Выписка из протокола N 7 заседания коллегии Госстандарта РФ от 26 марта 1998 г. "Об итогах деятельности территориальных органов Госстандарта России в 1997 г. и задачах на 1998 г."

Выписка из протокола N 7 заседания коллегии Госстандарта РФ от 26 марта 1998 г.
"Об итогах деятельности территориальных органов Госстандарта России в 1997 г. и задачах на 1998 г."


Коллегия Госстандарта России с участием руководителей территориальных органов, институтов и управлений Комитета рассмотрела итоги деятельности территориальных органов Госстандарта России в 1997 г. и задачи на 1998 г.

Коллегия отмечает, что в 1997 г. деятельность территориальных органов Комитета была направлена на обеспечение проведения на закрепленных территориях государственной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, а также повышения эффективности государственного контроля и надзора.

Проводились работы по совершенствованию научно-технического, организационного, нормативно-методического обеспечения деятельности территориальных органов в указанных сферах деятельности.

С учетом предложений территориальных органов, направленных на формирование правовой среды, расширение государственного регулирования вопросов безопасности и защиты прав потребителей, обеспечение согласованности и непротиворечивости отражения указанных вопросов в различных законодательных актах, Госстандарт России разрабатывал и принимал участие в подготовке и согласовании более 20 федеральных законов, в том числе Законов "Об изменении и дополнении Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".


Разработано и зарегистрировано в Минюсте России "Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом России за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации". Введен в действие комплекс рекомендаций по проведению государственного надзора на различных стадиях жизненного цикла продукции.

С вводом в промышленную эксплуатацию первой очереди автоматизированной системы "Госнадзор" существенно повышены оперативность и качество обработки результатов государственного надзора, расширены возможности анализа и выработки решений по оперативному реагированию Комитета в вопросах регулирования поведения субъектов хозяйственной деятельности на потребительском рынке.

Основными направлениями деятельности территориальных органов являлись обеспечение единства измерений, сохранение и развитие испытательной базы, выполнение государственных контрольно-надзорных функций, оказание субъектам хозяйственной деятельности услуг в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Получили развитие новые направления деятельности: государственный надзор в сфере услуг; метрологический надзор за фасованными и отчуждаемыми товарами, стандартизацией методик выполнения измерений; координация работ в регионах по созданию российской системы калибровки средств измерений.

Проводилась работа по внедрению в территориальных органах, на предприятиях и в организациях регионов стандартов систем управления качеством. В 1998 г. предусматривается сертификация систем качества в 14 центрах стандартизации, метрологии и сертификации.

Определенный вклад внесен территориальными органами в организацию конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества. По инициативе Тест-С.-Петербург проведена под эгидой Комитета Всероссийская выставка "Российские традиции качества". Большое значение имела организованная Ростест-Москва выставка конкурентоспособных отечественных товаров, посвященная Всемирному Дню качества.

Большинство руководителей территориальных органов активно участвуют в информационно-пропагандистской работе в регионах, регулярно выступают в средствах массовой информации, печатных изданиях Комитета, содействуя тем самым реальной защите интересов государства и прав потребителей, повышению правовой культуры предпринимателей.

Введены в действие в Коломенском, Курском, Саратовском ЦСМ 4,5 тыс.кв.м производственных площадей. В распоряжение Уральского, Татарстанского, Амурского, Краснодарского и других центров от местных администраций и других организаций переданы здания общей площадью более 10,0 тыс.кв.м.

В условиях отсутствия бюджетного финансирования на развитие технического потенциала территориальными органами направлено из собственных средств 16,3 млрд.р., дополнительно создано 500 рабочих мест.

Значительные средства направлялись на обучение и повышение квалификации персонала.

Объем работ и услуг, выполненных территориальными органами, составил 727,2 млрд.р., что на 21,1% превышает результаты 1996 г.

Средняя заработная плата за 9 месяцев 1997 г. выросла на 25,2% и выплачивалась своевременно.

В 1997 г. государственному контролю и надзору было подвергнуто более 35000 предприятий различных форм собственности, на половине из которых были выявлены нарушения установленных требований.

Основное внимание было уделено предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных для потребителя: алкогольной продукции, пищевых продуктов и продовольственного сырья, продукции легкой промышленности, бытовой радиоэлектронной аппаратуры.

Приоритетами государственного метрологического надзора являлись сферы здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда, торговых операций и взаимных расчетов между покупателями и продавцами. Проверено свыше 2,2 млн единиц средств измерений, из которых 25% признаны непригодными к применению.

За нарушение установленных требований применено к предприятиям штрафов на сумму около 9 млрд р. и привлечено к ответственности 4.5 тыс. должностных лиц с применением штрафов на сумму около 4 млрд р.

За нарушение правил обязательной сертификации к субъектам хозяйственной деятельности применено штрафов на сумму более 18 млрд р.

В результате принятых мер предотвращена поставка на российский рынок продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, на сумму более 1,2 трлн р.

В целом, благодаря активной работе территориальных органов, координации их взаимодействия с администрациями регионов и контрольно-надзорными органами других федеральных ведомств, применению правовых рычагов воздействия, проведению работ по обязательной сертификации, достигнут определенный социальный эффект, выразившийся в недопущении недоброкачественной и опасной продукции на потребительский рынок, направлении в бюджет страны дополнительных финансовых средств, повышении ответственности изготовителей в области качества и безопасности товаров.

Вместе с тем, положение дел в сферах, подконтрольных территориальным органам Комитета, требует проведения более целенаправленной политики, учитывающей динамичный процесс интеграции России в мировую экономическую систему, присоединение к Всемирной торговой организации и объективно возрастающую конкуренцию российским товарам.

Результативность деятельности территориальных органов в значительной мере снижается из-за недостаточной скоординированности действий структурных звеньев в системе Комитета (центрального аппарата, институтов, территориальных органов), неопределенности их правового статуса, недостаточно четко определенных в положениях функций, прав и обязанностей.

Требует совершенствования организованная структура территориальных органов.

Сложившаяся система обучения и повышения квалификации кадров не в полной мере учитывает характер задач, решение которых возложено на территориальные органы.

Действующая система информационного обеспечения не позволяет оперативно обмениваться опытом внедрения новой техники и методик измерений, современными формами организации работы.

Назрела необходимость совершенствования всей системы государственного контроля и надзора, особенно анализа и обобщения его результативности и проведения, использования полномочий, предоставленных действующим законодательством.

На недостаточном уровне осуществляется также и анализ финансово-экономической и хозяйственной деятельности территориальных органов.

Недостаточными темпами обновляется и актуализируется нормативно-методическое обеспечение территориальных органов научными организациями Комитета.

Вызывает озабоченность состояние и перспективы обновления поверочно-технологической базы территориальных органов. По данным анализа, степень физического износа эталонов, поверочного и вспомогательного оборудования метрологических комплексов ЦСМ, при их общей балансовой стоимости 250 млн р., оценивается в диапазоне 60 - 90%.

Коллегия постановляет:

1. Считать приоритетными задачами территориальных органов Комитета на 1998 год:

- широкое использование механизмов стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки и подтверждения соответствия в обеспечении качества и безопасности продукции и услуг, стимулирования экспорта, создания условий роста промышленного производства и его эффективности;

- обеспечение единства измерений путем координации со стороны ЦСМ деятельности региональных сетей поверочных и калибровочных лабораторий, увеличения объемов и повышения профессионального уровня надзора за соблюдением стандартизованной процедуры разработки и утверждения методик выполнения измерений;

- реализация правил и процедур, направленных на устранение технических барьеров в обмене товарами и защиту потребительского рынка от недоброкачественных товаров при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

- совершенствование организационной структуры, повышение эффективности государственного контроля и надзора путем усиления взаимодействия с органами исполнительной власти, контрольно-надзорными органами и четкого планирования работ;

- развитие материально-технической базы, оснащение современным испытательным и поверочным оборудованием;

- обеспечение широкой информированности местных органов исполнительной власти, товаропроизводителей, общественных организаций о научно-технической деятельности Комитета и территориальных органов в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и государственного контроля и надзора;

- участие в формировании и реализации планов государственной стандартизации и в работах по международной стандартизации.

2. Управлению государственного контроля и надзора (В.К.Созинову) совместно с управлениями (отделами):

- принять меры по совершенствованию руководства территориальными органами, улучшению их взаимодействия с центральным аппаратом и научными учреждениями Комитета;

- в месячный срок подготовить и представить на утверждение проекты необходимых приказов и распоряжений по устранению отмеченных в данном решении недостатков и совершенствованию работы территориальных органов.

3. Управлению экономики (П.С.Пранову), Управлению государственного контроля и надзора (В.К.Созинову) обеспечить проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов и систематическое заслушивание их на заседании коллегии.

4. Принять за основу план мероприятий по реализации предложений, высказанных на заседании коллегии Госстандарта России по итогам работы территориальных органов Комитета в 1997 г. и задачам на 1998 г. (далее - План).

Управлению государственного контроля и надзора (В.К.Созинову) доработать План с учетом поступивших замечаний и представить его для утверждения Председателю Госстандарта России до 20 мая с.г. и направить его в территориальные органы и подразделения Комитета.

5. Контроль за исполнением данного решения коллегии возложить на заместителя председателя Госстандарта России Н.С.Круглова.



Выписка из протокола N 7 заседания коллегии Госстандарта РФ от 26 марта 1998 г. "Об итогах деятельности территориальных органов Госстандарта России в 1997 г. и задачах на 1998 г."


Текст выписки опубликован в журнале "Вестник Госстандарта России", 1998 г., N 6, стр. 7


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.