Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1992 г. N 993 "Об утверждении Положения о Министерстве труда Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1992 г. N 993
"Об утверждении Положения о Министерстве труда Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля 1993 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 332 настоящее постановление признано утратившим силу


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве труда Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу решения Правительства РСФСР согласно прилагаемому перечню.



В. Черномырдин


Положение о Министерстве труда Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1992 г. N 993)

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля 1993 г.

ГАРАНТ:

См. Положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 480


1. Министерство труда Российской Федерации (Минтруд России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда и социальных вопросов и координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации.

Минтруд России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественными организациями.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга* образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.

2. Минтруд России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.

3. Минтруд России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные (в том числе валютные) счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы

Местонахождение Минтруда России - город Москва.

4. Основными задачами Минтруда России являются:

осуществление мер по реализации государственной политики в области труда и социальных вопросов;

подготовка предложений по вопросам повышения уровня жизни и доходов населения;

участие в мероприятиях по совершенствованию системы пенсионного обеспечения, государственных пособий семьям, имеющим детей;

разработка и осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непроизводственной сферы и категориям работников;

осуществление тарификации и обеспечение единой методологии нормирования труда;

разработка предложений по совершенствованию государственного социального страхования;

обеспечение улучшения условий и охраны труда;

участие в формировании системы социального партнерства в трудовых отношениях, осуществление контроля за ходом выполнения заключенных генерального, отраслевых (тарифных), специальных соглашений и коллективных договоров, включая контроль за соблюдением трудового законодательства, изучение причин возникновения коллективных трудовых споров и их устранение;

разработка предложений по совершенствованию и реализации политики занятости, по вопросам социальных проблем рынка труда, воспроизводства трудовых ресурсов, развития народонаселения;

осуществление мер по развитию профессионального обучения на производстве, подготовке и повышению квалификации работников, улучшению профессиональной ориентации населения;

абзац двенадцатый утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца двенадцатого пункта 4

участие в решении трудовых и социальных проблем в процессе разгосударствления и приватизации, содействие развитию предпринимательства;

подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства;

содействие развитию коммерческих начал в трудовой и социальной сфере;

осуществление международных связей в сфере социально-трудовых отношений, координация сотрудничества с Международной организацией труда и другими международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России.


Информация об изменениях:

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 394 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


5. Минтруд России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций:


в области комплексных проблем социальной политики


подготавливает ежегодно с участием центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга доклады об основных направлениях социальной политики и мерах по их реализации и представляет их в Правительство Российской Федерации;

осуществляет с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти, органов по труду мониторинг уровня жизни, доходов, условий, охраны труда и других показателей развития социально-трудовой сферы и в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры;

подготавливает по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти с участием органов по труду проекты государственных программ в области труда и социальных вопросов организует их выполнение и контроль за использованием выделенных финансовых средств, а также, в необходимых случаях, производит перераспределение сэкономленных средств, исходя из приоритетов и сроков реализации программ;

получает от Государственного комитета Российской Федерации по статистике, центральных органов федеральной исполнительной власти предусмотренные государственной статистической отчетностью материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России;

осуществляет координацию научных исследований по труду и социальным вопросам;

обеспечивает повышение квалификации работников органов по труду в Российской Федерации;

рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и принимает по ним необходимые меры в сроки, установленные действующим законодательством; ведет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России;


в области уровня жизни и доходов населения


осуществляет с участием центральных органов федеральной исполнительной власти разработку минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения, оказывает организационно-методическую помощь территориальным органам управления в расчетах и применении минимальных потребительских бюджетов, организует и проводит их государственную экспертизу;

подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием других центральных органов федеральной исполнительной власти предложения:

о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, а также о размерах пособий, стипендий и других социальных выплат;

о мерах поддержания уровня жизни населения, включая создание и совершенствование механизма защиты денежных доходов граждан от инфляционных процессов;


в области социальной защиты населения


участвует совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации в разработке согласуемых с Пенсионным фондом Российской Федерации предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения, включая льготное;

участвует совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в разработке предложений о размерах, условиях назначения и порядке выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей;


в области оплаты труда


организует разработку и обеспечивает осуществление мер по усилению мотивации и повышению производительности труда;

подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации, с участием других центральных органов федеральной исполнительной власти предложения по совершенствованию оплаты труда, в том числе по изменению ставок и окладов работников бюджетных учреждений и организаций, а также по видам и размерам денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и других правоохранительных органов, военнослужащих независимо от ведомственной подчиненности;

устанавливает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и по представлению центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга размеры тарифных ставок и должностных окладов для отдельных должностей и категорий работников бюджетных учреждений и организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством Российской Федерации;

определяет по представлению заинтересованных организаций и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, применительно к действующим условиям оплаты труда работников Российской Федерации за границей, размеры окладов по отдельным должностям (по которым они ранее не устанавливались), замещаемым работниками, направляемыми за границу за счет республиканских валютных источников;

обеспечивает совершенствование регионального и межотраслевого регулирования оплаты труда и других денежных доходов населения;

устанавливает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий и организаций для выполнение монтажных, наладочных и строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути;

устанавливает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации условия оплаты труда работников, занятых выполнением аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, крупных работ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, а также порядок сохранения этим работникам непрерывного стажа работы;

вводит по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации бесплатное питание для экипажей отдельных морских и речных судов, находящихся в ведении бюджетных организаций центральных органов федеральной исполнительной власти, применительно к нормам питания, установленным Правительством для экипажей судов морского и речного флота;


в области тарификации и нормирования труда


разрабатывает в соответствии с международными стандартами и утверждает квалификационные критерии для отнесения работ по их сложности к квалификационным группам (разрядам), тарифно-квалификационные справочники работ, профессий и должностей всех категорий работников;

разрабатывает, представляет на утверждение в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и ведет в установленном порядке общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

разрабатывает единый порядок нормирования труда, подготавливает и утверждает в качестве рекомендаций межотраслевые нормы и нормативы по труду, создает всероссийский банк данных о нормах и нормативах трудовых затрат, осуществляет обеспечение работы по организации труда, развитию и совершенствованию нормативной базы по труду;


в области социального страхования


осуществляет работу по развитию социального страхования, обеспечивает реализацию государственной политики в этой области;

анализирует использование средств социального страхования Российской Федерации, подготавливает с участием центральных органов федеральной исполнительной власти предложения по совершенствованию системы социального страхования, в том числе по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по видам и размерам пособий;


в области условий и охраны труда


разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию государственного регулирования условий и охраны труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

утверждает по согласованию с Федеральным санитарно-эпидемиологическим надзором России (по бюджетным учреждениям и организациям - по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации) критерии, показатели и нормативы в области условий труда и на их основе в связи с особыми условиями труда устанавливает размеры дополнительных отпусков, сокращенную продолжительность рабочего времени, а также виды специальной одежды, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания и т.п.;

утверждает по согласованию с Федеральным санитарно-эпидемиологическим надзором России перечни производств, профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается или ограничивается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста;

устанавливает порядок разработки правил и норм по охране труда, утверждает правила и нормы по охране труда в пределах своей компетенции, а также организационно-методические и общетехнические требования к проведению работ по охране труда;

осуществляет организационно-методическое руководство системой Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации, организует проведение экспертизы условий труда на производстве и в проектах на строительство и реконструкцию объектов;


в области формирования социального партнерства в трудовых отношениях


подготавливает по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти проект генерального соглашения между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками представительными органами и общероссийскими объединениями работодателей;

организует ведение переговоров, разработку и заключение отраслевых (тарифных) соглашений между центральными органами федеральной исполнительной власти, соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей);

осуществляет организационно-методическое руководство работой по подготовке и заключению специальных соглашений и коллективных договоров, предусмотренных действующим законодательством;

осуществляет уведомительную регистрацию соглашений и контроль за их выполнением;

участвует в предотвращении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) и принимает меры по их устранению;


в области рынка труда, трудовых ресурсов и народонаселения


подготавливает предложения о состоянии рынка труда к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, предложения к прогнозам балансов трудовых ресурсов, рабочих мест и кадров, а также по государственному регулированию в области создания новых и поддержания действующих рабочих мест, оказывает по этим вопросам методическую помощь органам по труду;

подготавливает с участием Министерства экономики Российской Федерации, Федеральной службы занятости России, Федеральной миграционной службы России, других центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предложения по совершенствованию основных направлений политики занятости населения;

обеспечивает с участием Министерства экономики Российской Федерации, Федеральной миграционной службы России, других центральных органов федеральной исполнительной власти, органов по труду организационное и научно-методическое руководство разработкой государственной и региональных программ развития народонаселения и оказывает содействие регионам в их реализации;


в области подготовки и повышения квалификации работников и профессиональной ориентации населения


осуществляет совместно с Министерством образования Российской Федерации, Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, другими центральными органами федеральной исполнительной власти, с участием органов по труду разработку и реализацию государственной программы в области подготовки и повышения квалификации кадров на основе единых квалификационных требований;

разрабатывает с участием центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральные программы развития профессионального обучения на производстве;

осуществляет во взаимодействии с органами по труду организационно-методическое руководство проведением аттестации государственных служащих органов исполнительной власти в Российской Федерации, а также служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;

обеспечивает с участием Комитета Российской Федерации по делам молодежи и иных центральных органов федеральной исполнительной власти реализацию государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи и других социально-демографических групп населения, координирует проведение профориентационной работы в Российской Федерации;


в области внешней трудовой миграции


подготавливает прогнозы внешней трудовой миграции;

по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой России, с участием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, других центральных органов федеральной исполнительной власти разрабатывает проекты соглашений и других международных документов по вопросам содействия занятости граждан Российской Федерации за границей и трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации;


в области трудового законодательства


разрабатывает предложения по совершенствованию регулирования трудовых отношений;

осуществляет во взаимодействии с органами по труду в процессе контроля за ходом выполнения соглашений и коллективных договоров проверку соблюдения трудового законодательства, норм и правил по условиям и охране труда;


в области международного сотрудничества


представляет интересы Правительства Российской Федерации в Международной организации труда в пределах предоставленных полномочий;

подготавливает проекты договоров и соглашений в области международного сотрудничества по труду и социальным вопросам и содействует их реализации. Разрабатывает предложения по ратификации Российской Федерацией конвенций и других международных документов в области социально-трудовых вопросов, подготавливает ежегодные доклады в Международную организацию труда о соблюдении ратифицированных конвенций;

обеспечивает с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти разработку новых и реализацию действующих межправительственных и межведомственных соглашений по подготовке кадров с участием иностранных партнеров, осуществляет координацию их деятельности в этой области.

6. Минтруд Россия имеет право:

координировать деятельность министерств, государственных комитетов, других центральных органов федеральной исполнительной власти и обеспечивать проверку работы предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности по вопросам, входящим в компетенцию Минтруда России;

производить в соответствии с Положением о Государственной экспертизе условий труда Российской Федерации экспертизу условий труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности и принимать по ее результатам необходимые меры;

осуществлять связи по социально-трудовым вопросам с организациями, учреждениями, представительствами и фирмами государств-участников Содружества Независимых Государств, а также других зарубежных стран;

созывать конференции и совещания, организовывать выставки достижений передового опыта по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России.

7. Должностные лица Минтруда России имеют право доступа в установленном порядке на предприятия, в учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности и ознакомления с документами для выполнения возложенных на Минтруд России задач.

8. Минтруд России по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления и разъяснения.

Постановления, принимаемые Минтрудом России, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими центральными органами федеральной исполнительной власти, местными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения, принимаемые Минтрудом России, в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге применяются с учетом разграничения полномочий между Российской Федерацией и этими республиками, краями, областями, автономными образованиями, городами.

Минтруд России публикует свои нормативные акты в издаваемом им Бюллетене Министерства труда Российской Федерации.

9. Минтруд России возглавляет Министр, назначаемый Президентом Российской Федерации.

Министр имеет заместителей, назначаемых Правительством Российской Федерации.

10. Министр:

руководит сферой деятельности, относящейся к компетенции Минтруда России, на основе единоначалия;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минтруд России функций, распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает степень ответственности их и руководителей структурных подразделений Минтруда России за выполнение возложенных на них обязанностей;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минтруда России в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников и смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, а также положения о структурных подразделениях Минтруда России;

назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минтруда России;

издает приказы и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения работниками Минтруда России, подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями;

в необходимых случаях издает совместные с руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти приказы, указания и инструкции.

11. В Минтруде России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, руководящих работников Минтруда России. В состав коллегии могут также входить руководящие работники и специалисты центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, предприятий, научно-исследовательских и других организаций Российской Федерации.

Члены коллегии Минтруда России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия, являющаяся совещательным органом, рассматривает важнейшие вопросы, входящие в компетенцию Минтруда России.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

12. Для научной разработки проблем труда и социального развития, обоснованных предложений по их решению в Минтруде России образуется научный совет. В состав научного совета могут входить ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты Минтруда России, Российской академии наук, центральных органов федеральной исполнительной власти, научно-исследовательских организаций и предприятий. Состав научного совета и положение о нем утверждаются Министром.


Перечень утративших силу решений Правительства РСФСР
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1992 г. N 993)


1. Постановление Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1976 г. N 598 "Вопросы Государственного комитета Совета Министров РСФСР по труду".

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1978 г. N 80 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Совета Министров РСФСР по труду" (СП РСФСР, 1978 г., N 6, ст.46).

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 31 августа 1987 г. N 359 "Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении роли Государственного комитета РСФСР по труду и социальным вопросам" (СП РСФСР, 1987 г., N 17, ст.119).

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 27 июля 1988 г. N 274 "О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета РСФСР по труду и социальным вопросам".

5. Пункт 1 постановления Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1988 г. N 379 "О расширении прав предприятий и организаций в деле улучшения обеспечения трудящихся специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СП РСФСР, 1988 г., N 21, ст.119).

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1990 N 375 "Вопросы Министерства труда РСФСР" (СП РСФСР, 1991 г., N 2, ст.16).


-------------------------------------------------------------------------

* Далее именуются - органы по труду.



Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1992 г. N 993 "Об утверждении Положения о Министерстве труда Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1992 г. N 26 ст. 2312


Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 332 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 394


Актуальный текст документа