Письмо МВД РФ от 27 февраля 2001 г. N 1/3879 О состоянии детского дорожно-транспортного травматизма за 2000 г.

Письмо МВД РФ от 27 февраля 2001 г. N 1/3879


На протяжении последних пяти лет уровень детского дорожно-транспортного травматизма в стране ежегодно снижается. Вместе с тем число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков в возрасте до 16 лет продолжает оставаться недопустимо высоким, что свидетельствует о низкой эффективности мер, направленных на предупреждение этого вида аварийности.

Деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна основываться на результатах комплексного анализа аварийности, позволяющего вскрыть причины и условия, способствующие совершению ДТП с детьми. Такой анализ должен служить основой для определения первоочередных направлений профилактической деятельности.

Направляя "Обзор о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма за 2000 год" предлагаю:

1. Организовать изучение настоящего Обзора заинтересованными службами органов внутренних дел.

2. Считать профилактику детского дорожно-транспортного травматизма одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

3. Проанализировать состояние детского дорожно-транспортного травматизма в субъекте Российской Федерации.

4. Обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации принимаемых мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, привитию юным участникам дорожного движения устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

5. Шире практиковать проведение совместных с органами управления транспортом при главах администраций и органами внутренних дел выступлений, направленных на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

6. На основе анализа очагов аварийности с участием детей подготовить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о включении в региональные программы повышения безопасности дорожного движения целенаправленных комплексных мероприятий по обустройству улично-дорожной сети необходимыми техническими средствами организации дорожного движения, созданию безопасных условий для наименее защищенных участников дорожного движения.

7. Обеспечить постоянную работу по пропаганде безопасности дорожного движения во всех подразделениях органов внутренних дел с привлечением к данной деятельности наиболее подготовленных и грамотных сотрудников.


Заместитель министра
генерал-полковник милиции

И.И. Голубев


Обзор
о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма
в 2000 г.


В истекшем году в Российской Федерации удалось сохранить тенденцию снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Вместе с тем количество ДТП и число пострадавших в них детей и подростков в возрасте до 16 лет продолжают оставаться высокими. Каждое седьмое происшествие (13,6%) происходит с участием молодых граждан, в них погибает около 5,4% от всех погибших и получают ранения 12,1% от всех раненых в автоавариях людей. По сравнению с 1999 годом эти показатели уменьшились соответственно на 3,5; 5,4 и 3,2%.

Следует отметить, что ряд подразделений ГИБДД на местах ослабил внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Рост всех трех основных показателей аварийности с участием детей и подростков в 2000 году зарегистрирован в республиках: Ингушетия (+100,0%; +62,5%; +133,3%), Марий Эл(+10,0%; +66,7%; +8,3%), Мордовия (+15,0%; +14,3%; +8,1%); Амурской (+9,4%; +160,0%; +7,9%), Астраханской (+9,8%; +33,3%; +12,8%), Волгоградской (+3,7%; +30,0%; +2,7%), Калининградской (+8,7%; +100,0%; +1,8%), Калужской (+48,5%; +100%; +57,1%), Липецкой (+10,5%; +66,7%; +7,9%), Орловской (+17,7%; +100,0%; +19,6%), Оренбургской (+7,5%; +39,1%; +5,7%) и Ростовской (+4,1%; +5,4%; +5,8%) областях.

Свыше половины всех пострадавших в ДТП детей составляют учащиеся общеобразовательных заведений в возрасте 7 - 14 лет. Так, в прошедшем году число погибших этой категории составило 51%, число раненых 60%. Также значительна доля пострадавших детей в возрасте 14 - 16 лет (соответственно 22 и 21%). Наметилась тенденция снижения числа погибших и раненых детей возраста до 7 лет, в то же время ДТП с детьми дошкольного возраста характеризуются наиболее тяжелыми последствиями - 10,3%.

Наиболее тяжелыми последствиями характеризовались происшествия с детьми возраста до 5 лет. При небольшой доле (14,8%) количества ДТП с их участием число погибших детей этого возраста составило более чем пятую часть (21,1%) от общей численности погибших детей-пассажиров.

Особенно актуальна проблема детского дорожно-транспортного травматизма для городов и населенных пунктов, на территории которых произошло более 80% всех ДТП с участием детей и подростков, в них погибло и ранено соответственно 61 и 80% от числа всех погибших и раненых детей. Для происшествий в сельской местности характерна более высокая тяжесть последствий.

Более половины от общего количества участников аварий и автокатастроф среди детей и подростков составили пешеходы (58,8%), значительно меньше велосипедисты - 13,0%, пассажиры легковых автомобилей - 9,4% и пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев - 0,5%.

Статистика показывает, что в гибели и травмах детей-пассажиров основная вина лежит на взрослых, которые не обеспечили безопасность их перевозок. Около трети всех пострадавших в ДТП составляют дети-пассажиры транспортных средств (34,3% погибших и 26,4% раненых); в т.ч. пассажиры легковых автомобилей (соответственно 23,2 и 19,6%) и автобусов (1,2 и 2,3%).

В то же время наиболее тяжелые последствия имеют сравнительно немногочисленные происшествия с пострадавшими детьми-пассажирами и велосипедистами. Тяжесть последствий ДТП с пострадавшими пешеходами составляет 6,0; велосипедистами - 8,0; пассажирами - 8,5.

В последние годы сложилась тенденция увеличения количества ДТП с участием пассажиров транспортных средств и числа пострадавших в них при снижении показателей травматизма с участием пешеходов.

Детский дорожно-транспортный травматизм в России имеет ярко выраженный сезонный характер. Основная часть происшествий и наибольшее число погибших и раненых зарегистрировано с мая по сентябрь. Так, в июне 13,5% погибло и 11,2% получили ранения от всех пострадавших детей; в июле соответственно - 14,8 и 12,6%; в августе - 14,8 и 12,3%.

Почти две пятых всех происшествий 43,4% произошло в конце недели - в период с пятницы до воскресенья.

Одним из основных факторов, определяющих уровень и тенденции детского дорожно-транспортного травматизма в России, является резкий рост уровня автомобилизации. Количество автомобилей на 1000 человек населения приблизилось к 200. Значительно возросла интенсивность движения. Вместе с тем повсеместно идет сокращение игрового пространства для детей во дворах за счет строительства торговых точек, гаражей, автостоянок.

В подавляющем большинстве российских населенных пунктов не сформирована культура взаимоотношений участников дорожного движения. У большинства детей отсутствует динамический стереотип безопасного поведения. Водители пренебрегают правилами перевозки детей.

Многие управления (отделы) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации ослабили внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, не выполняют надлежащим образом контрольно-надзорные функции, определенные Положением о ГИБДД МВД Российской Федерации, в этой сфере не проявляют должной требовательности к предприятиям, организациям, осуществляющим свою деятельность в области профилактики аварийности и снижения тяжести последствий ДТП среди детей и подростков. В первую очередь это относится к органам управления образованием.

Как показывает практика, прямое влияние на аварийность с участием детей и подростков оказывает качество обучения детей в общеобразовательных учреждениях по программе ОБЖ. В то же время в 5,3% учебных заведений занятия по курсу ОБЖ в 1999/2000 учебном году не проводились; в 10,7% - количество часов на изучение курса не соответствовало утвержденным Министерством образования России программам; 11,3% школ вообще не практикуют обучение детей старших классов (5 - 8 классы) по курсу; свыше 33,5% учебных заведений не имеют необходимой материально-технической базы и учебных заведений.



Письмо МВД РФ от 27 февраля 2001 г. N 1/3879


Текст письма опубликован в "Вестнике образования", август 2001 г. N 15


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение