Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 8 мая 1998 г. N 22-05-03
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Обращение Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации и по входящим в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации вопросам сообщает следующее.
Состояние реального сектора экономики и финансов было и остается в центре внимания Правительства Российской Федерации. В этой связи, решение проблемы неплатежей, как одной из основных проблем экономики переходного периода возможно в результате кардинального оздоровления экономики в целом, параллельно с принятием комплекса действенных мер, направленных на стимулирование внутренних инвесторов, изыскание дополнительных возможностей улучшения финансового положения хозяйствующих субъектов на основе их реформирования и др. Комплексный подход к преодолению кризиса неплатежей был выработан на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе 20 декабря 1997 г., где были определены соответствующие долгосрочные меры, а также указано на необходимость осуществления ряда срочных мероприятий, которые позволили бы добиться перелома негативных тенденций роста неплатежей.
По конкретным предложениям Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона сообщаем.
По пункту 1. Контроль за размерами денежной массы - одна из основных макроэкономических задач органов денежно-кредитного регулирования. В 1997 году Центральный банк Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики осуществлял регулирование денег в экономике на уровне, адекватном задачам снижения инфляции и создания условий для перехода к наращиванию объемов производства. За 11 месяцев 1997 года прирост денежной массы (агрегат М2) составил 25,7%, что соответствовало целевым ориентирам, заложенным в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год, предусматривающим прирост денежного агрегата М2 на 22-30%. Как итог, в российской экономике в 1997 году в целом происходило увеличение в реальном выражении наличных денег и депозитов, что привело к увеличению насыщенности экономики деньгами (росту монетизации ВВП). Денежно-кредитная политика в 1998 году предусматривает увеличение денежной массы (М2) в соответствии с целевым показателем инфляции.
По пункту 2. По предложению о прекращении наращивания государственного долга сообщаем следующее.
Действительно, государственный внутренний долг в течении последних пяти лет возрастал, что в первую очередь связано с финансированием дефицита федерального бюджета за счет неинфляционных источников, т.е. выпуска государственных ценных бумаг. Начиная с 1995 года расходы на обслуживание государственного внутреннего долга значительно возросли за счет выплаты процентов по государственным ценным бумагам, наибольшей величины эти расходы достигли в 1996 году. Однако, в 1997 году расходы на обслуживание внутреннего долга существенно снизились, что связано с резким снижением доходности размещаемых финансовых инструментов.
Вместе с тем, разразившийся в конце 1997 года мировой финансовый кризис привел к увеличению процентных расходов как в 1998-1999 годах, так и до 2001 года, поскольку размещаемые в этот период ценные бумаги имеют даты погашения в основном в 1999-2001 годах. Наиболее существенные потери в связи с ростом доходности в конце 1997 - начале 1998 года федеральный бюджет несет в 1998-1999 годах. Согласно расчетам, по состоянию на 1 мая 1998 года расходы по выплате доходов по государственным ценным бумагам увеличиваются за счет высоких процентных ставок на сумму порядка 20,0 млрд.рублей в 1999 году, 5,0 млрд.рублей в 2000 году и 4,5 млрд.рублей - в 2001 году.
Перспективная политика в отношении государственного долга определена в Программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах". В частности, предусмотрено ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего долга государства. Также установлено, что политика в области внешних заимствований направлена на последовательное сокращение их объема, в особенности связанных двусторонних кредитов.
Эмиссия государственных ценных бумаг (ГКО/ОФЗ) в 1 квартале 1998 г. осуществлялась только в пределах средств, необходимых на осуществление рефинансирования государственного внутреннего долга. Осуществление своевременного погашения обязательств Правительства позволяет поддерживать высокую ликвидность рынка государственного долга, что, в свою очередь, снижает стоимость обслуживания государственных ценных бумаг. Кроме того, необходимо отметить, что Министерство финансов Российской Федерации продолжает проведение политики постепенного увеличения дюрации рынка ГКО/ОФЗ, что, однако, было затруднено в период мирового финансового кризиса.
Предложение о переводе части обязательств по ГКО "в долговые долгосрочные облигации с правом их закладки в резервный фонд Центрального банка Российской Федерации" не поддерживается, так как его реализация вызовет негативные последствия для рынка государственных ценных бумаг, а именно увеличение доходности ГКО/ОФЗ и вынужденное снижение дюрации государственного внутреннего долга, что недопустимо.
По пункту 3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 321 поставлена задача снижения цен и тарифов на продукцию (работы, услуги), производимую субъектами естественных монополий, усиление контроля за их деятельностью. Уже сейчас можно отметить снижение тарифов на услуги некоторых монополистов, в частности, на грузовые перевозки железнодорожным транспортом (97,5% в марте 1998 г. к марту 1997 г.).
В части приближения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации к темпам инфляции сообщаем, что указанная ставка устанавливается Советом Директоров Центрального банка Российской Федерации в целях поддержания стабильности национальной валюты Российской Федерации и с учетом динамики инфляции. С начала 1998 года учетная ставка Центрального банка Российской Федерации снизилась от 42 до 30 процентов в настоящее время. Ее кратковременное увеличение было вызвано необходимостью защиты национальной валюты в связи с мировым финансовым кризисом. Снижение темпа роста цен и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации также предусмотрено Комплексным планом действий Правительства Российской Федерации на 1998 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и документа "Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 321. Утвержденным Президентом Российской Федерации документом "Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики" предусмотрено доведение ставки рефинансирования Центрального банка, Российской Федерации до 16-18%.
По пунктам 4, 6, 8. Считаем, что декларированным в Обращении Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона целям стимулирования развития производства и снижения налоговых нагрузок на товаропроизводителей отвечает проект Налогового кодекса, подготовленный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении.
Проектом Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено понятие рыночной цены, как цены, сложившейся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров и в результате заключенных сделок на соответствующем рынке товара между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Поскольку с введением Налогового кодекса утрачивают силу все ранее принятые законы по вопросам налогообложения (включая действующий Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"), вносить изменения и поправки в действующее налоговое законодательство в настоящее время считаем нецелесообразным.
По пункту 5. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" предусмотрено проведение в 1998 году Правительством Российской Федерации и уполномоченными им органами исполнительной власти реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства. Правила проведения указанной реструктуризации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1998 г. N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом".
По пункту 7. Принятие мер по урегулированию взаимной задолженности бюджета и организаций оборонного комплекса, недопущению возобновления задолженности по заработной плате перед работниками бюджетных организаций, обеспечению своевременной выплаты пенсий и социальных пособий предусмотрено в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 321 как одна из первоочередных задач в области экономической и социальной политики Правительства Российской Федерации в 1998 году. Федеральным органам исполнительной власти даны поручения подготовить соответствующие проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию вышеперечисленных задач.
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что большинство предложений, содержащихся в Обращении, в настоящее время уже учтены Правительством Российской Федерации при определении целей и задач в области экономической политики в 1998 году.
О.В.Вьюгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 8 мая 1998 г. N 22-05-03
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями