Приказ Минобразования РФ от 10 марта 1999 г. N 603 "Об итогах работы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 1998 году и основных направлениях деятельности на 1999 год"

Приказ Минобразования РФ от 10 марта 1999 г. N 603
"Об итогах работы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 1998 году и основных направлениях деятельности на 1999 год"


Во исполнение решения расширенного заседания коллегии Минобразования России от 2 марта 1999 г. N 5, обсудившего итоги деятельности Министерства, органов управления образованием, образовательных, научно-исследовательских и других учреждений и организаций системы образования, педагогических и научных коллективов в 1998 году и основные задачи на 1999 год, приказываю:

1. Утвердить одобренные коллегией основные задачи Минобразования России на 1999 год, направленные на сохранение, поддержку и развитие системы образования России с учетом современного состояния и перспектив социально-экономического развития страны.

2. Руководителям структурных подразделений Министерства, подведомственных Министерству учреждений и организаций совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить разработку мер по выполнению утвержденных коллегией первоочередных задач Минобразования России на 1999 год.

Рекомендовать руководителям региональных органов управления образованием использовать в работе материалы настоящей коллегии, довести их до сведения коллективов образовательных учреждений.

3. Руководителям структурных подразделений Министерства, подведомственных Министерству организаций и учреждений привести перспективные и текущие планы работы в соответствие с основными задачами Минобразования России на 1999 год.

4. С целью выработки предложений по кардинальным изменениям системы обеспечения заработной платы работникам образовательных учреждений, подведомственных субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, заместителю министра Балыхину Г.А. в десятидневный срок подготовить предложения в Правительство Российской Федерации, профильные комитеты Законодательного Собрания Российской Федерации и ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации о создании совместной рабочей группы для разработки предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников образования и межбюджетных отношений в части финансирования сферы образования.

5. Заместителям министра по итогам зональных совещаний (март-май 1999 г.) регионов Российской Федерации по проблемам совершенствования системы образования Российской Федерации в срок до 10 июня 1999 г. разработать План конкретных мероприятий в системе образования Российской Федерации на 1999/2000 учебный год в свете вышеуказанных основных задач Министерства, организовать обсуждение его в субъектах Российской Федерации и представить на утверждение коллегии Минобразования России до 5 сентября 1999 г.

6. Отделу баз данных и документальной связи (Быстрову И.Е.), Пресс-службе (Омельченко С.В.) организовать информирование заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, а также широкой общественности о результатах работы коллегии и намеченных ею основных направлений деятельности Министерства в 1999 году.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Министр

В.М.Филиппов


Приложение


Основные задачи
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на 1999 год


В области законодательства и формирования государственной политики:

разработать в Минобразовании России, а также внести в Правительство Российской Федерации и проработать с соответствующими комитетами Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы образования, разработать и начать осуществление мероприятий, направленных на реализацию данных документов в 1999 г., завершить доработку Федеральной программы развития образования, разработку Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации;

оказывать помощь субъектам Российской Федерации в разработке регионального законодательства в области образования, подготовить и издать соответствующие научно-методические рекомендации, осуществлять мониторинг и анализ соответствия регионального законодательства Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В области содержания образования:

завершить разработку государственных образовательных стандартов основного общего образования, продолжить совершенствование стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования и их методического обеспечения;

осуществить мероприятия организационного, научно-методического, правового, экономического характера по подготовке к поэтапному переходу в 2000-2009 годах на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе;

продолжить совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом требований рынка труда и приоритетов экономики и социальной сферы государства;

обеспечить разработку содержания и методик образования, ориентированных на сельские малочисленные и малокомплектные школы, провести корректировку их учебных планов с целью усиления практической направленности учебного процесса в соответствии с изменениями в укладе сельской жизни;

разработать и начать реализацию мер по государственному регулированию рынка учебной литературы, усилению роли целевых и региональных программ издания, учебной литературы;

продолжить работу по сокращению обязательной аудиторской нагрузки и устранению перегрузки учащихся общеобразовательных школ;

разработать комплексную программу развития и организации воспитательной работы с детьми и молодежью в образовательных учреждениях России;

принять меры по развитию дистанционного образования, обеспечению его необходимыми учебными материалами, базами данных и знаний, мультимедийными средствами и технологиями.

В области управления и контроля:

продолжить развитие системы связей с региональными органами управления образованием, совершенствование форм и методов взаимодействия с ними;

обеспечить усиление роли соглашений между органами управления образованием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах управления системой образования, завершить разработку типового (примерного) соглашения и усилить механизм контроля за выполнением ранее заключенных соглашений;

провести анализ соответствия функциональной структуры Министерства задачам распределения управленческих функций между органами управления образованием различных уровней, учреждениями образования с точки зрения оптимальности, оценить с этих позиций эффективность работы аппарата Министерства;

определить основные направления и разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы государственно-общественного регулирования как важнейшего элемента управления сферой образования;

разработать нормативную базу, необходимую для расширения практики организации учреждений образования на основе многоучредительства;

продолжить совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений: создать единую базу данных, упорядочить финансовые вопросы, ужесточить требования при лицензировании и усилить контроль за выполнением лицензионных требований, улучшить взаимодействие по этим направлениям деятельности с органами управления субъектов Российской Федерации;

завершить работу по корректировке государственной и отраслевой систем образовательной статистики;

активизировать контрольно-инспекционную деятельность в сфере образования, более четко разделить направления и участки этой деятельности между различными уровнями органов управления образованием и их подразделениями, рассмотреть целесообразность передачи части функций с федерального на региональный уровень;

осуществлять совместно с ЦК профсоюза работников народного образования и науки постоянный контроль за состоянием выплат заработной платы и стипендий в сфере образования и анализ ситуации с уровнем социальной напряженности в региональных системах образования и учреждениях образования с целью принятия оперативных мер по улучшению положения учащихся и работников образовательных учреждений.

В области подготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и научно-педагогических работников:

завершить совместно с региональными органами управления образованием работу по формированию и приведению в соответствие с действующим законодательством нормативной и организационно-методической базы аттестации педагогических и руководящих кадров, а также замещения должностей научно-педагогического состава государственных и муниципальных образовательных учреждений;

реализовать систему переподготовки и регулярного повышения квалификации руководителей органов управления образованием, руководящих и педагогических работников образовательных учреждений всех уровней;

осуществить коренную переработку нормативной базы, регламентирующей деятельность системы аттестации научных и научно-педагогических работников, в том числе номенклатуру специальностей научных работников и Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

оптимизировать структуру Высшей аттестационной комиссии и сеть специализированных советов по защите диссертаций.

В области экономики:

совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации продолжить работу по нормализации положения в части своевременной выплаты заработной платы работникам образования, включая разработку согласованных с региональными органами исполнительной власти, профессиональными союзами, представителями трудовых коллективов графиков поэтапного погашения имеющейся задолженности по зарплате;

продолжить разработку и внедрение механизмов нормативного финансирования учреждений образования; завершить разработку системы минимальных социальных стандартов для сферы образования и показателей развития образования с учетом включения показателей в расчетную базу федерального бюджета на 2000 год;

разработать систему нормативов, являющихся базовыми для формирования бюджетов учреждений образования и бюджетов всей системы образования, с учетом реформы экономики и государственного устройства;

разработать и реализовать механизмы целевой подготовки и формирования регионального заказа на подготовку специалистов и научно-педагогических кадров в системе профессионального образования с целью расширения возможностей обучения молодежи в ведущих образовательных центрах России, усиления академической мобильности и расширения источников финансирования профессионального образования;

провести организационную работу по созданию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений;

разработать принципы и нормативную базу дифференциации учреждений профессионального образования с учетом характера задач, решаемых учреждениями образования на федеральном и региональном уровнях, наличия научных и научно-педагогических школ и материально-технического потенциала;

подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по реализации образовательного трансферта (адресных субвенций) с целью выравнивания экономических условий функционирования учреждений образования в разных регионах;

осуществить меры по дальнейшему упорядочению и развитию платных форм обучения и системы платных услуг в сфере образования; провести четкое разделение услуг в системе образования на платные и бесплатные; определить условия платности услуг, механизм ценообразования и систему социальной поддержки студентов и учащихся из малообеспеченных семей;

усилить адресность и дифференциацию социальной поддержки, расширить ее формы, в т.ч. провести эксперимент по отработке механизмов образовательного кредита, образовательного страхования, привлечь другие внебюджетные источники ресурсов;

при разработке бюджетов учреждений образования на 2000 год максимально использовать возможности привлечения внебюджетных средств на функционирование и развитие системы образования;

продолжить работу по оптимизации структуры получателей бюджета в системе образования, последовательно осуществлять структурную перестройку сети учреждений профессионального образования с учетом потребностей и перспектив развития народного хозяйства страны;

организовать работу по снижению кредиторской задолженности учреждений образования, реализовать отраслевую программу энергосбережения;

реализовать меры по эффективному управлению собственностью в системе образования; разработать нормативные документы, обеспечивающие повышение эффективности использования федеральной собственности и защиты имущественных прав учреждений образования, определенных законодательством об образовании;

провести инвентаризацию материальной базы подведомственных учреждений и организаций на предмет ее оптимизации и поиска резервов по сокращению эксплуатационных расходов;

совместно с органами управления и учреждениями образования подготовить предложения по определению мер в отношении незавершенного строительства и объектов, эксплуатация которых по прямому назначению является нецелесообразной;

провести анализ производственной и снабженческой инфраструктуры сферы образования и осуществить комплекс мер по ее дальнейшему эффективному функционированию и развитию.

В области научных исследований:

завершить формирование приоритетов научной и научно-технической деятельности учебных заведений и научных учреждений системы образования;

разработать совместно с Российской академией наук и Российской академией образования основные принципы и механизмы, обеспечивающие проведение интеграции высшего образования, фундаментальной и прикладной науки;

организовать действенную систему координации образовательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

провести реорганизацию сети научных учреждений Минобразования России с целью повышения эффективности, устранения дублирования научных исследований;

осуществить научно-методическое обеспечение разработок, связанных с государственными образовательными стандартами, созданием целостного комплекса учебной литературы нового поколения, оценкой качества образования и эффективности деятельности образовательных учреждений, поиском новых форм организации учебно-воспитательного процесса с приоритетом самостоятельной работы учащихся и студентов, реализацией принципа непрерывности образования;

обеспечить развитие информационных систем и технологий, телекоммуникационных сетей в учебном процессе, науке и научном обслуживании;

продолжить развитие инфраструктуры научно-технической сферы технопарков, бизнес- и инновационных центров;

продолжить работу по государственной аккредитации научных организаций и осуществить реформирование их сети.

В области международной деятельности:

создать инновационные программы обучения иностранных граждан в Российской Федерации, способные обеспечить расширение этого контингента, обучающегося на компенсационной основе для получения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

повысить эффективность использования государственных стипендий, выделяемых для обучения иностранных граждан;

осуществить меры по поддержке интеграционных процессов в области образования в государствах-участниках СНГ и формированию в Содружестве единого образовательного пространства;

разработать программу мер по удовлетворению образовательных потребностей соотечественников за рубежом, оказанию содействия зарубежным учебным заведениям с русским языком обучения и, в первую очередь, в государствах-участниках СНГ;

создать механизм реализации федеральной целевой программы "Русский язык";

разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих расширение сотрудничества с иностранными выпускниками российских образовательных учреждений.



Приказ Минобразования РФ от 10 марта 1999 г. N 603 "Об итогах работы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 1998 году и основных направлениях деятельности на 1999 год"


Текст приказа опубликован в журнале "Образование в документах", апрель 1999 г., N 7, в "Вестнике образования", май 1999 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение