Письмо Минобразования РФ от 18 марта 1997 г. N 267/14-12 "Рекомендации по проведению выпускных экзаменов в IX, XI(XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации"

Письмо Минобразования РФ от 18 марта 1997 г. N 267/14-12
"Рекомендации по проведению выпускных экзаменов в IX, XI(XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации"


Управление общего среднего образования направляет рекомендации по подготовке и проведению в 1996/97 учебном году итоговой аттестации выпускников IX и XI(XII) классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Данные рекомендации могут быть использованы при разработке соответствующих нормативных документов, принимаемых государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основании Положения об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования от 24 февраля 1995 г. N 88.

До начала экзаменационного периода руководителям общеобразовательных учреждений рекомендуется ознакомить всех участников образовательного процесса (учителей, родителей (законных представителей), обучающихся IX и IX(XII) классов) с Положением об итоговой аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и нормативными документами, разработанными на его основе государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

В пределах своей компетенции государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации:

- устанавливают сроки аттестационного периода;

- определяют содержание, порядок и формы проведения экзамена по предмету, введенному дополнительно на региональном уровне в том числе по родному (не русскому языку) и по родной (не русской) литературе;

- организуют повторные экзамены: устанавливают сроки их проведения (не позднее 1 сентября текущего года) и разрабатывают тексты письменных работ;

- организуют досрочные экзамены для обучающихся-спортсменов, выезжающих на сборы или соревнования в период итоговой аттестации, и для обучающихся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, призванных в ряды Российской Армии; устанавливают сроки их проведения (не ранее мая месяца), разрабатывают тексты письменных работ;

- организуют экзамены для выпускников, заболевших в период проведения итоговой аттестации: устанавливают сроки их проведения и разрабатывают тексты письменных работ;

- разрабатывают тексты для проведения письменного экзамена по математике и русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений при ИТУ и ВТК, специальных (коррекционных) образовательных учреждений (в том числе вечерних (сменных) и заочных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме вспомогательных) и классах компенсирующего обучения;

- определяют порядок награждения выпускников золотыми и серебряными медалями;

- устанавливают порядок хранения документации по итоговой аттестации и экзаменационных материалов;

- определяют порядок окончания учебного года.

Итоговая аттестация выпускников IX и XI(XII) классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе экстернов и выпускников, получающих образование в семье, проводится комиссиями, состав которых утверждается директором общеобразовательного учреждения.

Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя аттестационной комиссии.

Председателем аттестационной комиссии может быть директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно-воспитательной, научно-методической работе или учитель по представлению директора. Учитель, преподающий в данном классе предмет, по которому проводится итоговая аттестация, не может быть председателем аттестационной комиссии.

При соответствующей организации работы аттестационной комиссии государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации экзамены выпускников могут проводиться с использованием средств массовой информации с предварительным согласованием с Министерством общего и профессионального образования.

Ответственность за организацию и проведение письменных экзаменов по текстам Минобразования России с помощью телевидения, радиовещания и печати возлагается на руководителей государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Итоговая аттестация выпускников проводится по утвержденному директором общеобразовательного учреждения расписанию, которое заранее (не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода) доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, тестирование.

Тестирование целесообразно использовать в том случае, если выпускники знакомы с такой формой аттестации. Предлагаемые на выпускных экзаменах тесты предполагают предварительную экспертную оценку соответствующими методическими службами.

Экзаменационный материал для проведения экзаменов по предметам, выбранным выпускниками, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных вопросов для проведения итоговой аттестации выпускников IX и XI(XII) классов, разработанных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Задания практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике и др.) составляются учителями-предметниками выпускных классов.

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

На основании приказа Минобразования России от 26 декабря 1996 г. N 537 "О централизованном тестировании выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации" педагогическим советам общеобразовательных учреждений предоставляется право засчитывать по желанию обучающихся результаты централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра, в качестве результатов итоговой аттестации по общеобразовательным предметам, кроме устанавливаемых Минобразованием России в качестве обязательных на итоговой аттестации.

Для выпускников из семей беженцев и вынужденных переселенцев, недостаточно владеющих русским языком, письменный экзамен по русскому языку может быть заменен на устный, а по литературе (сочинение) в XI(XII) классах - проведен в виде письменной работы (несколько вариантов на выбор выпускника). Темы этой работы могут представлять собой пересказ прочитанного и изученного эпического произведения или фрагмента из него; характеристику героя произведения; развернутый ответ на вопрос о героях произведения или на свободную тему (т.е. на жизненном материале); отзыв на прочитанную книгу. Темы письменных работ разрабатываются в этих случаях государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Пакет с экзаменационным материалом должен быть получен общеобразовательным учреждением не позднее чем за один день до проведения соответствующего письменного экзамена.

Вскрытие пакетов с экзаменационными материалами осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников IX и XI(XII) классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В IX классе пакеты с текстами письменной работы по русскому языку (кроме сочинения) рекомендуется вскрывать за 30 минут до начала экзамена председателем аттестационной комиссии в присутствии ее членов.

Темы сочинений, изложений, тексты заданий для письменных работ по математике записываются на доске.

Выпускникам IX и XI(XII) классов на сочинении через час после начала экзамена предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.

На письменных экзаменах по русскому языку (кроме диктанта) и литературе выпускникам разрешается по мере необходимости пользоваться всеми типами лингвистических словарей.

Письменный экзамен по математике в IX классах общеобразовательных учреждений в текущем учебном году заменен на письменный экзамен по алгебре и проводится по открытым текстам, опубликованным в "Сборнике заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы" авторы Л.В.Кузнецова и др. (М., "Дрофа", 1996).

Время на выполнение письменных экзаменационных работ за курс основной и средней (полной) школы в общеобразовательных учреждениях для глухих и слабослышащих может быть увеличено на 1 - 1,5 часа, для слепых и слабовидящих - на 2 - 2,5 часа.

Письменные экзаменационные работы хранятся у директора общеобразовательного учреждения и ежедневно выдаются аттестационной комиссии для их проверки, которая осуществляется в здании общеобразовательного учреждения.

Оценка за письменную экзаменационную работу сообщается выпускнику до сдачи им последующего экзамена. Выпускникам предоставляется возможность ознакомиться с письменной работой, проверенной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения. Порядок ознакомления выпускников с оцененной работой определяется председателем комиссии.

В случае несогласия с отметкой выставленной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения за письменную экзаменационную работу, выпускник имеет право обратиться в конфликтную комиссию, создаваемую уполномоченным органом местного самоуправления.

Для выпускников, не сдавших письменные экзамены по русскому языку и литературе (сочинение), форму повторной итоговой аттестации устанавливает аттестационная комиссия с учетом отметок, полученных на экзамене по этим предметам.

По завершении экзамена по предмету экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии.

В случае разногласий между членами аттестационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.

Итоговая отметка по предмету, по которому проводились письменный и устный экзамены, выставляется с учетом двух отметок, полученных на экзаменах.

При выставлении итоговых отметок аттестационные комиссии руководствуются следующим:

а) итоговая отметка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной;

б) при неудовлетворительной экзаменационной отметке не может быть выставлена положительная итоговая отметка;

в) итоговая отметка по русскому языку выпускнику XI (XII) класса общеобразовательного учреждения, в старших классах которого русский язык как предмет не изучался, выставляется на основе итоговой отметки за IX класс и экзаменационной за сочинение в XI(XII) классах;

г) выпускникам, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитывают отметки, полученные ими в общеобразовательном учреждении при лечебном учреждении.

Трудовая (начальная профессиональная) подготовка выпускников XI класса может завершаться по их желанию сдачей квалификационных экзаменов, которые могут засчитываться как экзамены по выбору.

Квалификационные экзамены принимают специальные комиссии. В их состав, как правило, входят мастер производственного обучения, заведующий мастерской. К работе квалификационных комиссий по возможности привлекаются специалисты предприятий и работники учреждений начального профессионального образования соответствующего профиля.

По ряду профессий (водитель автомобиля, тракторист, комбайнер) прием квалификационных экзаменов осуществляется в соответствии с законодательством специальными комиссиями.

Выпускникам XI классов общеобразовательных учреждений, освоившим образовательные программы профессиональной подготовки по отдельным специальностям или профессиям и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается "Свидетельство" установленного образца в соответствии с приказом Минобразования России от 3 июня 1994 г. N 183, зарегистрированного в Минюсте России от 4 июля 1994 за N 618.


Начальник Управления развития
общего среднего образования

М.Р. Леонтьева



Письмо Минобразования РФ от 18 марта 1997 г. N 267/14-12 "Рекомендации по проведению выпускных экзаменов в IX, XI(XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации"


Текст письма опубликован в "Вестнике Образования", апрель 1997 г., N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение