Качество преподавания географии и качество географических знаний учащихся во многом зависят от обеспеченности преподавания географии необходимыми настенными картами, школьными географическими атласами и набором контурных карт. Министерство образования России, Федеральная служба геодезии и картографии России проделали большую работу по обновлению имеющихся и созданию новых географических карт и атласов для общеобразовательной школы. К настоящему времени уже подготовлено большинство из необходимых для качественного преподавания географии настенных мировых карт, карт по отдельным материкам и океанам, карт России, а также по три географических атласа для каждого из курсов школьной географии.
Например, Федеральной службой геодезии и картографии России, издательствами "Дрофа" и "Дик" изданы все необходимые школьные географические атласы и контурные карты по географии и природоведению для основной и средней (полной) школы. Широко используются в учебном процессе подготовленные издательствами "Дрофа" и "Дик" рабочие тетради с комплектом контурных карт, содержание которых способствует формированию у учащихся практических навыков работы с географическими картами школьного атласа и контурной картой.
Издательством "Аст-Пресс" уже изданы атласы по начальному курсу географии и географии материков и океанов, идет подготовка к изданию комплексного школьного атласа по географии России и атласа по экономической и социальной географии мира. Издательством также подготовлен и уже издан Атлас мира (Страны мира в картах и цифрах), который может быть успешно использован в процессе изучения географии в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Изданы и комплекты контурных карт по географии для всех классов. Контурные карты имеют систему учебных заданий, помогающих ученикам в изучении географии и выполнении практических работ с контурной картой.
Издательством "Просвещение" издан школьный атлас по географии России. В отличие от уже действующих атласов этот атлас содержит большой объем текста, который поможет учащимся самостоятельно работать с различными типами карт из школьного географического атласа. В атлас включены как физико-географические, так и экономико-географические карты. Их расположение на одном развороте помогает лучше понять зависимость между природными условиями и природными ресурсами отдельных районов страны и хозяйственной специализацией этих районов.
В настоящее время основной и достаточно острой проблемой является обеспечение общеобразовательных учреждений Российской Федерации высококачественными настенными географическими картами.
В соответствии с утвержденным перечнем обязательной картографической продукции по географии и природоведению Федеральной службой геодезии и картографии России периодически переиздаются настенные карты и готовятся к изданию новые. Например, в настоящее время разрабатываются и готовятся к изданию совершенно новые социально-экономические карты по крупным географическим районам Российской Федерации. Однако как настенные карты, так и карты атласов нуждаются в дальнейшем совершенствовании содержания, полиграфического исполнения, повышении степени их подготовленности к непосредственному использованию при обучении географии. Некоторые настенные карты и карты из атласов слишком перегружены информацией и при их создании не учитывались в должной мере возрастные особенности учащихся.
В связи с этим учителю географии рекомендуется более тщательно отбирать основной учебный материал, акцентируя внимание учащихся на особенности размещения изучаемых географических объектов. Основой для отбора этого материала может служить содержание обязательного минимума основного общего образования и среднего (полного) общего образования по географии. Устранение второстепенного материала, который часто только увеличивает нагрузку на память учащихся в ущерб развитию их мышления поможет повысить качество географических знаний учащихся.
При организации учебной деятельности с картой важно учитывать и тот факт, что используемые карты могут содержать устаревшие статистические и картографические данные, не отражающие реальную ситуацию в развитии и размещении географических объектов на картируемой территории. В процессе вынужденного использования устаревших карт следует вносить необходимую корректировку и знакомить учащихся с современными статистическими данными, новыми названиями городов и стран, с новыми границами стран и другими изменениями на картах, информация о которых публикуется на страницах журнала "География в школе" и газеты "География".
Большое значение в работе с различными типами карт имеет метод сравнения. При сравнении отраженных на карте географических объектов, процессов и явлений следует учитывать масштабы и форматы карт, сходство которых существенно расширяет возможности сравнительного анализа и повышает эффективность использования географических карт различного типа при обучении географии.
При организации работы с картой важно помочь учащимся разобраться в сущности и правильно понять систему условных знаков, дополнительной наглядной информации (картосхемы, различные виды диаграмм, статистические показатели), содержащейся на картах атласа или настенной карте. Это поможет учащимся в работе с картографическим произведением и будет способствовать более глубокому пониманию учащимися изучаемого географического объекта, процесса или явления.
В настоящее время Минобразованием России совместно с Федеральной службой геодезии и картографии России проводится доработка имеющегося перечня обязательной картографической продукции, предназначенной для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В этот перечень будут включены все настенные карты, которые должны быть в кабинетах географии для обеспечения качественного преподавания этого школьного предмета. Отсутствие в процессе преподавания школьной географии необходимой и качественной картографической продукции затрудняет, а иногда делает просто невозможной реализацию обязательного минимума содержания географического образования в основной и средней (полной) школе.
Руководитель Департамента общего |
М.Р. Леонтьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 6 апреля 2000 г. N 553/11-13 "О картографическом обеспечении преподавания школьной географии"
Текст письма опубликован в "Вестнике образования", N 14, июль 2000 г.