Распоряжение Минюста РФ от 9 апреля 2001 г. N 79 "О совершенствовании работы с обращениями граждан в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации"

Распоряжение Минюста РФ от 9 апреля 2001 г. N 79
"О совершенствовании работы с обращениями граждан в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации"


В центральном аппарате Минюста России проанализирована работа с обоснованными жалобами и предложениями граждан.

Отмечено, что в целом указанная деятельность организована в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями) и нормативными документами по делопроизводству.

Граждане России обращаются устно и письменно в центральный аппарат Минюста России, его территориальные органы в основном по вопросам, связанным с деятельностью по исполнению наказаний, с неисполнением или ненадлежащим исполнением судебных постановлений, судебных решений по алиментным делам, с жалобами на неправомерные действия судебных приставов, с просьбами о разъяснении действующего законодательства.

Особое внимание в центральном аппарате Минюста России и его территориальных органах уделяется письмом граждан, поступившим из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, запросам депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Вместе с тем проведенный анализ работы с письмами граждан свидетельствует о тенденции уменьшения объема этого вида корреспонденции, снижении качества ее обработки, участившихся случаях нарушения сроков рассмотрения.

Имеют также место случаи бюрократизма и нарушения сроков рассмотрения работниками центрального аппарата Минюста России обоснованных жалоб и предложений, в том числе полученных через Администрацию Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан предлагаю:

1. Департаменту делопроизводства (Летунов А.И.) направить в структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы Минюста России прилагаемую справку Департамента делопроизводства "О характере и работе с обращениями граждан в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации за 2000 год".

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Минюста России:

- ознакомить работников центрального аппарата с указанной справкой;

- принять меры по приведению работы с обращениями граждан в соответствие с действующими нормативными требованиями, обратив особое внимание исполнителей на соблюдение сроков и результативность рассмотрения обращений;

- лично контролировать соблюдение сроков и качество ответов на запросы депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, письма граждан, полученные через Администрацию Президента и Аппарат Правительства Российской Федерации.

3. Департаменту делопроизводства (Летунов А.И.) каждое полугодие практиковать подготовку аналитических записок о состоянии работы с обоснованными жалобами и предложениями граждан и представлять их курирующему заместителю Министра.

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на Департамент делопроизводства (Летунов А.И.).


Первый заместитель Министра

А. Карлин


Приложение

к распоряжению Минюста РФ

от 9 апреля 2001 г. N 79


Справка
о характере и работе с обращениями граждан в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации за 2000 г.


В 2000 году в Министерство юстиции Российской Федерации поступило 35 152 письменных обращения, что на 12,3% меньше, чем в 1999 г. (39 625). Из них 2580 обращений из 69 регионов России принято от граждан на личном приеме.

Наибольшее количество обращений поступило из Москвы, Московской, Ростовской, Свердловской областей, Краснодарского, Хабаровского и Красноярского краев.

Обращения, относящиеся к компетенции Минюста России, касались вопросов:


 - деятельности ГУИН                                  11 627      (37,4%)
 - неисполнения   или    ненадлежащего   исполнения     9353        (30%)
   судебных постановлений
 - неисполнения   или    ненадлежащего   исполнения     4406      (14,2%)
   судебных решений по алиментным делам
 - о разъяснении действующего законодательства          2271       (7,3%)
 - о иных неправильных действиях судебных приставов      597       (1,9%)
 - о регистрации актов гражданского состояния            302         (1%)
 - о нарушении законности работниками юстиции            173       (0,6%)
 - о регистрации ведомственных нормативных актов         192       (0,6%)
 - о  регистрации   общественных   и   религиозных       181       (0,6%)
   объединений
 - об    отказе   нотариальных  контор  в  совершении    108       (0,4%)
   нотариальных действий и их неправильном совершении
 - предложений         по         совершенствованию      102       (0,3%)
   законодательства
 - о  действиях   сотрудников   нотариата,   ЗАГСа,       78       (0,3%)
   адвокатуры по оказанию юридической помощи
 - о   трудоустройстве,  переводе  и   неправильном       53       (0,2%)
   увольнении работников юстиции
 - об     изменении,      исправлении,    дополнении,     43       (0,2%)
   аннулировании и восстановлении актов  гражданского
   состояния
 - о   злоупотреблении   служебным     положением и       18      (0,06%)
   недостойном поведении работников юстиции
 - других вопросов                                      1474         (5%)

Среди структурных подразделений количество обращений, поступивших в Министерство юстиции Российской Федерации, распределилось следующим образом:


Департаменты (управления, отделы)


 - Судебных приставов                                16 926       (48,0%)
 - ГУИН                                              11 627       (33,1%)
 - Делопроизводства                                    4174         (12%)
 - По вопросам правовой помощи                         1073        (3,1%)
 - Регистрации  и   контроля   за   ведомственными      254        (0,7%)
   нормативными актами
 - Государственной службы и кадров                      194        (0,6%)
 - Государственной регистрации прав  на  недвижимое     189        (0,5%)
   имущество и сделок с ним
 - По делам общественных и религиозных объединений      181        (0,5%)
 - Законодательства о государственной  безопасности     106        (0,3%)
   и правоохранительной деятельности
 - Экспертных учреждений                                103        (0,3%)
 - Правовой информатизации                               52        (0,2%)
 - Законодательства субъектов Российской Федерации       50       (0,14%)
 - Социального законодательства                          46       (0,13%)
 - Гражданского законодательства                         38        (0,1%)
 - Конституционного законодательства                     36        (0,1%)
 - Внешних связей                                        26        (0,1%)
 - Собственной безопасности                              24       (0,07%)
 - Финансово-экономический                               16       (0,05%)
 - Экономического законодательства                       16       (0,05%)
 - Контрольно-ревизионный                                12       (0,03%)
 - Материально-технического обеспечения                   6       (0,02%)
 - Центр общественных связей                              3       (0,01%)

Снижение количества поступивших в Министерство обращений произошло в основном за счет заявлений и жалоб, касающихся деятельности Департамента судебных приставов (- 2720), Департамента по делам общественных и религиозных объединений (- 358), Департамента по вопросам правовой помощи (- 180), а также обращений, не имеющих отношения к компетенции Министерства (- 2199), рассмотренных Департаментом делопроизводства.

Подразделениями центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации рассмотрено 21 123 и разрешено по существу 12 785 предложений, заявлений и жалоб. Из числа разрешенных 3118 удовлетворены как обоснованные, отклонены 2011 и даны разъяснения по 7556 обращениям.

Несмотря на общее снижение количества поступивших заявлений и жалоб, число обоснованных обращений, по сравнению с 1999 г., увеличилось в целом на 669, или 27,3%. Удельный вес Департамента судебных приставов в этом объеме больше чем у остальных и составил почти 40%.

Исключение составили Департамент по вопросам правовой помощи, Департамент по делам общественных и религиозных объединений, Департамент государственной службы и кадров, Отдел экспертных учреждений, в которых число обоснованных жалоб снизилось.

За анализируемый период произошло увеличение числа заявлений и жалоб, рассмотренных и разрешенных с нарушением установленных законом сроков. Так, если в 1999 г. с нарушением рассмотрено всего 705 обращений, то за отчетный период этот показатель возрос в 9 раз. Число разрешенных жалоб с нарушенным сроком возросло с 337 до 960, т.е. почти в 3 раза. Нарушение сроков в основном допущено Департаментом судебных приставов (99%).

За отчетный период отделом писем и приема граждан Департамента делопроизводства проконтролировано 1085 обращений "особого контроля", поступивших из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, от депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других учреждений. Наибольшее количество таких писем поступило от депутатов (570), из Администрации Президента Российской Федерации (190). Основная часть обращений "особого контроля" разрешена Департаментом судебных приставов (647) и Главным управлением исполнения наказаний (359).

Из вышеуказанной категории срок нарушен по 12 обращениям и по 21 продлен руководством Министерства. Сроки рассмотрения обращений "особого контроля" нарушены Департаментом судебных приставов - 5, Департаментом гражданского законодательства - 3, и по 1 нарушили Департамент экономического законодательства, Департамент социального законодательства, Отдел экспертных учреждений, Управление законодательства субъектов Российской Федерации.

Несмотря на некоторое снижение повторных жалоб с 8912 до 8587, их число является значительным и от разрешенных составляет 67,5%. Только в Департаменте судебных приставов повторные жалобы составили 4299 от 5940 разрешенных, в Главном управлении исполнения наказаний 2350 от 6040 разрешенных и в Департаменте по вопросам правовой помощи 204 от 494.


Организация личного приема граждан


В Министерство обратилось на личный прием 7101 человек, в том числе в приемную Главного управления исполнения наказаний (Б.Бронная, 23) - 4456, в Департамент судебных приставов (ул. Кржижановского, 7/1) - 419, в приемную отдела писем и приема граждан Департамента делопроизводства (ул. Воронцово поле, 4) - 2218. Письменных заявлений и жалоб с личного приема принято 2580. Почти 80% обращений с приема касались вопросов работы региональных подразделений судебных приставов и учреждений исполнения наказаний. Руководителями Министерства, департаментов, управлений и отделов (самостоятельных) в соответствии с составляемыми графиками принято 2610 посетителей.


Организация информационно-аналитической работы


В структурных подразделениях Министерства в соответствии с их компетенцией, по мере необходимости, проводится аналитическая работа и по ее результатам принимаются соответствующие меры.

Так, Департаментом судебных приставов регулярно направляются в региональные службы письма о состоянии работы с жалобами. Подготовлен обзор по материалам жалоб и заявлений на действия судей и Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Направлен на места для практического использования обзор ошибочных действий судебных приставов-исполнителей.

Департаментом государственной регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами в связи с увеличением жалоб на незаконные акты подготовлен проект указа Президента Российской Федерации о введении государственной регистрации нормативных правовых актов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.

Департаментом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основе обращений граждан подготовлено и направлено во все учреждения юстиции письмо N 3347-ЭР от 5 мая 2000 г. о недопустимости создания преимущественных условий для отдельных коммерческих организаций и лиц при регистрации прав. Информация из писем используется при формировании графиков проверок деятельности учреждений юстиции по регистрации прав.

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан руководителям пяти лабораторий судебной экспертизы направлялись письма с предложениями об устранении имеющихся просчетов в работе; начальник Омской ЛСЭ Серов В.И. за упущения при рассмотрении заявлений заслушан на оперативном совещании в Отделе экспертных учреждений Министерства. Проверена организация работы с жалобами в Московской лаборатории судебной экспертизы, осуществлен выезд для проверки коллективного письма сотрудников Владимирской ЛСЭ, начальник этой лаборатории Щукин С.В. освобожден от занимаемой должности.

В связи со значительным количеством обращений граждан на действия адвокатов и нотариусов проводилась работа, связанная с доработкой и обсуждением законопроектов "Об адвокатуре в Российской Федерации", "О нотариате в Российской Федерации". Доработаны и направлены на места Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами России.

Завершена совместная работа Департамента делопроизводства, Организационно-контрольного управления и Департамента правовой информатизации по подготовке единой формы "Сведения о работе с жалобами, заявлениями, предложениями и проведенных проверках в системе Минюста России" в рамках мероприятий по введению Единой статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации. Такие сведения будут представляться Федеральными управлениями Министерства юстиции Российской Федерации, территориальными органами юстиции и структурными подразделениями Минюста России, что позволит контролировать состояние работы с обращениями граждан в целом в системе Минюста России, своевременно выявлять негативные тенденции в этой работе и оперативно принимать адекватные меры.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан из структурных подразделений вносятся предложения по изменению и дополнению действующей Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации.



Распоряжение Минюста РФ от 9 апреля 2001 г. N 79 "О совершенствовании работы с обращениями граждан в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации"


Текст документа опубликован в журнале "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации", 2001 г., N 5, стр. 7


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.