Приказ Минсвязи РФ от 22 декабря 2000 г. N 218 "Об утверждении Методических указаний по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли"

Приказ Минсвязи РФ от 22 декабря 2000 г. N 218
"Об утверждении Методических указаний по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли"


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.99 N 620 и на основании Методических указаний по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенных в действие директивой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.04.2000 N 33-860-14 Министерством Российской Федерации по связи и информатизации разработаны "Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли" (прилагается).

В целях обеспечения единого подхода к созданию, оснащению и организации деятельности гражданских организаций гражданской обороны (формирований) приказываю:

1. Руководителям департаментов, начальникам управлений, руководителям организаций принять Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли к руководству и исполнению.

ГАРАНТ:

О создании гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли "Связь" см. приказ Гостелекома РФ от 25 июня 1999 г. N 6


2. Руководителям организаций:

2.1. Создание гражданских организаций гражданской обороны, их оснащение и организацию деятельности привести в соответствие с Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли.

2.2. Информацию о работе по созданию гражданских организаций гражданской обороны с перечислением созданных формирований и характеристикой их оснащенности представлять в ежегодных докладах о состоянии гражданской обороны организаций.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по связи и информатизации Островского Э.Г.


Министр Российской Федерации
по связи и информатизации

Л.Д.Рейман


Приложение

к приказу Минсвязи РФ

от 22 декабря 2000 г. N 218


Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской
обороны в организациях отрасли


I. Общие положения


В настоящих Методических указаниях изложены принципы создания, организационно-штатная структура и предназначение гражданских организаций гражданской обороны, порядок их комплектования личным составом и оснащения техникой и имуществом. Методические указания должны применяться творчески с учетом особенностей местных условий и организаций отрасли.

1. Гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Формирования подразделяются:

по подчиненности - на территориальные и объектовые;

по предназначению - на формирования общего назначения и формирования служб гражданской обороны.

3. Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, по согласованию с этими органами. Они применяются для выполнения мероприятий гражданской обороны в интересах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, наращивания группировки сил гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны.

4. Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы.

Объектовые формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ и в других организациях.

5. Формирования общего назначения предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления. К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).

6. Формирования служб гражданской обороны создаются службами гражданской обороны и предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач гражданской обороны.


Формирования общего назначения


7. Сводная команда (группа) является основным формированием общего назначения и предназначается для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

8. Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

9. Спасательная команда (группа) предназначается для ведения аварийно-спасательных работ.


Формирования служб гражданской обороны


10. К формированиям служб гражданской обороны относятся:

разведывательные команды, группы и звенья; посты радиационного и химического наблюдения; команды, группы и звенья связи; медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты; противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья; инженерные команды, группы; аварийно-технические команды, группы; команды, группы, станции радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки; автомобильные и автотранспортные колонны; команды и группы охраны общественного порядка; подразделения общественного питания (подвижные пункты питания); подразделения торговли продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения); подразделения торговли промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения); подвижные автозаправочные станции; группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов; подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы; бригады, команды по защите сельскохозяйственных животных; команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений.

В зависимости от местных условий и при наличии базы, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях по согласованию с организациями могут создаваться формирования других служб.


Территориальные формирования


11. К территориальным формированиям относятся формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ), а также формирования служб гражданской обороны (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований служб, создаваемые в зависимости от местных условий).

12. Базой для создания территориальных формирований общего назначения, как правило, являются организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Базой для создания территориальных формирований служб гражданской обороны являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

В созданных по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления службах оповещения и связи могут создаваться территориальные формирования - команды связи.


Объектовые формирования


13. Объектовые формирования состоят из формирований общего назначения и формирований служб гражданской обороны, создаваемых в организациях.

14. Основным формированием, создаваемым организациями связи, является формирование общего назначения - спасательная группа.

Кроме формирования общего назначения в организациях связи могут создаваться формирования службы оповещения и связи гражданской обороны:

команды, группы и звенья связи - для обеспечения связью начальников гражданской обороны, органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

санитарные посты - для оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения;

противопожарные отделения - для локализации и тушения пожаров на объектах связи;

звенья охраны общественного порядка - для поддержания общественного порядка на объектах связи;

звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий).

15. В организациях электросвязи для выполнения работ по восстановлению сетей связи и решению задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях создаются аварийно-восстановительные команды (группы) в зависимости от наличия базы и решаемых задач.

16. В образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования для решения задач гражданской обороны создаются объектовые формирования (спасательные группы), а также формирования службы оповещения и связи гражданской обороны (противопожарные, медицинские, связи и др.).

17. Часть формирований решением соответствующего начальника гражданской обороны может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и выполнения других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.


II. Комплектование формирований личным составом


18. Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее и высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

В состав объектовых формирований зачисление трудоспособных граждан производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных - совместным приказом соответствующего начальника гражданской обороны и начальника гражданской обороны организации.

Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Организации отрасли, создающие формирования, определяются Минсвязи России по согласованию с органами исполнительной власти объектов Российской Федерации, на территории которых эти организации располагаются.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

20. Расчеты потребности в формированиях:

а) разрабатываются для:

территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;

медицинских формирований - органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по согласованию с соответствующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

объектовых формирований - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;

б) утверждаются для:

территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны - соответствующими начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

объектовых формирований - начальниками гражданской обороны организаций, на базе которых создаются формирования.

Примерный расчет создания территориальных и объектовых формирований представлен в приложениях 1 и 2.


III. Обеспечение формирований техникой и имуществом


21. Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.

Обеспечение формирований техникой и имуществом согласно предусмотренным штатным перечням осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.

Закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.


IV. Разработка штатных перечней формирований, норм их оснащения и учет формирований


22. Штатные перечни и нормы оснащения формирований разрабатываются для:

территориальных формирований (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых создаются эти формирования и утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

объектовых формирований - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и утверждаются руководителями этих организаций.

Штатные перечни и нормы оснащения формирований до утверждения согласовываются с соответствующими вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, а территориальных формирований - и с организациями, на базе которых они создаются.

23. Организационная структура формирований может уточняться лицами, которым предоставлено право утверждения штатных перечней, в зависимости от местных условий, структуры организаций, особенностей производства, рода деятельности, наличия транспорта, техники и имущества, численности рабочих, служащих и учащихся, подлежащих зачислению в формирования. При этом не должны изменяться предназначение и объем задач, возлагаемые на формирования.

24. Разработка штатных перечней формирований осуществляется в соответствии с прилагаемыми примерными типовыми схемами организации формирований (приложение 3) и нормами оснащения этих формирований (приложение 4).

Учет формирований ведется Минсвязи России, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях и организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной.


V. Проверка готовности формирований


25. Готовность формирований проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях гражданской обороны.

В ходе выполнения указанных мероприятий определяются:

реальность расчетов по созданию формирований;

готовность формирований и их способность решать задачи гражданской обороны;

соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач и производственной деятельности объектов;

обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок их хранения и готовность к использованию:

время сбора формирований и выхода их в район сосредоточения и к объектам ведения работ.

26. Проверки готовности формирований (территориальных и объектовых) к выполнению задач гражданской обороны осуществляются:

по согласованию с соответствующими начальниками гражданской обороны представителями МЧС России по предписанию Министра или его заместителей - в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;

начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими лицами по их поручению - во всех организациях, находящихся в сфере их ведения;

начальниками гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и федеральных служб гражданской обороны, а также должностными лицами по их указанию - в подведомственных им организациях.

27. Расходы на проведение проверки готовности формирований, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

28. Допуск лиц для проверки готовности формирований в организации, имеющей особые ограничения, производится в соответствии с существующими положениями.


Приложения


1. Расчет создания территориальных гражданских организаций гражданской обороны.

2. Расчет создания объектовых гражданских организаций гражданской обороны.

3. Примерные типовые схемы организационно-штатной структуры гражданских организаций гражданской обороны.

4. Нормы оснащения (табелизации) гражданских организаций гражданской обороны специальной техникой и имуществом.

5. Формы учета гражданских организаций гражданской обороны.



Приказ Минсвязи РФ от 22 декабря 2000 г. N 218 "Об утверждении Методических указаний по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.