Решение Государственной комиссии по электросвязи при Гостелекоме РФ от 5 августа 1999 г. N 59 "О совершенствовании операторской деятельности в сетях сотовой связи стандарта GSM"

Решение Государственной комиссии по электросвязи при Гостелекоме РФ от 5 августа 1999 г. N 59
"О совершенствовании операторской деятельности в сетях сотовой связи стандарта GSM"


Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Управления электросвязи Гостелекома России А.А.Назарова по указанному вопросу, ГКЭС отмечает;

По состоянию на 01.07.99 выдано 64 лицензии на создание сетей стандарта GSM-900 и 16 - стандарта GSM-1800. В настоящее время на территории России сети стандарта GSM-900 работают в 35 регионах, и GSM-1800 - в г.Москве. Общее количество абонентов этих сетей составило около 432 тыс. абонентов, из них 24 тыс. - абоненты сети GSM-1800. Абоненты в основном сосредоточены в г. Москве - около 200 тыс. абонентов GSM-900 и 24 тыс. абонентов GSM-1800, и в г.С.-Петербурге - 110 тыс. абонентов GSM-900, что составляет около 77% от общего количества абонентов.

Анализ текущего состояния указанных сетей показал необходимость коррекции отдельных положений действующей Концепции и Генеральной схемы сети с целью ускорения темпов их развития.

Учитывая, что в настоящее время начаты работы по подготовке новой редакции "Концепции развития в России до 2010 г. сетей сухопутной подвижной связи общего пользования", а также по коррекции "Генеральной схемы федеральной сети GSM" ГКЭС решила:

1. Одобрить "Основные направления работы по совершенствованию операторской деятельности в сетях сотовой связи стандарта GSM" (прилагается) с учетом замечаний и предложений членов ГКЭС.

2. Поручить заместителю председателя ГКЭС Н.С.Мардеру обязать подведомственные организации использовать "Основные направления..." в разрабатываемой в настоящее время "Концепции развития сетей подвижной связи на территории России до 2010 г.", а также в Генеральных схемах развития федеральных СПС.

3. Поручить председателю ГКЭС, председателю Гостелекома России А.А.Иванову дать указания подразделениям Гостелекома России о подготовке и реализации дополнительных мер по совершенствованию операторской деятельности в Федеральной сети сотовой связи стандарта GSM.


Председатель ГКЭС,
председатель Гостелекома России

А.А.Иванов


Основные направления работы по совершенствованию операторской деятельности в сетях сотовой связи стандарта GSM


К концу первого полугодия 1999 г. число абонентов федеральных сетей сотовой подвижной связи стандарта GSM составило около 432 тыс. Из них 408 тыс. - абоненты сетей GSM-900 и 24 тыс. - абоненты сетей GSM-1800.

Сети GSM-900 работают в 50 регионах из 77, на которые выданы лицензии. На 01.07.98 в сетях GSM-900 было 236 тыс. абонентов, a GSM-1800 - 18 тыс. абонентов, т.е. число абонентов выросло примерно в 1,7 раза.

Распределение абонентов в сетях GSM весьма неравномерное. В Москве около 200 тыс. абонентов GSM-900 и 24 тыс. абонентов сети GSM-1800, в Санкт-Петербурге - около 110 тыс. абонентов GSM-900. Таким образом, здесь сосредоточено более 77% всех абонентов сетей GSM.

По сравнению с прошлым годом темпы роста снизились. Одной из основных причин является кризис 17 августа 1998 г. Однако помимо этого существуют и другие причины, в разной степени препятствующие развитию сетей GSM.

В настоящее время начались плановые работы по коррекции "Концепции развития в России до 2010 г. сетей сухопутной подвижной связи общего пользования", принятой в 1994 г. и соответственно по коррекции "Генеральной схемы федеральной сети GSM". Представляется целесообразным обсудить основные проблемы и возможные дополнения к концепции, основанные на имеющемся опыте построения федеральной сети GSM диапазонов 900 и 1800 МГц.

