Постановление Госстандарта РФ от 8 июня 2001 г. N 52 "О введении в действие Порядка работы экспертных групп для обоснованного сокращения перечней и номенклатуры продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р"

Постановление Госстандарта РФ от 8 июня 2001 г. N 52
"О введении в действие Порядка работы экспертных групп для обоснованного сокращения перечней и номенклатуры продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р"


Госстандарт России постановляет:

1. Утвердить Порядок работы экспертных групп для обоснованного сокращения перечней и номенклатуры продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на статс-секретаря - заместителя Председателя Госстандарта России Ю.А.Гусакова.


Председатель Госстандарта России

Г.П.Воронин


Порядок
работы экспертных групп для обоснованного сокращения перечней и номенклатуры продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р


Настоящий Порядок разработан во исполнение "Плана мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части задач по устранению избыточности обязательной сертификации продукции и услуг" и приказа Госстандарта России от 21 мая 2001 г. N 148.

Документ предназначен для применения экспертными группами в работе по сокращению перечней товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1013, и "Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", введенной в действие постановлением Госстандарта России от 23.02.1998 г. N 5 (с изменениями и дополнениями) (далее - Номенклатура). Документ устанавливает основные способы и факторы сокращения Номенклатуры продукции и услуг (работ) (далее - продукция), регламент работы экспертной группы и последовательность анализа Номенклатуры и принятия решений по ее сокращению.


1. Общие положения


1.1. Экспертные группы сформированы управлениями (отделами) Госстандарта России в соответствии с приказом Госстандарта России от 21 мая 2001 г. N 148 из представителей Госстандарта России, технических комитетов по стандартизации, центральных органов систем сертификации однородной продукции, организаций-изготовителей, обществ потребителей и других заинтересованных организаций.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет кандидатуры представителей организаций-изготовителей для участия в работе экспертных групп.

Состав экспертной группы должен обеспечить профессиональный уровень принятия решений.

1.2. Основной целью работы экспертной группы является выявление возможности сокращения Номенклатуры с учетом действующего законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации, степени потенциальной опасности конкретной продукции.

1.3. Сокращение Номенклатуры осуществляется тремя способами:

исключением из Номенклатуры отдельных ее позиций;

ограничением отдельных позиций Номенклатуры;

переходом от обязательной сертификации к принятию изготовителем (продавцом) декларации о соответствии.

1.4. При сокращении Номенклатуры по п. 1.3 для конкретной продукции, входящей в Номенклатуру, учитываются следующие факторы:

подпадает ли она под действие законодательного акта, вводящего обязательную сертификацию данной продукции, международных соглашений, участником которых является Российская Федерация;

включена ли она в соответствующие перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденные в установленном порядке,

входит ли она в область распространения нормативного документа, указанного в Номенклатуре и содержит ли этот документ существенные требования, относящиеся к безопасности этой продукции;

подлежит ли она обязательному государственному контролю и надзору (оценке) до сертификации (подтверждения соответствия) и в достаточной ли степени контролируемые показатели подтверждают безопасность продукции в целом;

представляет ли она существенную опасность для потребителей и окружающей среды.

Кроме перечисленных факторов, могут учитываться и другие факторы, связанные со спецификой конкретной группы однородной продукции (например, относительная простота изделия; степень влияния комплектующего изделия на безопасность изделия в целом и др.).

1.5. Возможность сокращения Номенклатуры с учетом факторов, указанных в п. 1.4, определяется экспертной группой после анализа оснований для обязательной сертификации и оценки риска, связанного с отказом от нее.

1.6. Анализ Номенклатуры проводится с использованием следующих источников:

Законов Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию данной продукции, международных соглашений, участником которых является Российская Федерация;

перечней продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденных Правительством Российской Федерации или другими органами в соответствии с законодательством;

государственных стандартов и других нормативных документов, указанных в Номенклатуре;

правил сертификации соответствующей однородной продукции в Системе сертификации ГОСТ Р;

статистических данных о несчастных случаях (при их наличии);

информации об отрицательных результатах сертификации данной продукции.

В качестве источников дополнительной информации рекомендуется использовать Руководство ИСО/МЭК 51:1990 "Руководство по включению аспектов безопасности в стандарты"; международный стандарт ИСО 14121:1999 "Безопасность машин - принципы и оценка риска"; международный стандарт ИСО 12100-1:1992 "Безопасность машин - Основные концепции, общие принципы проектирования. Часть 1: Основная терминология, методология"; международный стандарт ИСО 12100-2:1992 "Безопасность машин - Основные концепции, общие принципы проектирования. Часть 2: Технические принципы и требования", международный стандарт МЭК 60204-1:1992 "Электрооборудование машин. Часть 1: Общие принципы"; стандарт EN 292-1:1991 "Безопасность машин - Основные концепции, общие принципы проектирования. Часть 1: Основная терминология, методология"; стандарт EN 292-2:199 "Безопасность машин - Основные концепции, общие принципы проектирования. Часть 2: Технические принципы и требования"; стандарт EN 60204-1:1992 "Электрооборудование машин. Часть 1: Общие принципы"; стандарт EN 954-1:1996 "Элементы безопасности управления. Часть 1: Общие принципы проектирования"; международный стандарт ИСО "Медицинское оборудование - Управление риском применительно к медицинскому оборудованию"; международный стандарт МЭК 60601-1:1998 "Медицинское электрооборудование. Часть 1: Общие требования к безопасности"; ГОСТ Р 51333-99 "Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Термины, технологические решения и технические условия"; ГОСТ Р 51344-99 "Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска"; директивы ЕС, относящиеся к данному виду продукции.

ГАРАНТ:

Приказом Ростехрегулирования от 11 апреля 2008 г. N 85-ст ГОСТ Р 51333-99 отменен с 1 июля 2008 г., в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 и ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007

1.7. Результатами работы экспертных групп являются предложения по сокращению действующей Номенклатуры и (или) расширению Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено Декларацией о соответствии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 г. N 766.


2. Регламент работы экспертной группы


2.1. Состав экспертной группы включает председателя, членов и секретаря.

2.2. Председатель экспертной группы организует ее работу и взаимодействует с соответствующим управлением (отделом) Госстандарта России.

На председателя экспертной группы возлагается:

руководство работой экспертной группы;

распределение заданий между членами экспертной группы;

разрешение разногласий между членами экспертной группы;

подписание документов о результатах экспертной группы.

2.3. Члены экспертной группы имеют право:

участвовать в обсуждении всех вопросов на заседании экспертной группы;

высказывать особое мнение при несогласии с решением экспертной группы;

обжаловать действия председателя экспертной группы в Госстандарт России;

2.4. Участники экспертной группы оповещаются о времени и месте проведения ее заседания письмом руководства Госстандарта России, подготавливаемым соответствующим управлением (отделом) Госстандарта России. Одновременно информация о времени и месте проведения заседания экспертной группы помещается на сайте Госстандарта России.

2.5. Председатель экспертной группы ведет заседание и обеспечивает свободное выражение мнений всеми членами экспертной группы.

Секретарь экспертной группы ведет протокол заседания с отражением в нем основных вопросов, связанных с обоснованием принимаемых решений и отражением особых мнений членов экспертной группы (при их наличии).

2.6. Экспертная группа проводит анализ позиций Номенклатуры и выявляет возможность сокращения или уточнения ее отдельных позиций в соответствии с разделом 3.

2.7. Результатом работы экспертной группы являются предложения по сокращению Номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, оформляемые в виде таблиц по форме, приведенной в Приложении 1.

Таблицы подписываются председателем и членами экспертной группы. Члены экспертной группы, не согласные с принятыми предложениями, подписывают таблицы с пометкой "(с особым мнением)".

2.8. Председатель экспертной группы передает таблицы и протокол заседания, подписанный председателем и секретарем, в соответствующее управление (отдел) Госстандарта России, сформировавшее данную экспертную группу, для принятия решения.

2.9. Протоколы заседаний экспертных групп и таблицы хранятся в управлении (отделе) Госстандарта России, сформировавшем данную экспертную группу, в течение трех лет с момента внесения изменений в перечень и Номенклатуру.

2.10. Результаты работы экспертных групп регулярно помещаются на сайте Госстандарта России.

2.11. В случае необходимости управление (отдел) Госстандарта России организует дополнительное обсуждение спорных вопросов.


3. Последовательность анализа Номенклатуры экспертной группой


3.1. Анализ Номенклатуры проводится экспертной группой по каждой позиции (объекту), установленной в Номенклатуре.

3.2. По каждой позиции, установленной в Номенклатуре, может быть принято одно из следующих решений:

исключить рассматриваемую позицию из Номенклатуры;

сохранить рассматриваемую позицию в Номенклатуре;

сохранить рассматриваемую позицию в Номенклатуре, скорректировав графы 1 и (или) 2, или 3 и (или) 4 Номенклатуры, относящиеся к рассматриваемой позиции;

включить рассматриваемую позицию в проект Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

3.3. Анализ каждой позиции, установленной в Номенклатуре, предусматривает последовательное проведение следующих проверок:

подпадает ли данный объект под закон Российской Федерации, вводящий обязательную сертификацию;

наличия нормативного документа (закона Российской Федерации, государственного стандарта и др.), устанавливающего требования безопасности к данному объекту;

входит ли данный объект в область распространения нормативного документа;

относятся ли требования безопасности, установленные в нормативном документе, к собственно объекту (не к производству, правилам эксплуатации и т.п.);

степени потенциальной опасности данного объекта.

3.4. При проверке того, подпадает ли рассматриваемый объект под действие закона Российской Федерации, вводящего обязательную сертификацию, эксперты должны убедиться в том, что имеется закон (федеральный закон) Российской Федерации, вводящий обязательную сертификацию, и что рассматриваемый объект входит в сферу действия этого закона. Список законов, вводящих обязательную сертификацию, приведен в Приложении А Номенклатуры (и ее изменениях).

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что рассматриваемый объект не входит в сферу действия ни одного из законов (федеральных законов), вводящих обязательную сертификацию, то должно быть принято решение об исключении рассматриваемого объекта из Номенклатуры (форма 1 Приложения 1).

В противном случае осуществляется переход к следующему этапу проверки.

3.5. При проверке наличия нормативного документа, устанавливающего требования безопасности к объекту, эксперты должны убедиться в том, что на момент проверки действует хотя бы один нормативный документ из числа перечисленных в графе 3 "Обозначения определяющего нормативного документа" для соответствующей позиции Номенклатуры.

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что для рассматриваемого объекта не действует ни один из нормативных документов, приведенных в графе 3 для соответствующей позиции Номенклатуры, и при этом эксперты не могут предложить включить в графу 3 дополнительно хотя бы один нормативный документ соответствующего уровня (статуса), устанавливающий требования безопасности для рассматриваемого объекта, то принимается решение об исключении рассматриваемого объекта из Номенклатуры (форма 1 Приложения 1).

В противном случае осуществляется переход к следующему этапу проверки.

3.6. При проверке того, входит ли рассматриваемый объект в область распространения нормативного документа, эксперты должны убедиться, что объект входит в область распространения каждого из нормативных документов, перечисленных в графе 3 Номенклатуры. При этом эксперты учитывают и новые нормативные документы, которые они включили на этапе проверки по п.3.5.

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что рассматриваемый объект не подпадает под область распространения какого-либо из нормативных документов, приведенных в графе 3 для соответствующей позиции Номенклатуры, то принимается решение об уточнении графы 3 путем исключения данного документа из Номенклатуры. Далее осуществляется переход к следующему этапу проверки.

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что рассматриваемый объект не полностью подпадает под область распространения ни одного из нормативных документов, приведенных в графе 3 для соответствующей позиции Номенклатуры, то принимается решение об уточнении графы 1 (записью "только..." или "кроме...") или графы 2.

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что рассматриваемый объект не подпадает под область распространения ни одного из нормативных документов, приведенных в графе 3 Номенклатуры для соответствующей позиции, то принимается решение об исключении данного объекта (позиции) из Номенклатуры (форма 1 Приложения 1).

В противном случае осуществляется переход к следующему этапу проверки.

3.7. При проверке того, относятся ли требования безопасности, установленные в нормативном документе, непосредственно к объекту, эксперты должны убедиться, что требования безопасности, перечисленные в графе 4 Номенклатуры, действительно характеризуют свойство безопасности объекта, а не являются, например, правилами эксплуатации (использования, применения).

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что какие-либо требования безопасности, перечисленные в графе 4 Номенклатуры, не относятся собственно к объекту, то принимается решение об уточнении колонки 4 путем исключения данного документа из Номенклатуры. Далее осуществляется переход к следующему этапу проверки.

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что ни одно из требований, установленных в графе 4 Номенклатуры для рассматриваемого объекта, не характеризует безопасность объекта, то принимается решение об исключении рассматриваемого объекта (позиции) из Номенклатуры (форма 1 Приложения 1). В противном случае осуществляется переход к следующему этапу проверки.

3.8. При проверке степени потенциальной опасности данного объекта эксперты должны провести качественный анализ риска ущерба для потребителя. Принципиальная блок-схема качественного анализа риска ущерба приведена в Приложении 2.

При проведении анализа эксперты могут использовать дополнительные сведения, учитывающие специфику продукции и условия ее применения и реализации, прямо или косвенно свидетельствующие о степени риска ущерба для потребителя конкретной продукции.

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что рассматриваемый объект является реально (существенно) опасным для потребителя, то принимается решение о сохранении рассматриваемой позиции в Номенклатуре без корректировки или с корректировкой граф 1 и (или) 2 и (или) 3 и (или) 4 Номенклатуры (в зависимости от результатов проверок по пп. 3.5, 3.6 и 3.7) (форма 2 Приложения 1).

Если в процессе проверки эксперты устанавливают, что рассматриваемый объект не является реально (существенно) опасным для потребителя, то принимается решение о включении данного объекта в проект Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, принимаемой изготовителем (продавцом, исполнителем) на основании документов, установленных п. 4 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 г. N 766 (форма 3 Приложения 1).

Если у экспертов имеются неоднозначные суждения о степени потенциальной опасности данного объекта, то принимается решение о включении данного объекта в проект Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, с обязательным представлением для ее регистрации: а) протоколов испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); б) сертификатов соответствия системы качества организации-производителя (далее - документы) (форма 4 Приложения 1).

При включении объекта в проект Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, с обязательным представлением для ее регистрации дополнительных документов необходимо руководствоваться следующим.

Графа 5 формы 4 Приложения 1 заполняется для продукции, безопасность которой определяется в основном ее структурой (составом, рецептурой) и на безопасность которой технологические факторы не оказывают существенного влияния.

При этом используются протоколы испытаний испытательных лабораторий (центров), аккредитованных Госстандартом России на техническую компетентность и независимость или только на техническую компетентность, в том числе лабораторий организаций-производителей. Условием использования протоколов испытаний является наличие в них положительных результатов по всем характеристикам объекта, проверяемым при обязательной сертификации. Уверенность в результатах этих испытаний обеспечивается систематическим проведением инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторий (центров) аккредитующим органом.

Графа 6 формы 4 Приложения 1 заполняется для продукции, безопасность которой существенно зависит от технологических (производственных) факторов.

При этом сертификат соответствия системы качества организации-производителя используется, если он выдан Регистром систем качества Системы сертификации ГОСТ Р. Уверенность в стабильности качества выпускаемой продукции обеспечивается систематическим проведением инспекционного контроля за сертифицированной системой качества.

3.9. Общая блок-схема анализа Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, приведена на рисунке 1.


Приложение 1


1. Форма представления предложений по исключению позиций из действующей Номенклатуры объектов обязательной сертификации


Наименование
объекта
Код позиции объекта
по ОК 005-93 (ОКП)
или ОК 002-93
(ОКУН)
Обозначение
определяющего
нормативного
документа
Подтверждаемые
требования
определяющего
нормативного
документа
1 2 3 4
       
       
       

2. Форма представления предложений по уточнению позиций действующей Номенклатуры объектов обязательной сертификации


Наименование
объекта
Код позиции объекта
по ОК 005-93 (ОКП)
или ОК 002-93
(ОКУН)
Обозначение
определяющего
нормативного
документа
Подтверждаемые
требования
определяющего
нормативного
документа
1 2 3 4
       
       
       

3. Форма представления предложений по включению продукции (работы, услуги) в Перечень продукции (работ, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии


Наименование
объекта
Код позиции объекта
по ОК 005-93 (ОКП)
или ОК 002-93
(ОКУН)
Обозначение
определяющего
нормативного
документа
Подтверждаемые
требования
определяющего
нормативного
документа
1 2 3 4
       
       
       

4. Форма представления предложений по включению продукции (работы, услуги) в Перечень продукции (работ, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, для регистрации которой требуется представление дополнительных документов


Наимено-
вание
объекта
Код
позиции
объекта
по ОК
005-93
(ОКП) или
ОК 002-93
(ОКУН)
Обозначение
определяю-
щего
нормативно-
го
документа
Подтверждае-
мые
требования
определяющего
нормативного
документа
Документ, необходимый для
регистрации декларации о
cooтветствии
Протокол
испытаний
аккредитован-
ной
испытательной
лаборатории
(центра)
Сертификат
соответствия
системы
качества
организации-
производите-
ля
1 2 3 4 5 6
           
           
           

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГОССТАНДАРТА РФ ОТ 8.06.2001N 52

Приложение 2


Качественная оценка риска ущерба от применения продукции


1. Блок-схема проведения качественного анализа безопасности


Определить возможные группы пользователей продукции
                                    |
Уточнить область(и) применения продукции по назначению
                                    |
Выделить возможные несоответствия при применении
продукции по назначению
                                    |
Выявлять каждую опасность, возникающую при несоответсвии
                                    |
Оценить качественно частоту возникновения несоответствия
и возможный ущерб
                                    |
Оценить качественно риск ущерба как комбинацию частоты
возникновения несоответствия и величины возможного ущерба
                                    |
Оценить качественно совокупный риск по всем видам опасности
                                    |
Оценить степень снижения риска за счет обязательного
государственного контроля и надзора, предшествующего
подтверждению соответствия
                                    |
Принять решение о величине риска

При качественной оценке риска следует исходить из того, что:

опасности, оцениваемые по отдельности как незначительные, могут при совместном проявлении вызывать значительную опасность;

величина ущерба может зависеть от многих факторов, которые нельзя предусмотреть полностью, поэтому следует учитывать самый значительный ущерб, который может возникнуть в рассматриваемой опасной ситуации;

возможно проводить сравнения между похожими опасными ситуациями у различных видов продукции;

недостаточно использовать только данные о несчастных случаях, которые охватывают незначительное число опасных ситуаций, так как не все несчастные случаи фиксируются и проявляются за ограниченное время наблюдений. Кроме того, статистические данные не в полной мере отражают причины, вызвавшие несчастный случай.

Возможные виды опасностей приведены ниже.


Вид опасности:


Механическая опасность

Электрическая опасность

Термическая опасность

Пожароопасность

Взрывоопасность

Химическая опасность

Биологическая опасность

Опасность излучений

Комбинация опасностей


Постановление Госстандарта РФ от 8 июня 2001 г. N 52 "О введении в действие Порядка работы экспертных групп для обоснованного сокращения перечней и номенклатуры продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р"


Текст постановления опубликован в журнале "Вестник Госстандарта России", 2001 г., N 8, стр. 24



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.