Концепция использования в России транкинговых систем при организации коммерческих сетей связи

Концепция
использования в России транкинговых систем при организации коммерческих сетей связи


Введение


Под термином "транкинг" понимается метод равного доступа абонентов к общему выделенному пучку каналов, при котором конкретный канал закрепляется индивидуально для каждого сеанса связи и зависимости от распределения нагрузки в системе.

Этот метод применяется практически во всех современных системах радиотелефонной связи, в том числе и в сотовых, и позволяет при равном частотном ресурсе обеспечивать более высокую емкость таких систем по сравнению с системами с фиксированными каналами.

Вместе с тем в целом ряде стран термин "транкинг" употребляется для класса наземных систем радиотелефонной связи, как правило, используемых для организации сетей специализированного назначения.

В связи с тем, что общепринятый термин отсутствует, далее эти системы будут именоваться "транкинговыми", а сети, построенные на основе этих систем - "транкинговыми сетями".

Основой для транкинговых систем послужили системы радиосвязи на базе радиостанций, которые использовались при организации связи внутри выделенной группы пользователей. С развитием технических средств абоненты таких радиосетей получили возможность доступа к телефонным сетям.

В транкинговой сети одновременно могут существовать как радиосеть, так и радиотелефонная сеть связи общего пользования.

Однако применение транкинговых систем при создании сетей связи общего пользования, в которых абоненты, как правило, не имеют внутреннего тяготения, требует специального рассмотрения. Кроме того некоторые транкинговые системы не предназначались для включения в телефонные сети общего пользования, в связи с чем также необходимо определить условия их использования при организации коммерческих сетей связи общего пользования.

Транкинговые сети по топологическому построению имеют радиальную и радиально-зоновую структуру. В связи с этим на транкинковые сети общего пользования распространяются все положения, изложенные в "Концепции развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования" для радиальных и радиально-зоновых региональных сетей.

Целью настоящей концепции является определение основных принципов, которыми следует руководствоваться при организации на основе транкинговых систем сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования, а также выделенных сетей, предоставляющих услуги на коммерческой основе. Данную концепцию следует рассматривать как дополнение к вышеуказанной концепции.


Исходные положения Концепции


В качестве исходных положений концепции были взяты положения, изложенные в:

- Законе Российской Федерации "О связи", принятом Государственной Думой 20 января 1995 года;

- Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года;

- Положении о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года, N 642;

- руководящем документе по ОГСТфС;

- "Концепции развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования", одобренной Государственной комиссией по электросвязи Российской Федерации (ГКЭС России) решением N 71 от 23 февраля 1994 года;

- Положении о порядке присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования и порядке регулирования пропуска телефонного трафика по сетям электросвязи общего пользования Российской Федерации, одобренной решением ГКЭС России от 25 января 1995 года, N 107;

- Правилах предоставления услуг местными телефонными сетями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 года, N 547.


Основные типы транкинговых систем


Многообразие транкинговых систем объясняется тем, что они, в основном, были разработаны как специальные средства связи для определенных категорий пользователей.

Одним из главных признаков транкинговых систем является возможность группирования абонентов, объединенных общими интересами. По этой причине трафик, в основном, замыкается внутри транкинговых сетей (до 90 процентов), и выход большинства абонентов на телефонную сеть общего пользования (ТФОП) ограничивается. Предоставление разного набора услуг разным пользователям находится в зависимости от установленных внутри системы приоритетов.

В отличие от сотовых систем транкинговые системы, как правило, не обеспечивают непрерывности связи при пересечении абонентами границ зон радиопокрытия ("эстафетная передача") и не имеют автоматического роуминга. То есть не гарантируют абонентам "чужой" сети прежний набор имеющихся сервисных услуг, включая вопросы оплаты за предоставленные услуги. Кроме того, для абонентов транкинговых систем может быть предусмотрена возможность обеспечения связи между собой без выхода на ретранслятор, что в системах, ориентированных на организацию сетей связи общего пользования, отсутствует.

Как и у всех систем радиотелефонной связи, у транкинговых систем на абонентском участке присутствует радиоканал. Способ его организации в разных транкинговых системах может быть различным, а именно:

дуплексный,

симплексный, а также

двухчастотный симплекс, то есть когда прием и передача ведутся на разных частотах, однако технически не обеспечена одновременная двухсторонняя передача информации.

По способу предоставления радиоканала транкинговые системы делятся на системы

без канала управления и с каналом управления.

К системе без канала управления прежде всего относится отечественная система "Алтай".

В этих системах соединение устанавливается на любом свободном радиоканале, определенном путем сканирования.

В системах без канала управления используются различные аналоговые и цифровые протоколы управления. Системы с аналоговыми протоколами управления по отношению к системам с цифровыми протоколами менее эффективны, так как требуют на установление соединения больше эфирного времени.

В системах без канала управления число радиоканалов приходится ограничивать из-за относительно большого времени установления соединения. В таких системах, как правило, имеет место неравномерная нагрузка приемо-передающего оборудования, которая отрицательно сказывается на качестве работы приемо-передатчиков. Однако эти системы более дешевые по сравнению с системами, имеющими канал управления.

Системы с каналом управления более совершенны, чем системы без канала управления. При этом способ выделения канала управления (закрепленный или распределенный) не принципиален.

В системах с закрепленным каналом имеется специально выделенный канал управления.

В системах с распределенным каналом управления выделение для него конкретного радиоканала динамическое, когда в разные моменты времени используются разные частотные радиоканалы.

В системах с каналом управления могут использоваться разные протоколы.

Наиболее известен протокол МРТ 1327, в котором имеются как обязательные требования, так и рекомендованные. Главным достоинством этого протокола является его доступность и открытость в плане стандартизации, то есть допускается внесение в него национальных требований. Этот протокол положен в основу всех современных европейских транкинговых систем.

В некоторых транкинговых системах используются протоколы производителей оборудования, которые, в основном, считаются их интеллектуальной собственностью.

Следует отметить, что отечественные системы "Волемот" и "Старт", использующие технологию "транкинг", изначально разрабатывались как системы общего пользования. Эти системы имеют собственные протоколы, в которых канал управления не предусматривается.


Тенденции развития транкинговых сетей за рубежом


Существующие за рубежом транкинговые системы, в основном, ориентированы на создание коммерческих сетей производственного назначения, зоны обслуживания которых замыкаются в пределах территориальных интересов пользователей этих сетей, а также ведомственных сетей специального назначения. Имеются также системы, которые были разработаны исключительно для государственных оперативных служб. В таких системах расчетная нагрузка на одного абонента значительно ниже, чем в системах, предназначенных для коммерческих сетей, и иногда составляет около 0.001 Эрл.

Как в свое время были сделано для системы "Алтай", во многих странах, как правило, для организации транкинговых сетей связи предусматривается выделение частот блоками (стволами). Такой подход обеспечивает эффективное использование частотного ресурса, а также гарантирует полную реализацию технических возможностей оборудования. С учетом общих тенденций развития систем радиотелефонной связи в части унификации оборудования ведется разработка общеевропейской цифровой радиотелефонной транкинговой системы TETRA, за основу которой взят протокол МРТ 1327.

Эта система, в первую очередь, предназначена для обеспечения связью федеральных служб с целью их успешного взаимодействия. Благодаря своим техническим возможностям система TETRA может быть использована и при организации сетей связи общего пользования. Предполагается, что на основе этой системы в Европе могут быть образованы сети двойного применения.

Существуют зарубежные транкинговые системы, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к сетям связи общего пользования. Однако в связи с тем, что время их появления совпало с активным внедрением сотовых систем, транкинговые системы не нашли массового применения при организации сетей связи общего пользования.

Однако за основу при развитии сетей связи общего пользования во всем мире приняты сотовые сети, которые обеспечивают более высокое качество связи и широкий набор услуг.


Возможности и перспективы использования транкинговых систем при организации сетей связи в России


С учетом исторического развития России, а также переходного этапа российской экономики, в нашей стране могут иметь место некоторые особенности в области развития сетей радиотелефонной связи.

В настоящее время широкое распространение сотовых сетей в России сдерживается отсутствием отечественной техники. Активное применение этих сетей для удовлетворения потребностей в подвижной связи также ограничено из-за высокой себестоимости услуг сотовой связи по отношению к финансовым возможностям потенциальных пользователей.

Применение транкинговых систем позволяет расширить возможности по предоставлению услуг связи подвижным абонентам. Выбор конкретного оборудования для организации транкинговых сетей зависит от их назначения, при условии, что эти сети должны отвечать существующим технологическим нормам, правилам по технической эксплуатации и по предоставлению услуг связи своим пользователям.

Имеющиеся возможности по выделению необходимого частотного ресурса позволяют создавать в России транкинговые сети различного назначения.

Сети общего пользования могут организовываться на базе транкинговых систем при условии, что абоненты таких сетей в дополнение к полному набору услуг телефонных сетей связи общего пользования получают возможность перемещаться в пространстве на значительные расстояния.

На абонентов транкинговых сетей общего пользования распространяются все права и обязанности абонентов ТФОП.

На основе транкинговых систем могут также создаваться выделенные сети связи, в которых абоненты на коммерческих условиях имеют оперативную связь только внутри данной транкинговой сети. Правила предоставления услуг связи в таких сетях разрабатываются самими операторами и должны отвечать всем положениям, изложенным в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".

На основе транкинговых систем могут быть образованы внутрипроизводственные и ведомственные сети, в которых набор услуг определяется внутренними потребностями в связи, а правила работы таких сетей закрепляются внутренними инструкциями.

Для внутрипроизводственных и ведомственных транкинговых сетей частотный ресурс выделяется, как правило, специально с учетом государственной значимости соответствующего ведомства и задач создаваемых сетей.

Если ведомственные транкинговые сети могут иметь присоединение к ТФОП, то в соответствии с законом "О связи", для внутрипроизводственных сетей это не предусматривается.

Ведомственным сетям предоставлено право без ущерба для их основной деятельности предоставлять услуги связи на коммерческих условиях. В этом случае ведомственные сети переходят в разряд сетей двойного применения.

Принимая во внимание особенности транкинговых систем, предполагается, что именно в таком качестве транкинговые системы найдут в России массовое применение.

Относительно низкие по сравнению с сотовыми сетями стоимостные показатели оборудования, а также возможные тарифы на предоставляемые транкинговыми сетями услуги, делают их достаточно привлекательными при создании различных сетей связи.

Однако приоритетность в развитии радиотелефонных сетей остается за сотовыми сетями, так как они объединили в себе практически все технические возможности существующих радиотелефонных систем, более эффективно, чем транкинговые сети, используют частотный ресурс за счет повторяемости частот, имеют возможность создания интегрированных международных сетей.


Принципы построения транкинговых сетей


Транкинговые сети могут иметь различные условия присоединения к ТФОП и конфигурацию.

На основе существующего оборудования могут создаваться выделенные сети, то есть сети, не имеющие присоединения к ТФОП. В таких сетях абоненты имеют только внутреннюю нумерацию.

Современные транкинговые системы часто имеют техническую возможность присоединения к ТФОП. При этом обязательным условием для осуществления присоединения должно являться выполнение требований норм технологического проектирования. Кроме того, вне зависимости от статуса сети, используемое оборудование в объеме полного комплекта должно иметь сертификат соответствия Министерства связи Российской Федерации.

Благодаря возможности присоединения транкинговых сетей к ТФОП на их основе могут быть построены сети связи общего пользования. Концепцией развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования определено, что присоединение транкинговых сетей к ТФОП должно осуществляться на местном уровне.

В транкинговых сетях общего пользования каждый абонент должен иметь абонентский номер ТФОП, и на абонентов этих сетей распространяются правила предоставления услуг местных телефонных сетей.

Такие сети часто имеют собственные центры коммутации, которые в зависимости от их емкости присоединяются к ТФОП на местном уровне согласно Положению о порядке присоединения сетей электросвязи к сетям электросвязи общего пользования и порядке регулирования пропуска телефонного трафика по сетям электросвязи общего пользования Российской Федерации.

Существует значительное количество транкинговых систем, в которых имеются группы пользователей с внутренней нумерацией, и для них через один или несколько номеров местной телефонной сети обеспечивается доступ к ТФОП. Со стороны абонентов ТФОП индивидуальный вызов абонентов транкинговых сетей осуществляется путем дополнительного набора с помощью тональной частоты (например, DTMF-тонов) внутреннего номера.

При использовании в местной телефонной сети импульсного способа набора следует предусматривать применение специальных устройств (бинеров), которые могут передавать цифровую информацию тональной частотой. В случае невозможности дополнительного набора внутреннего номера транкинговой сети установление соединения осуществляется только через диспетчера.

В таких транкинговых сетях присоединение к ТФОП, как правило, предполагается на уровне абонентских установок. Подключение может быть реализовано при условии, что владельцем транкинговой сети гарантируется, что предельная нагрузка на каждую абонентскую линию не превысит 0,15 Эрл.

Так как в рамках единой транкинговой сети также может быть одновременно организованы как выделенная сеть, так и сеть связи общего пользования, то принципы построения каждой из них должны быть соответствующие.


Способы государственного регулирования


Государственное регулирование процесса создания и развития транкинговых коммерческих сетей осуществляется через лицензирование, выделение частотного ресурса и сертификацию.

Наличие лицензий является обязательным условием предоставления услуг связи на коммерческой основе.

Принципы лицензирования услуг, которые предполагается предоставить с помощью транкинговых сетей, соответствуют общим принципам лицензирования услуг электросвязи в Российской Федерации.

Рассмотрение заявок на лицензии, оформление и выдача лицензий, внесение в них изменений, а также аннулирование лицензий делегированы Министерству связи Российской Федерации федеральным законом "О связи" и "Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года, N 642.

При организации в России транкинговых коммерческих сетей разрешается применение систем, работающих по любым протоколам обмена при условии выполнения других требований, предъявляемых к радиотелефонным сетям связи. Однако наиболее перспективными считаются системы, использующие протокол МРТ 1327.

Для транкинговых сетей общего пользования основные подходы по лицензированию операторской деятельности указаны в "Концепции развития в России до 2010 года сетей подвижной радиосвязи общего пользования".

С учетом особенностей транкинговых сетей для получения в установленном порядке лицензий на предоставление на их основе коммерческих услуг, устанавливается особый перечень подаваемых документов, который зависит от статуса конкретной транкинговой сети и типа используемого оборудования.

При организации транкинговых сетей связи общего пользования должны выполняться следующие требования:

- разрешается только дуплексный способ организации радиоканалов;

- не допускается запланированное прерывание установленного соединения в случае пересечения абонентами границ зон радиопокрытия внутри населенных пунктов;

- отсутствие ограничений по длительности разговоров;

- процент отказов в часы наибольшей нагрузки (ЧНН) не должен быть более 5 процентов при установленной для сетей радиотелефонной связи общего пользования расчетной нагрузки на одного абонента 0,025 Эрл;

- каждому абоненту транкинговой сети присваивается абонентский номер ТФОП;

- не допускается снижение качества обслуживания или ограничения по видам услуг, предоставляемых абонентам ТФОП.

Участие операторов транкинговых сетей в развитии сетей связи общего пользования зависит от величины создаваемой нагрузки на ТФОП транкинговой сетью.

Выделенные сети создаются физическими и юридическими лицами и по своему статусу не имеют выхода на ТФОП. В случае предоставления коммерческих услуг деятельность операторов также подлежит лицензированию в установленном порядке.

Набор и качество услуг в выделенных транкинговых сетях могут отличаться от тех, которые предоставляются в сетях общего пользования. Расчетная нагрузка на одного абонента в таких сетях определяется, исходя из нужд пользователей, однако процент отказов в ЧНН не должен превышать 5 процентов. Продолжительность предоставления услуг в течение дня может быть ограничена.

Особенности транкинговых сетей, касающиеся предоставляемых услуг, указываются в лицензиях.

Деятельность, связанная с использованием ведомственных сетей, предназначенных исключительно для предоставления связи в целях государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка, а также для внутрипроизводственных и технологических целей, лицензированию не подлежит.

Однако, если с помощью ведомственных сетей предполагается осуществлять коммерческую деятельность, необходимо получить в установленном порядке соответствующую лицензию. Такие сети рассматриваются как сети двойного применения, и для них также должны быть предусмотрены особые условия лицензирования.

В связи с тем, что ведомственные сети подчинены производственным интересам, не все из них пригодны для предоставления услуг на коммерческих условиях.

В целях обеспечения защиты прав потребителей при переходе ведомственных сетей в разряд сетей двойного применения необходимо провести экспертизу таких сетей с установлением степени их пригодности для оказания коммерческих услуг.

Сети двойного применения могут использоваться не только для организации сетей связи общего пользования, но и для организации на коммерческих условиях производственной связи сторонним организациям. В этом случае набор и качество услуг могут отличаться от тех, которые предусматриваются в транкинговых сетях связи общего пользования. Например, допускается отсутствие у абонентов индивидуального номера ТФОП.

В результате проводимых в России экономических реформ значительное количество исторически сложившихся сетей радиотелефонной связи, в том числе и транкинговых, оказалось в собственности юридических лиц, непосредственно не принимающих участия в производственной деятельности предприятий. С помощью этих сетей продолжается предоставление услуг связи производственного назначения, но уже на коммерческой основе. Для них при лицензировании операторской деятельности устанавливаются особые условия. Это позволяет без ущемления интересов существующих пользователей продолжить эксплуатацию сети.

При этом органами Госсвязьнадзора в установленном порядке должна быть проведена перерегистрация владельцев сети и выданы разрешения на использование частот под прежние задачи.

К разряду сетей, требующих особых подходов, также относятся сети "Алтай", которые по своим техническим параметрам не соответствуют уровню сетей связи общего пользования, но которые исторически сложились как сети общего пользования.

К принципам государственного регулирования также относится выделение частотного ресурса для коммерческих транкинговых сетей.

Одним из условий принятия к рассмотрению заявок на лицензии для транкинговых сетей является наличие у заявителя разрешения Главгоссвязьнадзора на использование радиочастот на лицензируемой территории, которое может быть выдано на основании соответствующих решений ГКРЧ России.

Имеющиеся решения ГКРЧ России предусматривают выделение полос частот в диапазоне 330 МГц, которые предназначались для транкинговой системы "Алтай", а также могут быть использованы для других транкинговых систем, в том числе и зарубежных. Имеется частотный план, в котором для системы "Алтай" предусмотрено поствольное закрепление каналов с привязкой по территории страны.

Также имеются решения ГКРЧ России, определяющие принципиальную возможность использования транкинговыми сетями частот в диапазонах 160 МГц и частично 400 МГц.

Выделение полос частот для организации транкинговых сетей осуществляется ГКРЧ России для каждого конкретного случая отдельно на основании представляемых заявителем в установленном порядке радиочастотных заявок.

Разрешения на использование номиналов радиочастот в выделенных полосах выдаются Главгоссвязьнадзором в установленном порядке, исходя из наличия частотного ресурса при условии соблюдения ЭМС.

В случае ограниченности частотных возможностей при наличии нескольких заявок на организацию транкинговых сетей в конкретном регионе решения могут приниматься на конкурсной основе исходя, из максимально эффективного использования частотного ресурса и социальной значимости создаваемых транкинговых сетей.

Особое значение для транкинговых сетей имеет процедура сертификации.

Транкинговые системы при их разработке не были ориентированы на применение в сетях общего пользования. Имеется практика, когда транкинговые системы собираются самими операторами из отдельных элементов, работающих по одному протоколу.

По этой причине обязательным условием является сертификация оборудования этого класса в объеме системы, то есть от абонентского устройства до стыка с ТФОП. При создании транкинговых коммерческих сетей является обязательным наличие технических условий на систему, согласованных с Минсвязи России, которые используются при проведении сертификационных испытаний и принимаются во внимание при рассмотрении заявок на операторскую деятельность.



Концепция использования в России транкинговых систем при организации коммерческих сетей связи


Текст концепции официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.