Постановление коллегии Госкомсвязи РФ от 28 апреля 1998 г. N 10-1 "Об основных принципах развития услуг Интернет в Российской Федерации"

Постановление коллегии Госкомсвязи РФ от 28 апреля 1998 г. N 10-1
"Об основных принципах развития услуг Интернет в Российской Федерации"


Заслушав и обсудив доклады заместителя начальника УЭС Златкиса Ю.В. и начальника УИФ Маношкина А.П., коллегия отмечает следующее.

В последние годы в России интенсивно растет спрос на услуги документальной электросвязи и информационные услуги, предоставляемые с использованием сетей передачи данных и телематических служб.

Наибольшей популярностью среди массового потребителя имеют сети, входящие во всемирную информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. По имеющимся оценкам в 1997 г. в России насчитывалось около 600 тысяч пользователей сети Интернет, причем их число ежегодно растет примерно в 1,5 раза. Современные технологии, используемые российскими операторами (провайдерами) сети Интернет, обеспечивают широкий набор услуг - электронная почта, передача факсимильных и голосовых сообщений, телеконференции, передача файлов, работа с удаленными базами данных в реальном масштабе времени, передача данных и передача любой информации, представленной в цифровом виде.

В большинстве случаев доступ пользователей к сети Интернет в Российской Федерации осуществляется через местную телефонную сеть. При этом сетевое оборудование сети Интернет, обслуживающее пользователей, подключается к телефонной сети либо пучками серийных абонентских линий, либо соединительными линиями на правах станций. Специфика работы пользователей в сети Интернет (диалоговый режим работы с базами данных в реальном масштабе времени, обращения к поисковым системам, большие объемы передаваемой информации при относительно небольших скоростях передачи данных) требует длительного присутствия в сети. Средняя продолжительность соединений, организуемых для доступа пользователей к сети Интернет, в несколько раз превышает среднюю продолжительность соединений обычных абонентов телефонной сети, при этом продолжительность значительной части этих соединений составляет час и более.

Следствием этого является значительная и детерминированная по тяготению нагрузка на станции коммутации и пучки межстанционных соединительных линий. Однако радиально-узловой принцип построения, технические характеристики оборудования и нормы проектирования, в соответствии с которыми десятилетиями создавались и развивались местные телефонные сети, основывались на необходимости обеспечения только телефонных разговоров. Важным и негативным для пользователей сети Интернет аспектом использования телефонной сети является тот факт, что в большинстве случаев, из-за наличия на сети устаревшего оборудования, предназначенного только для передачи речи, коммутируемые телефонные каналы по своим характеристикам не могут обеспечить высокоскоростную, качественную и надежную передачу данных.

Телефонная сеть общего пользования в ее сегодняшнем состоянии не рассчитана и не готова для качественного обслуживания работающих через нее многочисленных пользователей сети Интернет. Уже сейчас по этой причине на отдельных участках местных телефонных сетей возникают сбои и перегрузки, вызывающие резкое снижение качества обслуживания абонентов телефонной сети. В сложившейся ситуации с учетом высоких темпов роста числа пользователей сети Интернет, значительно превышающих темпы развития телефонной сети, возникает не только техническая, но и социальная угроза резкого ухудшения качества обслуживания на телефонной сети в недалеком будущем. Причем это ухудшение ударит как по традиционным телефонным абонентам, так и пользователям сети Интернет.

Решение этой проблемы не может основываться на административном запрете использования телефонной сети для доступа к сети Интернет. Необходима реализация таких мероприятий, благодаря которым провайдеры и пользователи сети Интернет будут заинтересованы в организации своей работы таким образом, чтобы не возникала угроза перегрузок на телефонной сети.

В техническом направлении главными следует считать такие решения, которые в принципе исключают существующую сейчас опасность перегрузки. Можно указать на два основных варианта таких решений. Первый вариант, более долгосрочный и дорогой, - это переоснащение телефонной сети на основе использования, например, технологии ISDN c учетом при проектировании объемов и направленности трафика передачи данных. Второй вариант - организация обхода существующих коммутационных узлов и межузловых соединительных линий для трафика сети Интернет. Для этих целей на городской телефонной сети должна создаваться специальная транспортная сеть (сеть передачи данных), которая охватывает практически все городские АТС и на которую должен перенаправляться трафик пользователей Интернет. В зависимости от местных условий на различных городских телефонных сетях могут приниматься различные технические решения по организации такого обхода. Примерами таких решений могут быть установка специальных серверов доступа на АТС и уплотнение абонентских линий пользователей сети Интернет с выделением высокоскоростного канала передачи данных. При создании такой сети передачи данных все соответствующие сетевые средства провайдеров сети Интернет должны в обязательном порядке включаться в нее. Реализация на местных телефонных сетях мер по исключению перегрузок из-за пропуска нагрузки, создаваемой пользователями сети Интернет, может предусматривать разумное сочетание различных технических решений.

Целесообразно также рассмотреть возможность выделения для этих целей в плане нумерации местных телефонных сетей сокращенных индексов спецслужб.

Как один из способов регулирования нагрузки необходимо использовать нормирование параметров качества доступа пользователей к сети Интернет через телефонную сеть. Исходя из необходимости снижения дополнительной нагрузки на местную телефонную сеть, следует контролировать, как минимум, два параметра - вероятность отказа в обслуживании вызовов и эффективную скорость передачи данных. Нормирование первого параметра необходимо для того, чтобы свести к минимуму паразитную нагрузку от повторных вызовов, второго параметра - чтобы уменьшить время передачи информации.

Одним из мероприятий, представляющим собой экономический механизм защиты местных телефонных сетей от перегрузок, создаваемых источниками интенсивного абонентского трафика, является система повременной оплаты.

Важным вопросом, связанным с качеством предоставляемых услуг и с нагрузкой на местные телефонные сети, является организация пропуска внутрисетевого и межсетевого, в том числе, междугородного и международного трафика сети Интернет. В настоящее время российские интернет-провайдеры самостоятельно организуют дорогостоящие выделенные междугородные и международные каналы для пропуска своего трафика. Зачастую из-за экономии средств эти каналы становятся узким местом в сети Интернет, существенно снижающим эффективную скорость передачи данных и создающим тем самым дополнительную нагрузку на местных участках телефонной сети. АО "Ростелеком" проводит работы по созданию в России на базе цифровых магистральных систем сети связи общего пользования магистральной мультипротокольной сети для пропуска трафика сети Интернет и по открытию международных шлюзов в сети ведущих провайдеров Европы и США. Реализация этой программы АО "Ростелеком" позволит российским интернет-провайдерам с минимальными затратами обеспечивать для своих пользователей качественный доступ как зарубежным, так и к российским ресурсам сети Интернет.

В последнее время на сети Интернет появились технические средства, позволяющие посредством пакетной передачи данных осуществлять двухстороннюю голосовую связь в интерактивном режиме (так называемая "интернет телефония"). Существенным отличием "интернет телефонии" от традиционной телефонной связи является низкое качество. Вторая важная особенность "интернет телефонии" заключается в том, что канал передачи данных, через который осуществляется голосовая связь, организуется в обход междугородных и международных станций коммутации. На настоящее время не определен порядок предоставления услуги "интернет телефония", включая вопросы пропуска трафика, что препятствует контролю за предоставлением этой услуги, в том числе, в части технических мероприятий по обеспечению требований СОРМ.

Российский сегмент сети Интернет в части, обеспечивающей предоставление услуг передачи данных и телематических служб, является сетью электросвязи общего пользования, входящей в состав ВСС России. Исходя именно из этого обстоятельства, решаются и должны решаться в дальнейшем вопросы регулирования, в том числе лицензирование деятельности операторов (интернет-провайдеров) и сертификация технических средств. Сегодня, с учетом специфики развития сети Интернет, назрела необходимость совершенствования нормативной базы, в первую очередь, по вопросам взаимодействия с телефонной сетью общего пользования. При этом регулирование деятельности интернет-провайдеров должно осуществляться, исходя как из интересов их пользователей, так и интересов операторов и абонентов телефонной сети общего пользования, ресурсы которой используются при предоставлении услуг сети Интернет.

Наряду с ростом спроса на разнообразные услуги электросвязи, предоставляемые российскими интернет-провайдерами, одной из важнейших тенденций развития российского сегмента сети Интернет является увеличение потребностей в доступе через сеть Интернет к русскоязычным информационным ресурсам и увеличение количества российских поставщиков информационных услуг. На конец 1997 г. количество веб-сайтов (баз данных), находящихся на российских информационных серверах сети Интернет составляло около 10 тысяч. Эти базы данных охватывают широкий тематический спектр - справочную, финансовую, правовую, рекламную, культурно-образовательную, научно-техническую, развлекательную и другую информацию. Владельцами этих баз данных являются как организации, в том числе и государственные органы, так и частные лица. Предоставление информационных услуг осуществляется как на платной, так и на безвозмездной основе. Однако ни сегодняшнее состояние, ни сложившееся положение с разработкой нормативно-правовой базы, регулирующей применительно к сети Интернет вопросы использования информационных ресурсов, нельзя признать удовлетворительным. Вопросы развития этой нормативно-правовой базы должны решаться в тесном взаимодействии с организациями, активно работающими на рынке информационных услуг.

Коллегия постановляет:

1. Считать одной из главных задач Госкомсвязи России всестороннее содействие развитию российского сегмента сети Интернет с учетом соблюдения баланса интересов операторов телефонной сети общего пользования и интернет-провайдеров, расширения номенклатуры и качества услуг, в том числе расширение информационных услуг с использованием русскоязычных информационных ресурсов, внедрения мер по защите информации от несанкционированного доступа, обеспечения требований СОРМ.

2. Первому заместителю председателя Госкомсвязи России Мардеру Н.С.:

2.1. Организовать в рамках рабочей группы по плану нумерации 7-ой зоны всемирной нумерации изучение вопроса о целесообразности выделения индексов спецслужб для организации доступа абонентов телефонной сети общего пользования к сетям передачи данных и телематическим службам, включая сеть Интернет.

2.2. Совместно с организациями-операторами проводить работу по внедрению системы повременной оплаты на местных телефонных сетях.

ГАРАНТ:

О внедрении системы повременного учета соединений местной телефонной связи см. приказ Минсвязи РФ от 13 апреля 2000 г. N 62


2.3. Активизировать работы по разработке технических требований к средствам СОРМ сетей передачи данных и телематических служб, включая "интернет телефонию".

3. ЛОНИИС (Голубев), АДЭ (Кремер) (по согласованию) с участием заинтересованных операторов телефонной связи и интернет-провайдеров до 31.09.98 разработать и представить на утверждение в Госкомсвязи России:

типовые технические решения и рекомендации операторам местных телефонных сетей по пропуску трафика, создаваемого пользователями сети Интернет;

положение о порядке пропуска по телефонной сети общего пользования трафика, создаваемого пользователями сети Интернет.

4. АО "Связьинвест" (Исмаилов), руководителям организаций-операторов телефонной связи предусматривать в схемах развития городских телефонных сетей необходимые технические решения по пропуску трафика, обеспечивающие качественный пропуск трафика, создаваемого пользователями сети Интернет.

5. УЭП (Тимошенко), УЭС (Рокотян) по согласованию с ФСЕМС России до 31.12.98 определить порядок взаиморасчетов между операторами телефонной сети общего пользования и интернет-провайдерами за предоставление ресурсов телефонной сети общего пользования.

6. УЭС (Рокотян), АДЭ (Кремер) (по согласованию) при разработке Руководящего материала по телематическим службам и второй редакции Руководящего материала по системе передачи данных учесть необходимость нормирования качества доступа пользователей к сети Интернет через телефонную сеть общего пользования.

7. УЭС (Рокотян), УЛ (Попов), ЦНИИС (Варакин), ЛОНИИС (Голубев), АДЭ (Кремер) (по согласованию) до 31.08.98 представить на рассмотрение лицензионной комиссии Госкомсвязи России перечень условий осуществления деятельности операторов телематических служб по предоставлению услуги "интернет телефония".

8. АДЭ (Кремер) (по согласованию) до 31.12.98 по заданию УЭС (Рокотян) разработать проект Правил предоставления услуг передачи данных и телематических служб, включая услуги, предоставляемые с использованием сети Интернет.

9. ЛОНИИС (Голубев), ЦНИИС (Варакин) до 30.11.98 провести анализ параметров абонентской нагрузки, создаваемой на местных телефонных сетях пользователями сетей передачи данных и телематических служб, включая сеть Интернет, и представить в Госкомсвязи России результаты анализа и, при необходимости, предложения по уточнению норм проектирования местных телефонных сетей.

10. Принять к сведению информацию о деятельности АО "Ростелеком" по созданию магистральной сети Интернет для организации пропуска междугородного и международного трафика российских интернет-провайдеров.

АО "Ростелеком" (Белов) до 30.09.98 представить программу создания этой сети и предложения по ее использованию на рассмотрение ГКЭС и ГКИ.

11. Заместителям председателя Госкомсвязи России Дуброво И.Г., Волокитину А.В. подготовить и представить на рассмотрение ГКИ в III кв. 1998 г. предложения по созданию организационной структуры, объединяющей поставщиков информационных услуг в компьютерных сетях.

12. УГКИ (Лавров), УИФ (Маношкин) до 30.06.98 представить на утверждение перечень подлежащих разработке нормативно-правовых актов, необходимых для регулирования вопросов использования информационных ресурсов в сети Интернет.

13. Предусмотреть в плане работы коллегии Госкомсвязи России на IV кв. 1998 г. рассмотрение вопроса о развитии российского фрагмента сети Интернет.

14. НТУОТ (Мишенков), УЭС (Рокотян) предусмотреть включение работ по п.п.3, 6, 8, 9 в план НИОКР на 1998 г. в качестве приоритетных работ.

15. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя председателя Госкомсвязи России Мардера Н.С.


Председатель коллегии

А.Е.Крупнов


Ответственный секретарь коллегии

И.П.Желтова



Постановление коллегии Госкомсвязи РФ от 28 апреля 1998 г. N 10-1 "Об основных принципах развития услуг Интернет в Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в журнале "СвязьИнформ", 1998 г., N 5


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.