1. Особо следует остановиться на вопросе об укрупнении операторских компаний. Первоначальный подход, когда лицензии на оказание услуг подвижной связи GSM-900 выдавались отдельно на каждую территорию субъекта федерации, оказался не совсем удачным.

Практика показала, что за исключением ряда крупных промышленно развитых регионов, строительство сетей идет очень медленно, так как низкая платежеспособность населения не позволяет оператору делать собственные капиталовложения или привлекать со стороны необходимые инвестиции на развитие сети.

Лицензии на оказание услуг в федеральной сети GSM-900 были выданы на 77 регионов (субъекта Российской Федерации), а к настоящему времени работают сети GSM-900 только в 50 регионах, а из 16 лицензий на сети GSM-1800 - только в Московском регионе.

В этих условиях регулирующая деятельность администрации связи Гостелекома России должна быть направлена на создание условий по укрупнению операторских компаний. Следует прекратить практику переноса сроков оказания услуг по лицензиям и (за исключением случаев высокой готовности сети к эксплуатации) ставить вопрос об аннулировании лицензии и выставлять ее на конкурс с жестким сроком начала оказания услуг. На конкурсном рассмотрении предпочтение следует отдавать тем операторам, которые успешно зарекомендовали себя на рынке услуг сетей СПС-900.

2. Есть проблемы с обеспечением роуминга по всей территории России.

Отдельные операторы сетей GSM, хотя и приступили к оказанию услуг (коммерческой эксплуатации своих сетей), но до сих пор не обеспечивают своим абонентам возможности пользоваться услугами роуминга в России. У них даже отсутствует необходимое оборудование, хотя обеспечение роуминга является одним из требований имеющейся у них лицензии. Следует считать непредоставление абонентам услуг роуминга серьезным нарушением условий лицензии. Непредоставление в течение двух лет с начала ввода сети в эксплуатацию услуги роуминга предлагается считать основанием для аннулирования лицензии и передачи ее по конкурсу другому оператору.

3. Создание совмещенных сетей GSM 900/1800.

Опыт строительства сетей GSM-1800 показывает, что с учетом географических особенностей и состояния экономики в России сети GSM-1800 будут развиваться только в отдельных экономически развитых регионах с повышенной плотностью населения. Сети GSM-900 и GSM-1800 взаимодополняют друг друга.

В двух диапазонных сетях GSM 900/1800 используются преимущества обоих диапазонов: большая площадь покрытия GSM-900 и высокая емкость сети GSM-1800 в условиях дефицита частотного ресурса. Также имеются и другие преимущества - использование общих сетевых элементов, унификация управления системой, применение единой системы расчетов, единое проектирование, единый план нумерации и, как следствие, быстрое развитие сети, экономия средств на ее создание и эксплуатацию.

Опыт выдачи лицензий на GSM-1800 может в дальнейшем послужить основой для укрупнения операторских компаний и ускорить развитие сетей GSM в России за счет строительства совмещенных сетей GSM 900/1800.

Необходимо разработать механизм создания совмещенных сетей GSM 900/1800 на основе реально накопленного опыта развертывания сетей GSM-900 и GSM-1800 в России с учетом возможности создания таких сетей как путем заключения роуминговых соглашений между операторами сетей GSM-900 и GSM-1800, так и путем выдачи соответствующих дополнений к существующим лицензиям.

В то же время, если оператор GSM-1800 не начал оказывать коммерческие услуги, то действующие на этой территории операторы GSM-900 должны иметь преимущественное право на получение лицензии в диапазоне GSM-1800.

Кроме того, необходимо принять, что операторы сетей GSM должны обеспечивать своим абонентам роуминг в том числе и между сетями GSM-900 и GSM-1800 или GSM 900/1800 на всей территории России за исключением конкурирующей сети своего региона. Необходимо также определить граничные значения плотности населения, начиная с которых создание сетей GSM-1800 экономически и технически целесообразно с учетом наших реальных условий.

4. В процессе внедрения кода 902 сети GSM и попыток приведения структуры сети в соответствие с Генеральной схемой выявился ряд вопросов по общей транзитной сети для сетей сотовой подвижной связи.

Многие операторы сетей GSM очень неохотно присоединяются к транзитной сети МТТ, что, во-первых, не соответствует существующим Генеральным схемам построения федеральных сетей сотовой подвижной связи, а, во-вторых, затрудняет обеспечение роуминга по всей территории России и усложняет взаимодействие с единой системой управления сетями связи общего пользования России. Основные причины этого следующие:

а) была задержка со строительством сети МТТ, ее неготовность для пропуска трафика от сетей GSM. Сейчас осталось построить только один транзитный центр коммутации в Хабаровске. Транзитная сеть в целом готова к обработке трафика сети СПС-900;

б) неурегулированность тарифной политики МТТ. Опрос операторов показал, что основной причиной для неподключения к транзитной сети МТТ являются более высокие тарифы по сравнению с сетями "Ростелекома". Иногда тарифы отличаются в 2-3 раза, хотя в среднем по России тарифы МТТ приблизительно на 30% выше, чем у "Ростелекома";

в) существуют также иногда и другие затруднения объективного и субъективного характера при взаимодействии операторов GSM и МТТ.

Вместе с тем саму идею строительства общей межрегиональной транзитной сети для федеральных сотовых сетей подвижной связи следует признать правильной. Для ее реализации необходимо:

1. Уточнить условия взаимодействия и разграничить зоны ответственности за пропуск трафика между операторами сетей GSM и МТТ.

2. Форсировать завершение разработки правил по порядку взаиморасчетов операторов федеральных сетей сотовой связи.

Транзитная сеть МТТ, согласно Генеральной схеме, является общей для сетей стандартов NMT-450 и GSM, занимая монопольное положение. В этом случае вполне справедливо полагать, что тарифы на услуги МТТ как естественного монополиста могут регулироваться в соответствии с существующим законодательством. Вместе с тем в Генсхемах необходимо предусмотреть возможность пропуска трафика СПС при авариях и перегрузках через междугородную сеть общего пользования, условия организации прямых направлений между центрами СПС.

5. О взаимодействии сетей GSM с местными сетями.

Практика работы операторов GSM показала, что около 80% трафика абонентов СПС падает на связь с абонентами местной телефонной сети. В этом случае первоначальное требование о присоединении сети GSM к ТфОП только на междугородном уровне тормозит развитие сети. Поэтому целесообразно дополнительно к междугородному уровню присоединения с выделением федеральным СПС кодов DEF предусматривать возможность взаимодействия сети GSM на уровне местных сетей с предоставлением абонентам GSM в качестве дополнительной услуги переадресации вызова с местного абонентского номера на номер федеральной сети. Это же необходимо и для других сетей СПС федерального уровня.

6. О системе сигнализации.

Существуют попытки легализации применения неевропейских систем сигнализации на сетях подвижной связи России (американской и азиатской). Следует снова подтвердить, что в качестве системы сигнализации на федеральных сетях сотовой подвижной связи и при взаимодействии этих сетей с ТфОП на территории России должна применяться система сигнализации по ОКС N 7 российской версии.

7. Правительство Российской Федерации 12.02.99 приняло постановление N 168 о дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.08.98 N 944 о создании федеральной подсистемы конфиденциальной связи в стандарте GSM. К настоящему времени Гостелеком России совместно с ФАПСИ и Минобороны провел все необходимые работы по определению требуемой абонентской емкости и разработке дополнений в особые условия лицензий операторов стандарта GSM. Создание других подсистем конфиденциальной связи в стандарте GSM и других стандартах пока не предусмотрено.



Решение Государственной комиссии по электросвязи при Гостелекоме РФ от 5 августа 1999 г. N 59 "О совершенствовании операторской деятельности в сетях сотовой связи стандарта GSM"


Текст решения опубликован в журнале "СвязьИнформ", 1999 г., N 8


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.