Письмо Минфина РФ от 17 декабря 1997 г. N 22-02-09 О поддержке производителей сельхозпродукции

Письмо Минфина РФ от 17 декабря 1997 г. N 22-02-09


Министерство финансов Российской Федерации направляет информацию и предложения по снижению ценового диспаритета между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между продукцией агропромышленного и топливно-энергетического комплексов и сообщает.

Проведение экономических реформ сопровождалось существенными изменениями ценовых соотношений. Если сравнивать текущие соотношения цен с уровнями 1990 года, то окажется, что в наименьшей степени возросли закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию (индекс цен реализации 1996 г. по отношению к 1990 г. составил 1750 раз), а в наибольшей степени цены на энергоресурсы и железнодорожный транспорт (средние цены для промышленных потребителей в 1996 г. были выше средних цен 1990 г. по электроэнергии в 13470 раз, по газу в 12385 раз, по дизельному топливу в 20455 раз) (по данным Госкомстата России). Такое резкое изменение пропорций имеет две основные причины:

1. Приближение структуры цен к соотношениям цен мирового рынка в результате либерализации внешней торговли. Существовавший до начала реформ разрыв во внутренних и мировых ценах отражал весьма низкий уровень эффективности сельского хозяйства в России.

2. Постепенное уменьшение масштабов бюджетного датирования цен на сельскохозяйственную продукцию (если учесть сокращение дотаций, то реальное удорожание сельскохозяйственной продукции для потребителей окажется значительно больше номинального, и соответственно меньше будет разрыв в индексах удорожания).

Каковы бы ни были причины изменения относительных цен, они повлекли ухудшение финансового положения аграрного сектора, что в свою очередь вызвало спад в спросе последнего на сельскохозяйственную технику, удобрения, горючее и т.п. Все это не могло не сказаться в конечном итоге на объемах производства. Однако, несмотря на относительное удешевление своей продукции, спад в сельском хозяйстве имел меньшие размеры чем в экономике в целом (составив в 1996 г. 38% от уровня 1990 г., при 52% в промышленности и 41% для ВВП в целом).

В последние годы ценовые соотношения сравнительно стабилизировались. Как показывают данные, приведенные в таблице, за два последних года рост цен в сельском хозяйстве был ниже чем в промышленности, но выше чем в других секторах.


Индексы цен производителей

  1995г. к
1994г.
1996г. к
1995г.
1996г. к
1994г.
Промышленность
Сельское хозяйство
Капитальное
строительство
Грузовой транспорт
Индекс
потребительских цен
3.4
3.3
2.7

3.2
2.9
1.5
1.4
1.7

1.2
1.5
5.1
4.6
4.6

3.8
4.3

За последний год (с октября 1996 г. по октябрь 1997 г.) цены на продукцию животноводства выросли на 15,1%. В то же время рост цен производителей на промышленную продукцию составил за этот период 9,0%, цен на приобретаемые промышленностью материально-технические ресурсы - 7,7%, цен в капитальном строительстве - 13,6%, тарифов на грузоперевозки 2,4%, а потребительских цен 12,9%. Таким образом, сложившиеся в первые годы после начала реформ ценовые соотношения сохраняются в последнее время в целом на стабильном уровне, а частично даже изменяются в пользу аграрного сектора.

Хотя в последние годы поддержка сельского хозяйства снижалась, ее размеры остаются значительными.

В 1997 году на оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей предусмотрено выделить 25,1 трлн. рублей, включая 16,1 трлн. рублей прямых бюджетных ассигнований, из них на компенсации и дотации сельхозтоваропроизводителям - 4,6 трлн. рублей.

В целом по состоянию на 20.11.97 г. выделено 7,3 трлн. рублей бюджетных ассигнований или 44% годовых назначений.

В настоящее время в рамках реструктуризации отраслей естественных монополий параллельно происходит два процесса. С одной стороны, по ряду основных топливно-энергетических ресурсов (включая газ и электроэнергию) номинальные цены стабилизировались, что обеспечило их относительное удешевление.

С другой стороны, важным элементом программы структурных реформ является поэтапная ликвидация перекрестного ценового субсидирования, одобренная Указом Президента Российской Федерации N 426 от 28 апреля 1997 г. "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". Указ Президента Российской Федерации N 1175 от 7 ноября 1997 г. предписывает Правительству подготовить и утвердить программу поэтапной отмены тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций агропромышленного комплекса на период до 2000 года.

В этих условиях изменение соотношения цен в пользу сельского хозяйства возможно осуществить за счет следующих факторов:

1. Проводимая реструктуризация в отраслях ТЭК и на железнодорожном транспорте, включающая развитие механизмов конкуренции и усиление государственного контроля в четко выделенных сферах действия естественных монополий должны привести к существенному реальному удешевлению основных энергоресурсов и грузовых перевозок для производственных потребителей.

2. Перекрестное субсидирование через цены сельскохозяйственных и других "льготных" потребителей в соответствии с Указом N 1175 от 7 ноября 1997 г. должно быть поэтапно ликвидировано. Однако, необходимо ограничить размеры связанного с этим удорожания энергии для аграрного сектора. Так, по оценкам РАО ЕЭС полная компенсация затрат на производство и распределение электроэнергии для сельскохозяйственных потребителей с учетом используемых здесь сетей низкого напряжения должна вдвое превышать средние цены для промышленных потребителей. Такой полный учет субсидий требовал бы повышения цен для сельского хозяйства примерно в 3 раза. В этих условиях следует ставить задачу доведения к 2000 году цен для сельского хозяйства только до уровня цен производства. По состоянию на середину текущего года это требовало бы удорожания электроэнергии для агросектора в пределах 40%. Однако фактически необходимое удорожание окажется существенно меньшим за счет ожидаемого относительного удешевления топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, удорожание будет в значительной степени компенсировано удешевлением остальной приобретаемой продукции в результате удешевления энергии для других потребителей.


Заместитель министра

О.В. Вьюгин



Письмо Минфина РФ от 17 декабря 1997 г. N 22-02-09


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение