Решение коллегии Минобразования РФ от 12 мая 1998 г. N 6/1 "О создании федеральной системы переподготовки в рамках системы социальной адаптации военнослужащих"

Решение коллегии Минобразования РФ от 12 мая 1998 г. N 6/1
"О создании федеральной системы переподготовки в рамках системы социальной адаптации военнослужащих"


Заслушав и обсудив сообщение начальника Отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов В.В.Безлепкина о создании федеральной системы переподготовки в рамках системы социальной адаптации военнослужащих, коллегия отмечает, что в настоящее время в Российской Федерации имеются необходимые условия для проведения этой работы на современном качественном уровне.

Разработана соответствующая нормативно-правовая база, являющаяся основой для функционирования образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки военнослужащих.

В соответствии с постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 844 "Об утверждении программы подготовки и переподготовки по гражданским специальностям увольняемых с военной службы в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих российских войск, выводимых из Федеративной Республики Германии, и членов их семей" и от 23.10.93 N 1081 "О Программе переподготовки кадров в условиях широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил и конверсии военного производства в Российской Федерации" (в рамках совместного с Европейским союзом проекта TACIS) в гг.Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Краснодаре, Ростове, Таганроге, Нижнем Новгороде, Новгороде, Ярославле, Тамбове, Воронеже, Владивостоке функционируют 27 учебных центров, созданных на базе высших учебных заведений.

Все учебные центры оснащены за счет средств российской стороны и европейских партнеров современным учебно-производственным оборудованием и обладают высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, прошедшими соответствующую подготовку за рубежом, с большим опытом переподготовки офицеров и членов их семей на гражданские специальности. Всего, начиная с 1994 года, в этих центрах прошли переподготовку около 60 тыс. военнослужащих. Более 80% офицеров нашли себе место работы с помощью существующих в центрах служб профориентации и трудоустройства. В настоящее время в них обучается около 6 тыс. слушателей.

В реализации указанных программ участвовали более 30 организаций и учреждений: Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Федеральная служба занятости Российской Федерации (ныне входящая в состав Министерства труда и социального развития Российской Федерации), ведущие российские вузы и организации, при которых созданы учебные центры.

Несмотря на отсутствие финансовых средств из федерального бюджета Российской Федерации в период с 1993 по 1997 год за счет средств, выделяемых германской стороной, Европейским сообществом, а также Минобразованием России, Минтрудом России и базовыми высшими учебными заведениями, удалось реконструировать и подготовить к установке оборудования учебные и производственные здания и сооружения.

Учитывая, что Минобразование России выполнило обязательства по программе (проект TACIS), а также то обстоятельство, что Правительством Германии закончено финансирование других проектов по переподготовке военнослужащих в Российской Федерации, при подготовке бюджета 1996 года Комиссия Европейского союза выделила 2 млн. экю для работы всех российских центров, в том числе организованных и по другим программам.

Таким образом, сложившаяся система позволяет в настоящее время на качественном уровне обеспечить своевременную переподготовку военнослужащих на гражданские специальности.

Вместе с тем вопрос дальнейшего функционирования системы переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей остается напряженным несмотря на то, что Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы утверждена Правительством Российской Федерации от 03.02.98 N 153, однако средств на ее реализацию нет, а процесс сокращения личного состава Вооруженных Сил приобретает все более масштабный характер.

Значительные трудности имеются в решении проблем трудоустройства уволенных и увольняемых военнослужащих.

Необходимо также провести учет всех действующих в Российской Федерации учебных центров по переподготовке военнослужащих, провести экспертизу их уставных и лицензионных материалов, анализ организации, содержания и качества учебного процесса в учебных центрах по переподготовке военнослужащих.

С целью обеспечения эффективного использования финансовых и материальных ресурсов предлагается внедрить в систему переподготовки военнослужащих именные образовательные сертификаты.

В этих целях в текущем году целесообразно провести эксперимент в 2-3 регионах Российской Федерации.

В целях наиболее оптимального учета и систематизации работы, проводимой субъектами Российской Федерации по обучению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, необходимо создать информационно-аналитическую систему с базой данных о размещении, численности, возрастном и профессиональном составе увольняемых с военной службы, обо всех образовательных учреждениях реализующих программы переподготовки военнослужащих, об особенностях региональных рынков труда и их возможностях по трудоустройству бывших военнослужащих.

Требуется также провести комплексный анализ потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в подготовке и переподготовке по гражданским специальностям с учетом уже имеющейся у них квалификации, особенностей спроса на специалистов в различных регионах страны, возможности трудоустройства в зависимости от профиля и уровня полученной подготовки.

Необходимо также продолжить работу по организации целевой подготовки и переподготовки преподавателей для образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также проведение семинаров с руководителями и работниками этих учреждений по вопросам планирования и организации учебного процесса.

Назрела необходимость осуществить мероприятия по переводу региональных учебных центров по переподготовке военнослужащих, функционирующих в составе высших учебных заведений, с постепенным переходом их на работу по принципу самоокупаемости. Эти мероприятия планируется завершить до 2000 года.

Необходимо также рассмотреть вопрос о переподготовке военнослужащих (прапорщиков, мичманов), не имеющих высшего военного образования, а также о переподготовке военнослужащих для нужд системы образования.

Отсутствие Федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании" значительно сказывается на взаимодействии федеральных и местных органов управления в разделении полномочий в проведении государственной политики в области переподготовки и повышения квалификации специалистов, структурной организации и рационального размещения образовательных учреждений, принятия обоснованных решений при их реорганизации и ликвидации.

В целях дальнейшего совершенствования работы в этой области и создания федеральной системы переподготовки в рамках системы социальной адаптации военнослужащих коллегия решила:

1. Одобрить, в основном, проводимую работу в области переподготовки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Согласиться с предложением Отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов о сохранении сложившейся системы переподготовки военнослужащих и дальнейшем развитии сети региональных учебных центров по переподготовке военнослужащих на базе высших учебных заведений.

3. Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов (Безлепкину В.В.):

3.1. В целях оптимизации системы переподготовки военнослужащих представить в Минобороны России и Минтруд России предложения в план совместной работы по созданию федеральной системы переподготовки военнослужащих в Российской Федерации.

3.2. Осуществить до 2000 года мероприятия по переводу учебных центров по переподготовке военнослужащих, функционирующих в составе высших учебных заведений, на работу по принципу самоокупаемости.

3.3. В целях наиболее оптимального учета и систематизации работы, проводимой субъектами Российской Федерации по обучению военнослужащих, рассмотреть вопрос и подготовить до 20.12.98 предложения о создании на базе Регионального учебного центра по переподготовке военнослужащих "МАТИ" - Российского государственного технологического университета информационно-аналитической системы с базой данных о размещении, численности, возрастном и профессиональном составе увольняемых с военной службы, о всех образовательных учреждениях, реализующих программы переподготовки военнослужащих, уволенных или увольняемых в запас.

3.4. Совместно с Минтрудом России в IV квартале 1998 года определить на территории каждого субъекта Российской Федерации базовое учреждение высшего профессионального образования для проведения профориентационной работы с военнослужащими.

3.5. Продолжить в 1998 году работу по организации целевой подготовки и переподготовки преподавателей для образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение военнослужащих.

3.6. Провести в III квартале 1998 года семинар руководителей и работников образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих, по вопросам планирования и организации учебного процесса.

3.7. Разработать и представить на утверждение руководству методические рекомендации по организации профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению или уволенных в запас, в местах их компактного проживания.

3.8. Обеспечить реализацию мероприятий Федеральной целевой программы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.98 N 153:

3.8.1. Провести учет всех действующих на территории Российской Федерации учебных центров по переподготовке военнослужащих и их лицензионных документов, а также провести экспертизу их уставных документов.

3.8.2. Принять участие в разработке положения и порядка использования именных образовательных сертификатов для организации переподготовки военнослужащих на гражданские специальности.

3.8.3. Подготовить и представить до 01.02.99 в Минтруд России предложения по методике формирования региональных программ обеспечения занятости и переподготовки граждан, уволенных с военной службы.

3.8.4. В IV квартале 1998 года принять участие и обобщить результаты эксперимента, проводимого в текущем году совместно с Минтрудом России, по организации процесса переподготовки военнослужащих через систему именных образовательных сертификатов.

3.8.5. Подготовить и представить в Минтруд России в III квартале 1998 года предложения в учебно-методический справочник для военнослужащих, увольняемых и уволенных с военной службы.

3.8.6. Совместно с Минтрудом России и Минобороны России до 01.01.99 принять участие в проведении комплексного исследования потребности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в профессиональной переподготовке по гражданским специальностям с учетом уже имеющейся у них квалификации, особенностей спроса на специалистов в различных регионах страны.

3.9. Совместно с Минобороны России решить до конца 1998 года вопрос по обеспечению переподготовки профессорско-преподавательского состава сокращаемых военно-учебных заведений на гражданские специальности.

3.10. Совместно с Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.) и Управлением начального профессионального образования (Бутко Е.Я.) рассмотреть вопрос и представить предложения руководству о переподготовке военнослужащих (прапорщиков, мичманов), не имеющих высшего военного образования.

3.11. Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (Никитиным Э.М.) рассмотреть вопрос и представить предложения руководству о целевой переподготовке военнослужащих для нужд системы образования (преподавателей физической культуры, ОБЖ, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования).

3.12. Подготовить проект запроса в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о прохождении проекта Федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании".

4. Руководителям образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих, установить тесные контакты с региональными службами занятости по определению профилей переподготовки военнослужащих на гражданские специальности с учетом потребностей рынка труда.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя министра В.М.Жураковского.


Председатель коллегии

А.Н.Тихонов



Решение коллегии Минобразования РФ от 12 мая 1998 г. N 6/1 "О создании федеральной системы переподготовки в рамках системы социальной адаптации военнослужащих"


Текст решения опубликован в "Вестнике Образования", N 11-12, ноябрь-декабрь 1998 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.