Выписка из протокола N 5 заседания коллегии Госстандарта РФ от 3 марта 1999 г. "Об итогах деятельности Госстандарта России в 1998 г. и задачах на 1999 г."

Выписка из протокола N 5 заседания коллегии Госстандарта РФ от 3 марта 1999 г.
"Об итогах деятельности Госстандарта России в 1998 г. и задачах на 1999 г."


Коллегия Госстандарта России с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, общественных организаций, управлений и отделов, территориальных органов, институтов и предприятий Госкомитета, а также органов по сертификации рассмотрела итоги деятельности Госстандарта России в 1998 г. и задачи на 1999 г.

Коллегия отмечает, что 1998 г. для системы Госстандарта России стал годом серьезных испытаний на его общественную востребованность и прочность в многосложных политических и социально-экономических ситуациях.

Деятельность Госкомитета в этот период была направлена на реализацию заданий Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 гг.", Комплексного плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации, Плана основных мероприятий Госстандарта России на 1998 г.

В области стандартизации в 1998 г. выполнено 726 тем по разработке государственных, межгосударственных и международных стандартов. Разработано 480 государственных стандартов, из которых 274 являются межгосударственными стандартами. При этом 119 стандартов были разработаны и приняты как эквивалентные международным стандартам ИСО и МЭК, а 121 международный стандарт был введен в государственные стандарты путем прямого применения.

Достигнутая степень гармонизации отечественных стандартов с международными оценивается на уровне 25% от общего числа стандартов ИСО/МЭК. Этот показатель несколько ниже, чем достигнутый в странах Европы и Америки (30-40%). Однако, в некоторых отраслях (машиностроение, металлургия, транспорт и ряде других) он сравним с уровнем гармонизации, достигнутым в развитых странах.

Разработан ряд основополагающих государственных стандартов по организации работ в области стандартизации оборонной продукции, а также других стандартов в указанной области.

Проведена 25-я сессия Международной организации по испытаниям гражданского оружия, а также разработана и принята Правительством Российской Федерации федеральная программа государственной стандартизации гражданского и служебного оружия.

Созданы и приступили к работе ТК по стандартизации в области страховой и оценочной деятельности, в которые вошли известные страховые компании, банки, представители Минюста России.

В 1998 году обеспечена разработка около 70% всех запланированных межгосударственных стандартов.

Осуществлен переход всех организаций Госстандарта России на технологию Lotus Notes. Перевод на эту платформу всех информационных ресурсов обеспечил централизованный доступ пользователей к библиографическим базам данных, классификаторам и другим информационным ресурсам системы Госкомитета через сеть Интернет, что является важным этапом подготовки присоединения России к Соглашениям ВТО.

Была разработана и принята новая Концепция национальной системы стандартизации, ориентированная на принципы и подходы, принятые в мировом сообществе. Для ее реализации утверждена и реализуется соответствующая программа мер.

Концепция практически применена при выборе приоритетов в проекте Плана государственной стандартизации на 1999 г., который утвержден в январе 1999 г.

В соответствии с планом в 1999 г. и с учетом имеющегося задела должно быть принято в 2,5 раза больше стандартов, чем ежегодно в предыдущие годы. Это позволит уже в 2000 г. достичь уровня гармонизации российских стандартов с международными (около 35%).

В соответствии с федеральной комплексной программой "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной постановлениями Правительства Российской Федерации, продолжается разработка комплекса государственных стандартов на технические средства для инвалидов, позволяющих получить реабилитационный эффект - полностью или частично предотвратить, компенсировать, ослабить или нейтрализовать ограничение жизнедеятельности инвалидов, вызванное нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В области хозяйственно-питьевого водоснабжения на 1998-1999 г.г. предусмотрена разработка 29 стандартов по вопросам установления требований к контролю безопасности, безвредности, а также качественным показателям питьевой воды.

Вместе с тем в области стандартизации имели место и существенные недостатки.

Работы по государственной стандартизации в области оборонной продукции, сертификации систем качества при ее производстве, а также нормативного обеспечения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, осуществляются без достаточной их координации.

Принимавшиеся управлениями (отделами), институтами Госстандарта России и техническими комитетами по стандартизации меры по привлечению средств основных пользователей стандартов - организаций и предприятий промышленности и коммерческих структур для проведения работ по стандартизации оказались недостаточными.

Не в полном объеме вводились в действие на территории Российской Федерации, принимавшиеся в 1998 г. межгосударственные стандарты.

В области международной стандартизации делегации России смогли принять участие лишь в 70 заседаниях секретариатов и рабочих органов международных организаций по стандартизации из 2000 ежегодно проводимых. Этого явно недостаточно для проведения Россией технической политики, обеспечивающей защиту интересов отечественных товаропроизводителей через разрабатываемые международные стандарты.

Из 370 ТК по стандартизации функционировали лишь 245.

В 1999 г. Госстандарту России необходимо осуществлять следующие работы в области стандартизации:

совершенствование законодательства и нормативного обеспечения в области качества и безопасности продукции, работ и услуг;

расширение масштабов работ по стандартизации в рамках федеральных целевых программ, расширение участия промышленности и реализация механизмов привлечения средств субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в деятельность по стандартизации;

создание межведомственной информационной системы по стандартизации и обеспечение координации деятельности министерств и ведомств для выполнения обязательств по подготовке к присоединению России к Соглашениям ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам;

усиление роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ и расширение масштабов участия России в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации.

Деятельность в области обеспечения единства измерений была в первую очередь направлена на поддержание и совершенствование эталонной базы страны. Она пополнилась новым эталоном - Государственным первичным эталоном шкалы рН. Модернизирован Государственный первичный эталон единиц времени, частоты и национальной шкалы времени. В настоящее время эталонная база страны включает 116 государственных эталонов.

В интересах народного хозяйства, науки, обороны и населения страны была обеспечена бесперебойная работа Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли.

В реестр аккредитованных метрологических служб юридических лиц внесено 172 службы, их общее количество составило 570 организаций.

В 1998 г. была проведена аккредитация на техническую компетентность и, соответственно, на право поверки средств измерений 100 центров стандартизации и метрологии и метрологических НИИ Госстандарта России.

В системе аккредитации аналитических лабораторий в течение 1998 г. аккредитовано более 120 аналитических лабораторий. Всего в этой системе аккредитовано сегодня 780 лабораторий.

В 1998 г. Госстандартом России были организованы, проведены испытания и внесены в Государственный реестр 1124 новых типов средств измерений, в том числе 523 отечественных и 601 импортных. При этом 75 типов внесено в реестр на основе соглашения о взаимном признании стран СНГ.

В 1998 г. разработано, аттестовано и внесено в Государственный реестр более 170 типов Государственных стандартных образцов (ГСО). Всего количество ГСО, внесенных в реестр, составило 7500 типов.

Проведены работы по совершенствованию нормативной базы в области обеспечения единства измерений, в частности по обеспечению соблюдения на территории России ГОСТ 8.563 "ГСИ. Измерения расхода количества жидкостей и газов методом переменного перепада давления".

В 1998 г. Госстандартом России подписано 15 Соглашений по распределению функций между Госстандартом России и федеральными органами исполнительной власти по обеспечению единства измерений и 30 Положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и концернов.

В 1999 г. необходимо проведение работ по поддержанию и оптимизации базы государственных эталонов России.

Метрологические институты и промышленные предприятия Госстандарта России должны обеспечить разработку и выпуск современного поверочного оборудования, средств измерений учета энергоресурсов и различной аппаратуры для метрологического обеспечения новейших технологий (в том числе - для международной станции космического базирования МКС).

В 1998 г. обязательная сертификация продукции и услуг осуществлялась в 15 системах, включая Систему сертификации ГОСТ Р и добровольная - в 86 системах.

По состоянию на 1 января 1999 г. инфраструктура Системы сертификации ГОСТ Р состоит из 800 органов по сертификации (в том числе свыше 200 по услугам) и 2000 испытательных лабораторий (центров).

Количество органов по сертификации в течение последних лет достаточно стабильно, что свидетельствует о решении в целом задачи проведения обязательной сертификации продукции и услуг в Системе ГОСТ Р, в том числе и с учетом регионального аспекта.

Созданная инфраструктура в достаточной мере обеспечивает потребность в сертификации продукции и услуг и иностранных товаропроизводителей, позволяет постоянно наращивать объемы работ.

В 1998 г. выдано свыше 600 тыс. сертификатов на продукцию и 40 тыс. на услуги. Отказано в выдаче сертификатов в 10 тыс. случаях.

Разработана с участием заинтересованных министерств и ведомств и одобрена коллегией Госстандарта России "Концепция совершенствования действующей в стране сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия".

Для реализации Концепции предстоит подготовить изменения и дополнения в действующие законодательные и нормативно-правовые акты, а также разработать проект федерального закона "О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям".

В настоящее время на территории Российской Федерации в рамках Регистра систем качества осуществляет деятельность 41 аккредитованный орган по сертификации систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

ГАРАНТ:

О серии стандартов качества ГОСТ Р ИСО 9000 см. справку


По состоянию на 1 января 1999 г. выдано 325 сертификатов соответствия предприятиям различных форм собственности. Из них 111 (в том числе 33 зарубежным фирмам) - на системы качества, 214 (в том числе 13 зарубежным фирмам) - на производство.

В 1998 г. проводился конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества. Организационно-техническое и методическое обеспечение конкурса премий Правительства Российской Федерации в области качества осуществлял Госстандарт России. Премии Правительства за 1998 г. были вручены 9 предприятиям и организациям.

Госстандартом России, Академией проблем качества и редакцией журнала "Стандарты и качество" в марте 1998 г. была объявлена Программа "100 лучших товаров России". Программа нашла широкий отклик в регионах России, и ее реализация рассматривается как один из аспектов формирования движения за качество.

В настоящее время Российская Федерация участвует в семи международных системах сертификации. Имеются соглашения с 14 странами, по которым проводятся работы по взаимному признанию результатов испытаний продукции (Болгария, Вьетнам, Германия, Индия, Израиль, КНДР, Китай, Монголия, Республика Куба, Республика Корея, Республика Польша, Сингапур, Словакия, Чехия).

В 1999 г. предстоит дальнейшее развитие правовой базы, совершенствование законодательства в области качества и безопасности продукции, работ и услуг.

В области подтверждения соответствия в 1999 г. должна быть завершена разработка комплекса документов, необходимых для введения в действие декларации о соответствии, в целях гармонизации правил и процедур подтверждения соответствия с международной практикой.

Разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления "О формировании государственной системы аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции требованиям качества и безопасности".

Государственным надзором было охвачено более 24 тыс. предприятий, а объем проверенной продукции превысил 8 млрд. рублей; была проведена проверка состояния и применения 2,8 млн. единиц рабочих средств измерений, из них 19% были признаны непригодными для применения.

В результате принятых мер предотвращена поставка на потребительский рынок потенциально опасной продукции на сумму более 2,2 млрд.руб. Привлечено к административной ответственности более 6 тыс. должностных лиц. Общая сумма штрафов превысила 20 млн. рублей.

Во II полугодии 1998 г. Госкомитетом была организована и проведена широкомасштабная проверка соблюдения правил обязательной сертификации органами по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, парфюмерно-косметической продукции и продукции легкой промышленности. Всего проверкой было охвачено 250 органов по сертификации.

При непосредственном участии ЦСМ в целях повышения эффективности региональной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, внедрения систем качества, усиления мер, направленных на защиту прав потребителей, проводилась работа по заключению соглашений о сотрудничестве с администрациями регионов. Заключено 12 таких соглашений. В 1999 г. ЦСМ предстоит активизировать эту работу.

К принципиальным недостаткам в деятельности по контролю и надзору следует отнести недостаточную координацию со стороны Госстандарта России деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров и услуг, что приводит к дублированию и параллелизму в работе, а в конечном итоге вызывает негативную реакцию со стороны предприятий и организаций.

Для исправления сложившейся ситуации в 1999 г. необходимо подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект соответствующего документа.

Несмотря на экономические трудности, Госстандарту России в целом удалось сохранить кадровый потенциал.

В настоящее время в центральном аппарате работают 190 специалистов, в том числе 2 доктора и 15 кандидатов наук.

По состоянию на 1 января 1999 г. численность работающих на предприятиях и в организациях системы Госстандарта России составила 20139 человек (на 1 января 1998 г. - 20001 чел.)

На 3,6% возросла штатная численность территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации и составила 12940 человек.

Продолжала снижаться численность работающих в научно-исследовательских организациях и промышленных предприятиях. В НИИ - с 4923 до 4723, то есть на 4,1% (на 28,8% по сравнению с 1993 г.), на заводах с 1371 до 1200 человек (12,5%).

В системе Госстандарта России работают 84 доктора и 777 кандидатов наук, около 60% работающих имеют высшее образование.

Активизировалась работа по подготовке научных кадров в организациях Госстандарта России. До 110 человек (60 - в 1995 г.) возросло число аспирантов и соискателей.

Свыше 8 тыс. специалистов в области метрологии, стандартизации и управления качеством, специалистов органов по сертификации прошли обучение в Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) и ее филиалах.

Проведены работы по кадровому обеспечению функционирования Системы сертификации ГОСТ Р - подготовке, переподготовке и регистрации экспертов этой системы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации научных организаций" Госстандартом России совместно с Миннауки России в установленном порядке была проведена государственная аккредитация научных организаций. В результате 18 НИИ и акционерному обществу НИЦ КД были выданы Свидетельства о государственной аккредитации их как научных организаций.

В 1998 г. общая сумма финансирования из федерального бюджета составила 53602 тыс. рублей, то есть только 59% от суммы годовых расходов, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год".

Общий процент фактического финансирования по разделу "Стандартизация и метрология" в 1998 г. составил 56% от плановых показателей.

Недостаток средств федерального бюджета для покрытия затрат Госстандарта России был лишь частично компенсирован средствами из внебюджетных источников:

внебюджетного фонда развития научно-технической деятельности системы Госстандарта (в 1998 г. поступило 8832 тыс. рублей);

внебюджетного фонда НИОКР (в 1998 г. поступило 3 062 тыс. рублей).

Федеральным бюджетом на 1999 г. предусмотрено выделение средств системе Госстандарта России на работы, подлежащие в соответствии с действующим законодательством обязательной государственной финансовой поддержке, в размере 57,1 млн р.

В 1998 г. в Госстандарт России поступило на исполнение 9430 различных документов, из них 1560 документов из вышестоящих органов федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения и поручения Правительства Российской Федерации и постановления Федерального Собрания, а также 60 обращений трудящихся.

В 1998 г. проведено 15 заседаний коллегии, на которых рассмотрены наиболее принципиальные вопросы в области стандартизации, метрологии и сертификации и приняты необходимые решения.

Итоги деятельности предприятий и организаций Госстандарта России в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации, государственного надзора и контроля и задачи, стоящие по реализации документа "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране" рассмотрены на заседании коллегии Госкомитета 9 февраля 1999 г. в г.Суздале.

Коллегия Госстандарта России постановляет:

1. В соответствии с функциями Госстандарта России, определенными Конституцией Российской Федерации (Статья 71.р), законами Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1998 г. N 1529 "Об утверждении плана действий по реализации документа "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране", а также основных положений среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации считать приоритетными направлениями деятельности Госстандарта России в 1999 г.:

формирование условий для обеспечения качества и безопасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Повышение эффективности защиты внутреннего рынка от недоброкачественных товаров и услуг;

содействие расширению экспорта российской продукции за счет повышения уровня гармонизации российских систем стандартизации, метрологического обеспечения и подтверждения соответствия с соответствующими международно признанными системами;

повышение эффективности деятельности системы Госстандарта России в условиях необходимости стабилизации российской экономики и выхода из экономического кризиса.

Центральному аппарату, организациям и предприятиям системы Госстандарта России, руководствуясь указанными направлениями, обеспечить решение в 1999 г. следующих важнейших задач:

совершенствование законодательства в области качества и безопасности продукции, работ и услуг;

повышение эффективности участия Госстандарта России в деятельности законодательных органов, правительственных и межведомственных комиссий;

подготовка программы Правительства Российской Федерации и программ исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области повышения качества российских товаров и услуг;

расширение участия промышленности в деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации (ТК, НТК, НТО и др.);

расширение масштабов работ по стандартизации и метрологическому обеспечению в рамках реализации федеральных целевых программ;

формирование механизмов привлечения средств субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в деятельность по стандартизации и метрологии;

формирование и ведение фонда нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, отвечающего потребностям рыночной экономики;

взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

принятие мер по обеспечению сохранения и развития нормативного фонда в области оборонной продукции, в том числе подготовка постановления Правительства Российской Федерации "Об организации работ по стандартизации оборонной продукции" с учетом включения разработки стандартов на ВВТ в оборонный заказ;

реализация Федеральной программы государственной стандартизации гражданского и служебного оружия;

разработка и реализация мероприятий по нормативному обеспечению военно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

создание межведомственной информационной системы по стандартизации, метрологии и подтверждению соответствия;

усиление координирующей роли Госстандарта России в повышении эффективности проведения государственного контроля и надзора, а также инспекционного контроля;

взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации Госстандартом России государственной политики по стандартизации, метрологии и сертификации на региональном уровне;

разработка и совершенствование механизмов стимулирования товаропроизводителей в выпуске качественной продукции, включая проведение конкурсов, вручение премий, широкое освещение достижений в СМИ;

расширение масштабов участия России в деятельности международных и региональных организаций, в том числе:

включение в программы работ международных и региональных организаций предложений по разработке проектов международных (региональных) нормативных документов и эталонов, отвечающих интересам российской промышленности и торговли;

расширение представительства России в руководящих и технических органах международных (региональных) организаций;

повышение эффективности сертификации продукции и услуг, а также расширение масштабов внедрения систем качества на предприятиях и в организациях;

усиление ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ;

обеспечение координации деятельности министерств и ведомств в процессе подготовки к присоединению России к Соглашениям ВТО по ТБТ и СФС с учетом необходимости равноправных отношений с зарубежными партнерами;

активизация позиции России по расширению масштабов взаимовыгодного международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации;

сохранение и развитие научно-технического и кадрового потенциала системы Госстандарта России;

расширение масштабов пропаганды деятельности Госстандарта России с привлечением средств массовой информации, отраслевых изданий, проведением межотраслевых конференций, симпозиумов и семинаров;

повышение роли внебюджетных источников финансирования для обеспечения выполнения функций Госстандарта России.

2. Одобрить проект документа "Важнейшие задачи Госстандарта России на 1999 год и основные мероприятия по их реализации".

Научно-техническому управлению (Е.Р.Петросяну), Управлению метрологии (В.М.Лахову), Управлению сертификации (М.Л.Рахманову), Управлению региональной политики и государственного надзора (В.К.Созинову), Управлению экономики (П.С.Пранову), Управлению кадров и защиты информации (В.В.Пошивалову) совместно с другими управлениями и отделами Госкомитета в 3-недельный срок доработать указанный проект и представить его на утверждение руководству Госстандарта России.

3. Согласиться с предложениями Минсельхозпрода России и Минтруда России о расширении сотрудничества с Госстандартом России в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Научно-техническому управлению (Е.Р.Петросяну), Управлению продукции сельскохозяйственного производства, пищевой и химической промышленности (М.Ф.Мишиной) подготовить проекты планов совместных действий или соглашений соответственно с Минтрудом России и Минсельхозпродом России до 30 апреля 1999 г.


Председатель Госстандарта России

Г.П. Воронин


Выписка из протокола N 5 заседания коллегии Госстандарта РФ от 3 марта 1999 г ."Об итогах деятельности Госстандарта России в 1998 г. и задачах на 1999 г."


Текст документа опубликован в "Вестнике Госстандарта России", май 1999 г., N 5



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.