Концепция развития в России сетей персонального радиовызова общего пользования (утв. постановлением Коллегии Минсвязи РФ от 5 сентября 1994 г.)

"Концепция развития в России сетей персонального радиовызова общего пользования"
(утв. постановлением Коллегии Минсвязи РФ от 5 сентября 1994 г.)


Одобрено решением ГКЭС

от 28 сентября 1994 г. N 92


Введение


Наряду с широким развитием в последние годы систем сухопутной подвижной радиосвязи, предназначенных для организации двусторонней связи подвижных абонентов между собой или с абонентами стационарной телефонной сети, наблюдается существенный прогресс в развитии систем персонального радиовызова, предназначенных для односторонней передачи сообщений.

Системы персонального радиовызова (ПРВ) по сравнению с системами двусторонней радиосвязи требуют меньших затрат на организацию сетей, более эффективно используют радиоспектр, имеют меньшее энергопотребление и габариты оконечных устройств. Системы ПРВ могут использоваться для передачи сообщений как работникам отдельных предприятий, строек, больниц, учреждений и т.п. (ведомственные, диспетчерские системы ПРВ), так и через телефонные сети общего пользования любым абонентам, если эти сети ПРВ общего пользования (ПРВ-ОП). Системы ПРВ-ОП являются эффективным дополнением к телефонной сети общего пользования (ТФОП).

Переход к новым экономическим условиям, стимулирующим развитие деловой активности и предпринимательства, существенно повысил спрос на услуги сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования, в том числе и на услуги ПРВ-ОП.

Целью настоящей концепции является определение основных принципов создания сетей ПРВ-ОП в реальных условиях, сложившихся в Российской Федерации, с учетом мирового опыта и рекомендаций международных организаций.


1. Исходные положения концепции


1.1. Персональный радиовызов (пейджинг) - услуга электросвязи, обеспечивающая беспроводную одностороннюю передачу информации в пределах обслуживаемой зоны.

1.2. Под сетями ПРВ-ОП понимается совокупность технических средств, через которые с помощью ТФОП происходит передача в радиоканале сообщений ограниченного объема.

1.3. Сети ПРВ-ОП являются частью Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (ВСС России), ее дополнением и расширением.

Услуга персонального радиовызова организуется как дополнительная услуга оператора сетей ВСС России (сетей сухопутной подвижной радиосвязи, радиовещания, телевидения и др.).

1.4. Основой для решения вопросов по внедрению в России сетей ПРВ-ОП являются решения Государственной комиссии по электросвязи России (ГКЭС России) по развитию ВСС России и Государственной комиссии по радиочастотам России (ГКРЧ России) по условиям использования частотного спектра.

1.5. Организация сетей ПРВ-ОП основывается на действующих правилах государственного регулирования в отрасли "Связь".

1.6. При создании и эксплуатации сетей ПРВ-ОП должны использоваться нормативно-технические документы, действующие на территории Российской Федерации и определяющие принципы организации сетей связи общего пользования, нумерацию, сигнализацию; выполняться требования по предоставлению услуг связи, в том числе при чрезвычайных ситуациях, а также эксплуатационно-технические требования к средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"; должна быть исключена возможность несанкционированного использования системы ПРВ-ОП не по прямому назначению.

Подключение сетей ПРВ-ОП к сетям связи общего пользования должно осуществляться по техническим условиям, согласованным в каждом конкретном случае с соответствующим оператором ТФОП.

1.7. Сети ПРВ-ОП создаются, в основном, за счет привлечения негосударственных финансовых средств. Любые юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие лицензии Министерства связи Российской Федерации и разрешения Госсвязьнадзора на использование радиочастот, могут стать операторами сетей ПРВ-ОП, если они берут на себя обязательства создавать эти сети в соответствии с существующими российскими нормами и правилами и выполнять все требования, изложенные в соответствующих лицензиях.

Обязательным должно быть существование конкурентной основы в деятельности коммерческих операторов.


2. Тенденция развития сетей ПРВ-ОП в мире


Первые сети ПРВ предназначались для обслуживания отдельных предприятий, в которых передача вызовов и коротких сообщений осуществлялась с помощью диспетчеров.

Развитие систем ПРВ происходит путем внедрения техники автоматического взаимодействия с ТФОП, применения цифровых способов передачи вызовов (адресов) и сообщений в буквенно-цифровом виде, повышения пропускной способности и помехоустойчивости, через миниатюризацию и уменьшение потребления электроэнергии оконечными устройствами.

Зоны обслуживания сетей расширились до размеров городов, отдельных регионов и целых стран. Начато создание межгосударственных сетей ПГВ-ОП. В настоящее время Европейским институтом стандартов связи (ETSI) в рамках МСЭ-Р разрабатывается проект единой европейской сети ПРВ-ОП (ERMES) с перспективой ее развития до уровня глобальной сети ПРВ-ОП.

По принципу использования радиоканалов системы ПРВ-ОП делятся на два вида: работающие по специально выделенным каналами и системы, передача сигналов в которых реализуется путем уплотнения существующих радиоканалов. Наибольшее распространение получили системы ПРВ-ОП со специально выделенными каналами. При этом в основном это системы с форматом сигналов и кодом POCSAG.

Сети ПРВ-ОП являются одним из массовых средств связи по сравнению с другими видами подвижной радиосвязи общего пользования. Суммарное число абонентов сетей ПРВ-ОП в мире исчисляется десятками миллионов и прогнозируется их рост.


3. Уровень развития сетей ПРВ-ОП в России


Локальные, ведомственные сети ПРВ для отдельных предприятие работают в России с конца 60-х годов.

Система с зоной обслуживания, охватывающей территорию города, впервые была внедрена в Москве в связи с проведением летних Олимпийских игр (1980 г.).

Переход России на новые экономические отношения потребовал более активного внедрения систем ПРВ-ОП. За период 1992-1994 гг. в Москве и Санкт-Петербурге начали функционировать несколько систем ПРВ-ОП. Намечается внедрение аналогичных систем в ряде других городов.

Создаваемые сети ПРВ-ОП базируются главным образом на импортном оборудовании. Эти системы, как правило, работают в частотных диапазонах 160 МГц и 450 МГц (без занятия полос 453-458 МгЦ и 463-468 МГц, предназначенных для сотовых сетей NMT-450).

Зоны обслуживания, в основном, вписываются в границы городов. В стадии проработки находятся вопросы организации услуги ПРВ с использованием систем, основанных на уплотнении радиоканалов существующих систем связи, например, радиовещания. Более лимитированная энергетика уплотняющих сигналов по сравнению с энергетикой сигналов в системах со специально выделенными каналами частично компенсируется организационными достоинствами таких систем.


4. Направления развития сетей ПРВ-ОП в России


Сети ПРВ-ОП могут базироваться как на системах, использующих выделенные частоты, так и создаваться путем уплотнения каналов существующих радиопередающих систем. Развитие сетей ПРВ-ОП этих двух типов может осуществляться параллельно, взаимно дополняя друг друга.

Системы ПРВ-ОП в зависимости от их функциональных возможностей, от величины зон обслуживания можно разделить на федеральные и региональные.

4.1. Федеральные сети должны отвечать следующим требования:

- каждое оконечное устройство должно обеспечивать получение абонентом информации на всей охватываемой сетью территории, что может быть обеспечено применением единого принципа кодирования сигналов;

- предусматривать обслуживание значительного процента населения страны;

- обеспечивать выполнение задач государственных органов в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах страны;

- иметь единый план нумерации абонентов;

- использовать общие принципы расчетов с абонентами;

- основываться на рекомендациях МСЭ-Р по созданию международных сетей такого типа;

- основываться на современных технологиях и в перспективе иметь возможность интегрироваться в зарубежные сети.

4.2. Допускается, чтобы услуги конкретной федеральной сети в разных регионах предоставляли разные операторы. При этом абоненты федеральной сети ПРВ-ОП должны обслуживаться на всей территории, охватываемой этой сетью.

4.3. Необходимым условием создания федеральных сетей ПРВ-ОП является выделение единой частоты (или набора частот) для всей территории страны.

С целью более эффективного использования спектра при расширении зоны обслуживания рекомендуется предпочтительное использование системы синхронного вещания (simulcast) сигналов радиовызова одновременно многими передатчиками на одной частоте.

4.4. При решении вопросов создания федеральных сетей ПРВ-ОП целесообразно ориентироваться на использование разрабатываемого в рамках ETSI стандарта на общеевропейскую систему персонального радиовызова. В этом случае федеральная сеть ПРВ-ОП будет интегрироваться в зарубежные сети.

4.5. Одним из возможных вариантов реализации услуг ПРВ на федеральном уровне может стать система ПРВ-ОП с уплотнением каналов ОВЧ-ЧМ сети звукового радиовещания или других радиосетей, широко распространенных в России. Хорошо развитая в России сеть вещания, отсутствие необходимости выделения дополнительных радиоканалов позволяют организовать такую федеральную сеть ПРВ-ОП в ближайшем будущем.

При введении сигнала ПРВ-ОП в существующие сети звукового вещания не допускается уменьшение реальной зоны обслуживания передатчиков и ухудшение качества вещания для существующего парка приемных устройств.

4.6. Региональные сети ПРВ-ОП функционируют на территории, ограниченной границами одного или нескольких городов (или даже небольших населенных пунктов). Каждая региональная сеть обслуживает только собственных абонентов.


5. Использование радиочастот в сетях ПРВ-ОП


Данный раздел относится к сетям ПРВ-ОП, базирующимся на оборудовании, работающем на выделенных частотах.

5.1. Планом распределения полос радиочастот, принятым ГКРЧ России, для сетей ПРВ-ОП специальные полосы или наборы частот не предусмотрены. Рабочие частоты подбираются в различных диапазонах. В основном это диапазон 146-174 МГц.

При выделении частотного ресурса для сетей ПРВ-ОП действует правило приоритета по времени.

При наличии свободного частотного ресурса в каждом городе (регионе) может быть разрешено использование нескольких номиналов радиочастот для организации соответствующего количества сетей ПРВ-ОП.

Для нескольких разнесенных зон обслуживания сети ПРВ-ОП, организуемой конкретным оператором, может допускаться использование одной общей частоты.

5.2. Конкретные номиналы радиочастот в диапазоне 146-174 МГц назначаются Госсвязьнадзором при Министерстве связи Российской Федерации установленным порядком исходя из реальной загруженности этой полосы частот и с учетом "Плана распределения радиочастот в диапазоне 160 МГц и условий их использования радиосредствами гражданского назначения", одобренного решением ГКРЧ России (01.03.1994 г.), а также с учетом имеющихся ограничений.

5.3. В других диапазонах номиналы радиочастот для сетей ПРВ-ОП Госсвязьнадзор назначает установленным порядком на основании частных решений ГКРЧ России, принимаемых для конкретных операторов по результатам рассмотрения поступивших от них радиочастотных заявок.

ГКРЧ принимает решения исходя из реальной загруженности рассматриваемого диапазона частот в конкретном районе с учетом плана распределения частот между радиоэлектронными средствами (РЭС) различного назначения.

В целях обеспечения электромагнитной совместимости с другими РЭС этими решениями могут устанавливаться ограничения мощности передатчиков вызова, а также оговариваться зоны обслуживания сетей ПРВ ОП.


6. Принципы построения сетей ПРВ-ОП


6.1. Руководствуясь существующими в России нормами и правилами по проектированию и строительству, операторы сетей ПРВ-ОП вправе сами определять проектные и технические решения, которые обеспечивали бы выполнение условий лицензии.

6.2. В зависимости от используемого оборудования в сетях ПРВ-ОП с помощью ТФОП может предусматриваться автоматическая или полуавтоматическая передача информации абонентам сетей ПРВ-ОП.

6.3. Подключение региональных сетей ПРВ-ОП к ТФОП осуществляется на местном уровне, как правило, с выделением серийного номера. Для федеральных сетей возможны и другие уровни подключения.

В перспективном плане нумерации ТФОП для федеральных сетей ПРВ-ОП должны быть предусмотрены специальные номера.

6.4. При построении сетей, предполагая их объединение, целесообразно применение форматов сигналов и кодов POCSAG для сетей со специально выделенными радиоканалами и RDS для сетей, реализуемых на основе уплотнения ОВЧ-ЧМ вещательных каналов.


7. Формы и способы государственного регулирования


Государственное регулирование осуществляется с целью удовлетворения спроса пользователей качественными услугами ПРВ-ОП и обеспечения гармоничного развития сетей ПРВ-ОП в России путем:

- лицензирования;

- распределения частотного ресурса;

- сертификации средств связи.

7.1. Требования к создаваемым сетям ПРВ-ОП и условия операторской деятельности определяются лицензиями Министерства связи Российской Федерации. Лицензии не могут быть переданы их владельцами (лицензиатами) другим юридическим или физическим лицам.

7.2. Каждый оператор сети ПРВ-ОП обязан в установленный лицензией срок приступить к предоставлению услуг с помощью своей сети.

7.3. Разрешение на использование частоты (набора частот) может быть аннулировано, если оператор нарушит условия ее использования, определенные ГКРЧ России или Госсвязьнадзором.

7.4. Используемое при создании сетей ПРВ-ОП оборудование должно иметь сертификат соответствия Министерства связи Российской Федерации. Сертификации подлежит как импортное, так и отечественное оборудование.

Перечень оборудования связи, сертифицированного Министерством, публикуется в бюллетене Центра научно-технической информации "Информсвязь" Минсвязи России.

7.5. Контроль за использованием частот в каждой сети ПРВ-ОП и выполнение условий лицензий осуществляется службой Госсвязьнадзора при Министерстве связи Российской Федерации.



Концепция развития в России сетей персонального радиовызова общего пользования (утв. постановлением Коллегии Минсвязи РФ от 5 сентября 1994 г.)


Текст концепции официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение