Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ от 30 декабря 1993 г.)

Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
"Государственные требования к минимуму содержания и уровню
подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология
(второй уровень высшего профессионального образования)"
(утв. Госкомвузом РФ от 30 декабря 1993 г.)


Действуют в качестве временных требований

до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.


   1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология            
   2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно  завершивших  обучение 
      по программе направления 520100 - Культурология                    
   3. Обязательный минимум содержания  профессиональной  образовательной 
      программы по направлению 520100 - Культурология                    

1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология


1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.

1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень бакалавр.

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520100 - Культурология.

Деятельность бакалавра направлена на анализ опыта развития мировой культуры, познания феноменов культуры и культуротворческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе.

1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:

- к организационно-управленческой, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности в сфере культуры в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;

- к обучению в магистратуре по направлению 520100 - Культурология; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по специальности 020600 - Культурология в сокращенные до года сроки.

Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.


2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по программе направления 520100 - Культурология


2.1. Общие требования к образованности бакалавра

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Бакалавр должен:

в области философии, психологии, истории, педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области социологии, экономики, политологии и права:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2. По циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин

Бакалавр должен иметь представление:

в области математики и информатики:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неевклидовых геометрических системах;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

в области концепций современного естествознания:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин направления

Бакалавр должен:

- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам культурологического знания;

- быть обучен навыкам анализа современной культурологической проблематики, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;

- владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и отечественной культуры, достижений науки и техники;

- уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать культурологическую и социально-политическую литературу на русском и одном из иностранных языков;

- приобрести необходимые навыки для преподавания культурологических дисциплин.

2.2.4. Требования к циклу специальных дисциплин

Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях культурологии.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.


3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 520100 - Культурология


-------------------------------------------------------------------------
  Индекс |Наименование дисциплин и их основные дидактические|Всего часов
         |                       единицы*                   |на освоение
         |                                                  | учебного
         |                                                  | материала
---------+--------------------------------------------------+------------
 ГСЭ.00  |Цикл общих гуманитарных и  социально-экономических|    1690
         |дисциплин                                         |
 ГСЭ.01  |Философия:                                        |
         |роль философии в жизни человека и общества;  исто-|
         |рические типы философии; человек во Вселенной; фи-|
         |лософская,  религиозная и  научная  картины  мира;|
         |природа человека и смысл его существования; позна-|
         |ние, его возможности и границы; знание и вера; об-|
         |щество;  многообразие культур,  цивилизаций,  форм|
         |социального опыта; человек в мире культуры; Запад,|
         |Восток,  Россия в диалоге культур; личность: проб-|
         |лемы свободы и ответственности; человек в информа-|
         |ционно-техническом  мире;  роль научной рациональ-|
         |ности в развитии общества;  проблемы и перспективы|
         |современной цивилизации;  человечество перед лицом|
         |глобальных проблем                                |
 ГСЭ.02  |Иностранный язык:                                 |     340
         |закрепление программы средней школы,  изучение но-|
         |вого лексико-грамматического материала,  необходи-|
         |мого для общения в наиболее распространенных  пов-|
         |седневных  ситуациях;  различные виды речевой дея-|
         |тельности и формы речи (устной,  письменной, моно-|
         |логической  или  диалогической),  овладение лекси-|
         |ко-грамматическим минимумом;  курс реферирования и|
         |аннотирования научной литературы, курс научно-тех-|
         |нического перевода и т.п.                         |
 ГСЭ.04  |История:                                          |
         |сущность, формы,  функции исторического  сознания;|
         |типы цивилизаций в древности; проблема взаимодейс-|
         |твия человека и природной среды в древних  общест-|
         |вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья|
         |во всемирно-историческом процессе;  Киевская Русь;|
         |тенденции  становления  цивилизации в русских зем-|
         |лях; проблема складывания основ национальных госу-|
         |дарств в Западной Европе;  складывание Московского|
         |государства;  Европа в  начале  Нового  времени  и|
         |проблема  формирования целостности европейской ци-|
         |вилизации; Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в  ев-|
         |ропейской и северо-американской истории;  проблема|
         |перехода в  "царство разума";  особенности россий-|
         |ской модернизации в XVIII в.; духовный мир челове-|
         |ка на пороге перехода к индустриальному  обществу;|
         |основные  тенденции  развития  всемирной истории в|
         |XIX в.; пути развития России; место XX в. во  все-|
         |мирно-историческом процессе; новый уровень истори-|
         |ческого  синтеза;  глобальная  история; менталитет|
         |человека, его  эволюция и  особенности в  Западной|
         |Европе, России и в других регионах мира           |
 ГСЭ.05  |Физическая культура:                              |     408
         |физическая культура в общекультурной и  профессио-|
         |нальной  подготовке студентов;  социально-биологи-|
         |ческие основы физической культуры; основы здорово-|
         |го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и|
         |спорт (теория, методика, практика); профессиональ-|
         |но-прикладная физическая подготовка студентов     |
 ГСЭ.06  |Право:                                            |
         |право, личность и общество;  структура права и его|
         |действия; конституционная основа правовой системы;|
         |частное право; сравнительное правоведение         |
 ГСЭ.07  |Экономика:                                        |
         |предмет экономической науки;  введение в экономику|
         |(основы  экономического  анализа,  основы  обмена,|
         |функционирование конкурентного рынка,  основы, го-|
         |сударственного  сектора);  основные  понятия собс-|
         |твенности:  экономические и правовые аспекты; вве-|
         |дение в макроэкономику; деньги, денежное обращение|
         |и денежная политика;  национальный доход, совокуп-|
         |ные расходы,  спрос, предложение, ценовой уровень,|
         |фискальная политика;  макроэкономические  проблемы|
         |инфляции и безработицы;  основные макроэкономичес-|
         |кие школы; мировая экономика и экономический рост;|
         |спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-|
         |ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,|
         |регулирование и дерегулирование; факторные рынки и|
         |распределение  доходов;  экономика  сельскохозяйс-|
         |твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-|
         |мические системы                                  |
 ГСЭ.08  |Социология:                                       |
         |история становления и развития социологии; общест-|
         |во как социокультурная система; социальные общнос-|
         |ти как источник самодвижения,  социальных  измене-|
         |ний;  культура как система ценностей, смыслов, об-|
         |разцов действий индивидов; влияние культуры на со-|
         |циальные и экономические отношения; обратное влия-|
         |ние экономики и  социально-политической  жизни  на|
         |культуру;  личность как активный субъект; взаимос-|
         |вязь личности и общества; ролевые теории личности;|
         |социальный   статус  личности;  социальные  связи,|
         |действия,  взаимодействия между индивидами и груп-|
         |пами,  групповая  динамика;  социальное поведение;|
         |социальный обмен и сравнение как механизм социаль-|
         |ных связей; социальная структура, социальная стра-|
         |тификация; социальные институты и социальная орга-|
         |низация; гражданское общество и государство; соци-|
         |альный  контроль;  массовое  сознание  и  массовые|
         |действия;  социальные движения; источники социаль-|
         |ного напряжения;  социальные конфликты и логика их|
         |разрешения; социальные изменения; глобализация со-|
         |циальных и культурных процессов в современном  ми-|
         |ре;  социально-культурные  особенности  и проблемы|
         |развития российского общества; возможные альтерна-|
         |тивы его развития в будущем;  методология и методы|
         |социологического исследования                     |
 ГСЭ.09  |Политология:                                      |
         |объект, предмет и метод политологии,  ее  место  в|
         |системе социально-гуманитарных дисциплин;  история|
         |политических учений;  теория власти и властных от-|
         |ношений;  политическая жизнь, ее основные характе-|
         |ристики;  политическая система,  институциональные|
         |аспекты политики; политические отношения и процес-|
         |сы;  субъекты политики; политическая культура; по-|
         |литические идеологии (история развития,  современ-|
         |ное состояние,  перспективы); политический процесс|
         |в России; мировая политика и международные отноше-|
         |ния; сравнительная политология                    |
 ГСЭ.10  |Психология и педагогика:                          |
         |психология: объект и предмет психологии; соотноше-|
         |ние субъективной и объективной реальности; психика|
         |и организм;  активность психики  (души),  психика,|
         |поведение  и деятельность;  структура субъективной|
         |реальности;  личность и  межличностные  отношения;|
         |свобода воли;  личностная ответственность; общее и|
         |индивидуальное в психике человека;                |
         |педагогика: предмет педагогики; цели образования и|
         |воспитания;  педагогический  идеал  и его коркрет-|
         |но-историческое воплощение;  средства и методы пе-|
         |дагогического воздействия на личность; общие прин-|
         |ципы дидактики и их реализация в конкретных  пред-|
         |метных  методиках обучения; нравственно-психологи-|
         |ческие и идейные взаимоотношения поколений; семей-|
         |ное воспитание и семейная педагогика;  межличност-|
         |ные отношения в коллективе; нравственно-психологи-|
         |ческий образ педагога;  мастерство педагогического|
         |общения                                           |
 ГСЭ.11  |Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-|     324
         |ваемые вузом (факультетом)                        |
 ЕН.00   |Цикл общих  математических  и   естественнонаучных|     714
         |дисциплин                                         |
 ЕН.01   |Математика и информатика:                         |
         |геометрия Евклида  как  первая  естественнонаучная|
         |теория; аксиоматический метод; основные этапы ста-|
         |новления современной математики;  структура совре-|
         |менной математики;  основные черты математического|
         |мышления; математические доказательства; элементы,|
         |множества, отношения, отображения; числа; комбина-|
         |торика; конечные и бесконечные множества; основные|
         |структуры на множестве; неевклидовы геометрии; ге-|
         |ометрия микро- и макромира;  основные идеи матема-|
         |тического анализа; дифференциальные уравнения; об-|
         |щая постановка задачи о принятии решения;  матема-|
         |тические  методы  в целенаправленной деятельности;|
         |математика случайного;  элементы теории вероятнос-|
         |тей;  основные  понятия математической статистики;|
         |математические методы проверки гипотез; роль мате-|
         |матики  в гуманитарных науках;  основные понятия и|
         |методы теории информации и кодирования; аппаратные|
         |и программные средства персональных ЭВМ,  предназ-|
         |наченные для обработки информации                 |
 ЕН.02   |Концепции современного естествознания:            |
         |естественнонаучная и гуманитарная культуры;  науч-|
         |ный метод; история естествознания; панорама совре-|
         |менного естествознания;  тенденции развития;  кор-|
         |пускулярная  и  континуальная  концепции  описания|
         |природы;  порядок и беспорядок  в  природе;  хаос;|
         |структурные  уровни  организации материи;  микро-,|
         |макро- и мегамиры;  пространство,  время; принципы|
         |относительности; принципы симметрии; законы сохра-|
         |нения; взаимодействие; близкодействие, дальнодейс-|
         |твие;  состояние; принципы суперпозиции, неопреде-|
         |ленности, дополнительности; динамические и статис-|
         |тические закономерности в природе; законы сохране-|
         |ния энергии в макроскопических процессах; принципы|
         |возрастания энтропии;  химические системы, энерге-|
         |тика химических процессов, реакционная способность|
         |веществ; особенности биологического уровня органи-|
         |зации материи; принципы воспроизводства и развития|
         |живых систем;  многообразие живых организмов - ос-|
         |нова организации и устойчивости биосферы; генетика|
         |и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции,|
         |творчество,  работоспособность; биоэтика; человек,|
         |биосфера и космические циклы;  ноосфера; необрати-|
         |мость времени;  самоорганизация в живой и  неживой|
         |природе;  принципы  универсального  эволюционизма;|
         |путь к единой культуре                            |
 ЕН.03   |Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-|     314
         |ваемые вузом (факультетом)                        |
 ДН.00   |Цикл общепрофессиональных дисциплин               |    3278
 ДН.01   |Теория культуры:                                  |     238
         |предмет и методы теории культуры; основные катего-|
         |рии, понятия и термины теории культуры; культура и|
         |природа;  культура и личность;  культура  и  язык;|
         |культура и история; феноменология культуры; струк-|
         |тура  и  функции  культуры;  типология   культуры;|
         |единство и многообразие культур;  модели культуры;|
         |история  культурологии:  направления,   концепции,|
         |школы;  культурология в системе современного гума-|
         |нитарного знания                                  |
 ДН.02   |История культуры:                                 |     510
         |основные подходы к изучению истории культуры:  ге-|
         |нетический,  структурный, типологический, компара-|
         |тивный;  проблемы генезиса культуры; культурно-ис-|
         |торические  эпохи  (согласно основным концепциям);|
         |Восток и Запад как идеальные типы мировой  культу-|
         |ры;  традиционные культуры Востока; культура Древ-|
         |ней Греции и Рима; язычество и христианство; куль-|
         |тура  средневековой Европы;  культура Возрождения;|
         |новоевропейская культура;  основные этапы  истории|
         |культуры России;  роль Византии и Европы в истории|
         |русской культуры;  взаимовлияние  культур  в XVIII|
         |- XIX вв.;  проблемы культуры XX в.;  модернизм  и|
         |постмодернизм                                     |
 ДН.03   |Философия культуры:                               |     136
         |культура как  ценность   (аксиологический   аспект|
         |культурологии);   культура  как  способ  полагания|
         |умыслов; логика существования и развития культуры;|
         |теории  познания  культуры и ее истории;  проблема|
         |свободы выбора в системе культуры;  человек и  об-|
         |щество как проблема философии культуры            |
 ДН.04   |Социология культуры:                              |     170
         |культура и общество; социальное и индивидуальное в|
         |культуре;  социальные  функции культуры;  культура|
         |как социальная система; структура системы; культу-|
         |ра малых групп; социодинамика культуры; социальные|
         |факторы функционирования и динамики культуры      |
 ДН.05   |Эстетика:                                         |     136
         |сущность эстетического; основные категории эстети-|
         |ки,  их  роль  в интеллектуально-практической дея-|
         |тельности людей; история эстетической мысли; эсте-|
         |тическое сознание и его структура;  основные сферы|
         |эстетической деятельности (бытовая, производствен-|
         |ная, профессионально-художественная); эстетические|
         |основы искусства и его отдельных видов;  художест-|
         |венный образ как интегральная структура искусства;|
         |проблема художественного восприятия;  эстетическая|
         |культура общества и личности                      |
 ДН.06   |Искусство:                                        |     204
         |искусство как феномен культуры;  ранние  синкрети-|
         |ческие  формы искусства;  основные памятники архи-|
         |тектуры и искусства Востока;  античная скульптура,|
         |живопись и мозаика; своеобразие иконописи Византии|
         |и России; художественная культура Возрождения; ос-|
         |новные  художественные  стили  в  искусстве Нового|
         |времени;  история искусств в России; направления и|
         |проблемы истории искусства XX в.                  |
 ДН.07   |Литература:                                       |     170
         |литература как предмет истории культуры;  слово  и|
         |образ; жанры и стили литературного творчества; па-|
         |мятники литературы традиционного Востока;  класси-|
         |ческие  литературные жанры античности;  литература|
         |европейского Средневековья  и  эпохи  Возрождения;|
         |основные  литературные направления Нового времени;|
         |история русской литературы; русская литература XIX|
         |в.  как явление мировой культуры;  реализм, модер-|
         |низм и постмодернизм в литературе XX  в.;  взаимо-|
         |действие литератур различных культурных регионов  |
 ДН.08   |Религия:                                          |     238
         |религия как феномен культуры; ранние формы религи-|
         |озной культуры;  история индуизма и буддизма, кон-|
         |фуцианства и даосизма; история иудаизма; возникно-|
         |вение  христианства  и  его роль в истории мировой|
         |культуры, основные христианские конфессии; история|
         |ислама  и  специфика  исламской культуры;  история|
         |православной культуры Византии и России; современ-|
         |ные религиозные движения;  фундаментализм и модер-|
         |низм; культура межконфессионального диалога       |
 ДН.09   |Наука:                                            |     170
         |предпосылки возникновения науки;  наука  и  магия;|
         |система знаний в Древнем Египте,  Междуречье и Ин-|
         |дии;  натурфилософия и логика Древней Греции и Ри-|
         |ма; значение арабской системы знаний в истории на-|
         |уки;  генезис науки Нового времени как социального|
         |института; ее функции и динамика развития; специа-|
         |лизация научного знания и  проблемы  его  синтеза;|
         |проблема  вненаучного  знания;  научно-техническая|
         |революция и современные глобальные проблемы разви-|
         |тия науки                                         |
 ДН.10   |Материальная культура:                            |     204
         |социокультурные факторы формирования  материальной|
         |культуры;  категории  материальной  культуры и но-|
         |менклатура предметов; образы материальной культуры|
         |исторических эпох; исторический ландшафт и его ос-|
         |новные составляющие; структура интерьера различных|
         |культурных эпох;  проблема утраты памятников мате-|
         |риальной культуры,  перспективы и принципы их сох-|
         |ранения                                           |
 ДН.11   |Этнология:                                        |     170
         |предмет этнологии;  основные понятия и  концепции;|
         |понятие об этносе и этнических процессах; антропо-|
         |генез и этногенез:  расообразование и история рас-|
         |селения народов; язык как этнический фактор; этно-|
         |лингвистическая классификация; понятие об основных|
         |хозяйственно-культурных    типах;    родоплеменная|
         |структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем|
         |и табу;  первобытная магия и происхождение власти;|
         |формы обмена и общения;  этническое самосознание и|
         |взаимодействие этнических культур, преемственность|
         |культурных традиций;  проблемы передачи культурной|
         |информации;  типы культурно-исторического наследо-|
         |вания                                             |
 ДН.12   |Семиотика:                                        |      68
         |предмет семиотики;  основные категории,  понятия и|
         |концепции; типы знаковых систем; естественные зна-|
         |ки и их системы; образы и образные системы знаков;|
         |языковые знаковые системы и их логика;  метаязык в|
         |языковых знаковых системах                        |
 ДН.13   |Риторика:                                         |     136
         |предмет, основные категории  и  понятия  риторики;|
         |культурно-исторический генезис риторики;  риторика|
         |в истории мировой  культуры;  риторика  в  системе|
         |форм словесной культуры;  риторические аспекты ли-|
         |тературы, философии, теологии, педагогики и журна-|
         |листики;  исторические  критерии  оценки искусства|
         |риторики                                          |
 ДН.14   |Древний язык:                                     |     306
         |основы фонетики и грамматики;  принципы  и  методы|
         |перевода, поиска смысловых соответствий и толкова-|
         |ния текстов; практическая работа с текстами перво-|
         |источников,  их  перевод,  истолкование и культур-|
         |но-исторический анализ                            |
 ДН.15   |Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-|     422
         |ваемые вузом (факультетом)                        |
 СД.00   |Цикл дисциплин специализации                      |    1068
 ДП.00   |Дополнительные виды подготовки (военная  подготов-|     510
         |ка, гражданская оборона и др.)                    |
 Ф.00    |Факультативы                                      |     192
         |                                      Всего часов:|    7452
 П.00    |Практики                                          |12 недель
 ГА. 00  |Государственная итоговая квалификационная аттеста-| 2 недели
         |ция                                               |

Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных:

Теоретическое обучение (54 ч х 138 нед. = 7452 ч) 138 недель

     Практики                                                   12 недель
     Экзаменационные сессии                                     30 недель
     Каникулы                                                   20 недель
     Отпуск после окончания вуза                                 4 недели
                                                        Итого: 204 недели

Примечания:

1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл,- в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплины.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе к учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов цикла, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.

6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.

7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп.5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.


Заместитель председателя Госкомвуза
РФ

В.Шадриков



_______________________________

* Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.


Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ от 30 декабря 1993 г.)


Действуют в качестве временных требований

до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.


Текст стандарта опубликован в Бюллетене Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, N 3, 1995 г.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.