Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 14 мая 2001 г. N 478/13-13 "О преподавании химии в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования в 2001/02 учебном году"

Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего
образования Минобразования РФ от 14 мая 2001 г. N 478/13-13
"О преподавании химии в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования в 2001/02 учебном году"


Концепция обновления современной российской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе вариативного, разноуровневого содержания, развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности.

Содержание образования призвано обеспечить создание условий для развития всех сторон личности обучающихся, воспитания у них гражданственности, трудолюбия, бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе.

Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного химического образования. В соответствии с ними уточнены учебно-воспитательные цели обучения химии на каждой ступени школы, принципы отбора и структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки выпускников.

Основные цели химического образования можно кратко сформулировать следующим образом:

- ознакомление учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;

- формирование системы химических понятий во взаимосвязи их друг с другом;

- ознакомление с методами познания природы, общими для естественных наук;

- формирование и развитие интереса к химии и склонностей к определенным ее областям;

- формирование необходимых в повседневной жизни навыков безопасного обращения с веществами;

- воспитание ценностного отношения к природе, здоровью человека;

- развитие способностей критически осмысливать и преобразовывать полученную информацию, делать на этой основе выводы о ситуациях, связанных с использованием веществ.

Обновление содержания химического образования происходит на основе принципов его демократизации, дифференциации и гуманизации. При этом основное внимание обращается на усиление в нем:

- методологической составляющей, что предполагает включение в курс химии сведений об общенаучных методах познания и методах получения научных знаний в химии;

- практической ориентации учебного эксперимента и прикладной направленности изучения научных основ химического производства;

- общекультурной составляющей.

Перечисленные выше направления должны быть реализованы на всех этапах обучения химии, поскольку в своей совокупности они предусматривают усиление личностной ориентации обучения химии в целях решения общепедагогической задачи всестороннего развития учащихся, повышения их общей культуры и формирования у них общеучебных, интеллектуальных и практических умений, навыков грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

При обновлении школьного химического образования достаточно широко проявляются тенденции более раннего изучения теорий с целью усиления их объяснительной и прогностической функций, повышения познавательной роли системы понятий о химической реакции. Более подробно об этом сказано в статье "Об основных направлениях обновления химического образования при переходе к двенадцатилетней школе" (журнал "Химия в школе" 2000, N 3, с. 2-5).

Содержание химического образования строится по концентрическому принципу и реализуется в три этапа:

- пропедевтический (I-IV классы, в курсе "Окружающий мир"; V-VI классы, в одном из таких курсов, как "Естествознание", "Физика. Химия. 5-6", "Введение в химию"; или V-VII классы, в курсах биологии, географии и физики);

- основной (VIII-IX классы, в систематическом курсе химии);

- профильный (X-XI классы, в систематических курсах химии, различных по объему и глубине изложения теоретического и прикладного материалов, спецкурсах, факультативных курсах).

На пропедевтическом этапе получения химических знаний применяется несколько подходов к реализации вариативности содержания.

При первом подходе в качестве пропедевтики систематического курса химии для 8-9 классов, обязательного для изучения во всех видах школ, выбирается интегрированный курс "Естествознание 5-6". Изучение этого курса дает возможность сформировать у учащихся представления о составе и свойствах некоторых простых и сложных веществ и разнообразных химических явлениях на эмпирическом и атомо-молекулярном уровнях. При этом накопление знаний происходит на основе наблюдений и рассуждений, преимущественно индуктивным способом. Основное внимание уделяется ознакомлению учащихся с интересными фактами о веществах и химических явлениях, а также с результатами экспериментов.

При втором подходе пропедевтическая подготовка осуществляется в рамках одного из курсов "Физика. Химия. 5-6" или "Введение в химию", который иногда рассматривается как модуль. Эти курсы изучаются за счет времени, отведенного в Базисном учебном плане на региональный или школьный компоненты.

Пропедевтическая подготовка учащихся к восприятию более глубоких знаний о веществах и их превращениях позволяет существенно изменить содержание и структуру систематического курса химии, изучаемого в основной школе. Например, на основе первоначальных знаний о химическом элементе, простых и сложных веществах, сформированных в курсе "Естествознание 5-6", можно несколько раньше рассмотреть единство природы химических связей и электронно-ионную сущность химических реакций, а при изучении свойств некоторых веществ - объяснить причины их проявления особенностями строения атомов химических элементов - металлов и неметаллов.

В основной школе вариативность содержания при изучении химии осуществляется в авторских программах, рекомендованных Министерством образования РФ для использования по выбору учителя во всех видах общеобразовательных учреждений (см. сборник "Программы для общеобразовательных учреждений: Химия, 8-11 классы"/Сост. Н.И.Габрусева, С.В.Суматохин. - М., Дрофа, 2001). Все программы, опубликованные в сборнике, соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 19.05.98 г. N 1236). Каждая из программ реализована в соответствующих учебниках.

В целях обеспечения завершенности основного общего образования курс химии в 8-9 классах обязательно включает раздел "Сведения об органических веществах". Его содержание должно быть адаптировано с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изучение химии в средней (полной) школе может осуществляться в рамках профильных курсов: гуманитарного, общеобразовательного и естественно-научного. Курс химии в каждом из профилей должен включать инвариантное ядро содержания, которое определено обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 30.06.99 г. N 56). В каждом из профилей инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей.

В классах гуманитарного профиля курс химии должен обеспечить освоение всеми учащимися минимума химических знаний. Это необходимо для того, чтобы выпускник средней школы мог ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией. Курс химии для школ гуманитарного профиля должен быть в значительной мере культурологическим, раскрывающим роль химии как элемента человеческой культуры.

Курс химии в школах и классах общеобразовательного профиля должен строиться на основе двух ключевых теорий: периодического закона в связи со строением атомов и теории химического строения веществ. В него включается учебный материал о свойствах и применении веществ; экологических проблемах, связанных с производством и использованием веществ; вопросы о природных круговоротах химических элементов и веществ, влиянии антропогенного воздействия на закономерности циклических процессов в природе.

Содержание курса химии естественно-научного профиля должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией. Объем и глубина содержания определяются числом часов, отводимых учебным планом (при возможном использовании школьного компонента Базисного учебного плана). Для достижения более высокой химической подготовки учащимся химико-биологических классов могут быть предложены спецкурсы по выбору, например: "Основы химического анализа", "Химия высокомолекулярных соединений", "Дисперсные системы и поверхностные явления", "Основы биохимии", "Химия и медицина" и др.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 30.11.2000 г. N 3491 для использования в общеобразовательных учреждениях в 2001/02 учебном году предлагаются учебники:

1. Иванова Р.Г. Химия: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 1999 - 2000.

2. Иванова Р.Г. и др. Химия: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 1999 - 2000.

3. Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. - М., Владос, 1999 - 2000.

4. Гузей Л.С. и др. Химия. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 1998 - 2000.

5. Гузей Л.С. и др. Химия. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 1998 - 2000.

6. Гузей Л.С. и др. Химия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 1998 - 2000.

7. Гузей Л.С. и др. Химия. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 1999 - 2000.

8. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 1998 - 2000.

Р. Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 1998 - 2000.

10. Минченков Е.Е. и др. Химия: Учебник. Для 8 кл. средней общеобразовательной школы/Под ред. Е.Е.Минченкова. - М., Школа-Пресс, 1998 - 2000.

11. Минченков Е.Е. и др. Химия: Учебник. Для 9 кл. средней общеобразовательной школы/Под ред. Е.Е.Минченкова. - М., Школа-Пресс, 1999 - 2000.

12. Шелинский Г.И. и др. Химия. 8 кл.: Учебник/Под ред. Г.И.Шелинского. - СПб., Спец лит., 1998 - 2000.

13. Шелинский Г.И. и др. Химия: Пробный учебник для 9 кл. средней общеобразовательной школы. - СПб., Спец лит., 1999 - 2000.

14. Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 8 кл. - М., Вентана-Граф, 1997 - 2000.

15. Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 9 кл. - М., Вентана-Граф, 2000.

16. Габриелян О.С. и др. Химия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 2000.

17. Нифантьев Э.Е. и др. Химия: Органическая химия: Учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учебных заведений. - М., Просвещение, 1998 - 2000.

В условиях вариативности обучения и обновления содержания образования учителю химии помогут нормативные документы, опубликованные в сборнике "Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8 - 11 кл. "/Сост. С.В.Суматохин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., Дрофа, 2001. Первую группу материалов, включенных в сборник, составляют обязательные минимумы содержания основного общего и общего среднего образования по химии, примерные программы для 8 - 9, 10 - 11 классов и для абитуриентов. В сборнике также дан список действующих авторских программ, учебников и пособий для учителей и учащихся, которые можно использовать в практике преподавания химии. Вторая группа материалов, включенных в сборник, представляет собой руководство по оборудованию кабинета химии, а также по подготовке и проведению химического эксперимента.

Нормативные материалы для оценки качества подготовки по химии выпускников 9 и 11 классов с единых государственных позиций опубликованы в сборниках "Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии"/Сост. А.А.Каверина. - М., Дрофа, 2000) и "Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии"/Сост. С.В.Суматохин, A.A.Kaверина. - М., Дрофа, 2001.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" освоение программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации выпускников основной школы можно использовать ежегодно рекомендуемые Минобразованием России примерные билеты.

Итоговую аттестацию выпускников средних общеобразовательных учреждений по химии можно проводить, используя сборник "Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по химии (11 класс)"/Сост. С.В.Суматохин. - М., Дрофа, 2001. Форма итоговой аттестации выпускников 11 класса по химии может быть различной: устный экзамен по билетам, защита реферата, итоговое тестирование.

Для проведения итоговой аттестации в форме устного экзамена в сборник включены два варианта экзаменационных билетов:

для общеобразовательных школ и для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. Каждый билет включает два теоретических вопроса (один вопрос по неорганической или общей химии, другой - по органической химии) и практическое задание (задачу или лабораторный опыт) по разным темам курса.

При составлении экзаменационных билетов учитель имеет возможность выбрать из предложенных в сборнике задач те, которые соответствуют профилю общеобразовательного учреждения и уровню подготовки выпускников. В сборник вошли разноуровневые задачи разных типов, предусмотренные программами курсов химии средней школы и ориентированные на общеобразовательный и гуманитарный профили. Задачи распределены по двум разделам: "Нахождение молекулярной формулы вещества" и "Вычисления по уравнениям химических реакций".

Итоговую аттестацию в форме защиты реферата целесообразно проводить с выпускниками, имеющими глубокие знания, обладающими аналитическими способностями и проявившими интерес к научным исследованиям в области химии и других естественных наук. Выпускник, избравший эту форму аттестации, заблаговременно выбирает тему по интересующей его проблематике. Выбрав тему, ученик под руководством учителя целенаправленно работает над подготовкой реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена выпускник представляет реферат на рецензию учителю химии. На экзамене выпускник защищает свой реферат: кратко излагает выводы по теме реферата и отвечает на дополнительные вопросы. В ходе экзамена экзаменационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку после защиты и обсуждения реферата.

В сборнике предложены темы рефератов, которые могут быть использованы при проведении итоговой аттестации.

Еще одной формой проведения итоговой аттестации может быть выполнение итоговых заданий с множественными вариантами ответов. Для этого в сборник включено несколько вариантов таких заданий. Они разработаны центром тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ. Задания состоят из частей А и В. К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Ответом на задания части В может быть число или термин.

С учетом регионального компонента и профиля обучения образовательное учреждение имеет право вносить изменения в предложенные аттестационные материалы, а также разрабатывать собственные материалы для проведения итоговой аттестации.

Успешная организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах, включая итоговую аттестацию, во многом зависит от работы региональных методических служб, которые призваны обеспечить продуманную, грамотно организованную и объективную информацию учителей общеобразовательных учреждений обо всех существующих нормативных документах, программах, учебниках и учебно-методических пособиях.


Руководитель Департамента
образовательных программ
и стандартов общего образования

А.В. Баранников



Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 14 мая 2001 г. N 478/13-13 "О преподавании химии в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования в 2001/02 учебном году"


Текст письма опубликован в "Вестнике образования", сентябрь 2001 г., N 17, в библиотечке журнала "Вестник образования", 2001-2002 гг.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение