Письмо Минюста РФ от 12 января 2000 г. N 94-ЭГ Об Информационном письме о практике планирования работы территориальных органов Минюста РФ в 1999 году

Письмо Минюста РФ от 12 января 2000 г. N 94-ЭГ


Департамент управления и контроля Министерства юстиции Российской Федерации обобщил практику планирования работы органов юстиции на первое и второе полугодия 1999 года.

Направляю информационное письмо по результатам обобщения.

Приложение: на 5 листах.


Первый заместитель Министра

Э. Ренов


Информационное письмо
о практике планирования работы территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации в 1999 году


Анализ планов работы территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации на первое и второе полугодия 1999 года свидетельствует о том, что большинство из запланированных в них мероприятий отвечает современным задачам, поставленным перед Минюстом России. В планах отражены вопросы деятельности территориальных органов Министерства юстиции в свете действующего законодательства и новых структурных изменений как в центральном аппарате Минюста России, так и на местах.

Некоторые органы юстиции включили в свои планы работы мероприятия по реализации положений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы (республики Карелия, Дагестан, Красноярский край, Ленинградская область и др.).

В большинстве планов предусматриваются мероприятия по оказанию помощи органам государственной власти в субъектах Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении ими нормотворческой деятельности, а также по вопросам работы службы судебных приставов, регистрации общественных и религиозных объединений, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, деятельности нотариата, оказания юридических услуг.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации планируют вопросы, связанные с проведением кадровой работы. Характерной особенностью многих планов работы является то, что в них предусмотрены мероприятия по подготовке резерва кадров, учебе сотрудников. Наиболее четко эту важную работу спланировали в Башкортостане, Карелии, Воронежской, Кемеровской, Пермской, Мурманской областях, Хабаровском крае.

Управление юстиции Амурской области запланировало такое необходимое в практической деятельности сотрудников управления и других органов мероприятие, как проведение семинара на тему: "Система взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и роль в ней органов юстиции" на базе юридического отделения Благовещенского торгово-экономического колледжа. Управление юстиции Белгородской области предусмотрело прохождение производственной практики студентов старших курсов юридического факультета Белгородского университета в Управлении юстиции и службе судебных приставов.

Изучение планов работы показало, что не остались без внимания мероприятия по всем основным направлениям деятельности судебных приставов (Тамбовская, Тульская, Калининградская, Сахалинская, Новосибирская области, Алтайский край, Республика Хакасия и др.). При этом, как правило, итоги работы и другие важные вопросы обсуждаются на совещаниях, семинарах, координационных и методических советах.

В планах значительное место занимают вопросы контроля исполнения (проверки подразделений судебных приставов, контрольные проверки депозитных счетов и т.п.), методической работы. Уделяется внимание вопросам взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, судами, правоохранительными органами, средствами массовой информации и т.д. В большинстве планов работы нашли отражение вопросы работы с жалобами на действия судебных приставов.

Важное место в работе территориальных органов Минюста России занимают вопросы контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям и контроля за соблюдением уставов религиозными организациями относительно целей и порядка их деятельности.

В большинстве планов предусмотрены мероприятия по обобщению опыта работы органов юстиции по перерегистрации общественных объединений и религиозных организаций. Почти все органы юстиции запланировали работу по подготовке материалов для обращения в суд с требованием о ликвидации тех общественных объединений, которые не прошли государственную перерегистрацию до 1 июля 1999 года (требование ст.52 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Во многих органах юстиции эта работа уже проводится.

Органы юстиции Республики Мордовия, Иркутской, Сахалинской областей практикуют проверки деятельности общественных и религиозных объединений совместно с органами прокуратуры, а в необходимых случаях привлекают региональные органы ФСБ, МВД России. Управлением юстиции Амурской области запланировано проведение координационного совещания Управления юстиции, УФСБ и УВД области по вопросу пресечения проявлений фашизма и иных форм политического экстремизма в деятельности общественных объединений. Вопросы противодействия политическому экстремизму стоят в плане Главного управления юстиции Алтайского края. Управлением юстиции Новосибирской области предусмотрены мероприятия по созданию и совершенствованию компьютерной базы по общественным и религиозным объединениям.

Органы юстиции планируют определенные мероприятия по вопросам правовой помощи.

Так, по вопросам деятельности нотариата запланировали соответствующие мероприятия все органы юстиции, представившие планы работы, за исключением Отдела юстиции Ненецкого автономного округа. В планах предусматривается сосредоточение деятельности на реализации наиболее значимых полномочий органов юстиции по руководству деятельностью нотариата.

Заслуживает положительной оценки практика планирования мероприятий по вопросам, связанным с повышением деловой квалификации нотариусов, формированием резерва кадров на должности нотариусов, работой со стажерами, осуществлением и контролем за исполнением правил нотариального делопроизводства и профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Указанные мероприятия предусмотрело большинство органов юстиции. Зачастую их проведение осуществляется в координации с нотариальными палатами. Некоторые органы юстиции вопросы деятельности нотариата вносят на рассмотрение коллегий. Планируется работа с обращениями граждан (республики Адыгея, Дагестан, Удмуртская Республика, Новосибирская, Ульяновская области и др.).

К сожалению, значительно меньше внимания органы юстиции уделяют вопросам деятельности адвокатуры. В этой области наиболее часто планируемыми вопросами являются:

согласование открытия юридических консультаций территориальных и межтерриториальных коллегий адвокатов в порядке ст.17 Положения об адвокатуре РСФСР (Красноярский край, Московская, Пермская области);

контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об адвокатуре (Красноярский край, Московская, Ульяновская области);

изучение организации и деятельности юридических консультаций межтерриториальных коллегий адвокатов (Московская, Новосибирская, Ярославская области);

изучение и обобщение практики выполнения адвокатами поручений по уголовным делам в порядке ст.49 УПК РСФСР, а также практики оказания ими бесплатной юридической помощи гражданам (Удмуртская, Чувашская республики, Амурская, Курганская, Мурманская области);

обобщение жалоб и заявлений граждан и организаций на неправомерные действия адвокатов (Волгоградская, Московская, Пензенская области).

Вместе с тем органами юстиции при планировании допускаются серьезные просчеты. Нередко планирование работы осуществляется формально, без анализа и конкретизации мероприятий. Не уделяется должного внимания структуре планов, содержанию и объему планируемых мероприятий (республики Ингушетия, Алтай, Ханты-Мансийский, Ненецкий автономные округа).

Во многих планах не предусмотрены мероприятия по проверке состояния исполнительской дисциплины и взаимодействия с органами местного самоуправления. В то же время в планы включаются задания, являющиеся повседневными обязанностями должностных лиц. В частности, планируется "выдача лицензий на право нотариальной деятельности", "проставление апостиля", "оформление пенсий", "проведение генеральной уборки помещений", "проверка правильности расходования и списания ГСМ", "рассмотрение жалоб граждан в части, касающейся разъяснений действующего законодательства", "провести анализ заболеваемости сотрудников за 1999 год" и т.п. (Московская, Оренбургская, Кемеровская области, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ и др.).

Многие органы юстиции не предусмотрели в своих планах участие в мероприятиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам борьбы с правонарушениями.

В большей части планов работы не предусмотрено каких-либо мероприятий по взаимодействию с адвокатурой. Следует обратить внимание на то, что в половине субъектов Российской Федерации действуют две и более коллегий адвокатов, например: в г.Москве - 14, г.Санкт-Петербурге - 4, Хабаровском крае - 3, Сахалинской области - 3 и т.д. Однако эти органы юстиции не предусмотрели в планах работы вопросы, связанные с деятельностью коллегий адвокатов.

Разделы планов работы по проблемам общественных и религиозных объединений некоторых органов юстиции составлены неконкретно, без указания, в каких объединениях будут проводиться проверки их уставной деятельности (Калужская, Курганская, Ленинградская области и др.).

Изучение планов работы показало, что органы юстиции недостаточно внимания уделяют вопросам реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Во многих планах мероприятия по этому вопросу отсутствуют или отражены с недостаточно ясной формулировкой (Республики Карелия, г.Москва, г.Санкт-Петербург, Липецкая область и др.). Отдельные органы юстиции планируют мероприятия, проведение которых не входит в их полномочия (Республики Башкортостан, Марий Эл, Чувашская Республика).

Несмотря на многочисленные недостатки и нарушения, выявленные в ходе проверок и ревизий контролирующими органами и Отделом ревизионной работы Минюста России, в планах работ большинства территориальных органов Минюста России не предусматриваются мероприятия по укреплению финансовой дисциплины. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в отдельных регионах ограничивается лишь проверками служб судебных приставов. Не отражена финансово-хозяйственная сторона деятельности в планах работ управлений юстиции Хабаровского края, Новосибирской, Пензенской, Сахалинской, Омской областей и др.

Кроме перечисленных недостатков во многих планах содержатся стилистические и грамматические ошибки, непредусмотренные сокращения слов.

Некоторые руководители органов юстиции игнорируют рекомендации Минюста России о своевременном направлении планов в Департамент управления и контроля, что порождает ненужную переписку (напоминания) по поводу высылки планов.


Департамент управления и контроля

Министерства юстиции Российской Федерации



Письмо Минюста РФ от 12 января 2000 г. N 94-ЭГ


Текст письма опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, N 2, 2000 г.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.