Письмо Минобразования РФ от 21 августа 2000 г. N 22-06-916 "О нарушениях законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Письмо Минобразования РФ от 21 августа 2000 г. N 22-06-916
"О нарушениях законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"


В соответствии с п.3 приказа Министерства образования Российской Федерации от 26.08.99 N 214 "О нарушениях законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Управлением инспекционно-аналитической работы осуществлен ряд инспекционных проверок по данной проблеме в 1999/2000 учебном году.

Инспекционные проверки показали, что несмотря на то, что Министерство образования Российской Федерации неоднократно обращало внимание руководителей на эту проблему, еще низка эффективность принимаемых мер.

В результате недостаточной активности органов опеки и попечительства, ослабления исполнительской дисциплины и правовой неграмотности должностных лиц, занимающихся вопросами усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сложного материального положения семей уменьшается число усыновлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, российскими гражданами, в то время как международное усыновление растет из года в год.

В ходе проверок были выявлены многочисленные факты нарушений Семейного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" органами опеки и попечительства, руководителями образовательных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

В частности, не выполняются положения о постановке на централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь детей старше 6 лет, находящихся в детских домах и школах-интернатах, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждений для детей с отклонениями в развитии не направляют сведения о воспитанниках в органы опеки и попечительства, ссылаясь на то, что эти дети не имеют перспективы усыновления.

К наиболее характерным недостаткам деятельности органов опеки и попечительства относятся:

- задержка сроков установления правового статуса ребенка (что увеличивает срок передачи сведений о ребенке в региональный банк данных), несвоевременная передача органами опеки и попечительства сведений о детях, подлежащих усыновлению, в региональный и федеральный банк данных;

- недостаточное использование информации о детях, подлежащих усыновлению, опубликованной в информационных бюллетенях Минобразования России;

- слабая информированность населения о практике усыновления, недостаточное использование средств массовой информации;

- отсутствие информации об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства и вывезенных за рубеж;

- ненадлежащее оформление журналов учета усыновителей как документов строгой отчетности, отсутствие в них необходимых данных (нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917);

- большая задолженность по выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), которая достигает в некоторых районах одного-полутора лет.

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, повышения эффективности контроля органов управления образованием субъектов Российской Федерации за соблюдением законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устранения отмеченных недостатков Управление полагает целесообразным:

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

- взять на контроль, провести выборочные проверки исполнения должностными лицами органов управления образованием местного самоуправления, детских домов и школ-интернатов законодательства Российской Федерации по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- провести совместную коллегию или семинар-совещание со специалистами органов опеки и попечительства по вопросам охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приглашением всех заинтересованных ведомств.

Рекомендовать руководителям структурных подразделений, в функции которых входят вопросы опеки и попечительства:

- принять меры по неукоснительному соблюдению законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- руководствоваться принципами приоритета усыновителей из числа российских граждан при решении вопросов, связанных с усыновлением;

- направить в региональный банк данных сведения о детях, подлежащих усыновлению, своевременно и в полном объеме;

- систематически контролировать исполнение должностными лицами домов ребенка, детских домов, школ-интернатов законодательства Российской Федерации об усыновлении;

- проверить состояние работы по выявлению и учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принять меры по защите прав воспитанников;

- организовать цикл радиопередач и публикаций в местной печати, направленных на формирование позитивного отношения общества к обеспечению прав детей жить и воспитываться в семье.


Начальник Управления
инспекционно-аналитической работы

В.Ф. Сауткин



Письмо Минобразования РФ от 21 августа 2000 г. N 22-06-916 "О нарушениях законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"


Текст письма опубликован в "Вестнике образования", сентябрь 2000 г. N 18, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", сентябрь 2000 г., N 18





Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.