Решение коллегии Минобразования РФ от 10 апреля 2001 г. N 8/1 "О состоянии и развитии негосударственных вузов"

Решение коллегии Минобразования РФ от 10 апреля 2001 г. N 8/1
"О состоянии и развитии негосударственных вузов"

ГАРАНТ:

Во исполнение настоящего решения издан приказ Минобразования РФ от 26 апреля 2001 г. N 1868


Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления лицензирования, аккредитации и аттестации В.И.Кружалина, коллегия отмечает следующее.

Вопросы о состоянии и развитии негосударственного сектора высшего образования постоянно находятся в поле зрения Минобразования России, научной и академической общественности. Коллегия Минобразования России, рассмотревшая в апреле 1999 года вопрос "О проблемах развития негосударственного сектора высшего образования России", в своем решении отметила, что "к настоящему времени сложился и состоялся негосударственный сектор высшего образования в едином образовательном пространстве Российской Федерации" (решение коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12.04.99 N 8/2).

На протяжении последних двух лет продолжался процесс расширения негосударственного сектора высшего образования. Ежегодно лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования получали около 40 вновь организованных негосударственных образовательных учреждений. К началу 2001 года их количество составило 410 (334 - в 1998 году). В настоящее время доля негосударственных вузов в общем числе вузов России составляет около 43%, а число аккредитованных негосударственных вузов возросло почти в два раза и составило 205.

Контингент обучающихся в негосударственных вузах за последние два года возрос на 30% и составил 345 тыс.человек, т.е. 9% от общего контингента студентов вузов Российской федерации (7% - в 1999 году). В 2001 году число абитуриентов, принятых в негосударственные высшие учебные заведения, возросло на 20% и составило около 70 тыс. человек.

В деятельности негосударственных высших учебных заведений за последние два года произошли качественные изменения.

Началось реальное укрепление системы негосударственного образования. К началу 2001 года 42 (25%) аккредитованных негосударственных вуза получили лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского образования (12 - в 1999 году), в 91 (45%) аккредитованном вузе реализуются программы дополнительного профессионального образования. В 25 аккредитованных негосударственных высших учебных заведениях открыты диссертационные советы, а в 33 - аккредитованы ученые советы.

Возросло число вузов, реализующих более пяти направлений и специальностей подготовки, в настоящее время оно составляет четвертую часть всех негосударственных вузов. Наряду с подготовкой специалистов в области права и экономики осуществляется обучение по специальностям и направлениям лингвистики и филологии, социальной работы, социально-культурного сервиса и туризма, информационных технологий, экологии и охраны окружающей среды.

В 1999 - 2000 годах двум негосударственным вузам, организованным после 1992 года, установлен государственный аккредитационный статус по виду "университет", а пяти - по виду "академия".

Укрепляется взаимодействие государственного и негосударственного секторов высшего образования. В состав Российского союза ректоров в настоящее время входят 39 ректоров аккредитованных негосударственных вузов. Во время работы VI съезда Российского союза ректоров 150 ректоров негосударственных вузов поддержали план Правительства Российской Федерации по совершенствованию и модернизации образования.

Вместе с тем основной проблемой развития негосударственного сектора высшего образования является проблема обеспечения качества подготовки специалистов.

Контроль качества высшего образования проводится в настоящее время на макроуровне - при помощи процедур аттестации и государственной аккредитации. В условиях резко возросшей автономии вузов особую актуальность приобретают создание внутривузовских систем контроля качества и оценка их эффективности, регулярное самообследование высшего учебного заведения.

Большинство преподавателей в негосударственных вузах ведут образовательную деятельность на условиях почасовой оплаты и совместительства. Количество негосударственных вузов, доля штатных преподавателей в которых превышает 30%, составляет лишь 18% из общего числа. Есть случаи, когда в негосударственных вузах отсутствуют полноценные кафедры, к преподаванию привлекаются лица, образование которых не соответствует преподаваемым дисциплинам. Около 25% руководителей филиалов не имеют ученой степени и звания, а иногда и опыта работы в высшем учебном заведении. Руководители негосударственных высших учебных заведений и филиалов не всегда в достаточной степени информированы о работе учебно-методических объединений по направлениям (специальностям) подготовки, нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность. Увеличение контингента обучающихся не всегда сопровождается совершенствованием лабораторной базы, ростом библиотечного фонда и иных информационных ресурсов.

Особую тревогу вызывает увеличение количества филиалов негосударственных вузов, которое по сравнению с 1998 годом возросло в четыре раза и составило в 2000 году 360. Наряду с аккредитованными негосударственными вузами филиалы (в том числе зарубежные) открываются вузами, не подтвердившими качество образования на государственном уровне.

Имеются случаи ведения образовательной деятельности представительствами вузов и не имеющими лицензий филиалами.

В аккредитованных негосударственных высших учебных заведениях существует практика перевода студентов, обучавшихся по неаккредитованным программам вуза или филиала, на аккредитованные программы для завершения обучения (защиты итоговой квалификационной работы) и выдачи им диплома об образовании государственного образца.

Некоторые негосударственные высшие учебные заведения ведут профильную подготовку школьников старших классов с тем, чтобы после окончания школы зачислить их на второй или даже третий курс вуза. При этом уровень подготовки по дисциплинам средней школы приравнивается к уровню высшего образования.

Не все негосударственные вузы и филиалы, имеющие правовые основания для прохождения аттестации и государственной аккредитации, своевременно проходят данные процедуры.

Ряд негосударственных вузов, привлекая абитуриентов заниженной оплатой за обучение, не имеет финансовых возможностей для качественного соблюдения государственного образовательного стандарта, социальной защиты обучающихся, а также создания и развития собственной материально-технической и учебно-лабораторной базы.

Анализ состояния негосударственного сектора высшего образования свидетельствует о необходимости усиления контроля за соблюдением негосударственными высшими учебными заведениями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минобразования России, обеспечением качества подготовки специалистов.

Коллегия решила:

1. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (В.И.Кружалину):

1.1. Совместно с Управлением экономики (Ю.В.Шленовым) в срок до 01.06.2001 представить для утверждения расчет примерной стоимости реализации профессиональной образовательной программы для использования при лицензировании профессиональных образовательных программ высшего учебного заведения и филиала, а также при государственной аккредитации высшего учебного заведения.

ГАРАНТ:

О введении показателя экономической устойчивости образовательного учреждения при его лицензировании и аккредитации cм. письмо Минобразования РФ от 9 ноября 2001 г. N 24-51-99ин/10


1.2. Организовать работу по взаимодействию с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации по проверке соблюдения лицензионных и других нормативно-правовых требований в высших учебных заведениях и филиалах, расположенных на их территории.

1.3. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой) в срок до 01.07.2001 проработать вопрос о возможности внесения изменений в действующее законодательство в части лицензирования филиалов (в том числе зарубежных) вузов.

2. Управлению делами (В.А.Павлюкову) осуществлять рассылку информационных материалов и распорядительных документов в Ассоциацию негосударственных высших учебных заведений России.

3. Рекомендовать руководителям государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации привлекать к проверке соблюдения лицензионных и других нормативных требований в высших учебных заведениях и филиалах, расположенных на их территории, представителей региональных советов ректоров и ассоциаций негосударственных высших учебных заведений.

4. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу) в срок до 01.07.2001 подготовить письмо, разъясняющее п.9 Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения в другое, утвержденный приказом Минобразования России от 24.02.98 N 501 (зарегистрирован Минюстом России 08.04.98 N 1506).

5. Рекомендовать учредителям негосударственных высших учебных заведений утверждать на должности ректора, проректоров по учебной и научной работе и руководителя филиала лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к данной должности. При этом дополнительные требования в части наличия у лиц, занимающих соответствующие должности, ученой степени или ученого звания оговаривать в уставных документах вуза.

Учитывать данные сведения при государственной аккредитации.

6. Рекомендовать председателям учебно-методических объединений по направлениям подготовки (специальностям) привлекать к участию в работе представителей негосударственных высших учебных заведений.

7. Рекомендовать управлениям Минобразования России при формировании рабочих комиссий по приоритетным направлениям Федеральной программы развития образования включать в их состав представителей аккредитованных негосударственных высших учебных заведений.

8. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (В.И.Кружалину) подготовить в двухнедельный срок приказ по реализации решения коллегии.


Первый заместитель
министра

В.М.Жураковский



Решение коллегии Минобразования РФ от 10 апреля 2001 г. N 8/1 "О состоянии и развитии негосударственных вузов"


Текст решения опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2001, N 13, стр. 83



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение