Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минобразования РФ
от 2 сентября 1998 г. N 2280
Отраслевая программа
улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы
Паспорт Программы
Наименование Отраслевая программа улучшения условий труда,
Программы учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы
Наименование, дата, постановление Правительства Российской Федерации
номер принятия от 10 ноября 1997 г. N 1409 "О Федеральной
решения о разработке нецелевой программе улучшения условий и охраны
Программы труда на 1998 - 2000 годы", приказ Минобразования
России от 11 марта 1998 г. N 661 "Об отраслевой
программе улучшения условий труда, учебы и
охраны труда на 1998 - 2000 годы"
Разработчики Министерство общего и профессионального
Программы образования Российской Федерации, Государственный
межвузовский центр обучения и повышения
квалификации по охране труда и экологической
безопасности, Московский государственный
авиационный институт (технический университет)
Цели и задачи снижение травматизма и профессиональной
Программы заболеваемости работающих, несчастных случаев
среди обучающихся и воспитанников;
реализация государственной политики в области
охраны труда и здоровья работников, обучающихся и
воспитанников;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни
и здоровья работников, обучающихся и воспитанников
в процессе трудовой и учебной деятельности;
улучшение эффективности правовой защиты
работников, обучающихся и воспитанников в области
охраны труда и здоровья, внедрение системы
мониторинга условий труда, учебы и охраны труда;
создание механизма экономического стимулирования
образовательных учреждений в обеспечении
безопасных условий труда и учебы;
улучшение материально-технического и
метрологического обеспечения охраны труда,
экологической, радиационной и пожарной
безопасности
Сроки реализации 1998 - 2000 годы
Программы
Перечень разделов нормативное правовое и методическое обеспечение
Программы охраны труда и учебы, радиационной и пожарной
безопасности;
организационное обеспечение охраны труда и учебы,
экологической, радиационной и пожарной
безопасности;
обучение и повышение квалификации в области охраны
труда, экологической, радиационной и пожарной
безопасности;
улучшение условий труда и учебы, профилактика
заболеваний и травматизма работников, обучающихся
и воспитанников;
развитие материально-технического и
метрологического обеспечения охраны труда,
радиационной и пожарной безопасности;
мероприятия по реализации Программы
Исполнители основных Министерство общего и профессионального
мероприятий образования Российской Федерации, Государственный
Программы межвузовский центр обучения и повышения
квалификации по охране труда и экологической
безопасности, Московский государственный
авиационный институт (технический университет),
Московский государственный строительный
университет, Московский государственный
инженерно-физический институт (технический
университет), Московский педагогический
государственный университет, Московский
энергетический институт (технический университет),
Ростовский государственный строительный
университет, Центральный комитет профсоюза
работников народного образования и науки
Российской Федерации, органы управления
образованием субъектов Российской Федерации,
образовательные учреждения, базовые региональные
центры по обучению и проверке знаний по охране
труда
Объемы и источники общий объем финансирования Программы - 1224 тыс.
финансирования рублей,
Программы в том числе:
за счет средств сметы расходов Минобразования
России на централизованные мероприятия - 1059 тыс.
рублей;
за счет бюджетного финансирования Минобразованием
России научно-исследовательских работ - 165 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные снижение травматизма и несчастных случаев,
результаты Программы профессиональной и общей заболеваемости
работников, обучающихся и воспитанников,
сокращение на этой основе государственных
расходов.
Состояние проблемы и основные концептуальные положения Программы
Проблема обеспечения безопасных условий труда, учебы, сохранения здоровья и работоспособности работников, обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях приобретает все большую остроту.
В сложных обстоятельствах формирования рыночных отношений в России, в ситуации крайне недостаточного финансирования на содержание образовательных учреждений особенно важно поддерживать достойные человека условия труда и учебы, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда. Это важно еще и потому, что неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой и учебной деятельности способствует формированию ответственного отношения к охране труда выпускников образовательных учреждений - будущих участников и руководителей производства.
Однако сегодня очевидно, что слабая материально-техническая база, плохие санитарно-технические и гигиенические условия многих образовательных учреждений не предохраняют работников, обучающихся и воспитанников от травматизма и заболеваний, а наоборот способствуют их формированию.
Многие дошкольные образовательные учреждения не имеют водопровода, центрального отопления, канализации и требуют капитального ремонта.
Не лучшим образом сложилась ситуация и по образовательным учреждениям общего образования. Более 30% зданий находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии. В среднем более 30% общеобразовательных учреждений не имеют физкультурных залов, учебных мастерских, проводят занятия в 2-3 смены.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях высшего профессионального образования показывают, что численность работников, занятых в неблагоприятных условиях (опасных, вредных и тяжелых), по состоянию на 1 января 1998 г. составляет более 10% от общего количества работников и около 5% заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Неблагоприятные условия труда, нарушения в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в ряде случаев непредоставление работникам льгот и компенсаций (выдача молока, денежные доплаты, дополнительные отпуска и т.д.) приводят не только к росту профессиональных заболеваний, но и к повышению уровня общих заболеваний с временной утратой трудоспособности и к травматизму.
В последние годы сохраняется высокий уровень травматизма среди работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
По неполным данным в 1997 году в образовательных учреждениях от несчастных случаев пострадало 3272 работника, в том числе 19 человек со смертельным исходом.
Усугубляется тяжесть несчастных случаев, что следует из анализа числа человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших и величины материальных затрат на выплату пособий, компенсаций и оплату листков нетрудоспособности. Материальные затраты по несчастным случаям в 1997 году составили около 3 млрд. неденоминированных рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим вреда в результате увечья - 0,7 млрд. рублей.
В образовательных заведениях во время образовательного процесса и проведения различных мероприятий в 1997 году от несчастных случаев пострадало более 4 тыс. обучающихся и воспитанников, в 45 случаях со смертельным исходом, 22 обучающихся и воспитанника стали инвалидами.
Сложилась неудовлетворительная обстановка с обеспечением пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
В результате несоблюдения требований пожарной безопасности в 1997 году в образовательных учреждениях произошло более 900 пожаров со значительным материальным ущербом и гибелью людей.
Причинами сложившегося положения с охраной труда и учебы в образовательных учреждениях прежде всего являются:
резкое ухудшение финансирования образовательных учреждений, обеспечивающего поддержание соответствующих условий труда и обучения;
отсутствие в ряде случаев нормативной правовой базы, своевременной и регулирующей информации;
действие в отрасли устаревших нормативных правовых актов;
слабый ведомственный контроль за соблюдением норм и правил по охране труда, и как следствие - снижение ответственности и требовательности руководителей органов управления образованием всех уровней, образовательных учреждений;
низкий уровень знаний должностных лиц в области охраны труда;
несовершенство структуры управления охраной труда и отсутствие квалифицированных специалистов по охране труда в органах управления образованием и образовательных учреждениях.
Стратегическим направлением в области охраны труда и учебы в системе образования должно стать признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников по отношению к результатам трудовой и учебной деятельности.
Для успешной реализации этой стратегии и осуществления поставленных Программой задач необходимо обеспечивать:
постоянное совершенствование нормативной правовой базы по охране труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно-исследовательской и методической работы в этом направлении;
улучшение средств и методов организации работы по охране труда на всех уровнях управления образованием, разработку эффективного механизма экономического стимулирования образовательных учреждении по внедрению системы управления охраной труда;
создание развернутой подсистемы обучения, повышения квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности;
улучшение условий труда и учебы, профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работающими и обучающимися, внедрение системы мониторинга условий труда;
развитие материально-технического и метрологического обеспечения служб охраны труда, создание организационной структуры и технического комплекса оценки условий труда на рабочем месте.
Социально-экономический эффект от выполнения Программы по улучшению условий труда, учебы и охраны труда в образовательных учреждениях проявится в усилении защиты прав и интересов работников, обучающихся и воспитанников и ответственности должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, учебы и охраны труда, в сокращении производственного травматизма, несчастных случаев, общей и профессиональной заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников, и как следствие - сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев, уменьшении расходов на медицинскую и социальную реабилитацию, т.е. сокращении на этой основе государственных расходов.
-------------------------------------------------------------------------
* Раздел 6. "Мероприятия по реализации Отраслевой программы улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 1998 - 2000 годы" не приводится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.