Решение коллегии Минздрава РФ, Минтруда РФ, Минобразования РФ от 11 апреля 2000 г., протокол N 7 "О проекте концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и плане мероприятий по ее реализации"

Решение коллегии Минздрава РФ, Минтруда РФ, Минобразования РФ
от 11 апреля 2000 г., протокол N 7
"О проекте концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и плане мероприятий по ее реализации"


Коллегия отмечает, что проблемы охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства в условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности в стране имеют особую медико-социальную значимость. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности негативно сказываются на уровне воспроизводства населения. В России сокращается число женщин и семей, желающих иметь детей, - за последние 10 лет общие потери в численности новорожденных составили более 6 миллионов. Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин детородного возраста: увеличивается число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода; сформировался феномен "подросткового материнства"; 15-20% семейных пар страдают бесплодием. Прогрессивный рост анемизации беременных (38,6% к числу закончивших беременность - 1998 год) в определенной степени является следствием ухудшения структуры их питания. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов, которое в целом по России в 1998 году составило менее 30%, в 1999 году* - 30,8%, а в ряде субъектов Российской Федерации этот показатель не достигает 20%. Несмотря на тенденции снижения числа абортов в стране с 75,1 на 1000 женщин фертильного возраста в 1994 году до 57,3 в 1998 году, в 1999 - 53,0, уровень их остается еще достаточно высоким. Материнская смертность - один из основных показателей репродуктивного здоровья женщин в Российской Федерации - более чем в 2,5 раза превышает среднеевропейский показатель и составил в 1998 году 44,0 на 100 000 родившихся живыми (1994 год - 52,3). Несмотря на устойчивые положительные тенденции в снижении показателя младенческой смертности в стране с 18,6 на 1000 родившихся в 1994 году до 16,5 в 1999 году, уровень его также остается еще высоким. Основными в структуре младенческой смертности остаются причины, связанные со здоровьем матери: заболевания и состояния, возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни - свыше 40%, врожденные аномалии - около 25%. Неблагоприятным фоном является ухудшение соматического и психического здоровья населения, рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, социально обусловленных заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма.

Одной из острейших современных проблем и важнейшей государственной задачей стали проблемы детей подросткового возраста. Это обусловлено тем, что в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал страны. Именно подростки наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. В связи с этим особого внимания заслуживают проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков, формирование здорового образа жизни.

Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивное здоровье, особенно женщин, являются условия труда. В неблагоприятных условиях в настоящее время работает около 1,5 млн. женщин, ежегодно более чем 2 тысячам из них устанавливается диагноз профессионального заболевания. Вредные факторы производства также оказывают отрицательное воздействие на репродуктивное здоровье мужчин, нередко вызывая бесплодие и рождение неполноценных детей. В связи с этим чрезвычайно важным является ускорение доработки и рассмотрения в Федеральном Собрании Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации.

В 90-е годы Правительством Российской Федерации, ведомствами, общественными организациями проводилась последовательная целенаправленная работа по охране репродуктивного здоровья населения. Основные мероприятия осуществлялись в рамках реализации федеральных целевых программ "Безопасное материнство" и "Планирование семьи". За прошедшие годы удалось создать службу охраны репродуктивного здоровья, подготовить кадры, создать современную информационную и научную базу по проблеме. Результатом этой работы явилось улучшение основных показателей, характеризующих репродуктивное здоровье.

Для дальнейшего решения данной проблемы необходимо расширение участия всех уровней законодательной и исполнительной власти. В связи с этим Комиссия по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве Российской Федерации 27 ноября 1998 г. (протокол N 3) специально обсудила вопрос о состоянии репродуктивного здоровья населения России.

В целях усиления внимания к проблемам сохранения здоровья нации, определения конкретных и действенных мер в области охраны репродуктивного здоровья было принято решение о разработке Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы. Проект Концепции разработан ведущими специалистами страны в области охраны репродуктивного здоровья с учетом материалов, представленных заинтересованными министерствами, ведомствами и общественными организациями. Экспертиза проекта проведена ведущими научными учреждениями и учеными в этой области. Проект обсужден и одобрен Координационным советом Минздрава России (от 19.03.99, протокол N 1); представлен в Правительство Российской Федерации (24.03.99 N 2510/3167-99-14) и в соответствии с поручением Правительства от 26 марта 1999 г. N П12-2259 направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.

Получены положительные заключения и поддержка Миннауки России, Минтруда России, Минюста России, РАМН, РАН.

В целом стратегия охраны здоровья населения определена Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на период до 2005 года, законодательно закреплена Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В связи с тем, что в условиях экономического и демографического кризиса проблемы охраны репродуктивного здоровья населения выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, Комиссия по вопросам улучшения положения женщин приняла решение о принятии Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы как самостоятельного концептуального межведомственного документа (03.02.2000, протокол N 1). Минздравом России доработан проект Концепции с учетом предложений членов Комиссии, заинтересованных министерств и ведомств и разработан План мероприятий по реализации Концепции.

В основу Концепции положены стратегические направления государственной социальной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, определенные Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, федеральными целевыми программами, входящими в состав президентской программы "Дети России".

Целью Концепции является сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, увеличение воспроизводства населения и повышение его репродуктивного потенциала, снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Важнейшей целью Концепции является также привлечение внимания органов исполнительной и законодательной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях к решению таких важных проблем, как охрана репродуктивного здоровья населения.

В документе определены основные направления и задачи, предусмотрены механизмы и этапы реализации Концепции.

Задачи и направления Концепции включают комплекс мер по созданию эффективной системы охраны репродуктивного здоровья населения: обеспечение единой государственной политики и поддержки в этой области, повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию; совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны репродуктивного здоровья; реформирование подготовки кадров; профилактическую направленность в области охраны репродуктивного здоровья работающих, развитие социального страхования, социальную поддержку материнства; предупреждение нарушений репродуктивного здоровья подростков и населения детородного возраста; разработку приоритетных научных направлений и целевых программ в области охраны репродуктивного здоровья, повышение роли научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении в практику эффективных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции; проведение информационных и образовательных мероприятий по формированию общественного мнения и объединению усилий правительственных и неправительственных организаций, а также учреждений в области охраны репродуктивного здоровья, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья.

План мероприятий по реализации Концепции также имеет межведомственный характер и содержит конкретные предложения по совершенствованию законодательной базы в области охраны репродуктивного здоровья, организационные мероприятия, совершенствование медицинской помощи населению и информационное обеспечение проблем охраны репродуктивного здоровья.

В соответствии с пп.4 и 5 протокола N 1 от 03.02.2000 решения Комиссии по вопросам улучшения положения женщин Минздравом России, Минтрудом России и Минобразованием России выносится на рассмотрение совместной коллегии проект Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы и План мероприятий по ее реализации.

В целях усиления комплексности в принятии мер по улучшению репродуктивного здоровья населения и повышения его репродуктивного потенциала и в соответствии с решением Комиссии по вопросам улучшения положения женщин от 03.02.2000 (протокол N 1) коллегия решает:

1. Считать одним из основных направлений государственной политики и факторов национальной безопасности страны в деятельности Минздрава России, Минтруда России, Минобразования России, органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты и образования в 2000 - 2004 годах охрану репродуктивного здоровья населения.

2. Утвердить Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и План мероприятий по ее реализации.

3. Минздраву России, Минтруду России и Минобразованию России:

3.1. Направить Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы и План мероприятий по ее реализации в органы здравоохранения, социальной защиты и образования субъектов Российской Федерации.

Срок: май 2000 г.

3.2. Организовать и обеспечить контроль за исполнением основных положений Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы и Плана мероприятий по ее реализации.

Срок: 2000 - 2004 гг.

3.3. Содействовать в рамках реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы тесному взаимодействию федеральных и региональных органов исполнительной власти с Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, профсоюзами, профессиональными ассоциациями и другими общественными объединениями и организациями.

Срок: 2000 - 2004 гг.

3.4. Обеспечить систематическое освещение в средствах массовой информации вопросов охраны репродуктивного здоровья населения России.

Срок: 2000 - 2004 гг.

4. Минздраву России изучить вопрос и разработать предложения о возможности изменения порядка финансирования коек новорожденных в акушерских стационарах.

Срок: 2000 г.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться основными положениями Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы и Плана мероприятий по ее реализации при разработке комплексных мер по улучшению репродуктивного здоровья населения с учетом региональных особенностей.

6. Контроль за выполнением настоящего решения в соответствии с ведомственной компетенцией возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову, заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации Г.Н.Карелову, заместителя министра образования Российской Федерации Е.Е.Чепурных.


Председатель коллегии,
министр здравоохранения
Российской Федерации

Ю.Л.Шевченко


Председатель коллегии,
министр труда и социального
развития
Российской Федерации

С.В.Калашников



Председатель коллегии
министр образования
Российской Федерации

В.М.Филиппов


______________________________

* Показатели на 1999 год являются предварительными, рассчитаны на население на 01.01.99.


Концепция
охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 - 2004 гг. и План мероприятий по ее реализации
(утв. Минздравом РФ, Минобразования РФ и Минтруда РФ 17 апреля, 5,10 мая 2000 г.)


Обоснование Концепции охраны репродуктивного здоровья населения


В условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения проблемы охраны репродуктивного здоровья населения приобретают особую социальную значимость.

Население Российской Федерации в 1999 году составило 146,3 млн. человек, из них женщин 77,7 млн., или 53,1%. На начало 1999 года численность женщин превысила численность мужчин на 9,1 млн. человек; на 1000 мужчин в стране приходится 1133 женщины.

Продолжительность жизни населения увеличилась за период с 1995 по 1998 год на 3 года и составила в 1998 году 67 лет, в том числе у мужчин - 61,3 года, у женщин - 72,9 года.

Демографическая ситуация в 1999 году характеризуется самым низким коэффициентом рождаемости, который составил 8,4 на 1000 населения (1994 год - 9,6). Суммарный показатель рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) в России в 1998 году составил 1,24 против 2,14 - 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости под влиянием социально-экономических и политических факторов отражает существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения: сокращение числа женщин, семей, желающих иметь детей.

Общая смертность в стране в 1994 году составила 15,7; в 1998 году - 13,6; в 1999 году - 14,7, что в основном обусловлено изменением возрастного состава населения.

На состояние репродуктивного здоровья существенное влияние оказывает соматическое и психическое здоровье населения.

Динамика заболеваемости различных групп населения в период проходящих в стране реформ имеет неблагоприятные тенденции, несмотря на то что общая заболеваемость в последние годы (1991 - 1999) в целом выросла только на 10,5%, значительно увеличилась доля заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением, изменилась структура заболеваемости взрослого населения. Возросла доля болезней системы кровообращения, нервной системы, мочеполовых органов, инфекционных болезней.

Снижение роли государства в области социальных гарантий привело к росту психических и социально значимых заболеваний.

В 1998 году в Российской Федерации зарегистрировано 3,9 млн. больных с психическими расстройствами, из них 1,7 млн. (44,1%) женщин.

Широкое распространение психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, имеющих тяжелые медико-социальные последствия, ставит профилактику и лечение указанных видов патологии в ряд наиболее актуальных проблем здравоохранения.

За последние 5 лет отмечен рост заболеваемости туберкулезом - число впервые выявленных больных за этот период возросло в 2 раза. Мероприятия по борьбе с туберкулезом осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России".

Большую тревогу вызывает рост инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), и СПИДа. Увеличение числа больных ИППП и СПИДом происходит на фоне роста токсикомании, наркомании, алкоголизма.

Уровень заболеваемости сифилисом в 1998 году по сравнению с 1989 годом увеличился более чем в 55 раз и составил 235,1 на 100 000 населения. При этом темпы роста заболеваемости сифилисом среди детей и подростков превышают рост заболеваемости среди взрослого населения. В 1998 году число заболевших детей и подростков превысило 22,6 тыс., из них детей в возрасте до 14 лет - 14,6%, при этом 66% заразились половым путем. У каждого 4-го заболевшего ребенка в этой возрастной группе диагностирован врожденный сифилис. Заболеваемость сифилисом в возрастной группе 15 - 17 лет с 1998 года по сравнению с 1989 годом возросла более чем в 63 раза, с 1993 годом - в 5,3 раза.

В настоящее время в России выявлено 10 952 ВИЧ-инфицированных, из них женщин - 2686, детей - 450; больных СПИДом - 357, из них женщин - 102, детей - 115. Больных СПИДом умерло 248, ВИЧ-инфицированных от различных заболеваний - 122, из общего числа умерших более 40% составляют женщины и дети.

В последние годы резко увеличилось число ВИЧ-инфицированных беременных и рожениц: 1995 год - 20; 1997 год - 43; 1998 - 182 женщины. По прогнозу ожидается нарастание этой ситуации, так как распространяется наркомания среди молодых женщин, которые, как правило, не пользуются контрацепцией. В настоящее время в России зарегистрировано 78 детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных беременных-наркоманок.

Неблагоприятным фоном являются злокачественные заболевания. При этом ведущее место у женщин занимают злокачественные опухоли репродуктивной системы.

Особое внимание следует обратить на болезни женщин переходного возраста, возникающие в пре- и постменопаузальном периоде. По данным специальных исследований, специфические климактерические расстройства имеют место у 60-70% женщин. Они сопровождаются резким увеличением артериальной гипертонии (в 7 раз чаще, чем в репродуктивном возрасте), урогенитальных расстройств (50-80%), остеопороза (частота переломов костей у женщин старше 40-49 лет возрастает в 4-7 раз).

Продолжает ухудшаться качество здоровья беременных женщин. За последние 10 лет заболеваемость беременных анемией выросла более чем в 6 раз, значительно возросла заболеваемость беременных болезнями почек, сердечно-сосудистыми заболеваниями. За этот период на 40% увеличилось число женщин, страдающих поздним токсикозом беременности. Резко сократилось число нормальных родов, удельный вес которых в 1998 году составил в целом по России менее 30%, в 1999 году - 30,8%, а в ряде субъектов Российской Федерации этот показатель не достигает 20%.

Неблагоприятные тенденции отмечаются и в состоянии здоровья новорожденных детей. Каждый третий рожденный ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождения недоношенных и незрелых детей, выхаживание которых обходится государству в 250 - 300 раз дороже, чем доношенных новорожденных.

Несмотря на снижение, сохраняется высокий уровень младенческой смертности в стране (в 1999, году - 16,5 на 1000 родившихся).

Материнская смертность, как один из важнейших показателей, характеризующий состояние здоровья женщин и уровень медицинской помощи, в Российской Федерации более чем в 2-2,5 раза превышает среднеевропейский показатель и в 1998 году составил 44,0 на 100 000 родившихся живыми.

Важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин и новорожденных, являются условия труда. В неблагоприятных условиях работает около 1,5 млн. женщин. Среди общего числа случаев профессиональных заболеваний каждый пятый приходится на женщин. Вредные факторы производства оказывают отрицательное воздействие на репродуктивное здоровье мужчин, нередко вызывая бесплодие и рождение неполноценных детей.

В связи с этим чрезвычайно важным является ускорение доработки и рассмотрение в Федеральном Собрании Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации.

Проблемы абортов для России имеют национальный характер, особенно на фоне низкой рождаемости: из 10 беременностей 7 завершаются абортами и только 3 - родами, каждый 10 аборт в стране - у лиц в возрасте до 19 лет, более 2-х тысяч абортов ежегодно - у подростков до 14 лет. Сохраняется высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия.

Несмотря на появившиеся в последние годы в результате реализации федеральной целевой программы "Планирование семьи" тенденции к снижению абсолютного числа абортов, в стране уровень их остается еще достаточно высоким. Так, распространенность абортов на 1000 женщин детородного возраста в 1998 году составила 57,3; в 1999 году - 53,0 (1993 год -81,9).

Высокий уровень материнской смертности во многом обусловлен абортами, удельный вес которых в общей структуре материнской смертности составляет 1/3 всех случаев. Следует отметить, что основной причиной смерти женщин после абортов являются криминальные или внебольничные аборты, а среди них 2/3 от общего числа умерших составляют поздние аборты. Женщины, прибегающие к криминальному вмешательству, имеют, как правило, социальные причины.

