Постановление Госкомстата РФ от 29 мая 1997 г. N 33 "Об утверждении Методических указаний по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне"

Постановление Госкомстата РФ от 29 мая 1997 г. N 33
"Об утверждении Методических указаний по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне"


Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:

1. Утвердить прилагаемые "Методические указания по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне" и ввести их в действие с 1 апреля 1997 года.

2. Отменить "Методологические подходы к определению общего объема розничного товарооборота", утвержденные Госкомстатом России 10 июня 1994 года.


Председатель Госкомстата России

Ю.А.Юрков


Методические указания
по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне

ГАРАНТ:

См. также Временные методические указания по определению параметров неформальной деятельности в торговле на региональном уровне, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 5 августа 1997 г. N 53


Настоящие указания содержат описание методов досчета объемов неформальной деятельности в торговле и предназначены для применения на федеральном уровне. Методика досчетов основных показателей статистики розничной торговли на региональном уровне, основанная на использовании данных обследования домашних хозяйств, будет разработана дополнительно.

ГАРАНТ:

См. Методологические положения по формированию агрегированных показателей доходов, расходов и потребления домашних хозяйств на основе программы выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, утвержденные приказом Росстата от 5 апреля 2017 г. N 226


Общие положения


В соответствии с принятыми в международной практике и сформулированными в системе национальных счетов критериями под неформальной экономической деятельностью в широком смысле понимается любая деятельность (законная или незаконная), осуществляемая институциональными единицами с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения, выполнения предписанных законом норм охраны труда и др., а также деятельность, осуществляемая некорпорированными предприятиями. Неформальная экономическая деятельность некорпорированных предприятий включает в себя производство товаров или указание услуг предприятиями, образованными домашними хозяйствами и не зарегистрированными в качестве юридических лиц. Как правило, такие некорпорированные предприятия основаны на неформальной занятости и могут производить продукцию как для продажи на рынке, так и для собственного потребления.

Неформальная экономическая деятельность не может быть учтена обычными статистическими методами, поэтому для ее адекватной оценки используются специальные подходы, основанные на использовании косвенной информации, и частично, экспертных оценок.

Таким образом, для практических целей под неформальной экономической деятельностью понимают:

- скрываемую официально зарегистрированными предприятиями деятельность;

- результаты экономической деятельности незарегистрированных предприятий;

- результаты экономической деятельности некорпорированных предприятий.

Показатели неформальной деятельности в торговле определяются:

1. объемами сокрытия (занижения) розничного товарооборота и продажи отдельных товаров предприятиями торговли;

2. объемами продажи товаров физическими лицами, осуществляемой ими без регистрации данного вида деятельности и без соответствующей лицензии или патента. Как правило, такая торговля осуществляется на продовольственных, вещевых или смешанных рынках.


1. Определение объема сокрытия розничного товарооборота. Расчет производится поэтапно. На первом этапе устанавливается объем розничного товарооборота крупных и средних предприятий торговли по данным представляемых этими предприятиями форм государственного статистического наблюдения. На втором этапе устанавливается объем розничного товарооборота малых предприятий торговли по данным выборочного обследования этих предприятий. На третьем этапе производится досчет суммарного объема товарооборота крупных, средних и малых предприятий торговли на величину сокрытия (занижения). Объем сокрытия розничного товарооборота предприятиями торговли определяется методом "расчета по известным параметрам", т.е. на базе прямого использования или путем сопоставления данных, собираемых статистическими органами, банками, таможенной службой или иными органами в установленном порядке.

1.1. Показатель розничного товарооборота по крупным и средним предприятиям торговли формируется на базе данных следующих форм государственного статистического наблюдения:


Таблица 1


NN Индекс и наименование формы Периодичность N строки, графы
1. 1-торг "Сведения о розничной
торговле"

месячная

стр.01, гр.3
2. 1-ВЭС "Сведения о совместном
и иностранном предприятии"

квартальная

стр.24+25, гр.6
3. 1-п (срочная) "Сведения о
производстве и отгрузке
промышленной продукции"


месячная


стр.819, гр.1
4. 1-продажа "Сведения о
продаже продукции"

месячная

стр.300, гр.6
5. 91-связь (торг) "Сведения
о торговле и сети
учреждений почтовой связи"
отменена


полугодовая


стр.01, гр.6
6. 2-топпром "Сведения о
товарообороте по реализации
топлива и лесных строительных
материалов"
отменена



квартальная



стр.02, гр.3
7. Итого по крупным и средним
предприятиям

х

сумма стр. с 01
по 06

Объем розничного товарооборота торговых предприятий определяется как сумма данных указанных форм.

1.2. Объем розничного товарооборота малых предприятий розничной торговли определяется по данным формы МП (торг) "Сведения о розничной торговле" выборочного обследования этих предприятий. Так как периодичность сбора и разработки формы МП (торг) квартальная, перед началом расчета данные за последний отчетный квартал распределяются по месяцам этого квартала по удельному весу каждого месяца в квартальном товарообороте крупных и средних предприятий.

Затем найденный таким образом товарооборот предыдущего месяца умножается на индекс потребительских цен отчетного месяца к предыдущему и индекс физического объема. В качестве индекса физического объема используется средний месячный индекс за предыдущий квартал, рассчитанный по формуле средней геометрической исходя из фактических данных формы МП (торг) за предыдущий квартал.

После получения фактических данных по малым предприятиям за квартал ранее рассчитанные помесячные данные корректируются на величину расхождения с фактическими данными.


Пример расчета (данные условные).

В IV квартале 1996 г. объем розничного товарооборота малых предприятий, установленный путем экстраполяции на генеральную совокупность данных формы МП (торг), составил 851 млрд. рублей. Доля розничного товарооборота в этом квартале за октябрь составила 32%, за ноябрь - 29%, за декабрь - 39%. Тогда в декабре розничный товарооборот малых предприятий составил 332 млрд. рублей (851х39/100). Индекс потребительских цен в январе 1997 г. по сравнению с декабрем составил 102,4%, а среднемесячный индекс физического объема розничного товарооборота малых предприятий торговли за IV квартал 1996 г., рассчитанный по формуле средней геометрической, - 89%. Тогда розничный товарооборот в малых предприятиях в январе составит 302,6 млрд. рублей (332х102,4х89/100).

Аналогично рассчитывается месячный объем розничного товарооборота по совместным предприятиям (ф. N 1-ВЭС) и предприятиям связи (ф. N 91-связь), также имеющим квартальную периодичность.

1.3. Официально учтенный розничный товарооборот крупных, средних и малых предприятий проставляется в строке 04 раздела 1 разработочной таблицы расчета розничного товарооборота N 1-расчет (приложение N 1 к настоящим Методическим указаниям).

1.4. После определения суммарного объема розничного товарооборота крупных, средних и малых предприятий торговли по данным статистических форм, устанавливается объем занижения товарооборота из-за его сокрытия торговыми предприятиями или их неполного охвата статистической отчетностью. Объем занижения определяется путем последовательного сопоставления суммарного объема розничного товарооборота крупных, средних и малых предприятий с рядом известных значений (параметров), каждому из которых должна соответствовать определяемая конечная величина товарооборота. Ниже приведено описание каждого параметра и порядок расчета.


Схема определения параметров сокрытия розничного товарооборота


                  /----------------------------------\
                  |  Объем розничного товарооборота  |
                  |       предприятий торговли       |
                  \----------------------------------/
                   v                v               v
/--------------------\  /-----------------------\  /--------------------\
|  Показатель уровня |  |Показатель поступления |  |Показатель расходов |
|  издержек обращения|  |торговой выручки в кас-|  |домашних хозяйств   |
|  в процентах к     |  |сы банков (отчет о кас-|  |на приобретение про-|
|  товарообороту     |  |совых оборотах банков, |  |довольственных и    |
|  (ф.5-з;стр.03,    |  |форма N 748)           |  |непродовольственных |
|  гр.3/стр.60,гр.3) |  \-----------------------/  |товаров (КЭОД,      |
\--------------------/                             |табл.5а,лист 1,гр.1,|
                                                   |стр.1,2,6,7,8)      |
                                                   \--------------------/

1.4.1. Показатель уровня издержек обращения в процентах к товарообороту используется для нахождения примерной доли сокрытия в объеме розничного товарооборота предприятий торговли путем сравнения темпа его изменения (роста) с индексом физического объема розничного товарооборота в отчетном году по сравнению с предыдущим годом.

Показатель исчисляется за 1993 - 1996 гг. по данным ф. N 5-з (торг).

Начиная с 1997 г. показатель уровня издержек обращения в процентах к товарообороту по крупным и средним предприятиям исчисляется по данным ф. N 5-з (стр.03, гр.3/стр.60, гр.3), затем уточняется данными бухгалтерского учета (ф. N 2 "Отчет о финансовых результатах", стр.02/стр.01); по малым предприятиям - по ф. МП (стр.075/стр.500). Установленная по данным за предыдущий год примерная доля сокрытия сохраняется на протяжении всего отчетного года.


Пример расчета (данные условные).

Объем розничного товарооборота предприятий торговли по данным представленных ими форм государственного статистического наблюдения в 1996 г. составил 3481 млрд. рублей, индекс физического объема товарооборота по сравнению с 1995 г. - 101%. Показатель издержек обращения на 1 рубль товарооборота составил 17,6 и увеличился по сравнению с 1995 г. на 16% (15,2). Тогда разница между индексами составит 15% (116-101). Это и будет примерная доля сокрытия в объеме товарооборота. С учетом сокрытия объем розничного товарооборота составит 4003 трлн. рублей (3481х115/100).

Ниже приводятся данные расчета доли сокрытия в объеме розничного товарооборота предприятий торговли в целом по Российской Федерации за 1993 - 1996 г.г.:


Таблица 2


  NN стр. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Уровень издержек
обращения в процентах
к товарообороту:
         
всего 01 15,4 17,6 17,5 20,5
в % к предыдущему году 02   115 99 117
Индекс физического
объема товарооборота

03
 
95

78

94
% сокрытия товарооборо-
та (02-03)

04
 
20

21

23

Рассчитанный объем розничного товарооборота контролируется путем его сопоставления с показателями поступления торговой выручки в кассы банков и расхода домашних хозяйств на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров.

1.4.2. Первый метод контроля. Показатель поступления торговой выручки в кассы банков отчета банка о кассовых оборотах используется при составлении баланса денежных доходов и расходов населения, а также при определении объема розничного товарооборота как один из параметров для расчета его занижения. Абсолютный показатель выручки за отчетный период по средним многолетним данным за 1992 - 1995 гг. составляет от 50 до 60% розничного товарооборота предприятий торговли (разница обусловлена выплатой заработной платы работникам торговли, оплатой закупок товаров у физических лиц и других расходов, произведенных за наличный расчет). Это соотношение рассчитывается на основании формы государственного статистического наблюдения N 11-торг "Сведения об обороте кассы", представляемой предприятиями торговли (стр.02, гр.3/разность строк 19 и 20, гр.3). Индекс физического объема выручки за отчетный период используется для сопоставления с индексом физического объема розничного товарооборота.


Пример расчета (данные условные).

1. Объем розничного товарооборота торговых предприятий составил 4003 трлн. рублей, а поступившая в банки торговая выручка - 2602 трлн. рублей, или 65% от объема товарооборота. Среднее многолетнее соотношение этих показателей (1992 - 1995 гг.) составило 59%. Таким образом, показатель товарооборота должен быть увеличен на 396 млрд. рублей и составит 4410 трлн. рублей (2602/59х100).

2. Индекс физического объема выручки в январе 1997 г. по сравнению с декабрем 1996 г. составил 90% (определяется путем дефляции на индекс потребительских цен), а розничного товарооборота (с учетом рассчитанной в целом за 1996 г. доли сокрытия и последующей корректировки по доле торговой выручки) - 89%. Таким образом, расчет за январь можно считать верным.

1.4.3. Второй метод контроля. Показатель расхода домашних хозяйств на приобретение продовольственных и непродовольственных товаровустанавливается по данным формы N 1 обследования бюджетов домашних хозяйств (раздел 4). Распространенные данные содержатся в выходной таблице КЭОД "Бюджеты домашних хозяйств" N 5а, лист 1, стр.1, гр.1. Темпы изменения объема товарооборота сопоставляются с темпами изменения расходов домашних хозяйств.

Окончательная величина товарооборота выбирается из объемов этого показателя, рассчитанных описанными выше тремя методами, путем исключения двух крайних значений. Полученная величина анализируется с учетом динамики текущего года и исходя из предпосылки, что в условиях насыщения рынка и стабилизации потребительского спроса резких колебаний объемов товарооборота не наблюдается.

1.5. Рассчитанный общий объем розничного товарооборота с учетом сокрытия дополнительно ежеквартально проверяется балансовым расчетам товарных ресурсов розничной торговли по следующей схеме (в стоимостном выражении):


Таблица 3


Наименование статьи NN стр. Источники информации
Запасы потребительских
товаров в промышленности,
в розничной и оптовой
торговле на начало периода

01
ф.ф. NN 1-торг (стр.06,гр.4),
МП (торг) (стр.95, гр.8, с
распространением на генераль-
ную совокупность), 1-п (сроч-
ная) (стр.890, гр.1), 1-про-
дажа (стр.01, гр.8)
Производство потребитель-
ских товаров в промышлен-
ности и продажа населению
сельхозпродукции на рынке

02
Ф.N 1-п (срочная), стр.2,
гр.1, расчет, инструментарий
расчета конечного потребления
табл. N 11
Импорт 03 Данные таможенной статистики,
расчет
Экспорт 04 Данные таможенной статистики,
расчет
Запасы потребительских
товаров в промышленности,
в розничной и оптовой
торговле на конец периода

05
Как по строке 01.
Итого товарных ресурсов 06 Расчет (01+02+03-04-05)

Статья 01 определяется путем суммирования данных перечисленных форм государственного статистического наблюдения.

По статьям 02 и 03 производятся дополнительные расчеты по переводу в цены розничной торговли. В этих целях данные статьи 02 "Производство потребительских товаров", которые определяются на основании ф.N 1-п (срочная) в фактических отпускных ценах предприятий (с досчетом на полный охват промышленных предприятий и сокрытие объемов производства), досчитываются на величину НДС, акцизов и товарно-транспортной наценки. Для расчетов используются данные межотраслевого баланса о структуре цены покупателя на товары, потребляемые домашними хозяйствами. По данным за 1993 г. эта структура составила (в % к основной цене):


   /-----------------------------------------------------\
   | Торгово-транспортная наценка             |  69,72   |
   |------------------------------------------+----------|
   | НДС и акцизы                             |  25,84   |
   \-----------------------------------------------------/

По статье 03 "Импорт" учитывается как официально учтенный импорт товаров юридическими лицами, так и "челночный" импорт. Определение стоимости "челночного" импорта производится в соответствии с методологией Центрального банка России в следующем порядке:

1. Определяется стоимостной норматив ввоза товаров одним "челноком", который соответствует официально установленной ГТК России предельной норме, не облагаемой ввозной пошлиной. Численность "челноков" определяется по методике, согласованной с ЦБ России.

2. Общая стоимость "челночного" импорта равна произведению численности "челноков" на стоимостной норматив ввоза.

3. Стоимость "челночного" импорта переводится в рубли по среднему курсу ЦБ России за отчетный квартал.

4. Полученная стоимость умножается на "коэффициент эффективности", который представляет собой среднее соотношение цены продажи изделия на внутреннем рынке и фактической цены приобретения изделия за рубежом, переведенной в рублевый эквивалент по среднему курсу ЦБ России за отчетный квартал. Разница в ценах вызвана необходимостью возмещения затрат "челноков" по приобретению и транспортировке товаров и получению прибыли от торговых операций. Величина данного коэффициента установлена на основании экспертной оценки Госкомстата России и ЦБ России и в 1997 г. принимается равной 1,8*).

5. Импорт потребительских товаров из государств СНГ определяется в рублях и пересчитывается в цены реализации на внутреннем рынке путем умножения на величину торгово-транспортной наценки.


Пример расчета (данные по Российской Федерации за 1996 г., трлн. рублей):


Таблица 4


Наименование статьи NN стр. Порядок расчета
Изменение запасов потреби-
тельских товаров в промыш-
ленности, в розничной и
оптовой торговле за 1996 г.

01

+ 5,1
Производство потребительских
товаров в промышленности (за
1996 г. НДС учтен в стоимости
производства) и продажа насе-
лению сельхозпродукции на
рынке

02
279,5 (производство
потребительских то-
варов) х 1,697 (тор-
гово-транспортная
наценка) + 17,4
(продажа сельхоз-
продукции) = 491,7
Импорт 03 Дальнее зарубежье: 65,5 (рубле-
вый эквивалент по текущему
курсу ЦБ России) х 1,697х1,258
(НДС и акцизы) = 140,0
Страны СНГ: 26,0х1,697= 44,1
Челночный из дальнего зарубежья:
56,2 (рублевый эквивалент) х
1,8 = 101,2
Челночный из стран СНГ:
17,3 х 1,697 = 29,4
Экспорт 04 13,0 (рублевый эквивалент)
Итого товарных ресурсов для
розничного товарооборота
(02+03-04-01)
05 491,7 + 140,0 + 44,1 + 101,2 +
29,4 - 13,0 - 5,1 = 753,5

2. Определение объемов продажи отдельных товаров. Для расчета продажи отдельных продовольственных и непродовольственных товаров во всех каналах реализации используется балансовый метод и сопоставление суммарных данных продаж в предприятиях торговли и на рынках с данными обследования домашних хозяйств. Конкретные методы досчета объемов продажи отдельных продовольственных и непродовольственных товаров изложены ниже.

2.1. Продажа основных продуктов питания (мясо и мясопродукты в целом, молоко и молокопродукты в целом, яйца, картофель, овощи, плоды и ягоды) во всех каналах реализации в натуральном выражении ежегодно уточняется по данным о конечном потреблении домашних хозяйств при расчете ВВП по направлениям конечного использования. Расчет производится по следующей схеме:


Таблица 5


Наименование статьи NN стр. Источники информации
Запасы на начало года 01 Балансы ресурсов и использова-
ния сельхозпродуктов (по на-
селению и крестьянским (фер-
мерским) хозяйствам)
Производство 02 Данные о сборе урожая сель-
хозкультур и производстве
продукции животноводства
(по населению и крестьянским
(фермерским) хозяйствам)
Израсходовано на семена 03 Как по стр.01
Израсходовано на корм 04 то же
Продано населением по
всем каналам
05 В соответствии с методически-
ми указаниями Госкомстата Рос-
сии от 24.11.95 N 11-5-2/22
Потери 06 Балансы ресурсов и использо-
вания основных продуктов (по
населению и крестьянским
(фермерским) хозяйствам)
Запасы на конец года 07 то же
Личное потребление насе-
лением
08 то же
Куплено населением по всем
каналам
09 Стр.01+02-03-04-05-06-07-08
(После расчета данной статьи
производится сопоставление
полученного показателя с дан-
ными обследования бюджетов
домашних хозяйств о покупке
продуктов питания КЭОД,
табл.5а)

По уточненным данным продажи продовольствия во всех каналах реализации за год уточняются квартальные итоги и эти уточненные итоги используются в следующем году в качестве базы при расчетах квартальных показателей.

Дополнительно к расчету, приведенному выше, ежеквартально составляются балансы товарных ресурсов, основных продовольственных товаров: мука, крупа, масло растительное, масло животное, сыр, сахар, мясо и птица, колбасные изделия. Балансы составляются в натуральном выражении по схеме: производство + импорт - экспорт + изменение запасов в промышленности, оптовой и розничной торговле.

2.2. Расчет продажи алкогольной продукции осуществляется ежегодно и ежемесячно путем составления баланса товарных ресурсов, схема которого приведена ниже.


Таблица 6


Наименование статей NN стр. Источники информации
Запасы на предприятиях промыш-
ленности, в оптовой и розничной
торговле на начало периода
01 ф.ф. 1-торг, МП (торг)
(с распространением на
генеральную совокуп-
ность), 1-п (срочная),
1-продажа
Производство 02 фф.1-п (срочная),
БМ расчет
Импорт 03 Данные таможенной ста-
тистики, расчет
Экспорт 04 Данные таможенной ста-
тистики, расчет
Запасы на конец периода 05 как по строке 01
Итого ресурсов для продажи 06 Расчет 01+02+03-04
Продано в предприятиях торговли 07 Расчет 06-05

Расчет отдельных статей баланса осуществляется в следующем порядке.


Расчет объемов производства и импорта алкогольной продукции с учетом скрытых объемов в целом за год осуществляется на основании анализа данных о наличии мощностей по производству алкоголя и их использования в динамике. Ниже приведен пример расчета по данным 1980 - 1995 гг. в целом по Российской Федерации.


Таблица 7


Годы Спирт этиловый пищевой Водка и ликеро-водочные
изделия
Продажа
алкогольной
продукции
(в пересчете
на абсолют-
ный алко-
голь)
  Средне-
годовая
мощность
-млн.дал
в год
% ис-
поль-
зова-
ния
мощ-
ности
Объем
произ-
водст-
ва -
млн.
дал
Средне-
годовая
мощность
-млн.дал
в год
% ис-
поль-
зова-
ния
мощ-
ности
Объем
произ-
водст-
ва -
млн.
дал
Всего
- млн.
дал
На
душу
насе-
ления
- ли-
тров
1980     90,4     207,9 145,9 10,5
1981     103,9     205,8 142,4 10,2
1982 113,7 93 105,7 223,0 88 196,2 142,6 10,1
1983 112,8 92 103,8 221,1 88 194,6 145,4 10,3
1984 104,4 93 97,1 220,2 89 196,0 149,0 10,5
1985 112,6 73 82,2 211,8 76 161,0 126,3 8,8
1990 86,9 87 75,6 165,7 83 137,5 82,4 5,56
1991 88,9 83 73,8 167 92 154,0 82,8 5,57
1992 110,6 68 75,2 168,6 90 151,7 72,3 5,01
1993 99,8 87 86,8 182,7 86 157,1 88,0 5,92
1994 98,7 70 69,1 231,1 54 124,8 100,3 6,76
1995 101,9 73 74,4 250,4 49 122,7 96,5 6,52
1996 98,1 46 45,5 217,5 33 70,9    

Производственные мощности по выпуску спирта этилового пищевого, водки и ликеро-водочной продукции в 1995 году были близки к их среднегодовому размеру в 1982 - 1984 гг. Вместе с тем, их официально учтенное использование было значительно ниже. При условии использования мощностей в 1995 г. предприятиями на уровне 92 - 93% (данные за 1982 - 1984 гг. - годы устойчивого потребления алкоголя), объем производства спирта этилового пищевого в 1995 году можно рассчитать по формуле:

О возм = М отч. х В = 101,9 х 0,93 = 94,8 млн. дал

О возм. - возможный объем производства

М отч. - производственные мощности по производству спирта в 1995 г.

В - среднегодовая выработка на единицу мощности по производству спирта в год за период 1982 - 1984 гг.

Разницей получаем объем скрытого производства спирта за 1995 год:

О скрыт. = О возм. - О отч. = 94,8 - 74,4 = 20,4 млн. дал

О скрыт. - объем скрытого производства спирта

О отч. - объем производства спирта по отчетным данным за 1995 год

Таким образом, полученный объем скрытого производства спирта составил 27% к объему, указанному в отчете за 1995 года.

Аналогично рассчитывается скрытое производство водки и ликеро-водочных изделий на мощностях по их производству в 1995 году.

О возм./1 = М отч./1 х В 1 = 250,4 х 0,88 = 220,4 млн. дал

О возм./1 - возможный объем производства водки и ликеро-водочных изделий

М отч./1 - производственные мощности по производству водки и ликеро-водочных изделий 1995 г.

В 1 - среднегодовая выработка на единицу мощности по производству водки и ликеро-водочных изделий в год за период 1982 - 1984 гг.

Объем скрытого производства водки и ликеро-водочных изделий составил:

О скрыт./1 = О возм./1 - О отч./1 = 220,4 - 122,7 = 97,7 млн. дал

О скрыт./1 - объем скрытого производства водки и ликеро-водочных изделий

О отч./1 - объем производства водки и ликеро-водочных изделий по отчетным данным за 1995 год

Таким образом, объем скрытого производства водки и ликеро-водочных изделий составил 97,7 млн. дал - обозначим его А.

Из рассчитанного выше скрытого объема производства спирта этилового можно изготовить 51 млн. дал водки и ликеро-водочных изделий (коэффициент пересчета 2,5), предположив, что неучтенный спирт полностью направляется на производство крепких напитков. Обозначим этот объем через А1. Для производства остальных 46,7 млн. дал водки и ликеро-водочных напитков (разница между объемами А-А1=97,7-51) необходимо сырье. Следовательно, можно предположить, что в страну должно незаконно поступить 18,7 млн. дал спирта, т.е. скрытого импорта.

Таким образом, общие ресурсы спирта для производства алкогольной продукции составят: 94,8 + 18,7 = 113,5 млн. дал

Однако в этом расчете не учтен объем скрытого импорта готовой алкогольной продукции. По данным ГТК России в 1996 г. каждая шестая партия (17%) алкогольной продукции ввезена с нарушениями действующего законодательства. Условно приняв, что это относится к готовой импортной алкогольной продукции, можно определить примерный объем скрытого импорта готовой алкогольной продукции:

27,7 х 0,17 = 4,7 млн. дал.

27,7 млн. дал - объем импорта готовой алкогольной продукции по отчету за 1995 год (в пересчете на абсолютный алкоголь)

0,17 - удельный вес скрытого импорта.

Ниже приводится схема расчета продажи алкогольной продукции балансовым методом по данным за 1995 г.:


Таблица 8


Наименование статей NN стр. Всего алкогольной
продукции
В том числе
водка и лике-
ро-водочные
изделия
    по отчет-
ным дан-
ным
с уче-
том
скрытых
объемов
по от-
четным
данным
с уче-
том
скры-
тых
объ-
емов
Запасы на предприятиях
промышленности, в оп-
товой и розничной
торговле на начало пе-
риода




01




2,0




2,0




1,4




1,4
Производство (исходя
из ресурсов сырья)

02

60,8

113,5

50,1

88,2
Импорт готовой алко-
гольной продукции

03

27,2

31,8

17,6

21,1
Экспорт готовой алко-
гольной продукции

04

3,9

3,9

3,6

3,6
Запасы на конец периода 05 1,9 1,9 1,4 1,4
Продано в предприятиях
торговли (01+02+03-04-05)

06

84,1

141,5

64,2

105,7
Продажа на рынках 07 12,4 (х) х 9,5 (х) х
Объем продажи алкогольной
продукции населению
(06+07)


08


96,5


141,5


73,6


105,7
Примечание.
(х) объем продажи на рынках устанавливается по данным их выборочного
обследования и рассматривался в расчетах за 1992 - 1995 гг. как
объем нелегального производства и импорта алкоголя

Таким образом, досчет продажи всей алкогольной продукции с учетом сокрытия производства и импорта за 1995 г. в целом по Российской Федерации составил 41%, по водке и ликеро-водочным изделиям - 39%. Этот процент досчета используется на протяжении следующего года для определения продажи алкогольной продукции.

Аналогично производится ежемесячный расчет объемов производства и импорта алкогольной продукции с учетом скрытых объемов. Для расчетов в течение всего года используется % использования можностей по производству соответствующего вида алкогольной продукции, который был принят при расчетах за предыдущий год.

2.3. Расчет продажи предметов длительного пользования во всех каналах реализации базируется на балансовом методе расчета по следующей схеме:


Таблица 9


Наименование статей NN стр. Источники информации
Запасы на предприятиях
промышленности, в опто-
вой и розничной торгов-
ле на начало года



01
ф.ф. 1-торг, МП (торг)(с распрост-
ранением на генеральную совокуп-
ность), 1-п (срочная), 1-продажа
Производство 02 фф. 1-п (срочная), расчет
Импорт 03 Данные таможенной статистики,
расчет
Экспорт 04 Данные таможенной статистики,
расчет
Запасы на конец периода 05 как по строке 01
Итого ресурсов для продажи 06 Расчет 01+02+03-04
Продано в предприятиях
торговли

07

Расчет 06-05

Общий объем производства товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, радиоприемных устройств, стиральный машин др.) определяется по формуле:

Vпр-ва = Vкс + Vас,

где Vкс - объем товара, по кругу предприятий, представивших ф. 1-п (срочная) месячная,

Vас - объем производства по малым, совместным предприятиям и предприятиям промышленного производства при непромышленных организациях.

На практике производство сложной бытовой техники сосредоточено, кроме крупных и средних предприятий, представляющих сведения по форме N 1-п (срочная) с месячной периодичностью, в совместных предприятиях. Эти предприятия ежеквартально представляют данные об объемах производства по форме N 1-ВЭС. Ежемесячно досчет на полный круг предприятий с использованием данных формы N 1-ВЭС за предыдущий квартал осуществляется в порядке, изложенном в п. 1.2 настоящих Методических указаний.

Рассчитанный объем продажи сопоставляется с данными обследования домашних хозяйств о темпах изменения объемов покупки предметов длительного пользования и их наличии у населения.

Примечание. Более подробно данный метод будет изложен во второй части методики для расчетов на региональном уровне.

Расчет продажи предметов длительного пользования по Российской Федерации за 1994 - 1995 г.г. приведен в приложении 2.

2.4. Расчет продажи легковых автомобилей осуществляется с использованием данных ГАИ МВД России. Ниже приведена схема расчета:


Таблица 10


Наименование статей NN стр. Источник информации
Производство легковых автомобилей 01 Ф.N 1-п (срочная),
расчет
Импорт (официально учтенный) 02 Данные таможенной
статистики
Экспорт 03 то же
Изменение запасов в промышленнос-
ти, оптовой и розничной торговле

04
Ф.ф. N 1-п (срочная),
1-продажа, 3-торг
Официальные ресурсы легковых авто-
мобилей для продажи населению на
внутреннем рынке


05
Расчет (01-03) х
0,96(х) + 02 - 04
Зарегистрировано легковых автомо-
билей в ГАИ в собственности граж-
дан за год


06
Расчет на основании
данных ГАИ МВД Рос-
сии, ф.N 555, раз-
дел 3 "Сведения о
работе госвтоинспек-
ции"
Завезено автомобилей из зарубежа
физическими лицами

07

Данные ГТК России
Неучтенный ввоз автомобилей из
зарубежа физическими лицами

08

Расчет 06-05-07
Завезено автомобилей из зарубежа
физическими лицами для личного
пользования


09


Строка 07хК(хх)
Продано автомобилей населению
на внутреннем рынке

10

Расчет 06-09
Примечание.
(х) 96% всего производства легковых автомобилей за минусом экспорта
поступает на втуренний рынок для продажи населению.
(хх) К - коэффициент, представляет собой отношение легковых автомоби-
лей, завезенных физическими лицами из зарубежа для личного поль-
зования, к общему числу завезенных физическими лицами легковых авто-
мобилей. Величина данного коэффициента установлена на основании
экспертных оценок ЦБ и ГТК России (1994 г., 1995 г. - 0,4).

Расчет количества зарегистрированных в течение одного года легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан в Российской Федерации, производится в следующем порядке:

1. По данным ГАИ МВД России (ведомственная форма N 555, раздел 3 "Сведения о работе госавтоинспекции") определяется увеличение (прирост) за отчетный год парка легковых автомобилей, как разность между наличием легковых автомобилей на конец отчетного года и на конец года, предшествующего отчетному.

2. Данные о количестве вновь зарегистрированных в стране легковых автомобилей в собственности граждан получают расчетно по следующей схеме:

2.1. Определяется коэффициент выбытия (Квыб) всех автомобилей в собственности граждан за предыдущий год по формуле:


            Количество выбывших (списанных) автомобилей всех видов
     Квыб = -----------------------------------------------------------
            Количество автомобилей всех типов на начало отчетного года

2.2. Учитывая, что в общем количестве автомобилей в собственности граждан на легковые приходится около 95%, этот коэффициент можно использовать для расчета количества списанных легковых автомобилей в собственности граждан за отчетный год:


Количество списанных легковых автомобилей = Количество легковых автомобилей на начало отчетного года х Квыб


2.3. Количество вновь зарегистрированных легковых автомобилей в собственности граждан за отчетный год определяется следующим образом:


Количество легковых автомобилей на конец отчетного периода - количество легковых автомобилей на начало отчетного года + количество списанных легковых автомобилей за отчетный год


Расчет продажи населению легковых автомобилей по Российской Федерации за 1994 - 1995 гг. приведен в приложении 3.

3. После проведения досчетов продаж перечисленных товаров производится корректировка товарной структуры объема розничного товарооборота. Корректировка осуществляется путем оценки уточненного объема продажи каждого товара по средним фактическим розничным ценам за отчетный период (по данным формы N 3-торг "Сведения о продаже и запасах основных товаров") и уточнения исходя из пересчитанной стоимости доли данной товарной группы в общем объеме товарооборота.

4. Расчет объемов продажи потребительских товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках производится на основании специального выборочного обследования (инструментарий утвержден постановлением Госкомстата России 21.08.95 N 134).

Объектами наблюдения являются вещевые (смешанные) рынки столиц субъектов Российской Федерации, других городов по усмотрению территориальных органов государственной статистики, действующие на специально отведенных для этой цели площадях. В каждом регионе обследуется 1 - 2 рынка. Обследование проводится в середине отчетного квартала в течение двух дней - буднего и воскресного.

Оценка объема продажи товаров производится на основании данных о численности торгующих и выручке одного продавца, установленных путем обхода регистратором рынка. Во время обхода устанавливается также количество отдельных проданных товаров, которое фиксируется в бланке обследования и используется затем для расчета товарной структуры объема продажи на рынках.

По заранее составленным спискам вещевых и смешанных рынков в регионе, торгующих на специально отведенных площадях, и среднем числе торгующих на рынке устанавливается общее число торгующих. Сведения о суммарном количестве торгующих запрашиваются у администраций рынков один раз в месяц. Суммарное количество торгующих может быть также установлено расчетным путем исходя из суммы разового сбора на рынке и стоимости одного торгового места.

Общий объем продажи определяется как произведение числа торгующих на среднюю выручку одного продавца в день. На основании полученных данных производится оценка объемов продажи по товарным группам. Для этого общий объем продажи распределяется по структуре продажи на наблюдаемых рынках.


Управление статистики товарных рынков и торговли


Приложение 1

к постановлению Госкомстата РФ

от 29 мая 1997 г. N 33


Разработочная таблица
расчета розничного товарооборота
за __________________________ 1997 года


1. Официально учтенный розничный товарооборот


  N стр.
____________
млрд. рублей
Индекс потреби-
тельских цен
за _____ 1997 г.
в % к
Индекс физичес-
кого объема за
_______ 1997г.
в % к
    1997г. 1996г. ______
1996 г.
______
1997 г.
______
1996 г.
______
1997 г.
Крупные и средние
предприятия роз-
ничной торговли
(ф.N 1-торг)



01
           
Крупные и средние
предприятия дру-
гих отраслей
экономики:
             
ф.N 1-п (срочная)              
ф. N 1-продажа              
ф. N 1-ВЭС              
ф. N 91-связь              
ф. N 2-топпром              
Всего (на крупных
и средних предп-
риятиях)


02
           
Малые предприятия
(ф.МП)

03
           
Итого официально
учтенный рознич-
ный товарооборот
крупных, средних
и малых предпри-
ятий (01+02+03)





04
           

2. Досчет объема розничного товарооборота предприятий торговли в результате его занижения сокрытия) и недоучета круга предприятий


  N стр.
___________
млрд.рублей
Индекс потреби-
тельских цен за
_______ 1997г.
в % к
Индекс физичес-
кого объема за
_______ 1997г.
в % к
    1997г. 1996г. ______
1996г.
______
1997г.
______
1996г.
______
1997г.
По показателю
уровня издер-
жек обращения:
Соотношение
индекса уров-
ня издержек
обращения и
индекса фи-
зического
объема това-
рооборота
(процент до-
счета объема
товарооборота)













01













23













22













х













х













х













х
Объем рознич-
ного товаро-
оборота пред-
приятий тор-
говли (стр.04,
разд.1 х
стр. 01/100)






02
           
По показателю
поступления
торговой вы-
ручки в кас-
сы банков:
Поступило
торговой вы-
ручки в кас-
сы банков
(ф.N 748)









03
   








х









х
   
Удельный вес
в товарообо-
роте, %:
фактически
(стр.03/стр.02
х100)





04
   




х





х





х





х
в среднем за
1995-1996гг.

05

х
 
х

х

х

х
процент до-
счета объема
товарооборота
(стр.04-
стр.05)




06
   



х




х




х




х
Объем рознич-
ного товаро-
оборота пред-
приятий тор-
говли (стр.04
х стр.06/100)





07
           
По показателю
расхода домаш-
них хозяйств
на покупку
товаров:
Расходы до-
машних хо-
зяйств на
покупку то-
варов (КЭОД,
табл.5)










08
           
Удельный вес
в товарообо-
роте, %
фактически
(стр.08/
стр.02х100)





09
   




х





х





х





х
в среднем за
1996г.

10

х
         
процент до-
счета объема
товарооборо-
та (стр.09-
стр.10)




11
   



х




х




х




х
Объем роз-
ничного това-
рооборота
предприятий
торговли
(стр.09 х
стр.11/100)






12
           
Принятый
объем това-
рооборота
предприятий
торговли




13
           

3. Общий объем розничного товарооборота


  N стр.
____________
млрд. рублей
Индекс потреби-
тельских цен за
______ 1997г.
в % к
Индекс физичес-
кого объема за
________1997г.
в % к
    1997г. 1996г. ______
1996г.
______
1997г.
______
1996г.
______
1997г.
Объем товаро-
оборота пред-
приятий тор-
говли (стр.13,
разд.2)




01
           
Объем товаро-
оборота веще-
вых, смешанных
и продоволь-
ственных рын-
ков (данные
выборочного
обследования)







02
           
Общий объем
розничного
товарооборота
(стр.01+стр.02)



03
           

4. Расчет товарных ресурсов розничного товарооборота


Наименование статьи NN стр. Источники информации Млрд.рублей
Запасы потребительс-
ких товаров в про-
мышленности, в роз-
ничной и оптовой
торговле на начало
квартала
01 Фф. NN 1-торг, МП(торг),
1-п (срочная), 1-продажа
 
Производство потре-
бительских товаров
02 Ф.N 1-п(срочная), расчет  
Импорт 03 Данные таможенной статис-
тики, расчет
 
Экспорт 04 Данные таможенной статис-
тики, расчет
 
Запасы потребительс-
ких товаров в промыш-
ленности, в розничной
и оптовой торговле на
конец квартала
05 Как по строке 01.  
Итого товарных ресур-
сов (01+02+03-04-05)
06 Расчет  

5. Расчет продажи основных продовольственных товаров


Наименование статьи NN стр. Инсточники информации млрд.руб.
Запасы на начало года 01 Балансы ресурсов и ис-
пользования сельхозпро-
дуктов (по населению и
крестьянским (фермерс-
ким) хозяйствам)
 
Производство 02 Данные о сборе урожая
сельхозкультур и произ-
водстве продукции жи-
вотноводства (по насе-
лению и крестьянским
фермерским) хозяйствам)
 
Израсходовано на семена 03 Как по стр.01  
Израсходовано на корм 04 то же  
Продано населением по
всем каналам
05 В соответствии с методи-
ческими указаниями Гос-
комстата России от
24.11.95 N 11-5-2/22
 
Потери 06 Балансы ресурсов и ис-
пользования основных
продуктов (по населе-
нию и крестьянским
(фермерским) хозяйствам
 
Запаса на конец года 07 то же  
Личное потребление на-
селением

08

то же
 
Куплено населением по
всем каналам

09
Стр.01+02-03-04-05-06-
07-08
(После расчета данной
статьи производится
сопроставление полу-
ченного показателя с
данными обследования
бюджетов домашних хо-
зяйств о покупке про-
дуктов питания КЭОД
(табл.5а)
 

6. Расчет продажи алкогольной продукции


Наименование статей NN стр. Источники информации млн. дал
Запасы на предприятиях
промышленности, в оп-
товой и розничной тор-
говле на начало периода
01 ф.ф. 1-торг, МП(торг)
(с распространением на
генеральную собствен-
ность), 1-п(срочная),
1-продажа
 
Производство 02 фф. 1-п(срочная),
БМ, расчет
 
Импорт 03 Данные таможенной
статистики, расчет
 
Экспорт 04 Данные таможенной
статистики, расчет
 
Запасы на конец периода 05 как по строке 01  
Итого ресурсов для про-
дажи
06 Расчет 01+02+03-04  
Продано в предприятиях
торговли
07 Расчет 06-05  

7. Расчет продажи предметов длительного пользования


Наименование статей NN стр. Источники информации тыс.штук
Запасы на предприятиях
промышелнности, в опто-
вой и розничной торгов-
ле на начало периода
01 ф.ф. 1-торг, МП(торг)
(с распространением на
генеральную совокуп-
ность), 1-п (срочная),
1-продажа
 
Производство 02 фф. 1-п(срочная),
расчет
 
Импорт 03 Данные таможенной
статистики, расчет
 
Экспорт 04 Данные таможенной
статистики, расчет
 
Запасы на конец
периода

05

как по строке 01
 
Итого ресурсов для
продажи
06 Расчет 01+02+03-04  
Продано в предприятиях
торговли
07 Расчет 06-05  

8. Расчет продажи легковых автомобилей


Наименование статей NN стр. Источники информации тыс.штук
Производство легковых
автомобилей
01 Ф.N 1-п(срочная),
расчет
 
Импорт (официально
учтенный)
02 Данные таможенной
статистики
 
Экспорт 03 то же  
Изменение запасов
в промышленности,
оптовой и розничной
торговле
04 Ф.ф. NN 1-п(срочная),
1-продажа, 3-торг
 
Официальные ресурсы
легковых автомобилей
для продажи населению
на внутреннем рынке
05 Расчет (01-03)х0,96(х)
+02-04
 
Зарегистрировано
легковых автомобилей
в ГАИ в собственности
граждан за год
06 Расчет на основании
данных ГАИ МВД России,
ф.N 555, раздел 3
"Сведения о работе
гоавтоинспекции"
 
Завезено автомобилей
из зарубежа физичес-
кими лицами
07 Данные ГТК России  
Неучтенный ввоз автомо-
билей из зарубежа
физическими лицами
08 Расчет 06-05-07  
Завезено автомобилей
из зарубежа физичес-
кими лицами для лич-
ного пользования
09 Строка 07хК(хх)  
Продано автомобилей
населению на внутрен-
нем рынке
10 Расчет 06-09  
Примечание.
(х) 96% всего производства легковых автомобилей за минусом экспор-
та поступает на внутренний рынок для продажи населению.
(хх) К - коэффициент, представляет собой соотношение легковых
автомобилей, завезенных физическими лицами из зарубежа для личного
пользования, к общему числу завезенных физическими лицами легковых
автомобилей. Величина данного коэффициента установлена на основании
экспертных оценок ЦБ и ГТК России (1994г., 1995г. - 0,4).

Приложение 2

к постановлению Госкомстата РФ

от 29 мая 1997 г. N 33


Расчет
продажи населению телевизоров и холодильников по Российской Федерации за 1994 - 1995 гг. (тысяч штук)


Наименование
статей
NN
стр.
Телевизоры Холодильники
1994 1995 1994 1995
Запасы на предприятиях
промышленности, в опто-
вой и розничной торгов-
ле на начало периода



01



408



561



111



477
Производство 02 2240 1005 2662 1789
Импорт 03 3073 2642 884 587
Экспорт 04 162 127 196 116
Запасы на конец периода 05 561 226 477 281
Итого ресурсов для про-
дажи (01+02+03-04)

06

5559

4081

3461

2737
Продажа в предприятиях
торговли (06-05)

07

4998

3855

2984

2456
Продажа на рынках и
неторговыми организаци-
ями


08


630


497


51


40
Итого продано (07+08) 09 5628 4352 3035 2496

Приложение 3

к постановлению Госкомстата РФ

от 29 мая 1997 г. N 33


Расчет
продажи населению легковых автомобилей по Российской Федерации за 1994 - 1995 гг. (тысяч штук)


Наименование показателей NN стр. 1994 1995
Производство легковых
автомобилей

01

798

835
Импорт (официально
учтенный)

02

121

108
Экспорт 03 227 210
Изменение запасов в
промышленности, оптовой
и розничной торговле


04


-


+11
Официальные ресурсы
автомобилей для продажи
населению на внутреннем
рынке [(01-03) х
0,96+02+(-)04]




05




669




719
Зарегистрировано легковых
автомобилей в ГАИ в соб-
ственности граждан - всего


06


1370


1456
Завезено автомобилей из
зарубежа физическими лицами
по данным ГТК России


07


486


442
Неучтенный ввоз легковых
автомобилей из зарубежа
физическими лицами
(06-05-07)



08



215



295
Завезено автомобилей
для личного пользования
(07х0,4)


09


194


177
Продано автомобилей
населению на внутреннем
рынке (06-09)


10


1176


1279

-------------------------------------------------------------------------

*) Примечание. Рентабельность (отношение прибыли к издержкам обращения) "челночной" торговли исходя из установленного коэффициента эффективности определяется по формуле:


Р = (1-1/Кэф)х100%,


где Р - рентабельность (в %),

Кэф - коэффициент эффективности. При Кэф=1,8 рентабельность торговых операций "челноков", рассчитанная по приведенной формуле, составит 45%.



Постановление Госкомстата РФ от 29 мая 1997 г. N 33 "Об утверждении Методических указаний по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне"


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.