Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 5 апреля 2001 г. N 338/13-13 "О преподавании физики в средних общеобразовательных учреждениях в 2001/02 учебном году"

Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего
образования Минобразования РФ
от 5 апреля 2001 г. N 338/13-13
"О преподавании физики в средних общеобразовательных учреждениях
в 2001/02 учебном году"


Физическое образование в средней школе является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности школьника за время его обучения и воспитания в школе.

Физическое образование как составная часть среднего (полного) образования вносит свой вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая усвоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, формируя у них научное мировоззрение. Изучение физики в средней школе является, прежде всего, средством, развивающим познавательные способности школьников, помогающим им освоить ту часть человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.

Преподавание физики в средней школе осуществляется на трех разных уровнях в зависимости от профиля 10, 11 классов общеобразовательного учреждения.

Уровень "А" определяет содержание физики как учебной дисциплины и требования к учащимся для классов гуманитарного профиля, уровень "В" - общеобразовательного профиля, уровень "С" - физико-математического профиля.

Преимущественной целью изучения физики на уровне "А" является формирование физической картины мира с помощью научного метода познания. Под физической картиной мира понимается целостный образ окружающего мира, осознаваемый человеком в виде совокупности определенных, наиболее существенных признаков, характеризующих окружающий мир.

Преимущественной целью изучения физики на уровне "В" является подготовка школьников к выполнению ориентировочной, конструктивной деятельности в естественно-научной и технической областях, что предполагает изучение физики, прежде всего как прикладной науки, способствующей познанию и преобразованию окружающего мира с учетом природных закономерностей.

Основной целью изучения физики на уровне "С" является усвоение основ физики как фундаментальной науки, изучение научного метода познания.

Содержание физического образования для уровней "А" и "В" содержит инвариантную и вариативную составляющие. Инвариантная часть физического образования определяется обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования, утвержденного приказом министра образования от 30.06.99 N 56. Вариативная часть учитывает особенности педагогического процесса в данной школе, регионе и определяется решением педагогического коллектива школы.

Содержание физического образования для уровня "С" определяется педагогическим коллективом школы. Уровень подготовки по физике для уровня "С" должен быть не ниже уровня "В".

Степень усвоения учебного материала школьниками на каждом уровне обучения определяется требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы в рамках инвариантной составляющей. Они содержат перечень видов учебной деятельности, которые должны выполнять учащиеся в результате обучения в соответствии с обязательным минимумом содержания.

Обязательный минимум содержания по физике для уровня "А" включает в себя следующие дидактические единицы.


Физика (уровень "А")


Методы научного познания и физическая картина мира


Функции и взаимосвязь эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и причины существования границ их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика

Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения и принцип дальнодействия. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Колебательные и волновые механические процессы. Звук. Механическая картина мира и ее ограниченность.

Молекулярная физика. Термодинамика

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Температура как мера средней энергии теплового движения частиц вещества. Опыты Штерна и Перрена. Уравнение состояния идеального газа. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

Электродинамика

Электрическое взаимодействие. Электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Опыты Кулона, Эрстеда, Ампера, Фарадея. Принцип близкодействия. Электрическое и магнитное поля. Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Интерференция и дифракция света. Волновая модель света. Давление света и опыты Лебедева. Электромагнитная картина мира и ее ограниченность.

Основы специальной теории относительности

Постулаты специальной теории относительности. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии. Соотношение между классической механикой и специальной теорией относительности.

Квантовая физика

Трудности волновой теории света. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Опыты Столетова. Корпускулярная модель света. Опыты Вавилова. Гипотеза Луи де Бройля и ее экспериментальное подтверждение. Постулаты Бора. Корпускулярно-волновой дуализм, описания микрочастиц. Принцип неопределенности Гейзенберга. Вероятностный характер причинно-следственных связей в микромире. Поглощение и испускание света. Люминесценция. Лазер.

Закон радиоактивного распада и его статистическое истолкование. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия в природе.

Соотношения между классической и квантовой физикой. Квантово-статистическая картина мира.

На основании обязательного минимума содержания физического образования уровня "А" в соответствии с Базисным учебным планом средней школы разработана примерная программа для 10, 11 классов гуманитарного профиля.

Примерная программа не является рабочей учебной программой, она служит учителю лишь ориентиром при составлении рабочей программы или выборе одной из уже существующих авторских учебных программ и комплекта учебников физики.

Для организации изучения курса физики в классах гуманитарного профиля рекомендуется использовать учебно-методический комплект А.Н.Мансурова, Н.А.Мансурова. Кроме учебника в состав комплекта входят пособие для учителей и пособие для учащихся, опубликованные издательством "Просвещение" в 1999, 2000 и в 2001 гг. соответственно.

Учебник написан в соответствии с требованиями стандарта, пособие для учителя содержит все необходимые методические материалы, позволяющие организовать учебный процесс при изучении физики в гуманитарных классах. Пособие для учащихся содержит учебные задания и темы рефератов со списком литературы к каждому параграфу учебника, а также итоговые контрольные и тестовые задания, составленные в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы с гуманитарным профилем обучения, содержание которых приводится ниже.


Требования к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных
учреждений с гуманитарным профилем обучения


Выпускники средней школы должны:

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

1.1. Приводить примеры, показывающие, что (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа):

1.1.1. наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий;

1.1.2. эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов;

1.1.3. физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты;

1.1.4. физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления, их особенности;

1.1.5. один и тот же природный объект или процесс можно описать (исследовать) на основе разных моделей;

1.1.6. законы физики и физические теории имеют определенные границы применимости.

1.2. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения (проверка в форме устного опроса или реферата).

1.3. Называть значимые черты современной физической картины мира (проверка в форме устного опроса или реферата).

1.4. Приводить примеры физических явлений и процессов, указанных в "Обязательном минимуме содержания..": реактивное движение, колебания, распространение волн, тепловое движение, тепловое равновесие, интерференция и дифракция света, фотоэффект, поглощение и испускание света и др. (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

1.5. Иллюстрировать роль физики в создании и (или) совершенствовании важнейших технологических объектов (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

2. Владеть основными понятиями и законами физики.

2.1. Соотносить указанные в "Обязательном минимуме содержания..." понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

2.2. Описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики: Штерна, Кулона, Эрстеда, Ампера, Фарадея, Лебедева, Столетова и другие опыты, указанные в "Обязательном минимуме содержания..." (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

2.3. Раскрывать смысл физических законов и принципов, указанных в "Обязательном минимуме содержания..." (проверка в виде устного ответа или вопросов с выбором ответа):

2.3.1. принципы относительности, близкодействия, соответствия;

2.3.2. законы динамики, всемирного тяготения, сохранения импульса и энергии, термодинамики, радиоактивного распада;

2.3.3. уравнение состояния идеального газа;

2.3.4. связь температуры газа со средней кинетической энергией хаотического движения его частиц; взаимосвязь массы и энергии;

2.3.5. постулаты специальной теории относительности; постулаты Бора.

2.4. Описывать преобразование энергии при (проверка ответа в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

2.4.1. свободном падении тел;

2.4.2. движении тел с учетом трения;

2.4.3. совершении колебательных и волновых механических процессов;

2.4.4. изменении агрегатного состояния вещества;

2.4.5. поглощении и излучении электромагнитных волн.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической) (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

3.1. Излагать суть содержания текста учебной книги по физике.

3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

3.3. Выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов, предусмотренных обязательным минимумом содержания курса физики.

3.4. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.

4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

4.1. Соотносить длительность года, месяца и суток, смену времен года с движением Земли и Луны.

4.2. Знать:

4.2.1. значение температуры тела здорового человека, точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении;

4.2.2. физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека;

4.2.3. опасность для здоровья человека источников тока и меры безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

4.2.4. опасность для здоровья человека инфракрасного, видимого лазерного, ультрафиолетового, СВЧ, рентгеновского излучений и методы защиты от них;

4.2.5. опасность для здоровья человека источников радиоактивных излучений и методы защиты от них;

4.2.6. экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных и гидроэлектростанций;

4.2.7. зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и качества дорожного покрытия.

Изучение учебного материала по физике в классах гуманитарного профиля рассчитано на проведение двух уроков физики в неделю.


Обязательный минимум содержания по физике для уровня "В" включает в себя следующие дидактические единицы.


Физика (уровень "В")


Методы научного познания и физическая картина мира


Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и границы их применимости. Принцип соответствия. Принцип причинности. Физическая картина мира.

Механика

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея. Момент силы. Условия равновесия тел. Закон всемирного тяготения. Закон трения скольжения. Закон Гука. Законы сохранения импульса и энергии в механике. Уравнение гармонических колебаний. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Уравнение гармонической волны.

Молекулярная физика. Термодинамика

Опыты Штерна и Перрена. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.

Идеальный газ. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы. Насыщенные и ненасыщенные пары. Кристаллические и аморфные тела.

Электродинамика

Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Параллельное и последовательное соединения проводников.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p-n переход.

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Колебательный контур. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Идеи теории Максвелла. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Оптика

Свет как электромагнитная волна. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии.

Квантовая физика

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Опыты Столетова. Фотоны. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Корпускулярно-волновой дуализм.

Гипотеза Луи де Бройля. Дифракция электронов.

Боровская модель атома водорода. Спектры. Люминесценция. Лазеры.

Закон радиоактивного распада. Нуклонная модель ядра. Деление ядер. Синтез ядер. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

На основании обязательного минимума содержания физического образования уровня "В" разработана примерная программа для 10, 11 классов общеобразовательного профиля, которая не является рабочей учебной программой. Она служит учителю лишь ориентиром при составлении рабочей программы или выборе одной из уже существующих авторских учебных программ и комплекта учебников физики.

В настоящее время существуют несколько комплектов учебников по физике для классов общеобразовательного профиля, утвержденных Министерством образования и включенных в Федеральный перечень учебных изданий (приказ Минобразования РФ от 30.11.00 N 3491): Громов С.В. Физика - 10, 11. - М., Просвещение; Касьянов В.А. Физика - 10, 11. - М., Дрофа; Анциферов Л.И. Физика - 10, 11. - М., Мнемозина. Главная цель предлагаемых курсов - изучение основ физики как прикладной науки, формирование у школьников целостных представлений об окружающем мире, позволяющих им анализировать с научных позиций разнообразные физические явления, представлять в общих чертах принципы действия технических устройств, созданных человеком. Эти комплекты учебников содержат весь материал, предусмотренный обязательным минимумом содержания среднего общего образования. Учитель может выбрать любой из рекомендуемых комплектов учебников, исходя из учебных планов школы, своих педагогических позиций и уровня подготовки школьников своего класса.

Если в общеобразовательном учреждении нет новых учебников, то временно можно использовать учебники Буховцева Б.Б., Мякишева Г.Я. Физика - 10, 11. - М., Просвещение.

В качестве сборников задач рекомендуются учебные пособия Рымкевича А.П. (изд-во "Дрофа"), Степановой Г.Н. (изд-во "Просвещение"), Малинина А.Н. (изд-во "Просвещение").

Эффективность усвоения учебного материала уровня "В" определяется возможностью выполнения учащимися требований к уровню подготовки выпускника средней общеобразовательной школы, содержание которого приводится ниже.


Требования к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных
учреждений с общеобразовательным профилем обучения


Выпускники средней школы должны:

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

1.1. Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответа):

1.1.1. относительность механического движения;

1.1.2. принцип относительности Галилея;

1.1.3. непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества;

1.1.4. существование двух видов (знаков) электрического заряда;

1.1.5. закон Кулона;

1.1.6. связь магнитного поля с движением электрических зарядов;

1.1.7. связь электрического поля с изменением магнитного поля;

1.1.8. представление о свете как волне;

1.1.9. представление о свете как потоке частиц;

1.1.10. планетарная модель атома;

1.1.11. сложное строение атомного ядра.

1.2. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа):

1.2.1. закон всемирного тяготения;

1.2.2. закон сохранения импульса;

1.2.3. звук - механическая волна;

1.2.4. первый закон термодинамики;

1.2.5. связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой;

1.2.6. давление света;

1.2.7. существование электромагнитных волн;

1.2.8. свет - электромагнитная волна;

1.2.9. связь массы и энергии;

1.2.10. представление о потоке частиц как о волне.

1.3. Используя теоретические модели, объяснять физические явления (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа):

1.3.1. независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;

1.3.2. затухание механических колебаний маятников (нитяного и пружинного) и электромагнитных колебаний в контуре;

1.3.3. возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием;

1.3.4. необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса;

1.3.5. нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждении;

1.3.6. повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

1.3.7. электризация тел при их контакте;

1.3.8. взаимодействие двух параллельных проводников с током;

1.3.9. зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

1.3.10. линейчатый характер спектров излучения и поглощения света атомарным газом;

1.3.11. фотоэффект;

1.3.12. радиоактивность;

1.3.13. высокая температура Солнца.

1.4. Указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

1.4.1. второго закона Ньютона;

1.4.2. закона Гука;

1.4.3. закона сохранения импульса;

1.4.4. закона сохранения механической энергии;

1.4.5. механики Ньютона (классической механики);

1.4.6. представления тела материальной точкой;

1.4.7. модели идеального газа;

1.4.8. прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;

1.4.9. геометрической оптики;

1.4.10. представления об атомах как неделимых частицах;

1.4.11. возможности однозначного предсказания результатов природных процессов.

1.5. Выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез (проверка в виде заданий с выбором ответа или экспериментального исследования).

1.6. Знать назначение физических приборов, указанных в "Обязательном минимуме содержания...", и уметь ими пользоваться (проверка в виде устного опроса и экспериментального задания).

1.7. Измерять (проверка в виде экспериментального задания):

1.7.1. ускорение свободного падения;

1.7.2. коэффициент трения скольжения;

1.7.3. жесткость пружины;

1.7.4. удельную теплоемкость вещества;

1.7.5. ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;

1.7.6. удельное сопротивление проводника;

1.7.7. показатель преломления;

1.7.8. фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы;

1.7.9. длину световой волны.

1.8. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения (проверка в виде устного опроса или реферата).

1.9. Называть значимые черты современной физической картины мира (проверка в форме устного опроса или реферата).

1.10. Иллюстрировать роль физики в создании и (или) совершенствовании важнейших технических объектов: тепловых двигателей, генераторов электрического тока, телекоммуникационных устройств, лазеров, ядерных реакторов и др. (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа).

2. Владеть понятиями и законами физики.

2.1. Соотносить указанные в "Обязательном минимуме содержания..." понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

2.2. Раскрывать смысл физических законов и принципов, указанных в "Обязательном минимуме содержания..." (проверка в виде устного ответа или вопросов с выбором ответа):

2.2.1. принципы относительности, близкодействия, суперпозиции, соответствия;

2.2.2. законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики, сохранения электрического заряда, Кулона, закон Ома для полной цепи, закон электромагнитной индукции, законы геометрической оптики, радиоактивного распада;

2.2.3. уравнение Клапейрона-Менделеева; уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;

2.2.4. связь давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц; взаимосвязь массы и энергии;

2.2.5. постулаты специальной теории относительности; постулаты Бора.

2.3. Вычислять (проверка в виде заданий с выбором ответа):

2.3.1. скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении;

2.3.2. центростремительное ускорение;

2.3.3. дальность полета тела, брошенного горизонтально, и высоту подъема тела, брошенного вертикально;

2.3.4. ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

2.3.5. скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;

2.3.6. скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;

2.3.7. период колебаний математического маятника, груза на пружине, свободных колебаний в колебательном контуре;

2.3.8. установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса;

2.3.9. неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона-Менделеева или основного уравнения кинетической теории газов;

2.3.10. изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;

2.3.11. КПД теплового двигателя;

2.3.12. силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме;

2.3.13. силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле (при заданных значениях заряда и напряженности электрического поля);

2.3.14. напряженность электрического поля, созданного несколькими точечными зарядами, используя принцип суперпозиции;

2.3.15. работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля);

2.3.16. напряженность однородного электрического поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии;

2.3.17. заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках;

2.3.18. ЭДС источника тока, силу тока, напряжение и сопротивление в простейших электрических цепях;

2.3.19. силу, действующую на движущийся электрический заряд или на проводник с током в магнитном поле;

2.3.20. ЭДС индукции с помощью закона электромагнитной индукции;

2.3.21. показатель преломления среды, используя закон преломления;

2.3.22. длину волны по скорости ее распространения и частоте;

2.3.23. кинетическую энергию фотоэлектронов;

2.3.24. энергетический выход простейших ядерных реакций по известным массам взаимодействующих частиц и продуктов реакции.

2.4. Определять (проверка в виде заданий с выбором ответа):

2.4.1. характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени;

2.4.2. период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнению гармонических колебаний;

2.4.3. характер изопроцесса по графикам в координатах p, V; p, Т и V, T;

2.4.4. вид движения электрического заряда в однородных магнитном и электрическом полях;

2.4.5. химический состав газа по его спектру;

2.4.6. продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

2.4.7. состав ядра по его заряду и массовому числу.

2.5. Описывать преобразование энергии при (проверка ответа в виде устного ответа или заданий с выбором, ответа):

2.5.1. свободном падении тел;

2.5.2. движении тел с учетом трения;

2.5.3. свободных колебаниях нитяного и пружинного маятников;

2.5.4. изменении агрегатного состояния вещества;

2.5.5. протекании электрического тока по проводнику;

2.5.6. свободных колебаниях в колебательном контуре;

2.5.7. поглощении и излучении электромагнитных волн;

2.5.8. работе тепловых двигателей;

2.5.9. работе электрогенератора, химических источников тока, солнечных батарей;

2.5.10. работе ядерных реакторов.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической), (проверка в форме устного ответа или заданий с выбором ответа).

3.1. Излагать суть содержания текста учебной книги по физике.

3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

3.3. Выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов, предусмотренных обязательным минимумом содержания курса физики.

3.4. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.

4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

4.1. Соотносить длительность года, месяца и суток, смену времен года с движением Земли и Луны.

4.2. Знать:

4.2.1. значение температуры тела здорового человека, точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении;

4.2.2. физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека;

4.2.3. опасность для здоровья человека источников тока и меры безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

4.2.4. опасность для здоровья человека инфракрасного, видимого лазерного, ультрафиолетового, СВЧ, рентгеновского излучений и методы защиты от них;

4.2.5. опасность для здоровья человека источников радиоактивных излучений и методы защиты от них;

4.2.6. экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных и гидроэлектростанций;

4.2.7. зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и коэффициента трения.

Изучение учебного материала по физике в классах общеобразовательного профиля рассчитано на проведение трех или четырех уроков физики в неделю.

При изучении физики на уровне "С" рекомендуется использовать комплект учебников Г.Я.Мякишева: "Физика. Механика", "Физика. Молекулярная физика. Термодинамика", "Физика. Электродинамика", "Физика. Колебания и волны", "Физика. Оптика" (изд-во "Дрофа"), а также учебники "Физика - 10, 11" для углубленного изучения под редакцией Пинского А.А. (изд-во "Просвещение").

В качестве задачника рекомендуется применять сборник задач по физике под редакцией Козела С.М. (изд-во "Просвещение").

Изучение учебного материала по физике в классах физико-математического профиля рассчитано на проведение не менее пяти уроков в неделю.

В помощь учителю, для эффективной организации учебного процесса, подготовлены методические материалы, опубликованные в сборнике "Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике" (изд-во "Дрофа", 2001 г.). При подготовке к итоговой аттестации выпускников и ее проведении рекомендуется использовать "Сборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы" и сборник "Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений" (изд-во "Дрофа", 2001 г.).


Руководитель Департамента
образовательных программ
и стандартов общего образования

М.Р.Леонтьева



Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 5 апреля 2001 г. N 338/13-13 "О преподавании физики в средних общеобразовательных учреждениях в 2001/02 учебном году"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", 2001 г., N 11, стр. 31, в библиотечке журнала "Вестник образования", 2001-2002 гг.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение