Письмо Минобразования РФ от 28 февраля 2001 г. N 51-1/31-06 О направлении Рекомендаций по проблемам системного анализа и развития нормативной и законодательной базы образования федерального и регионального уровней

Письмо Минобразования РФ от 28 февраля 2001 г. N 51-1/31-06


Министерство образования Российской Федерации в связи с распоряжением от 19 января 2001 г. N 41-16 направляет для использования в работе Рекомендации по проблемам системного анализа и развития нормативной и законодательной базы образования федерального и регионального уровней.


Заместитель министра

Е.Е.Чепурных


Рекомендации
по проблемам системного анализа и развития нормативной и законодательной базы образования федерального и регионального уровней


Система образования в Российской Федерации имеет под собой надежную правовую основу. В 1992 году Закон Российской Федерации "Об образовании" вобрал в себя самые прогрессивные на тот момент позиции государственной образовательной политики. Своевременно были внесены соответствующие поправки в новую редакцию этого Закона в 1996 году. В этом же году был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

В субъектах Российской Федерации законодатели также стали уделять внимание разработке законодательной и иной нормативной правовой базы регионального образования, стремясь максимально расширить права граждан на получение качественного образования с учетом региональных условий и возможностей.

Министерство образования Российской Федерации в течение нескольких лет осуществляет мониторинг законодательства федерального и регионального уровней в области образования, анализирует совместно с профильными комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, Российской академией образования, Российским союзом ректоров, ЦК профсоюза работников народного образования и науки состояние законодательства и координирует работу по его совершенствованию.

В числе важнейших мер по совершенствованию федерального законодательства об образовании предполагается предусмотреть устранение малоэффективных норм права; разработку действенных механизмов реализации норм права, которые призваны гарантировать реальное действие важнейших прав и свобод участников образовательных отношений, но которые пока что не действуют из-за отсутствия правовых средств, способных обеспечить их неукоснительное выполнение.

В соответствии с возложенной статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" на федеральные органы государственной власти обязанностью осуществлять контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования Минобразование России продолжит анализ законов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам образования, с целью выявления в них противоречий Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Складывается практика обо всех выявленных коллизиях информировать соответствующие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с предложением принять действенные меры по приведению законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Аналогичные материалы будут также направляться в соответствующий округ представителю Президента Российской Федерации как должностному лицу, в обязанности которого входит контроль за соответствием законодательства субъектов Российской Федерации федеральным законам, а также в прокуратуру субъекта Российской Федерации.

В органы управления образованием субъектов Российской Федерации Министерством направлялись материалы, конкретно указывающие на те или иные недочеты принятых на местах законов, регулирующих отношения в образовательной сфере. Настоящие рекомендации носят обобщенный характер и содержат основные пожелания, которые могут способствовать совершенствованию правовой базы регионального (муниципального) образования.

На основе проведенного анализа Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации при совместной работе с законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации:

1. Отказаться от практики создания собственных законов об образовании по образу и подобию соответствующих федеральных законов.

Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования различны, что законодательно закреплено статьей 28 и статьей 29 Закона Российской Федерации "Об образовании". Поэтому принимаемые законы Российской Федерацией и ее субъектами не могут не отличаться предметом правового регулирования, конкретным содержанием, структурой, полнотой и способами нормативного правового регулирования.

При помощи законов субъектов Российской Федерации следует осуществлять нормативное правовое регулирование лишь тех отношений, которые отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

2. Определить особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

3. Закрепить порядок установления национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

4. Установить дополнительные льготы обучающимся, воспитанникам, а также педагогическим работникам образовательных учреждений.

5. Закрепить виды и нормы материального обеспечения участников образовательных отношений.

6. Разработать региональные нормативы финансирования образования.

7. В максимально короткие сроки провести действенную работу по совершенствованию уже принятых законов в сфере образования и отменить все несовершенные нормы права, в первую очередь нормы, противоречащие Закону Российской Федерации "Об образовании".

Из действующих законов необходимо исключить как нормы, принятые по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации в области образования, так и нормы, ограничивающие права и свободы граждан, закрепленные федеральным законодательством.

В случаях, когда законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации полагают, что нормы федерального законодательства по вопросам образования являются несовершенными, малоэффективными, то все такие нормы следует исправлять в рамках конституционно установленных процедур и, в частности, путем реализации права законодательной инициативы, закрепленной статьей 104 Конституции Российской Федерации.

8. Осуществлять действенный контроль исполнения законодательства об образовании органами местного самоуправления; оперативно выявлять нормативные правовые предписания органов местного самоуправления, противоречащие вышестоящим нормативным правовым актам, и принимать необходимые меры по отмене таких предписаний.

9. Оказывать органам местного самоуправления методическую помощь по вопросам нормотворческой деятельности, эффективному применению правил и приемов нормотворческой техники, а также их информационно-правовому обеспечению.


Рекомендации подготовлены Управлением правового обеспечения согласно распоряжению Минобразования России от 19.01.01 г. N 41-16 на основании отчета о научно-исследовательской работе "Разработка основных направлений правового регулирования единой системы образования страны на уровне Федерации, субъекта Федерации и местном (муниципальном) уровне", выполненной в 2000 году.



Письмо Минобразования РФ от 28 февраля 2001 г. N 51-1/31-06


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", май 2001 г., N 10


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.