Письмо Минобразования РФ от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13 "О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов"

Письмо Минобразования РФ от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13
"О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов"


1. Основная образовательная программа (далее - ООП) вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.

ООП разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием России.

2. На первом этапе проектирования ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющим его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированных и дополненных исходя из того, к каким из указанных в ГОС видам деятельности будет в основном готовиться выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС.

Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности академического сообщества вуза.

3. На втором этапе проектирования ООП в вузе разрабатываются ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

На этом этапе необходимо решить следующие задачи:

- определить полный перечень дисциплин ООП (дисциплины национально-регионального компонента, специализаций, по выбору студента);

- обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающей фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;

- определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;

- установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;

- найти наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательные технологии и др.

4. В структуру ООП входят:

- перечень специализаций* профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим УМО;

- цели ООП;

- учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности;

- совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП;

материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС).

5. Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить:

- последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности;

- рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента;

- эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза.

Обязательными структурными элементами учебного плана являются:

- график учебного процесса;

- сводные данные по бюджету времени студента;

- план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.

Учебный план утверждается ученым советом и подписывается ректором (деканом факультета).

6. Каждая программа учебной дисциплины, как правило, должна содержать:

- цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания;

- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю**, и методические указания студентам***, рекомендации по использованию информационных технологий;

- требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

7. Механизм реализации ООП, постоянной актуализации ее содержания должен предусматривать содействие активному, заинтересованному, творческому подходу субъектов образовательного процесса к его осуществлению, с тем чтобы их деятельность в конечном счете определяла развитие всей системы.

Объем дисциплин, предлагаемых на выбор студентам в каждом цикле ООП, должен, как правило, в два раза превышать суммарно объем, предусмотренный для этих целей в ГОС.

8. Государственные образовательные стандарты предусматривают возможность унификации первых двух-трех лет обучения по образовательным программам родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Такое построение образовательных программ позволит оптимизировать учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, а также обеспечит реальную возможность студентам решать для себя вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории. Студентам следует своевременно разъяснять, как избранные ими курсы по выбору, а также дисциплины, устанавливаемые вузом, влияют на формирование образовательной программы, будущую специализацию выпускника.

9. Достижению установленных целей при реализации ООП во многом способствует работа структурных подразделений вуза, чья деятельность создает мотивацию и условия для физического и духовного развития личности, поэтому ученому совету вуза необходимо определять направления их функционирования и развития. Вузом должны разрабатываться программы, определяющие создание в вузе условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы библиотеки, клубов, музеев и т.п.).


_______________________________

* Названия специализаций не должны содержать ключевые слова, относящиеся к другим образовательным областям, например, слово "менеджмент" может характеризовать специализации только по соответствующим специальностям группы 060000 Экономика и управление, слово "дизайн" - только по соответствующим специальностям в области культуры и искусства и т.п.

** Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.

*** Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения домашних заданий.



Письмо Минобразования РФ от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13 "О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов"


Текст письма опубликован в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 2000 г., N 12, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2001 г., N 2


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.