Представление Конституционного Суда РФ от 6 августа 1993 г. По вопросу проверки конституционности ряда распоряжений Председателя ВС РФ, первого заместителя Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ

Представление Конституционного Суда РФ от 6 августа 1993 г.


В Конституционный Суд Российской Федерации поступило обращение народных депутатов А.П.Суркова, И.С.Филиппова, С.Н.Юшенкова, В.В.Волкова, Л.А.Пономарева, Г.С.Бондарева, Г.И.Задонского, Г.П.Якунина, М.М.Молоствова, Н.Т.Якименко, А.Е.Шабада, в котором был поставлен вопрос о проверке конституционности ряда распоряжений Председателя Верховного Совета Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации и заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации.

Конституционный Суд своим решением от 19 марта 1993 года отказал народным депутатам в рассмотрении их обращения в качестве ходатайства, поскольку указанные в нем распоряжения в силу статьи 165.1 Конституции Российской Федерации не относятся к актам, конституционность которых проверяется в порядке, предусмотренном Законом о Конституционном Суде Российской Федерации.

Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что высшими должностными лицами Верховного Совета при издании распоряжений неоднократно допускались нарушения статей 4, 109, 112, 114, 115, 116, 125, 126, 129, 184 Конституции Российской Федерации, а также действующего законодательства. Высшие должностные лица Верховного Совета, принимая решения по вопросам, выходящим за пределы их полномочий, вторгаются в компетенцию Верховного Совета и его Президиума как коллегиального органа, а также в компетенцию органов исполнительной власти, что явствует, в частности, из следующих фактов.

1. Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1991 года N 2091 рп-1 "О деятельности Российского государственного концерна "Норильский никель" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 1, ст.42) концерн "Норильский никель" был сохранен как единая, хозяйственно и экономически полностью самостоятельная организационная структура без включения в систему Министерства промышленности России.

Данное распоряжение, как следует из его текста, издано в развитие Указов Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 года "О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы" и "О первоочередных мерах по организации промышленности РСФСР", которые прямо адресованы органам государственного управления Российской Федерации и не могут служить основой акта, издаваемого высшим должностным лицом Верховного Совета Российской Федерации.

Названное распоряжение в части предоставления самостоятельности концерну фактически воспроизводит положения Закона РСФСР от 25 октября 1990 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (статья 4). Вместе с тем, поскольку этот Законотносит учреждение государственного предприятия к компетенции органов управления, уполномоченных управлять государственным имуществом (статья 6), Председатель Верховного Совета, издав данное распоряжение, вторгся в компетенцию органов управления.

Распоряжение не согласуется и с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1737-1 "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других предприятий на территории РСФСР", которым запрещено всем концернам и другим объединениям назначать и увольнять руководителей государственных предприятий, входящих в объединение.

2. Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1991 года N 2092 "О межотраслевом государственном объединении широкого профиля "КВАНТЭМПагро" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 1, ст.43) имущество указанного объединения отнесено к федеральной собственности, а самому объединению предоставлены широкие права в хозяйственной деятельности и управлении.

В пункте 6 части первой статьи 109 Конституции Российской Федерации установлено, в частности, что Верховный Совет осуществляет в пределах компетенции Российской Федерации законодательное регулирование отношений собственности. В соответствии с этим положением Конституции Верховный Совет спустя два дня после издания названного распоряжения, 27 декабря 1991 года, принял постановление N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", которым поручил Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом осуществление необходимых преобразований организационно-правовой формы предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации.

Таким образом, издав данный акт, Председатель Верховного Совета вторгся в компетенцию не только самого Верховного Совета, но и исполнительной власти, что не согласуется со статьями 125 и 129 Конституции Российской Федерации.

3. Распоряжением первого заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 1997 рп-1 "О Международном центре социально-трудовых проблем" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст.1818) Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом было предписано оформить безвозмездную передачу зданий и сооружений бывшего Московского института повышения квалификации Минхимнефтепрома СССР Международному центру социально-трудовых проблем. Аналогичные решения содержались в распоряжении первого заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3012 рп-1, которым Прокуратуре РСФСР предписывалось принять от Прокуратуры СССР находившиеся на ее балансе арендуемые служебные и технические помещения и оборудование, а также в распоряжении Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 30 января 1992 года N 2254 рп-1, которым на баланс Государственного Комитета Российской Федерации по статистике передавались служебные помещения, ранее состоявшие на балансе Госкомитета СССР по статистике.

Подобное распоряжение государственной собственностью не входит в компетенцию должностных лиц Верховного Совета и не согласуется со статьями 109, 115, 125, 129 Конституции Российской Федерации.

4. Распоряжением Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 29 июля 1991 года N 1605-1 "О создании Российского республиканского сельскохозяйственного банка (Россельхозбанка)" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 31, ст.1047) нарушены пункт 6 части первой статьи 109 Конституции Российской Федерации, согласно которому, в частности, законодательное регулирование бюджетно-финансовой системы входит в компетенцию Верховного Совета Российской Федерации, а также пункт 1 части второй статьи 125 Конституции, закрепляющей прерогативы Совета Министров Российской Федерации в области осуществления мер по управлению денежной и кредитной системой. Кроме того, названное распоряжение не соответствует Закону РСФСР от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности в РСФСР", который устанавливает, что банки действуют независимо от органов государственной власти и управления на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Иной порядок создания банков Законом не предусмотрен.

С нарушением этого же Закона изданы распоряжения Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 24 января 1992 года N 2244 рп-1 о поручении председателю правления Банка внешней торговли Российской Федерации провести переговоры с государственными организациями и банками стран - членов ЕЭС, США, Канады, Японии, Южной Кореи и Турции (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст.233) и от 5 февраля 1992 года N 2286 о поручении Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком РСФСР и Внешэкономбанком СССР представить предложения по урегулированию взаимной задолженности бывшего Союза ССР по клиринговым расчетам со странами - бывшими членами СЭВ и другими странами (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст.358). Кроме того, способствование осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, согласно пункту 1 части второй статьи 125 Конституции, входит в компетенцию Совета Министров Российской Федерации.

5. Распоряжение Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1992 года N 2184 рп-1 "О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст.170) содержит поручения в адрес ряда органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов), а также научно-исследовательских учреждений по разработке и внедрению единых систем экономико-статистических показателей финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов и кодирования товаров, отвечающих принятым в международной практике правилам. Между тем, согласно пункту 1 части второй статьи 125 Конституции Российской Федерации, способствование осуществлению мер по организации единой системы учета и статистики входит в полномочия Совета Министров Российской Федерации.

6. Распоряжение первого заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1992 года N 2331 рп-1 "О международной акции "Экология" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст.384), содержащее поручения в адрес Правительства, Министерства печати и информации и ряда других органов и учреждений, не соответствует части первой статьи 129 Конституции Российской Федерации, согласно которой руководство работой министерств, государственных комитетов Российской Федерации и других подведомственных органов входит в компетенцию Совета Министров Российской Федерации.

7. Распоряжением первого заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 18 июля 1991 года N 1604-1 "О порядке определения величины средств, направляемых на потребление, по Ленскому объединенному речному пароходству концерна "Росречфлот" на 1991 год" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 30, ст.1023) указанному пароходству разрешено самостоятельно определять размер средств, направляемых на потребление в 1991 году, в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Между тем дача такого разрешения представляет собой акт оперативно-распорядительного характера. Согласно действовавшему на момент издания распоряжению, а также принятому позднее законодательству организация управления предприятиями транспорта относится к компетенции Совета Министров и подведомственных ему органов государственного управления, а не к компетенции Верховного Совета и его должностных лиц.

То же относится к распоряжению первого заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 8 октября 1991 года N 1726-1 "Об обеспечении деятельности предприятий и организаций промышленности драгоценных металлов и алмазов РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 42, ст.1348), которым по предложению трудовых коллективов золотоалмазодобывающей и перерабатывающей промышленности была создана корпорация "Алмаззолото", даны поручения этой корпорации о прекращении отгрузки добытой продукции в Гохран СССР и о передаче ее Центральному банку РСФСР, а также ряд других поручений исполнительно-распорядительного и нормативного характера.

8. Распоряжением заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 5 ноября 1991 года N 1 было принято предложение акционерного концерна "Надежда" о создании венчурного фонда "Надежда" и выражалось согласие с тем, что этот фонд является самоуправляемой некоммерческой организацией с правами юридического лица и действует на основании устава, утвержденного концерном. Распоряжение санкционировало и некоторые другие права фонда, а также предписывало Министерству юстиции РСФСР зарегистрировать венчурный фонд "Надежда" в качестве юридического лица. Между тем формирование внебюджетных некоммерческих фондов с правами юридического лица входит в компетенцию Правительства, а не должностных лиц Верховного Совета Российской Федерации.

На основании изложенного и в соответствии с частью первой статьи 55 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на нарушения положений Конституции и законов Российской Федерации при издании должностными лицами Верховного Совета ряда распоряжений. Это свидетельствует о вторжении указанных должностных лиц в компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, чем нарушаются также статьи 4 и 184 Конституции Российской Федерации.

При этом Верховный Совет как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган не реализует возложенные на него частью первой статьи 107 и пунктом 19 части первой статьи 109 Конституции Российской Федерации контрольные полномочия по отношению к актам указанных должностных лиц.

Согласно части шестой статьи 8 и части третьей статьи 55 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее представление должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня его получения и о результатах его рассмотрения должен быть уведомлен Конституционный Суд.



Представление Конституционного Суда РФ от 6 августа 1993 г.


Текст Представления официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.