Письмо МЧС РФ от 4 ноября 2000 г. N 33-3499-18 "Организационные указания по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы"

Письмо МЧС РФ от 4 ноября 2000 г. N 33-3499-18
"Организационные указания по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы"


Анализ материалов, поступающих с мест, результаты проверок показывают, что задачи обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы в основном выполнены.

Это позволило повысить уровень подготовки должностных лиц гражданской обороны и РСЧС, активизировать обучение учащейся молодежи, наладить подготовку гражданских организаций гражданской обороны.

Более качественно и полно обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлялось в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Тульской, Ульяновской областях, г. Санкт-Петербурге.

Вместе с тем в ряде регионов продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения в организации и осуществлении обучения населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:

не полностью выполняется постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" в части подготовки руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Академии гражданской защиты МЧС России;

нерегулярно направляются должностные лица органов местного самоуправления и организаций на подготовку в учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

необоснованно сокращается количество практических занятий, в особенности требующих материальных затрат. Сроки проведения учений и тренировок часто переносятся, планы их проведения разрабатываются формально и с опозданием;

подготовка гражданских организаций гражданской обороны осуществляется без учета возможных условий их применения;

отсутствует должный учет переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, что приводит к занижению количества планируемых к обучению;

не выполняются планы комплектования из-за низкой исполнительской дисциплины и снижения ответственности руководителей организаций за подготовку подчиненных;

недостаточное внимание уделяется обучению населения, не занятого в сферах производства и обслуживания;

медленно обновляется и совершенствуется учебно-материальная база в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны, практически не совершенствуется учебно-материальная база организаций.

Указанные недостатки являются следствием продолжающегося недостаточного внимания руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

В целях улучшения качества подготовки должностных лиц и обучения других групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предлагаю:

1. Главной задачей на 2001 - 2005 годы по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций считать увеличение охвата и повышение эффективности обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, на основе совершенствования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

2. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в зависимости от степени участия в выполнении задач гражданской обороны и РСЧС, а следовательно и требований к уровню их знаний, умений и навыков организовать и осуществлять по следующим группам:

должностные лица гражданской обороны и РСЧС (начальники гражданской обороны, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и устойчивости, руководители эвакуационных органов, руководители служб гражданской обороны, начальники (руководители) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) и их заместители, руководители и заместители руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения гражданской обороны), начальники и заместители начальников учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны, начальники кафедр "Безопасность жизнедеятельности");

специалисты гражданской обороны и РСЧС (работники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и структурных подразделений гражданской обороны, преподаватели учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны, преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности");

работники организаций, входящие в состав гражданских организаций гражданской обороны (далее - формирования), руководители и личный состав формирований;

работники организаций, не входящие в состав формирований;

учащиеся и студенты общего и профессионального образования;

население, не занятое в сферах производства и обслуживания (далее - неработающее население).

3. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций организовать в рамках единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и осуществлять в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, по месту работы, учебы и жительства. Структура системы подготовки представлена в приложении 1*.

Обучение в зависимости от групп обучаемых, осуществлять путем привлечения на переподготовку и повышение квалификации, обучения на плановых занятиях, проводимых по соответствующим программам, самостоятельной подготовки, участия в учебно-методических сборах, тренировках и учениях, а также с использованием других форм обучения.

Перечень должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, работников организаций, подлежащих обучению в Академии гражданской защиты МЧС России, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны и периодичность повышения их квалификации представлена в приложении 2.

4. В целях организации и обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:

а) Начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям:

в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в организациях обеспечить дальнейшую реализацию положений федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об образовании", постановлений Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

совершенствовать систему обучения населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней рассмотреть вопросы совершенствования системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

до начала учебного года в системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций разработать основные организационные документы (организационные указания, приказы, планы);

установить сроки издания приказов начальниками гражданской обороны муниципальных образований и организаций о порядке обучения населения, оказать им методическую помощь и организовать контроль за качеством их разработки;

приказами определить порядок подготовки должностных лиц и работников центральных аппаратов и подведомственных организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

провести работу по уточнению программ обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров, предусмотрев в них обязательный минимум содержания подготовки по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

усилить контроль за ходом и качеством подготовки формирований в организациях, повышать их готовность к выполнению задач по предназначению;

принять меры по воссозданию и активизации деятельности учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплуатационных органах;

оказывать методическую и материально-финансовую помощь органам местного самоуправления и организациям в совершенствовании учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС, подготовке и проведении учений и тренировок;

обеспечить своевременное и полное выполнение планов комплектования учебных заведений, осуществляющих повышение квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС;

ежегодно проводить учебно-методические сборы с должностными лицами гражданской обороны и РСЧС, руководителями органов местного самоуправления и организаций, на которых подводить итоги за прошедший год и ставить задачи на следующий учебный год;

тематику комплексных, командно-штабных и тактико-специальных учений, сроки проведения региональных и территориальных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель" определить в соответствующих организационных указаниях с учетом местных условий (тематику объектовых тренировок определить руководителям организаций);

рассмотреть пути и определить конкретные мероприятия по поддержанию и дальнейшему совершенствованию учебно-материальной базы для подготовки всех групп населения, ежегодному приобретению и обновлению учебной литературы и учебных пособий (видео, аудио, печатных) по тематике гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

б) Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

на ежегодных сборах с начальниками органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации анализировать организацию и качество подготовки населения региона в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и ставить задачи по их совершенствованию;

усилить контроль за организацией и ходом обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, выполнением планов комплектования слушателями в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, оказывать необходимую помощь органам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учебно-методическим центрам по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсам гражданской обороны и организациям в проведении учебных мероприятий;

продолжить организационную работу по созданию и оснащению учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в автономных округах Российской Федерации и развертыванию в них учебного процесса;

разработать механизм формирования и приступить к созданию в регионах сети опорных учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны, учебно-консультационных пунктов, а совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации - сети опорных образовательных учреждений по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" и курсу "Основы безопасности жизнедеятельности";

в 2001-2002 гг. создать базовые учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям для подготовки спасателей, переподготовки и повышения квалификации преподавателей-организаторов "Основ безопасности жизнедеятельности";

ежегодно проводить смотр-конкурс на лучший учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в регионе;

обеспечить выполнение планов проведения командно-штабных и тактико-специальных учений с целью отработки вопросов гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

совместно с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления рассмотреть вопросы развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС;

совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и местными организациями детско-юношеского туризма ежегодно проводить региональные соревнования "Школа безопасности", а с учащимися кадетских корпусов, школ, классов "Юный спасатель" - полевые лагеря - "Юный спасатель".

в) Начальнику Академии гражданской защиты МЧС России:

совершенствовать переподготовку и повышение квалификации должностных лиц и специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

комплектование слушателями учебных групп факультета переподготовки и повышения квалификации осуществлять в соответствии с Расчетом комплектования слушателями по программам переподготовки и повышения квалификации и Планом переподготовки и повышения квалификации руководящего состава и специалистов РСЧС в Академии гражданской защиты МЧС России на очередной учебный год;

при обучении слушателей особое внимание обращать на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей при выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;

принять необходимые меры по совершенствованию учебно-материальной базы и созданию нормальных бытовых условий для слушателей.

г) Начальникам (руководителям) органов, специально уполномоченных решать задачи по гражданской обороне, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также организациями и общественными объединениями обеспечить функционирование и развитие системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

пропагандистскую работу направить на убедительное и аргументированное разъяснение социально-экономической значимости мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, их целей, задач, роли в общей системе политических, экологических, правовых, военных и иных мер, используя в этих целях средства массовой информации, возможности местной печати, радио и телевидения, многотиражных газет организаций;

пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций вести в тесной связи с обучением населения, предусматривая разработку и распространение информационно-справочных учебных печатных пособий (брошюр, листовок, плакатов);

активно использовать такие формы работы, как беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов, диспуты и викторины, встречи с ветеранами гражданской обороны и участниками ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;

организовать тематические показы фильмов в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, в организациях, в учебно-консультационных пунктах, по местному телевидению;

осуществлять контроль и практическую помощь по обязательному включению, в установленном порядке, в основную образовательную программу вузов дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"**;

организовать и провести учебно-методические сборы с ректорами вузов, заведующими и профессорско-преподавательским составом кафедр "Безопасность жизнедеятельности", в ходе которых обсудить вопросы повышения качества обучения студентов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации ежегодно разрабатывать планы совместных мероприятий по дальнейшему развитию и изучению учащимися основ безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; организовать ежегодные целевые проверки образовательных учреждений, принять участие в разработке методических рекомендаций по оснащению кабинетов, классов, лабораторий по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, оказывая всестороннюю помощь в их создании и оснащении;

принять активное участие в обсуждении проекта Базисного учебного плана для 12-летней школы по вопросу изучения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";

организовать в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны в каникулярное время на двухдневных сборах повышение квалификации преподавателей начальных классов и преподавателей-организаторов "Основ безопасности жизнедеятельности";

продолжать практику привлечения преподавателей учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны для проведения занятий в образовательных учреждениях по наиболее сложным темам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

усилить контроль за планированием, комплектованием и ходом обучения всех групп населения, организовать учет подготовки по всем категориям;

реализовать планы развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС;

обеспечить в учебном процессе эффективное использование всего имеющегося комплекса учебно-материальной базы, в том числе и созданной с долевым участием организаций;

по согласованию с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий использовать существующие полигоны и учебные городки воинских частей войск гражданской обороны для обучения специализированных формирований постоянной готовности и отработки вопросов взаимодействия с силами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

активизировать работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию при жилищно-эксплуатационных органах учебно-консультационных пунктов для обучения неработающего населения и их оснащению;

организовать разработку компьютерных учебных и информационных программ, деловых игр, учебных тренажеров для проведения практических занятий по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

предусмотреть разработку необходимой литературы и пособий для обучения всех групп населения, а также их издание в необходимых объемах и номенклатуре, в том числе и на языках народов Российской Федерации;

ежегодно проводить смотры на лучшие курсы гражданской обороны, лучшую учебно-материальную базу организации и лучший учебно-консультационный пункт;

усилить контроль и помощь организациям в подготовке и проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей личный состав учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны, а также работников гражданской обороны отраслевых органов; ежегодно обобщать и распространять положительный опыт организации и проведения комплексных учений и тренировок в организациях;

ежегодно в рамках "Дня города" организовывать и проводить "Дни (месячники) гражданской защиты" как смотра готовности гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

5. При организации обучения различных групп населения руководствоваться следующим:

а) подготовку должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС осуществлять путем:

переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны;

участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных мероприятиях;

самостоятельной подготовки.

Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении нормативных правовых и планирующих документов, совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, предупреждении чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны и РСЧС, организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Первичную подготовку руководителей и специалистов структурных подразделений гражданской обороны, созданных (назначенных) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", осуществить в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны в течение 2001 года.

б) Подготовку работников организаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны, осуществлять путем:

повышения квалификации руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и на курсах гражданской обороны;

проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по программам подготовки формирований;

участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.

При подготовке руководителей формирований особое внимание обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к их применению.

Добиться освоения личным составом формирований наиболее эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований, при выполнении задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

При проведении практических занятий и учений обратить внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава формирований и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для данной организации.

Начальникам ГО разрешается вносить в программы (раздел специальной подготовки) уточнения и дополнения с учетом специфики решаемых задач без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.

в) Обучение работников организаций, не входящих в состав формирований, осуществлять путем:

проведения занятий по месту работы;

участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для проведения занятий в структурных подразделениях организаций и учебных заведениях создавать учебные группы.

К проведению занятий привлекать должностных лиц, инженерно-технических работников организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также других подготовленных лиц.

С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников гражданской обороны организаций, перед началом нового учебного года проводить одно-двухдневные сборы на базе учебно-методических центров по гражданской обороне, курсов гражданской обороны, в ходе которых отрабатывать методику проведения занятий и тренировок по тематике обучения.

При обучении шире использовать технические средства, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, применяемых при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Начальникам гражданской обороны организаций постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за подготовкой к занятиям и их проведением.

г) Обучение неработающего населения осуществлять по месту жительства путем:

проведения занятий в учебно-консультационных пунктах по программе, утвержденной МЧС России;

посещения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и другие), проводимых по планам должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;

чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

участия, в установленном порядке, в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Основное внимание при обучении этой группы населения обращать на морально-психологическую подготовку и умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.

Подготовку организаторов (консультантов) учебно-консультационных пунктов осуществлять на курсах гражданской обороны.

Практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по сигналам оповещения.

д) Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия, в установленном порядке, в проведении "Дней защиты детей", в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

На всех уровнях планировать и проводить полевые лагеря "Юный спасатель" и соревнования "Школа безопасности".

При подготовке этой группы обучаемых основное внимание обратить на формирование у учащихся и студентов чувства личной безопасности, привитие навыков безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.

Перечень учебных программ представлен в приложении 3.

е) В целях практической подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций планировать и проводить:

командно-штабные учения продолжительностью до трех суток:

в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - один раз в два года;

в органах местного самоуправления - один раз в три года.

Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях - ежегодно продолжительностью до одних суток.

Основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок считать выработку у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводить:

с формированиями повышенной готовности - один раз в год;

с остальными формированиями - один раз в три года.

Комплексные учения продолжительностью до двух суток, с периодичностью один раз в три года проводить:

в органах местного самоуправления;

в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.

На объектах с численностью работающих 5 тыс. и более комплексные учения проводить по производствам, цехам, группам цехов.

Комплексные учения с органами управления сельских администраций проводить один раз в три года в ходе командно-штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.

В других организациях один раз в три года проводить объектовые тренировки продолжительностью до восьми часов.

Тренировки с учащимися образовательных учреждений проводить ежегодно.

Одной из важнейших задач, при проведении комплексных учений и тренировок, считать отработку действий по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводить командно-штабные учения.

6. Итоговые доклады о состоянии подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представлять в соответствии с "Табелем срочных донесений МЧС России", введенным в действие приказом МЧС России от 25.07.96 N 427. Копии организационных указаний руководителей органов исполнительной власти (начальников гражданской обороны) субъектов Российской Федерации по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представить через Отдел обучения населения, подготовки руководящего состава и гражданских организаций гражданской обороны МСЧ России к 10 декабря 2000 г.


Министр

Л.К. Шойгу


-------------------------------------------------------------------------

** Письмо первого заместителя Минобразования России от 04.09.2000 N 3855-40/ 38-02 "Об изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в вузах".



Письмо МЧС РФ от 4 ноября 2000 г. N 33-3499-18 "Организационные указания по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования" без приложений 1, 2, 3., 2001 г., N 11, стр. 64


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.