Письмо Минобразования РФ от 5 апреля 2001 г. N 680/23-16 "О приоритетных направлениях создания учебной продукции по дошкольному образованию"

Письмо Минобразования РФ от 5 апреля 2001 г. N 680/23-16
"О приоритетных направлениях создания учебной продукции по дошкольному
образованию"


Настоящие рекомендации содержат приоритетные направления создания учебной продукции по дошкольному образованию, классификацию и функциональное назначение основных видов этой продукции (программ, учебно-методических, учебных наглядных пособий, дидактических материалов, других средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста)*.

Данные рекомендации дополняют "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений" от 24.04.95 N 46/19-15 и адресованы Департаменту экспертизы учебных изданий Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Министерства образования Российской Федерации, осуществляющему федеральную экспертизу программ, учебных и методических пособий по дошкольному образованию, а также экспертным комиссиям, осуществляющим экспертизу учебных изданий на региональном уровне.

Приоритетные направления создания учебной продукции по дошкольному образованию.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе являются переход к личностно ориентированной педагогике, создание условий для свободной реализации собственной творческой активности ребенка. Поэтому главный акцент в издании учебной литературы по дошкольному образованию переносится сегодня на пособия и дидактические материалы для совместной творческой деятельности ребенка и обучающего взрослого (воспитателя, родителя), в то время как раньше они были в основном адресованы педагогам. Именно такая модель соответствует концепции федерального компонента государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленного на всестороннее развитие способностей ребенка.

Разработка перспективных учебных изданий по дошкольному образованию осуществляется на основе психолого-педагогических принципов, среди которых основополагающими являются:

- принцип адекватности особенностям психического развития ребенка. Основан на признании самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности. Предусматривает использование форм, средств и методов, соответствующих специфике развития личности в дошкольном детстве. Предполагает организацию обучения в рамках специфичных для дошкольников видов деятельности - игры, конструирования, речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной и др.;

- принцип комплектности. Он обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком как стержневое направление реформы дошкольного образования и государственного образовательного стандарта. Создает условия для творческой активности ребенка, делая его полноправным участником образовательного процесса; определяет ориентиры профессиональной деятельности педагога и поведения родителей в общении с ребенком. Реализуется за счет формирования комплекта книг и дидактических пособий разных жанров, адресованных как ребенку, так и взрослому;

- принцип вариативности. Обеспечивает условия выбора для ребенка развивающих игр и заданий в соответствии с его интересами, потребностями и склонностями. Создает условия выбора образовательных программ и технологий для взрослого, возможность их варьирования при осуществлении индивидуального подхода к ребенку.Реализуется за счет широкого арсенала педагогических средств, форм и методов, который может быть использован как полностью, так и частично, гибко изменяться применительно к конкретным условиям. Составляет альтернативу жесткой зарегламентированной модели педагогического процесса;

- принцип преемственности дошкольного и начального общего образования. Способствует наилучшей адаптации ребенка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации "Об образовании", в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Обеспечивается за счет отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребенка (когнитивного, социально-эмоционального, художественно-эстетического и др.), а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей ступенью образования. Исключает возможность дублирования содержания, средств и методов школьного обучения в дошкольном образовании;

- принцип целостности. Предлагает в качестве важнейшей цели образования детей дошкольного возраста формирование представлений о целостной картине мира. Процесс такого формирования осуществляется за счет акцента на фундаментальные понятия (вещи, свойства, отношения, действия, множества, пространство, время, число, слово), обладающие максимально развивающим эффектом. При этом отсутствует ситуация, когда ребенок занимается только математикой или только языком. Занимаясь математикой (как и другим содержанием), он занимается и языком, и естествознанием, и изобразительной деятельностью, и многими другими видами деятельности;

- принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи. Особенно актуален для образования детей дошкольного возраста в современных условиях, при которых лишь 50% детей посещает дошкольные образовательные учреждения, принцип реализует создание условий для "единого старта" при поступлении детей в школу из детского сада и семьи. Тесно связан с принципом преемственности в образовании детей. Обеспечивается широкой адресностью составляющих учебного издания: книги и дидактические пособия создаются таким образом, чтобы они могли использоваться при взаимодействии ребенка как с педагогами, так и с родителями.

Перспективные учебные издания учитывают лучшие традиции российского дошкольного образования, а также новационные тенденции его развития, перспективы педагогического и программно-методического обеспечения учреждений дошкольного образования; отвечают требованиям федеральных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного образования, другим нормативным документам, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

Содержание учебных изданий по дошкольному образованию должно обеспечивать:

- личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого с ребенком;

- ориентацию на российскую национальную и мировую культуру;

- развитие у дошкольников любознательности как основы познавательной активности;

- развитие способностей (умственных, физических, художественных и др.);

- формирование творческого воображения;

- развитие комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (коммуникативности, инициативности, самостоятельности и т.д.).

Перспективные учебные издания по дошкольному образованию направлены на укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие. В них должны всесторонне учитываться возрастные возможности детей дошкольного возраста; оптимальное сочетание индивидуальной и совместной (коллективной) деятельности детей.

Перспективные учебные издания обеспечивают организацию образовательной работы с детьми дошкольного возраста в трех формах:

- на специальных занятиях;

- в нерегламентированных видах деятельности;

- в свободной самостоятельной деятельности детей в течение всего дня.


Основные виды учебной продукции по дошкольному образованию


К основным видам учебной продукции по дошкольному образованию относятся:

- образовательная программа;

- учебное наглядное пособие;

- хрестоматия;

- настольно-печатная игра;

- аудиопособие;

- видеопособие;

- учебно-методическое пособие.

Образовательная программа - учебное издание, определяющее нормативный ориентир творческой деятельности воспитателя. Отражает научную, методологическую и мировоззренческую направленность содержания образования. Фиксирует это содержание по нескольким (комплексная программа) или одному (специализированная, парциальная программа) направлению развития личности ребенка. Включает объяснительную записку с изложением основных целей и задач образования, концептуальных идей, принципов реализации, особенностей структуры образовательного материала. Содержание образования в программе может быть представлено в виде перечня тем, литературных произведений, порядка ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима их пребывания в детском саду, времени года и т.д.

Учебное наглядное пособие - учебное издание, предназначенное для формирования представлений или дополнения сведений ребенка об окружающем мире, его явлениях, связях и зависимостях. Способствует уточнению и углублению определенных представлений детей, развитию у них необходимых умений и навыков. Имеет двойную адресованность: как ребенку, так и взрослому. Наглядные материалы и задания предназначены для ребенка, краткие методические указания с объяснением того, как можно использовать данное пособие в педагогическом процессе, - педагогу (родителю). К учебным наглядным пособиям по дошкольному образованию относятся иллюстрированные альбомы, рабочие тетради, рассказы в картинках, демонстрационные и раздаточные дидактические материалы (наборы картин, карточки с заданиями и т.п.).

Иллюстрированный альбом - представляет собой красочно иллюстрированное издание (объемом не более 32 стр., форматом 70х100/8) для самостоятельной творческой деятельности ребенка. В нем содержатся развивающие игровые упражнения и задания. Работая с альбомом, ребенок дорисовывает, раскрашивает, обводит изображения, конструирует из бумаги, клеит.

Рабочая тетрадь - представляет собой ярко иллюстрированную тетрадь с подобранными в системе развивающими заданиями и упражнениями, которые направлены на последовательное усвоение детьми основных представлений и понятий.

Рассказы в картинках - учебное наглядное пособие, в основе которого лежит изобразительный ряд (желательно красочные иллюстрации) с подстрочными надписями для прочтения их взрослыми детям. На рисунках изображены проблемные ситуации, выстроенные в единой сюжетной линии, желательно с использованием "сквозных" персонажей. Содержание этих пособий предполагает, что ребенок анализирует представленные события, составляет связный рассказ, предлагает решение проблемных ситуаций.

Дидактический материал на печатной основе. Практическое обучающее пособие в соответствии с назначением может включать материал двух видов: раздаточный - для каждого ребенка и демонстрационный для всей группы (подгруппы) детей.

Раздаточный дидактический материал включает наборы предметных или сюжетных картинок, карточек с заданиями (геометрических фигур диаметром не менее 3 см, моделей чисел, звуков, слов и т.д.). Используется для организации индивидуальной работы детей на занятиях и вне занятий.

Демонстрационный дидактический материал - средство демонстрации при групповом обучении. Выполнено в крупном формате и на плотной бумаге (картоне или другой основе). В зависимости от образовательных задач включает широкоформатные наборы картин, репродукции произведений изобразительного искусства, цветные фотографии или рисунки с изображением предметов, животных, явлений природы, а также таблицы, схемы, знаки и др. Они сопровождаются инструкцией или краткими методическими указаниями по их использованию в педагогическом процессе.

Хрестоматия (литературная, музыкальная) - сборник литературных (музыкальных) произведений для детей, в который включены сказки, стихи, рассказы (отдельные их фрагменты, иллюстрации к ним), пословицы, поговорки, потешки, а также танцевальная музыка, песни и мелодии для слушания. Содержит краткое введение, в котором определены возрастная адресованность и условия использования произведений (в детском саду, семье), даются советы, как их читать или исполнять на музыкальных инструментах детям. Может включать вопросы и задания на тему прочитанного (прослушанного). Содержит ссылки на то, какую образовательную программу (учебно-методический комплект) обслуживает.

Настольно-печатная игра (лото) - дидактический игровой материал для самостоятельного освоения ребенком развивающе-образовательного содержания. Наряду с дидактическим содержанием предусматривает правила действий с игровым материалом, взаимодействия участников игры и определения выигрыша.

Аудиопособие (аудиокассета, аудиокомплект, фонохрестоматия) - звуковая запись литературных (или музыкальных) произведений, которые рекомендованы для слушания детям дошкольного возраста. Производится с участием профессиональных исполнителей - артистов театров, кино, филармонических студий. Предусматривает методическое сопровождение.

Видеопособие (видеокассета, электронные носители, диафильм, кинофильм, компактдиск) - познавательная учебная видеопрограмма для детей, предназначенная для развития представлений об окружающем мире, природе, основах безопасности жизнедеятельности; используется для ознакомления детей с произведениями изобразительного, народно-прикладного искусства, с историей родного края, страны и др. Носит вспомогательный характер. Является дополнением к традиционным наглядным средствам обучения. Может адресоваться педагогам и родителям в качестве методического пособия.

Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее развернутые методические рекомендации, вспомогательные, справочные материалы для педагогов (родителей) по реализации целей и задач образования детей. Дает советы по организации педагогического процесса, использованию содержания, форм и методов воспитания и обучения детей. Используется в качестве методической поддержки конкретной образовательной программы (программ), дидактических материалов, учебно-методического комплекта.

Министерство образования Российской Федерации просит довести содержание настоящих рекомендаций до всех педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, экспертных комиссий по аттестации дошкольных образовательных учреждений, методических служб, работников системы повышения квалификации, а также ознакомить с ними издательства, выпускающие учебную литературу и другие виды пособий по дошкольному образованию.


Первый заместитель министра

А.Ф.Киселев


-------------------------------------------------------------------------

* Указанные рекомендации соответствуют ГОСТам и ОСТам по издательскому делу (7.60-90, дата введения 1991-01-01).



Письмо Минобразования РФ от 5 апреля 2001 г. N 680/23-16 "О приоритетных направлениях создания учебной продукции по дошкольному образованию"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", 2001 г., N 11, стр. 24


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.