Одна из основных причин высокого уровня абортов и смертности после абортов - недостаточное использование современных (гормональных) средств контрацепции (всего 7,4% женщин детородного возраста). В России до настоящего времени отсутствует индустрия гормональной контрацепции. С 1997 года прекращено финансирование централизованной закупки контрацептивных препаратов. В связи с ростом цен на контрацептивы (до 100 - 120 рублей за 1 упаковку) они стали практически недоступны большинству женщин.

ГАРАНТ:

См. решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. протокол N 14 "О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации"


Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются причиной бесплодия в браке.

В настоящее время около 15% супружеских пар страдают бесплодием, в структуре бесплодного брака 50 - 60% составляет женское бесплодие.

Высокий процент бездетных пар является со всех точек зрения значимой проблемой и должен рассматриваться как резерв рождения желанных детей, перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения. В среднем каждая 7-я супружеская пара в России на протяжении жизни сталкивается с проблемами планирования семьи вследствие бесплодия. Такое количество случаев нарушения фертильности является проблемой многих индустриальных государств и признается одной из приоритетных задач национальных программ.

Число разводов среди бездетных пар в среднем выше в 6-7 раз по сравнению с аналогичными показателями на популяцию. Бесплодие часто является причиной потери интереса к жизни, работе, тяжелых психосексуальных и эмоциональных расстройств.

Одной из острейших проблем современного общества стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. В связи с этим особое внимание должно быть обращено на охрану репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков, формирование здорового образа жизни и подготовка их к семейной жизни на основе психолого-педагогических методов обучения и воспитания.

Практика показывает, что необходимым условием успешной работы по охране репродуктивного здоровья, предупреждению инфекций, передаваемых половым путем, профилактике абортов является широкое санитарное просвещение всех слоев населения, в том числе нравственное и гигиеническое воспитание детей и подростков.

В связи с тем, что проблемы охраны репродуктивного здоровья населения в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, необходимо принятие комплексных мер.


1. Введение


Репродуктивное здоровье по определению ВОЗ - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов.

В существующих социально-экономических условиях состояние репродуктивного здоровья населения страны остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем, являясь фактором национальной безопасности.

Продолжают сохраняться имеющие место в последние годы негативные тенденции в показателях, характеризующих репродуктивное здоровье. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности населения способствуют снижению уровня воспроизводства населения, ухудшению качества здоровья детей.

В сложившихся условиях назрела необходимость разработки межведомственной стратегии по охране репродуктивного здоровья населения.


2. Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения


Целью Концепции охраны репродуктивного здоровья населения (далее именуется Концепция) является сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала.

Основными задачами Концепции являются:

- обеспечение государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения России;

- увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения;

- сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения;

- реализация специальных научных исследований и программ;

- поддержка региональных программ охраны репродуктивного здоровья населения с изучением их эффективности и распространением опыта;

- повышение квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здравоохранения;

- медико-санитарное просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья;

- активное участие общественности, самого населения в охране репродуктивного здоровья.

Реализация Концепции основана на следующих принципах:

- доступность, социальная справедливость оказания медицинской помощи населению по охране репродуктивного здоровья (специальный раздел в Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью);

- обеспечение внедрения и контроль за реализацией современных технологий в практику лечебно-профилактических учреждений;

- создание условий для осуществления научных разработок по профилактике, диагностике и лечению в области охраны репродуктивного здоровья;

- взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны репродуктивного здоровья населения на межведомственной основе.

При этом основополагающее значение имеют:

- формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию;

- обеспечение финансированием государственных гарантий по охране репродуктивного здоровья населения;

- совершенствование законодательной базы в области охраны репродуктивного здоровья граждан;

- формирование у каждого гражданина общества чувства ответственности за состояние своего здоровья, в т.ч. и репродуктивного, а также за состояние здоровья лиц, находящихся на попечении, путем разумного сочетания моральной и материальной заинтересованности;

- привлечение других средств финансирования, в т.ч. самого населения, на реализацию мер профилактики и лечения нарушений репродуктивного здоровья;

- разработка приоритетных научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья;

-- повышение уровня квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;

- создание общественных организаций, фондов по поддержке охраны репродуктивного здоровья населения.


3. Государственная политика в области охраны репродуктивного здоровья населения


В связи с тем, что проблемы охраны репродуктивного здоровья населения в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы компетенции здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, необходимо обеспечить государственную поддержку реализации данной Концепции.

Право населения на охрану их здоровья на основе Конституции Российской Федерации определено Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом о медицинском страховании граждан в Российской Федерации, Кодексом законов о труде, Семейным кодексом, Законом Российской Федерации "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и другими законодательными актами.

В 90-е годы российское законодательство по обеспечению прав и интересов охраны репродуктивного здоровья динамично совершенствовалось и развивалось. Приняты меры по реализации международных документов, в том числе направленных на поддержку материнства и детства, ратифицированных нашей страной: Всеобщей декларации прав человека, Конвенций ООН о правах ребенка и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Важную роль в формировании государственной политики в России по улучшению положения женщин и охране их здоровья сыграли международные конференции ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) и положению женщин (Пекин, 1995 г.), Глобальная стратегия ВОЗ "Здоровье для всех".

Важнейшими национальными документами, направленными на реализацию государственной политики по охране материнства и детства в условиях происходящих в стране политических и социально-экономических преобразований, являются Основы государственной социальной политики по защите, развитию и выживанию детей. Национальные планы действий по улучшению положения женщин и детей, Концепции улучшения положения женщин и развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, президентская программа "Дети России", включающая 11 целевых программ, направленных на решение самых острых проблем материнства и детства.

Основополагающие мероприятия по охране репродуктивного здоровья населения реализуются в рамках специальных федеральных целевых программ "Планирование семьи" и "Безопасное материнство", а также и других законодательных документов и федеральных целевых программ: федеральные законы "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "О лекарственных средствах", "О наркотических средствах и психотропных веществах" и др.; федеральные целевые программы "Анти-СПИД", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" и др.

Для развития федеральных законодательных актов и программ приняты и реализуются соответствующие документы в субъектах Российской Федерации.

Обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которая ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Аборты по желанию (статья 36 Основ законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации) производятся за счет средств ОМС.

В целях реализации настоящей Концепции необходимо обеспечение приоритетного гарантированного финансирования мероприятий по охране репродуктивного здоровья населения за счет бюджетов и источников всех уровней.

Для выполнения Концепции следует продолжить разработку нормативно-правового акта, в котором должны быть обозначены правовые и социально-экономические гарантии государства, прежде всего, в области экологии и здравоохранения, обеспечивающие право матери родить здорового ребенка и право ребенка родиться и быть здоровым. Требует ускорения доработка и рассмотрение в Федеральном Собрании Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации.


4. Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья


Концептуальной основой развития профилактических мероприятий должна стать ответственность за создание условий, вызывающих нарушение репродуктивного здоровья; профилактика и раннее выявление различных нарушений состояния здоровья населения, возникающих при воздействии производственных и факторов окружающей среды на репродуктивную функцию.

ГАРАНТ:

См. также Методические рекомендации N 11-8/240-09 "Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека", утвержденные Департаментом Госсанэпиднадзора РФ 12 июля 2002 г.


В целях предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих необходимо осуществлять аттестацию рабочих мест (постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 162 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" и от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет").

Обеспечить проведение сертификации работ по охране труда, применение производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе иностранного производства, имеющих сертификаты соответствия.

Целесообразно восстановить систему профилактических медицинских осмотров при приеме на работу и контактирующих в процессе работы с вредными и тяжелыми условиями труда.

Предусмотреть ответственность работодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для репродуктивного здоровья работающих, рассматривая это как нарушение прав человека. Своевременно информировать работающих о риске нарушения репродуктивного здоровья и возможной патологии у детей при работе во вредных и тяжелых условиях (федеральные законы от 25.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год"). Предоставить женщине право выбора условий работы с подписанием контракта, в котором предусмотрена двусторонняя ответственность за возможные последствия нарушения здоровья.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует читать "от 24.07.98"


Особое внимание должно быть обращено на охрану репродуктивного здоровья подростков:

- создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни;

- использование образовательных учреждений для массового оздоровления и укрепления здоровья подростков. Создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

- улучшение материально-технической базы образовательных, медицинских и оздоровительных учреждений. Создание оптимальных условий, соответствующих гигиеническим стандартам на всех этапах образовательного процесса.

Совершенствование системы профилактических медицинских осмотров с целью активного выявления нарушений состояния здоровья.

В области охраны репродуктивного здоровья необходимо проводить профилактику абортов. В связи с этим необходимо:

- предупреждение нежелательных беременностей, снижение числа абортов, а также заболеваемости и смертности по причине аборта;

- повышение качества рекомендаций, информации, образования, просвещения, консультаций и услуг в области здоровья семьи;

- вовлечение мужчин в решение проблем охраны здоровья семьи, повышение их ответственности и роли в семье.

В связи с увеличением лиц пожилого возраста рекомендовать использование современных технологий и методов с целью сохранения и продления их социального функционирования и улучшения качества жизни.

В целях снижения заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований репродуктивной системы необходима разработка и внедрение федеральных и региональных скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.

Для снижения уровня патологии беременности и родов, улучшения качества потомства следует предусматривать на региональном уровне:

- возможность бесплатного приобретения витаминов, необходимых продуктов питания, пищевых добавок для беременных из социально незащищенных слоев населения; бесплатное оздоровление нуждающихся беременных в пансионатах, домах отдыха и однодневных стационарах;

- разработку на базе профильных НИИ специальных продуктов питания для беременных с повышенным содержанием фолиевой кислоты, железа, йода и других микроэлементов, пищевых добавок;

- для профилактики врожденных пороков развития и наследственных болезней обеспечение бесплатным медико-генетическим консультированием вступающих в брак молодоженов, пациентов и семей с нарушением репродуктивной функции.

Осуществлять среди всех слоев населения систему гигиенического обучения и воспитания здорового образа жизни, ценности семьи.

Совершенствовать технологии, обеспечивающие гигиеническую и санитарную безопасность пациентов и медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.


5. Совершенствование организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья


Основным направлением в совершенствовании организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья является оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи на всех уровнях ее оказания с увеличением объемов и качества обследования, с учетом внедрения принципов семейной медицины. С этой целью должны развиваться консультативно-диагностические службы и дневные стационары с расширением амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции.

На базе крупных амбулаторно-поликлинических учреждений необходимо развивать специализированные виды помощи, обеспечивающие диагностику и лечение нарушений репродуктивного здоровья.

Восстановление нарушений репродуктивного здоровья, особенно у подростков, должно стать важным направлением деятельности всех служб здравоохранения.

Целесообразно разработать межведомственную программу работы с подростками. Обеспечение динамического контроля за их здоровьем должно быть возложено на педиатрическую службу с обеспечением ее необходимыми специалистами.

Реорганизация стационарной помощи должна обеспечить сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусмотреть распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса:

- интенсивное лечение до 20%;

- восстановительное лечение до 45%;

- длительное лечение больных хроническими заболеваниями до 20%;

- медико-социальная помощь до 15%.

При реорганизации стационарной помощи необходимо учитывать медико-демографические, экологические и другие особенности регионов.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения с четким определением объема помощи и взаимодействия с различными учреждениями на каждом этапе.

Важным является интеграция родовспомогательных учреждений с многопрофильными больницами, реорганизация крупных учреждений родовспоможения по типу перинатальных центров и поддержка их деятельности.

Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения в амбулаторных и стационарных условиях.

Требуется государственная поддержка по внедрению современных технологий и лекарственного обеспечения в подразделениях интенсивного лечения (федеральных и региональных клинических, перинатальных центрах).

Необходимо повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению должны быть укреплены родильные и гинекологические отделения с обеспечением реанимационно-анестезиологической помощи. Следует развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи.

При осуществлении медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья необходимо выделить приоритеты с учетом возраста.

У детей от 0 до 10 лет необходимо сосредоточить внимание на ранней диагностике и коррекции врожденных пороков развития половой системы, предупреждении высокого риска нарушений роста и развития, хронических болезней, инфекций, в т.ч. вакцинопрофилактике, особенно вирусного гепатита В, хламидийной, герпетической, микоплазменной.

В подростковом возрасте ведущее значение занимает ранняя диагностика и лечение нарушений репродуктивной системы детей и подростков (девочек и мальчиков), ранняя профессиональная ориентация, профилактика неблагоприятных воздействий профессиональных факторов и производственных вредностей, нравственное и гигиеническое воспитание, формирование ценностных ориентиров здоровья, профилактика инфекций, передаваемых половым путем, СПИД а, наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Следует особое внимание уделить дальнейшему развитию андрологии, обеспечив раннюю диагностику урологической и половой патологии, начиная с дородового периода и новорожденности; создание единых протоколов наблюдения и лечения мальчиков и юношей-подростков с врожденными и приобретенными формами заболеваний.

У женщин репродуктивного возраста особое значение имеют подготовка женщины и ее семьи к беременности и родам, пренатальная охрана плода, в том числе предупреждение и лечение внутриутробных инфекций, профилактика и коррекция минеральной и витаминной недостаточности, снижение перинатального риска для здоровья плода и новорожденного.

У женщин переходного возраста в 60-70% возникают специфические климактерические изменения, оказывающие существенное влияние на состояние их здоровья и трудоспособность.

Необходимы принятие специальных мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни, разработка целевых федеральных и региональных программ.


6. Научные исследования в области охраны репродуктивного здоровья


Основной задачей научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья населения, прогнозирования состояния репродуктивного здоровья являются формирование стратегии в оценке уровня репродуктивного здоровья, разработке новых технологий диагностики, лечении и реабилитации нарушений репродуктивной функции, а также новых форм управления и организации медицинской помощи.

С целью реализации указанной задачи необходимо проведение специальных научных исследований и разработка целевых научных программ по охране репродуктивного здоровья с концентрацией научно-технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях.

Российской академии наук, Российской академии медицинских наук с привлечением всех отделений необходимо осуществлять формирование и проведение фундаментальных исследований в области репродуктивного здоровья.

Предусмотреть научные исследования на региональном уровне, финансирование которых осуществлять на основе конкурсного выделения грантов.

Для выполнения разработок теоретического и практического характера необходимо использовать все возможные источники финансирования с привлечением внебюджетных средств.

Приоритетными научными направлениями, решение которых даст практические результаты, являются:

1. Расширение эпидемиологических и социально-гигиенических исследований для выявления роли отдельных факторов риска в нарушении репродуктивного здоровья.

2. Научная разработка методов прогнозирования и профилактики нарушений репродуктивного здоровья с учетом возрастно-половых и профессиональных особенностей населения.

3. Проведение фундаментальных исследований (физиологических, генетических, иммунологических) при изучении состояния репродуктивного здоровья человека.

4. Создание новых методов эффективной профилактики и диагностики аномалий развития новорожденных.

5. Научная разработка и внедрение эффективных высоких технологий в лечении бесплодия и невынашивания беременности.

6. Создание методов ранней диагностики, эффективного лечения и комплексной поэтапной реабилитации новорожденных детей с различными формами патологии.

7. Осуществление медико-социологических исследований по репродуктивному поведению различных групп населения для научного обоснования программ в области семейной политики.


7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области охраны репродуктивного здоровья


Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом задач, определенных Концепцией развития высшего медицинского образования и данной Концепцией. При осуществлении базовой общеклинической подготовки вопросы охраны репродуктивного здоровья населения целесообразно выделить в отдельный блок с учетом особенностей отдельных специальностей. Для обеспечения охраны репродуктивного здоровья необходимо адаптировать новые специальности, такие как "врач общей практики", медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, специалист по медицине труда, менеджер здравоохранения и др.

Осуществлять работу по сертификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья.

Развивать работу по стажировке специалистов за рубежом по принципу обмена.

Подлежит усовершенствованию система планирования и распределения кадрового потенциала между стационаром и амбулаторным звеном, изменение соотношения врач - медицинский работник среднего звена.

В целях закрепления подготовленных кадров в системе здравоохранения следует изменить в сторону увеличения оплату труда; совершенствовать систему оплаты труда с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы.


8. Информационная и просветительская работа с общественностью и населением


Успех мер по охране репродуктивного здоровья зависит от объединения усилий правительственных, общественных, религиозных и др. организаций, партий и движений, самого населения в выработке единых установок и их реализации по охране репродуктивного здоровья на основе уважения личности и его права выбора.

Осуществлять работу в области информации, образования и коммуникации с учетом гендерных аспектов и культурных особенностей, реализация которых позволила бы женщинам и мужчинам, в особенности молодежи, получать информацию о репродуктивном здоровье и возможности его сохранения.

Проводить работу по формированию общественного мнения о необходимости введения в общеобразовательные школы изучения вопросов гигиенического и нравственного образования и воспитания.

Проводить общественные просветительские кампании с целью защиты репродуктивных прав и здоровья, включая такие важные вопросы, как безопасное материнство; планирование семьи; жестокое обращение с детьми; насилие в отношении женщин; ответственность мужчин; равноправие полов; инфекции, передаваемые половым путем, и ВИЧ/СПИД; ответственное сексуальное поведение; подростковая беременность; профилактика и раннее выявление онкологических заболеваний репродуктивной системы.

Более эффективно использовать средства досуга и массовой информации для привлечения внимания общественности к гендерным проблемам и вопросам сексуальных и репродуктивных прав и здоровья.

Министерствам и ведомствам, средствам массовой информации и другим социальным институтам следует разрабатывать новые и пересмотреть существующие информационные и учебные материалы, планы, средства обучения в школах, педагогические подходы по ликвидации гендерных стереотипов и дискриминации по признаку пола.

Разрабатывать, издавать и распространять среди населения специальные печатные информационные материалы по охране репродуктивного здоровья.

Подготовить серию тематических радио- и телепередач, посвященных вопросам здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья.


9. Механизмы и этапы реализации Концепции


Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач Концепции работа будет выполняться в два этапа.


I этап (2000 - 2001 годы)


1. Пересмотр существующих и разработка новых законодательных актов с учетом сложившихся социально-экономических условий, регламентирующих государственное признание репродуктивных прав граждан и обеспечивающих охрану репродуктивного здоровья.

2. Принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений по охране репродуктивного здоровья, профилактике его нарушений.

3. Совершенствование деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, пересмотр нормативных актов, положений о видах деятельности и реализации стандартов объемов медицинской помощи.

4. Формирование научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья в целях реализации положений Концепции.

5. Разработка федеральных и региональных целевых программ по реализации основных положений Концепции охраны репродуктивного здоровья населения с научно-обоснованных позиций.

6. Проведение информационных и образовательных кампаний среди специалистов и населения.

Перечисленные направления Концепции являются наиболее существенными. Их реализация способна значительно улучшить состояние репродуктивного здоровья, повысить репродуктивный потенциал населения, активно содействовать сохранению здоровья нации.


II этап (2002 - 2004 годы)


1. Внедрение эффективной системы охраны репродуктивного здоровья на основе усовершенствованных и вновь разработанных законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность министерств, ведомств и учреждений.

2. Реализация государственных целевых программ по приоритетным направлениям охраны репродуктивного здоровья.

3. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе охраны репродуктивного здоровья.

4. Внедрение в деятельность учреждений и организаций научно-обоснованных технологий по ведущим проблемам охраны репродуктивного здоровья.

5. Формирование единой системы мониторинга репродуктивного здоровья, создание телекоммуникационных связей между специалистами и учреждениями государственных и общественных структур.


План мероприятий
по реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000 - 2004 годы


I. Совершенствование нормативно-правовой базы


1. Разработка предложений по правовому регулированию вопросов репродуктивных прав граждан и гарантий их осуществления.

Срок исполнения: 2000 - 2002 гг.

Исполнители: Минздрав России, РАМН, Минтруд России, Минобразование России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и субъекты Российской Федерации.

2. Включение в проект Трудового кодекса Российской Федерации норм, направленных на охрану труда и здоровья женщин детородного возраста и создание для них соответствующих условий труда и отдыха.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минтруд России, Минздрав России.

3. Осуществление систематических проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин и молодежи, в том числе по вопросам применения труда женщин и несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минтруд России.

4. Осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны репродуктивного здоровья.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, Минтруд России.

5. Пересмотр Санитарных норм и Правил "Гигиенические требования к условиям труда женщин" в части охраны репродуктивного здоровья работающих с учетом нового "Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда", при выполнении которых допускается применение труда женщин, в том числе детородного возраста, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 162.

Срок исполнения: 2003 г.

Исполнители: Минздрав России РАМН, Минтруд России.

6. Подготовка сборника нормативно-правовых актов в области репродуктивных прав и здоровья.

Срок исполнения: 2000 г.

Исполнители: Минздрав России, РАМН.

7. Подготовка материалов в части охраны здоровья женщин к представлению Шестого периодического доклада о выполнении Российской Федерацией Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Срок исполнения: 2002 г.

Исполнители: Минтруд России, Минздрав России и другие ведомства.

8. Определение приоритетных направлений международного сотрудничества в области охраны репродуктивного здоровья с учетом интересов и национальных приоритетов Российской Федерации.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, РАМН, Минтруд России, Минобразование России, субъекты Российской Федерации.


II. Организационные мероприятия


9. Реализация мероприятий по охране здоровья и улучшению положения женщин и детей в соответствии с национальными планами действий по улучшению положения женщин и детей в Российской Федерации и президентской программой "Дети России" на 1998 - 2000 гг.

Срок исполнения: 2000 г.

Исполнители: Минтруд России, Минздрав России, Минобразование России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

10. Разработка, утверждение и реализация:

- Национального плана действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2005 гг.

Срок исполнения: 2001 - 2004 гг.;

- Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 гг.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.;

- федеральной целевой программы "Дети России" на 2001 и последующие годы.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минтруд России, Минздрав России, Минобразование России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;

- федеральной целевой программы "О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем" на 2000 - 2004 гг.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, РАМН, Минобразование России;

ГАРАНТ:

О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем см. приказ Минздрава РФ от 30 июля 2001 г. N 291


- целевой региональной программы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин.

Срок исполнения: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минздрав России, субъекты Российской Федерации;

- целевой региональной программы по организации медицинской помощи женщинам позднего репродуктивного возраста. Срок исполнения: 2001 - 2002 гг. Исполнители: Минздрав России, субъекты Российской Федерации.

11. Определение приоритетных направлений развития медицинской науки в области охраны репродуктивного здоровья.

Срок исполнения: 2001 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, РАМН.

12. Разработка современной нормативной базы детских и родовспомогательных лечебно-профилактических учреждений.

Срок исполнения: 2001 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, РАМН.

13. Реорганизация деятельности крупных родовспомогательных учреждений по типу перинатальных центров.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России.

14. Дальнейшее развитие и поддержка деятельности центров планирования семьи и репродукции.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России.

15. Совершенствование организации помощи по вопросам репродуктивного здоровья подростков, профилактике ИППП, ВИЧ/СПИД.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России.

16. Развитие сети специализированных учреждений и служб (кризисных центров, телефонов доверия, психолого-консультационных служб) по оказанию социальной и медико-психологической помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию, жестокому обращению и оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Срок исполнения: 2001 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минтруд России, Минздрав России.

17. Проведение анализа и содействие распространению опыта работы центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Срок исполнения: 2001 г.

Исполнители: Минобразование России, РАО.

18. Разработка пособия по проблемам охраны репродуктивного здоровья населения для учителей, слушателей институтов повышения квалификации, студентов педагогических вузов.

Срок исполнения: 2002 г.

Исполнители: Минобразование России, РАО.

19. Подготовка программно-методических и дидактических материалов по здоровому образу жизни для разных возрастных категорий обучающихся общеобразовательных учреждений.

Срок исполнения: 2003 г.

Исполнители: Минобразование России, РАО.

20. Обеспечение подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями в области охраны репродуктивного здоровья населения.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, Минтруд России, Минобразование России.


III. Совершенствование медицинской помощи


21. Реализация программы государственных гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощи населению.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России, ФФОМС.

22. Разработка и внедрение стандартов качества медицинской помощи населению в области репродуктивного здоровья.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, РАМН, субъекты Российской Федерации.

23. Внедрение современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции ("безопасного аборта", современных методов контрацепции, эндоскопии и эндохирургии, ЭКО и др.).

Сроки исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России.

24. Внедрение современных перинатальных технологий в деятельности родовспомогательных учреждений.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России.

25. Внедрение:

- системы мер по профилактике вертикальной передачи ВИЧ/ СПИДа.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители - Минздрав России, субъекты Российской Федерации;

- современной тактики ведения беременных, больных сифилисом, и их новорожденных детей.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, субъекты Российской Федерации.

26. Развитие медико-генетической помощи населению, пренатальной диагностики состояний плода.

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России.

27. Разработка современных методов работы с несовершеннолетними из группы риска потребления психоактивных и наркотических веществ.

Срок исполнения: 2002 - 2004 гг.

Исполнители: Минобразование России, РАО, Минтруд России, Минздрав России, РАМН.

28. Организация лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений и подразделений для несовершеннолетних, больных наркоманией и токсикоманией.

Срок исполнения: 2001 - 2004 гг.

Исполнители: субъекты Российской Федерации, Минздрав России.

29. Изучение распространенности наркомании, алкоголизма, табакокурения у беременных, разработка профилактических мероприятий.

Сроки исполнения: 2002 - 2003 гг.

Исполнители: Минздрав России, РАМН.


IV. Информационное обеспечение


30. Проведение информационных мероприятий среди населения и специалистов по вопросам охраны репродуктивных прав и здоровья:

- подготовка информационных материалов для различных групп населения;

- проведение конгрессов, съездов, конференций, семинаров для специалистов;

- работа со СМИ (прессой, радио, телевидением).

Срок исполнения: 2000 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав России, Минтруд России, Минобразование России, субъекты Российской Федерации.


Министр здравоохранения
Российской Федерации

Ю.Л.Шевченко


Министр труда
и социального развития
Российской Федерации

С.В.Калашников


Министр образования
Российской Федерации

В.М.Филиппов



Решение коллегии Минздрава РФ, Минтруда РФ, Минобразования РФ от 11 апреля 2000 г., протокол N 7 "О проекте концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и плане мероприятий по ее реализации"


Текст решения опубликован в журнале "Вестник образования" ноябрь 2000 г., N 22



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение