программы, включая привлечение бюджетных и внебюджетных средств, региональное финансирование и средств самих предприятий. Привлечение внешних средств обеспечивается за счет реализации международных проектов и двусторонних соглашений.

2. Ускорение подготовки и реализации проектов по переводу промышленности на ОБВ и озонобезопасные технологии, финансируемые за счет гранта Глобального экологического фонда.

3. Разработка и внедрение приемлемых технических альтернатив ОРВ.

4. Обеспечение сбора и рециркуляция ОРВ с целью последующего их использования с привлечением предприятий-производителей ОРВ с учетом их географического положения, производственных мощностей и опыта работы.

5. Обеспечение объемов ОРВ (хладонов и галонов) для обеспечения будущей эксплуатации оборудования, не подлежащего замене после прекращения производства ОРВ.

Для решения указанных задач необходимо:

- усилить организационно-административный потенциал для поддержки реализации основных институциональных элементов Программы;

- определить и реализовать комплекс нормативно-правовых и финансово-регулирующих мер по контролю за потреблением, производством и торговлей ОРВ;

- разработать и внедрить систему контроля и отчетности, применимой к производству, потреблению и торговле ОРВ и для выполнения международных обязательств;

- выявлять случаи и принимать меры при любых нарушениях плана выполнения поэтапного сокращения производства и потребления ОРВ, вызванных остродефицитным финансированием или другими причинами;

- повысить через средства массовой информации уровень понимания широкой общественностью и представителями частного сектора важности вопросов, связанных с защитой озонового слоя;

- координировать мероприятия по поэтапному сокращению производства и потребления ОРВ в России и других странах СНГ в целях минимизации социально-экономических последствий.


Квалификация разработчиков Программы


Государственный заказчик Программы - Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды - формирует временный творческий коллектив разработчиков Программы с привлечением специалистов из ведущих по проблеме ОРВ организаций, министерств и ведомств, которые в дальнейшем будут выступать основными исполнителями Программы.

Отобранные специалисты должны обладать длительным опытом работы в конкретных отраслях промышленности, производящих или потребляющих ОРВ, а также всесторонними знаниями основных и специфических проблем, стоящих перед российской промышленностью, и иметь полное представление о существующих и потенциальных практических методах их решения с применением как российского, так и зарубежного технического опыта поэтапного сокращения производства и потребления ОРВ в Российской Федерации.


Временной график и объем работы


Вся работа по разработке проекта Программы и ее принятию на правительственном уровне разделяется на три этапа:


I этап. Разработка концепции перевода российской промышленности июнь-июль
        на ОБВ.                                                 1997 г.

II этап. Разработка окончательной редакции проекта Программы     июль-
         согласование с заинтересованными министерствами и       август
         ведомствами                                             1997 г.

III этап. Представление и утверждение Программы Правительством  сентябрь-
          Российской Федерации                                  октябрь
                                                                1997 г.

Рабочая группа по координации разработки проекта Программы обеспечит подготовку и представление в установленные настоящим заданием сроки следующих материалов, которые, будут неотъемлемыми структурными составляющими частями Программы:

- паспорт Федеральной программы поэтапного сокращения производства и потребления ОРВ в Российской Федерации в 1997-2000 гг.;

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

- цели и задачи Программы;

- система программных мероприятий, включая:

специальные мероприятия по переводу потребляющих ОРВ отраслей промышленности на озоносберегающие технологии и ОБВ;

специальные мероприятия по прекращению производства ОРВ;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

охрана окружающей среды;

международное сотрудничество;

Программой;

- контроль за ходом реализации Программы.


Отчетность


Конечным результатом работы будет проект Программы, согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами, в готовом виде для представления в Правительство Российской Федерации.

Разработчики проекта Программы подготовят и представят по согласованию с Госкомэкологией России и Группой реализации национальной программы ЦПРП предложения по ресурсному обеспечению и механизму реализации Программы и контролю за ходом ее выполнения.

- социально-экономическая эффективность Программы;

- ресурсное обеспечение Программы, включая:

материально-техническое обеспечение;

трудовые ресурсы;

финансовое обеспечение Программы;

- механизм реализации и организация управления.


Начальник Управления
государственного
экологического контроля

С.В.Маркин



Приказ Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 278 "О разработке проекта Федеральной целевой программы поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 1997-2000 гг."


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.