Письмо МНС РФ от 26 мая 2000 г. N АС-6-16/401 "Об итогах контрольной работы налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 1 квартале 2000 года"

Письмо МНС РФ от 26 мая 2000 г. N АС-6-16/401
"Об итогах контрольной работы налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 1 квартале 2000 года"


В целях своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну налоговые органы на местах в 1 квартале 2000 года принимали конкретные меры, направленные на усиление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Поступления в федеральный бюджет и государственные целевые бюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, доначисленных в результате проведенной контрольной работы (без учета налоговых санкций), в 1 квартале текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли в 1,3 раза и составили 2,6 млрд. рублей. При этом сумма поступлений в расчете на одного специалиста в среднем по Министерству составила 17,5 тыс. рублей (в 1,3 раза больше).

В целях пополнения федерального бюджета, а также для формирования в полном объеме Федерального фонда МНС России и ФСНП России управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации приказом от 18.01.2000 N АП-14-16/11 дсп "Об Основных направлениях контрольной работы органов МНС России на 2000 год" и письмом от 06.03.2000 N АП-6-29/171 были установлены задания по мобилизации в федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды дополнительно начисленных и взысканных налогов и сборов (с учетом налоговых санкций и без учета их) в результате проведенной ими контрольной работы.

По отчетным данным в 1 квартале текущего года в федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды мобилизовано дополнительно начисленных платежей (без налоговых санкций) 2579,7 млн. рублей, что составляет 96,6% от планируемых Министерством на этот период объемов поступлений в результате проведенной налоговыми органами контрольной работы (по сравнению с установленным заданием недопоступило 91,4 млн. рублей). Указанное задание в среднем по Министерству в январе месяце текущего года было выполнено на 100%, в феврале - 113,7%, марте - 88 процентов.

Перевыполнили задание в 1 квартале текущего года 47 управлений МНС России, из них процент выполнения в пределах от 100 до 110 имеют 8 субъектов Российской Федерации, от 110 до 120 - 8 субъектов, от 120 до 150 - 13 субъектов, свыше 150 - 18 субъектов. Общая сумма поступлений в федеральный бюджет сверх установленных Министерством заданий по ним составила 490,8 млн. рублей. Наибольшие суммы сверх задания взысканы налоговыми органами г.Санкт-Петербурга (133,7 млн. рублей или в 1,8 раза), Калужской области (82,8 млн. рублей, в 9,6 раза), Республики Башкортостан (50,2 млн. рублей, в 2,4 раза), Сахалинской области (23,5 млн. рублей, в 2,5 раза), Красноярского края (18,7 млн. рублей, в 1,6 раза), Ханты-Мансийского автономного округа (18,4 млн. рублей, в 1,4 раза). При этом сумма взысканных в федеральный бюджет доначисленных по результатам контрольных мероприятий платежей в расчете на одного специалиста по сравнению с 1 кварталом 1999 года в налоговых органах Калужской области возросла почти в 15 раз и составила 78 тыс. рублей, что в 4,5 раза выше средней по Министерству; Сахалинской области, соответственно - в 5,6 раза, 39 тыс. рублей, 2,3 раза; Ханты-Мансийского автономного округа - в 3,7 раза, 41 тыс. рублей, 2,3 раза; Республики Башкортостан - в 3,2 раза, 24 тыс. рублей, 1,4 раза; г.Санкт-Петербурга - в 2,7 раза, 64 тыс. рублей, 3,6 раза.

Не выполнили установленное Министерством задание 41 управление, общая сумма недопоступлений от ожидаемых Министерством объемов, доначисленных в результате проведенной налоговыми органами контрольной работы платежей, составила 582,2 млн. рублей. Наиболее значительное невыполнение установленного задания по абсолютной сумме допустили налоговые органы г.Москвы (194,2 млн. рублей, задание выполнено всего на 78%), Самарской области (соответственно: 141,3 млн. рублей, 22%), Свердловской области (37,6 млн. рублей, 58%), Белгородской области (30,3 млн. рублей, 47%), Краснодарского края (18,8 млн. рублей, 58%), Московской области (18,7 млн. рублей, 74%), Омской области (13,2 млн. рублей, 54%), Волгоградской области (12,2 млн. рублей, 63%), Хабаровского края (12,1 млн. рублей, 62%), Республики Бурятия (10,2 млн. рублей, 29%), Нижегородской области (10,2 млн. рублей, 70%).

Многие управления МНС России, допустившие невыполнение задания, резко снизили по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уровень поступлений в федеральный бюджет по результатам контрольной работы как по абсолютной величине, так и в расчете на одного специалиста. Например, в Новгородской области сумма взысканных платежей по сравнению с 1 кварталом 1999 г. снизилась на 21,5 млн. рублей (или в 6,4 раза) и составила всего 4 млн. рублей, а в расчете на одного специалиста - на 24,9 тыс. рублей (с 29,5 тыс. рублей до 4,6 тыс. рублей). Более чем в 6 раз снизились поступления в управлениях МНС России Республики Бурятия, в 2 - 3 раза - в республиках: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария; в областях: Амурской, Белгородской, Волгоградской, Курганской, Самарской, Свердловской; в Ненецком и Эвенкийском автономных округах.

В 1 квартале текущего года налоговыми органами проведено 168,5 тыс. выездных налоговых проверок юридических лиц (в том числе: 166,1 тыс. проверок проведено налоговыми органами самостоятельно, 2,4 тыс. - совместно с органами налоговой полиции) и 134 тыс. проверок физических лиц (в том числе: 129,8 тыс. проверок проведено налоговыми органами самостоятельно, 4,2 тыс. - совместно с органами налоговой полиции).

По результатам выездных проверок в целом по России доначислено платежей в бюджет и внебюджетные фонды 13,6 млрд. рублей (в том числе по проверкам, проведенным налоговыми органами самостоятельно - 10,2 млрд. рублей, совместно с органами налоговой полиции - 3,4 млрд. рублей).

Сумма взысканных платежей по выездным проверкам за 1 квартал текущего года составила 3,7 млрд. рублей. Результативность проверок (суммы взысканных платежей в расчете на одну выездную проверку налогоплательщика - юридического лица) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 7% и составила 21,4 тыс. рублей.

Отмечается эффективная работа при проведении выездных проверок в налоговых органах Калужской, Костромской, Челябинской, Сахалинской, Тульской областях и Ханты-Мансийского автономного округа.

Так, налоговые органы Калужской области в результате проведенных в 1 квартале текущего года выездных налоговых проверок доначислили в бюджетную систему налогов и сборов в сумме 240,5 млн. рублей, что на 183,1 млн. рублей (или в 4,2 раза) больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Взыскано платежей на 179,7 млн. рублей (или в 12,9 раза) больше, чем в 1 квартале 1999 года (в 1 квартале 2000 г. взыскано 194,8 млн. рублей, 1 квартале 1999 г. - 15,1 млн. рублей). В Тульской области налоговые органы в результате проведенных в 1 квартале текущего года выездных проверок доначислили в бюджетную систему налогов и сборов в 2,2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, взыскано платежей в 2,7 раза больше; Сахалинской области соответственно - в 1,8 и 2,7 раза; Ханты-Мансийском автономном округе - в 1,3 и 2 раза; Костромской области доначислено на 4% больше, взыскано в 1,5 раза больше; Челябинской - на 4 и 8 процентов больше.

Вместе с этим, отчетные данные свидетельствуют, что продолжает иметь место тенденция к снижению количества выездных налоговых проверок, что является недопустимым, учитывая постоянный рост масштабов нарушений хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах. Так, количество проведенных выездных проверок юридических лиц по сравнению с 1 кварталом прошлого года в целом по МНС России снизилось почти на 31 тысячу или на 15%, физических лиц - на 213 тыс. или на 61 процент.

Существенно снижено количество выездных проверок налогоплательщиков - юридических лиц в налоговых органах Челябинской области (на 3,4 тыс. или в 2,6 раза), Саратовской области (на 2,3 тыс. или в 1,5 раза), Алтайского и Краснодарского краев (на 1,7 тыс., в процентах соответственно: на 26 и 24), Московской области (на 1,5 тыс., 11%), Красноярского края (на 1,4 тыс., 25%), Иркутской области и г.Москвы (на 1,3 тыс., в процентах соответственно: на 30 и 19), Ростовской области (1,2 тыс., 11%). Более чем на треть снизили количество проведенных выездных проверок управления МНС России Камчатской, Пензенской, Тверской областей, Усть-Ордынского Бурятского и Эвенкийского автономных округов.

По сравнению с 1 кварталом прошлого года суммы доначисленных платежей в бюджеты всех уровней по результатам выездных проверок юридических лиц в среднем по России снизились на 28%, взысканные платежи - на 9 процентов. Более чем на 30% суммы дополнительно начисленных платежей по сравнению с прошлым годом снижены в 23 субъектах России, взыскания ниже среднего уровня имеют 40 управлений МНС России.

В отдельных управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации при снижении количества выездных налоговых проверок наблюдается отрицательная динамика основных показателей, характеризующих эффективность организации и проведения контрольной работы, что безусловно повлияло на выполнение установленных Министерством заданий по мобилизации в федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды дополнительно начисленных и взысканных налогов и сборов. Так, налоговые органы Калининградской области снизили объем доначисленных платежей по выездным проверкам в 8 раз (с 797 до 96 млн. рублей), взысканных платежей - в 2 раза, при этом количество выездных проверок юридических лиц уменьшилось на 20 процентов; в Рязанской области аналогичные показатели снижены: в 6 раз (со 175 до 30 млн. рублей), в 1,4 раза и на 14%; Удмуртской Республики - почти в 2 раза (с 68 до 38 млн. рублей), на 21% и на 8%; Белгородской области - в 2 раза (со 104 до 59 млн. рублей), в 3 раза и на 8%; Магаданской области - на 37%, в 2 раза и на 14%; Новгородской области - на 23%, в 5 раз и на 20%; Тамбовской области - на 12%, в 2 раза и на 32 процента.

На постоянной основе налоговыми органами совместно с органами налоговой полиции проводятся проверки хозяйствующих субъектов, потенциально склонных к сокрытию или занижению доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения. В 1 квартале текущего года проведены совместные выездные проверки 2,4 тыс. юридических и 4,2 тыс. физических лиц, по результатам проверок доначислено платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, включая финансовые санкции, 3,5 млрд. рублей, что больше соответствующего периода прошлого года на 34 процента. Сумма поступивших налогов (платежей), дополнительно начисленных в результате проведенных совместных проверок, возросла по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. на 29% и составила 1 млрд. рублей. Значительно повысилась результативность совместных проверок, доначисления в расчете на 1 выездную проверку налогоплательщика - юридического лица возросли в 1,7 раза и составили 1414 тыс. рублей, взыскания - в 1,6 раза и составили 411 тыс. рублей.

Наиболее значительно повысились доначисления и взыскания по совместным проверкам, проведенным налоговыми органами Псковской области (доначисления возросли в 10 раз, взыскания - в 1,2 раза), Астраханской области (соответственно в 8 и 7,6 раза), Челябинской области (в 7,5 и 8 раз), Ханты-Мансийского автономного округа (в 5,7 и 9), Омской области (2,7 и 2), г.Санкт-Петербурга (2,5 и 2), Владимирской области (2,3 и 3), Чувашской Республики (1,9 и 1,2), Московской области (1,9 и 2,5), Алтайского края (1,6 и 5,3 раза).

Несмотря на высокую эффективность совместных проверок, ряд управлений по субъектам Российской Федерации резко сократили количество совместных проверок юридических лиц. Существенно сократилось количество совместных проверок в налоговых органах Ростовской области (на 162 проверки, с 271 до 109, или 2,5 раза), Республики Татарстан (на 30 проверок или в 1,7 раза), Тверской области (на 24 проверки или в 5,8 раза), Рязанской области (на 21 проверку или в 22 раза), Тульской области (на 20 проверок или в 2 раза), Пензенской области (на 17 проверок или в 6 раз). Налоговыми органами республик Адыгея и Тыва, Корякского и Эвенкийского автономных округов совместные проверки не проводились; только по одной совместной проверке проведено в республиках Алтай и Марий-Эл, Магаданской области, Коми-Пермяцкого и Таймырского автономных округах.

Качество выездных проверок остается на недостаточно высоком уровне. Так, общая сумма уменьшенных платежей и приостановленных взысканий по решениям судебных органов по проверкам, проведенным в 2000 году, возросла в 1,6 раза (с 230,7 до 376 млн. рублей). Вследствие этого удельный вес потерь в общей сумме доначисленных платежей составил почти 3% и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 1,5 пункта. Основной причиной создавшегося положения явилось увеличение более чем в 2 раза (со 157 до 330 млн. рублей) сумм приостановленных взысканий по решениям судебных органов по проверкам, проведенным в отчетном периоде. Наиболее напряженная ситуация сложилась в Управлении МНС России по Калининградской области, где сумма приостановленных в отчетном периоде по решению судебных органов взысканий составила 41% от общей суммы доначисленных платежей. Большие потери вследствие роста сумм уменьшенных платежей по решениям судебных органов и приостановлении взысканий по проверкам, проведенным в 2000 году, имеют налоговые органы Новгородской области и Республики Мордовия - 15%, Иркутской области - 14%, Орловской области - 13%, Самарской области - 11%, свыше 5% имеют потери налоговые органы Республики Бурятия, Краснодарского края, Волгоградской и Вологодской областей.

За I квартал 2000 года в адрес МНС России поступило 753 срочных сообщения о проверках, в ходе которых выявлено уклонение от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере. Общая сумма доначислений составила 6,3 млрд. рублей, в том числе налоговые санкции и пени - 2,6 млрд. рублей, или 41,3%, в среднем на одну проверку доначислено 8,4 млн. рублей.

Ряд управлений МНС России по субъектам Российской Федерации вскрыли значительное количество нарушений налогового законодательства в особо крупных размерах. Так, налоговыми органами Московской области по итогам проверки 9 налогоплательщиков доначислено платежей с учетом налоговых санкций на сумму 1065 млн. рублей, по г.Санкт-Петербургу - 86 и 487,8 млн. рублей, Самарской области 34 и 336,7 млн. рублей, Волгоградской области 16 и 339,5 млн. рублей.

По данным срочных сообщений в I квартале 2000 года наибольшие суммы доначислений произведены в следующих отраслях экономики: промышленность строительных материалов (24,9%), торговля и общественное питание (24,1%), топливная промышленность (8,4), машиностроение и металлообработка (5,0%); в тоже время количество случаев нарушений законодательства о налогах и сборах распределились следующим образом: на первом месте предприятия торговли и общественного питания (19%), далее организации строительства (12,2%), машиностроение и металлообработки (7,8%), транспорт (6,2%).

Наиболее крупные доначисления в бюджет произведены в следующих организациях: АОЗТ "Вадим" (Калужская область) - 173,3 млн. рублей, ООО "Астраханьгазпром" (Астраханская область) - 168,6 млн. рублей, ОАО "Ростелеком" (г.Санкт-Петербург) - 102,6 млн. рублей, рыболовецком колхозе "Северная звезда" (Мурманская область) - 71,8 млн. рублей, ОАО "ЧиркейГЭСстрой" (Республика Дагестан) - 49,1 млн. рублей, ОАО "Тверской Экскаваторный завод" (Тверская область) - 33,6 млн. рублей, ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (Ярославская область) - 24,9 млн. рублей, государственном унитарном предприятии "Сибирский химический комбинат" (Томская область) - 22,8 млн. рублей, ОАО "Акционерное предприятие "Нижнеамурзолото" (Хабаровский край) - 18,9 млн. рублей, ООО МСФ "Пентар" (Красноярский край) - 16,6 млн. рублей, ТОО СМП "Тобол" (Ямало-Ненецкий автономный округ) - 14,5 млн. рублей.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что обеспечение поступлений налогов и сборов в бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды (включая Федеральный фонд МНС России и ФСНП России) в предусмотренных на 2000 год объемах в значительной мере зависит от состояния и результатов контрольной работы, управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации необходимо на основе всестороннего анализа и критической оценки фактического положения дел разработать и осуществить на практике конкретные мероприятия по устранению имеющихся недостатков и нарушений в организации и проведении контрольной работы, повышению ее эффективности и обеспечению безусловного выполнения заданий по мобилизации в федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды дополнительно начисленных и взысканных налогов.

Приложение: Анализ отчетных данных о результатах контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации за 1 квартал 2000 года (на 9 листах).


Государственный советник
налоговой службы 1 ранга

А.В. Смирнов



Письмо МНС РФ от 26 мая 2000 г. N АС-6-16/401 "Об итогах контрольной работы налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах в 1 квартале 2000 года"


Текст письма официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.