Письмо Минобразования РФ от 12 июля 2001 г. N 329/19-12 "О преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2001/2002 учебном году"

Письмо Минобразования РФ от 12 июля 2001 г. N 329/19-12
"О преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2001/2002 учебном году"


Управление начального профессионального образования направляет для использования в практической работе рекомендации "О преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2001/2002 учебном году".

Указанные рекомендации предназначены для учреждений начального профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров 3-й и 4-й ступеней квалификации на базе основного общего образования.


Начальник Управления
начального профессионального
образования, член коллегии

Е.Я. Бутко


Рекомендации
о преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой
аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях
начального профессионального образования в 2001/2002 учебном году


1. Общие рекомендации


В государственных документах, раскрывающих перспективу развития отечественной системы образования (Стратегия социально-экономического развития РФ; Национальная доктрина образования, Концепция структуры и содержания общего среднего образования и др.) намечена программа ее совершенствования, направленная на повышение качества массового образования как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе.

Серьезно изменившиеся требования к специалистам всех уровней с неизбежностью влекут обновление целей и содержания образования на каждом уровне, системное обновление организации образовательного процесса, методов обучения и системы оценки результатов обучения.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Тем самым основная цель функционирования системы образования получает новое наполнение - формирование социально активной творческой личности. При этом российское образование не отказывается от традиционных целей, но они получают новое звучание. При сохранении фундаментальности образования предполагается увеличить его практическую и жизненную значимость, усилить направленность на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Важнейшим условием достижения основной цели является усиление личностной направленности образования, что требует обеспечения вариативности образовательной системы, приобретения личностного смысла для ученика изучаемого содержания, использования технологий развивающего образования, в котором знания, умения и навыки выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития учащегося.

В образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее - УНПО) общеобразовательная подготовка в группах на базе основной школы с получением среднего (полного) общего образования в 2001/2002 учебном году регламентируется моделью учебного плана для УНПО (приказ МО РФ от 22.06.94 N 215) (далее - моделью учебного плана), Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.02.98 N 322) (далее - базисным учебным планом) и корректируется на основе "обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования" (приказ МО РФ от 30.06.99 N 56 и приложение к нему) (далее - обязательного минимума содержания).

Общеобразовательная подготовка является важной составляющей начального профессионального образования, существенно влияющей на формирование личности и качество профессиональной подготовки выпускника УНПО, уровень его мобильности, конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. На общеобразовательную подготовку, включая физическую культуру и курс ОБЖ, в действующих примерных учебных планах отводится 1650 - 1730 часов.

Возрастающие требования к качеству подготовки квалифицированных кадров со стороны рыночной экономики и работодателей требуют более активного перехода педагогических коллективов на личностно-ориентированное обучение, внедрения деятельного подхода в учении, методов развивающего обучения.

При изучении общеобразовательных предметов в целях сохранения единого образовательного пространства в УНПО должны использоваться учебники и учебные пособия, рекомендованные МО РФ на 2001/2002 учебный год, список которых представлен в приказе МО РФ от 30.11.2000 N 3491.


2. Рекомендации по преподаванию общеобразовательных предметов


2.1. Гуманитарный цикл


Гуманитарный цикл общеобразовательной составляющей в УНПО, реализующих образовательные программы НПО на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования, представляется двумя образовательными областями: "Филология" и "Обществознание". При этом общеобразовательная область "Филология" в учебных планах представляется интегрированным курсом "Русский язык и литература" и курсом "Иностранный язык". Набор предметов общеобразовательной области "Обществознание" - по отношению к примерным учебным планам УНПО несколько изменяется и представляется теперь такими предметами, как "История", "Обществознание", "Право", "Экономика". Таким образом, вместо курса "Человек и общество" изучается курс "Обществознание", вместо курса "Основы российского законодательства" - "Право", вводится также общеобразовательный курс "Экономика", который может быть интегрирован с курсом "Экономика отрасли и предприятия", изучаемым в профцикле.

На современном этапе развития общества основным предназначением гуманитарного цикла становится гуманизация картины мира, способствующая поиску человеком пути и смысла жизни. В связи с этим (методология) и методика преподавания должны быть ориентированы на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению.

В преподавании предметов гуманитарного цикла следует руководствоваться решением коллегии Минобразования России "О стратегии исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" от 28.12.94 N 24/1, а также письмами МО РФ:

- "О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" от 19.03.96 N 391/11;

- О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 2000/2001 учебном году. Письмо МО РФ от 16.05.2000 N 718/11-13.


Русский язык и литература


Предметы "Русский язык" и "Литература" входят в раздел обязательного обучения федерального компонента модели учебного плана для УНПО, на их изучение отводится не менее 190 часов, из которых 35 - на русский язык.

Эти предметы могут быть интегрированы в один курс "Русский язык и литература". И при интегрированном курсе по каждому из предметов сохраняются обязательный минимум содержания и соответствующие требования к уровню подготовки учащихся. По каждому из них выставляется самостоятельная оценка.

На уроках русского языка повторяются, обобщаются и закрепляются ранее полученные знания. Основное внимание уделяется экологии слова, развитию социально-речевой подготовки учащихся в устной и письменной форме, формированию речевой готовности к обучению, саморазвитию, к активному профессиональному общению, культурной и общественной жизни.

Цель изучения литературы - приобщить учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни, способствовать идейно-нравственной позиции учащихся, воспитанию речевой культуры учащихся.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и анализ художественных произведений.

При составлении рабочей учебной программы по литературе необходимо ориентироваться на обязательный минимум содержания и примерную программу по литературе (см.сб.: Примерные программы среднего (полного) общего образования. - М.: Дрофа, 2000). Примерная программа создает условия для реализации принципа вариативности при выборе произведений того или иного писателя (если не предусмотрено обязательное изучение конкретного произведения).

При изучении русского языка и литературы следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендуемые МО РФ к 2001/2002 учебному году.


Иностранный язык


На изучение иностранного языка в примерном учебном плане выделяется 70 часов.

При отборе содержания учебных курсов иностранного языка следует ориентироваться на обязательный минимум содержания.

По своему содержанию это может быть курс поддержки и совершенствования приобретенных в основной школе знаний, умений и навыков, либо, с учетом профессиональной потребности, профилированный курс (курс делового общения с учетом специфики конкретной профессии и т.п.).

Для изучения иностранного языка следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендуемые МО РФ к 2001/2002 учебному году.


История


Главной задачей исторического образования является выявление и изучение особенностей цивилизационного развития как России, так и всего человечества с древнейших времен до наших дней, прослеживание изменений в системе общественных отношений. Особую роль в структуре общего образования придает этому предмету ярко выраженный воспитательный характер истории.

В курсе истории решаются следующие задачи: формирование у учащихся целостных представлений об истории человеческого общества, о культурном и цивилизационном пространстве России, которая на протяжении веков складывалась как многоэтническая и многоконфессиональная страна, развитие у учащихся умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, самостоятельно аргументировать общественные ситуации, способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.

Названные задачи решаются с опорой на историческую подготовку учащихся в основной школе. Вместе с тем характер изучения истории на старшей ступени школы меняется. Курс истории строится по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. История России излагается в специальных темах. В то же время целесообразно проводить сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории.

Одной из стержневых проблем курса истории являются взаимоотношения государства и общества. Рекомендуется объединенное изучение вопросов истории России (СССР) и материала всеобщей истории.

Для учащихся, получающих в УНПО среднее (полное) общее образование, рекомендуется изучение курсов:

- "История России с древнейших времен до наших дней" (объем 132 - 140 часов);

- "Всеобщая история с древнейших времен до наших дней (объем 60 - 68 часов).

Эти предметы могут изучаться интегрированно, но при этом отметки по истории России и всеобщей истории выставляются отдельно.

При отборе содержания учебных курсов истории следует ориентироваться на обязательный минимум содержания.

Для групп учащихся, не получающих среднего (полного) общего образования, читается курс "История России XX века", объемом 70 - 80 часов.

Для изучения модульных курсов по политологии, социологии, философии, эстетике, этике, "Истории мировой культуры", "Истории религии", "Историй мировых религий" и др. может быть использован резерв времени, который предусмотрен для гуманитарного цикла.

Для изучения истории следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные МО РФ к 2001/2002 учебному году.

В преподавании курса истории следует руководствоваться также письмом МО РФ "О преподавании курсов истории и обществознания в образовательных учреждениях РФ в 2000/2001 учебном году" от 16.05.2000 N 718/11-13.


Обществознание


На изучение курса "Обществознание" отводится 75 - 100 часов. В цели этого предмета входит создание условий для социализации личности; формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры; развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

В ходе изучения этого курса следует ориентироваться на обязательный минимум содержания по обществознанию, использовать учебную литературу, рекомендованную МО РФ к 2001/2002 учебному году.

Для изучения обществознания в УНПО на базе среднего (полного) общего образования рекомендуется также:

- Программа курса "Введение в современное обществознание", - М.: ИРПО, 2000.

- Смирнов И.П. "Введение в современное обществознание". Учебник. (5-е издание). - М.: 2000.

- Смирнов И.П. Хрестоматия по курсу "Введение в современное обществознание" (5-е издание). - М.: 2000.

- Смирнов И.П. и др. Методические рекомендации по курсу "Введение в современное обществознание" (со словарем). - М.: ИРПО, 1996.


Экономика


По курсу "Экономика" объем учебного времени варьируется от 36 до 70 часов. В УНПО содержание этого курса может быть интегрировано с общепрофессиональной дисциплиной "Экономика отрасли и предприятия", на изучение которой учебные часы предусмотрены в общепрофессиональном цикле.

Базисная часть такого курса должна быть согласована с обязательным минимумом содержания по экономике, в его цели входит формирование основ экономического мышления, социальная адаптация к происходящим изменениям в жизни российского общества, ориентация и развитие способностей в сфере экономики и предпринимательства. Остальное содержание курса раскрывает особенности экономики отрасли и предприятия.

Для изучения общеобразовательной составляющей этого курса следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные МО РФ к 2001/2002 учебному году.

Рекомендуется также:

- Учебная программа и тематические планы (на 36 и 70 часов) по "Основам рыночной экономики и предпринимательства". - М.: ИРПО, 2001.

- Борохов В.Б. Учебно-методическое пособие "Основы рыночной экономики и предпринимательства". - М.: ИРПО, ч.I, ч.II, 2000.

- Борохов В.Б. "Основы рыночной экономики и предпринимательства" (Тестовые задания). - М.: ИРПО, 2000.

- Борохов В.Б. "Рыночная экономика и предпринимательство: термины и понятия, категории и законы". (Справочное пособие). - М.: ИРПО, 2000.

- Фуре М.В., Мазовко A.M. "Основы экономики". (Учебное пособие). - М.: ИРПО, 1998.


Основы правоведения


На изучение учебного курса "Основы правоведения" отводится 53 - 55 часов. Возможна интеграция курса "Основы правоведения" с предметом "Обществознание".

В соответствии с Указом Президента РФ от 26.10.93 N 1761 предусмотрено изучение основ законодательства о защите прав потребителей (13 - 15 часов).

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.11.94 N 2131 особую актуальность приобретает организация изучения Конституции Российской Федерации. Ее рекомендуется изучать при изложении курса "Основы правоведения" в объеме 10 часов из резерва времени, предусмотренного в гуманитарном цикле.

При обучении рекомендуется использовать:

Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебная программа для УНПО. - М.: ИРПО, 1999.

Яковлев А.И. "Основы правоведения". Учебник. - М.: ИРПО, 1998.

Яковлев А.И. "Основы правоведения". Юридический практикум. - М.: ИРПО, 1997.

Яковлев А.И. "Основы правоведения". Альбом наглядных пособий. - М.: ИРПО, 1997.

Яковлев А.И. "Основы законодательства о защите прав потребителей". - М.: ИРПО, 2000.

Крючкова П.В., Кузнецова Е.В., Сорк Д.М. и др. Основы потребительских знаний. 8 - 11 кл.(Факультативный курс). - М.: Вита-Пресс, 2000.


2.2. Естественно-научный цикл


В группах учащихся УНПО на базе основной школы с получением среднего (полного) общего образования, объем естественно-научной подготовки и набор предметов этого цикла регламентируются базисным учебным планом.

Содержание федерального компонента естественно-научной подготовки в УНПО включает две составляющие:

- базисный общеобразовательный компонент (по образовательным областям), инвариантный для всех типов образовательных учреждений, дающих среднее (полное) общее образование;

- профилированный, вариативный по группам профессий компонент.

Задача базисного компонента профилированных курсов предметов естественно-научного цикла в УНПО - обеспечить в условиях многообразия типов образовательных учреждений, программ и учебников выполнение обязательных требований к уровню подготовки учащихся по предметам, сохранение единого образовательного пространства.

Профилирование общеобразовательной подготовки в УНПО предусмотрено статьей 20 Закона РФ "Об образовании" и моделью учебного плана для УНПО. Задача профилированного компонента предметов естественно-научного цикла - предусмотреть и обеспечить потребности профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности в элементах естественно-научных знаний.

В зависимости от профиля профессиональной подготовки и соответствующей наукоемкости каждой группы профессий по отношению к тому или иному предмету естественно-научного цикла в рабочем учебном плане УНПО выделяется на математику 220 - 250, физику 200 - 250, химию 110 - 140, биологию с основами экологии 30 - 70, информатику 74 - 102 ч. Распределение часов по предметам этого цикла с учетом их профильной направленности приведено в таблице в конце данных рекомендаций; оно согласуется с данными методического письма МО РФ от 26.08.96 N 558/12.

Для реализации в УНПО государственных образовательных стандартов начального профессионального образования в ИРПО разработаны программы профилированных курсов по математике, физике, химии, биологии с основами экологии и информатики (в том числе интегрированных) практически для всех профилей подготовки. Каждая из таких программ представляет комплект документации, включающий: содержание и спецификацию учебных элементов по уровням усвоения; примерное тематическое планирование; краткие методические рекомендации к отдельным темам; тематику лабораторно-практических работ; уровни усвоения; список литературы, рекомендуемое оборудование. При этом базисный компонент и требования к подготовке учащихся согласованы с последними документами Минобразования России.

На основе этих программ в регионах и в УНПО могут создаваться программы, учитывающие специфику конкретных профессий соответствующей отрасли и региона.


Математика


Математика как обязательный учебный предмет изучается в УНПО профилированно. Алгебра и начала анализа, а также геометрия изучаются в УНПО в рамках единого предмета - математики.

Курс математики содержит базисный, инвариантный для всех профилей подготовки в УНПО, и профильный (вариативный по группам профессий) компоненты.

В преподавании базисной части профилированных курсов математики следует ориентироваться на обязательный минимум содержания.

Профильный компонент курса математики определяется на основе анализа потребностей профессиональной подготовки в освоении того или иного математического инструментария.

Профилирование курса математики осуществляется через:

выявление профессионально значимого для конкретных групп профессий материала; определение требуемой глубины его проработки; нахождение наиболее целесообразного места и времени на его изучение; соответствующее перераспределение числа часов, отводимых для изучения отдельных тем; увеличение объема проработки учебного материала, важного для профессионального становления выпускника; введение дополнительных тем или отдельных учебных элементов; через разработку и выполнение специальных заданий и практических работ, направленных на отработку математического аппарата, используемого в ходе профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности по конкретной профессии; введение специального блока (модуля) - "Математика в профессиональной деятельности"; проведение специальных КВН, вечеров, а также через формирование профессионально значимых качеств личности именно в процессе преподавания математики, основанного на использовании современных технологий.

Такой подход предусмотрен и использован в программах профилированных курсов математики, разработанных в ИРПО для отрасли; детализация для конкретной группы профессий осуществляется в УНПО и фиксируется в рабочих учебных программах профилированных курсов математики.

В 2001 /2002 учебном году преподавателям следует учесть изменения, произведенные в обязательном минимуме содержания по математике.

В связи с тем что из курса математики основной школы полностью исключены вопросы, связанные с тригонометрическими преобразованиями, на 1-м курсе 2001/2002 учебного года в теме "Тригонометрические функции" вводятся понятия синуса, косинуса, тангенса произвольного угла, основные тригонометрические тождества и формулы приведения, а потом уже изучается остальной материал по этой теме, что позволяет изучать вопросы, связанные с тригонометрическими функциями, тождествами, уравнениями в едином логическом блоке.

Согласно обязательному минимуму (в варианте курса "А") при изучении тригонометрических формул достаточно рассмотреть соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента. Основное внимание уделяется изучению графиков тригонометрических функций и использованию их при решении тригонометрических уравнений. Среди тригонометрических уравнений рассматриваются только простейшие, на которых иллюстрируются основные особенности тригонометрических уравнений (бесконечное число решений, периодичность и др.).

При этом надо иметь в виду, что в основной школе, в курсе планиметрии учащиеся изучили тригонометрические функции углов от 0° до 180°; градусную и радианную меры угла; метрические соотношения между элементами прямоугольного треугольника; метрические соотношения между элементами произвольного треугольника (теорему синусов и теорему косинусов).

Сокращается материал, связанный с изучением элементов математического анализа. Так тема "Интеграл и первообразная" перестает быть самостоятельной. В рамках темы "Производная" выделяется примерно 5 - 6 часов на ознакомление учащихся с геометрическим смыслом понятия "первообразная", на знакомство с понятием интеграла при обсуждении заданий о площади криволинейной трапеции. При этом для нахождения первообразных используется таблица производных. Термин "интеграл" не вводится, и соответствующий символ не используется.

Обращаем внимание на то, что в преподавании математики переносятся акценты с запоминания (зазубривания) большого числа тригонометрических соотношений, таблиц производных и т.д. на формирование у учащихся умения правильно выбрать и применить нужную формулу, т.е. практическое использование их в задачах. Это будет способствовать более рациональному использованию учебного времени, а также обучению работе со справочным материалом.

В связи с этим справочный материал разрешается использовать не только на уроках, но и на итоговом экзамене по математике.

Часть часов с темы "Интеграл и первообразная" переносятся на тему "Тригонометрические функции", а остальные - используются по усмотрению преподавателя.

Часы, отведенные на повторение материала за десятилетнюю школу, можно использовать, распределив их по разным темам, если комплексное повторение в начале учебного года, по мнению преподавателя, не дает желаемого эффекта.

Изучение математики в УНПО рекомендуется осуществлять по приведенным ниже программам профилированных курсов (или по составленным на их основе с учетом конкретного профиля рабочим учебным программам).

- Программа профилированного курса математики для УНПО металлообрабатывающего профиля. - М., ИРПО, 1999;

- Программа профилированного курса математики для УНПО строительного профиля. - М., ИРПО, 1999;

- Программа профилированного курса математики для УНПО сельскохозяйственного профиля. - М., ИРПО, 1999;

- Программа профилированного курса математики для УНПО радиоэлектронного и электротехнического профилей. М., 1999;

- Опытная программа профилированного курса математики для профессиональных образовательных учреждений отраслей торговли и коммерции. - М., ИРПО, 1994;

- Сборник программ профилированных курсов математики для УНПО по профилям: наземный и подземный транспорт (железнодорожный транспорт и метрополитен), лесозаготовительные работы и деревообрабатывающая промышленность, полиграфия, легкая промышленность (текстильная, швейная и обувное производство), химические производства, морской и речной флот, судостроение и судоремонт, профессии, не имеющие отраслевого профиля. - М., ИРПО, 1999.

Для реализации базисного компонента в обучении математике преподаватель выбирает учебники и учебные пособия из тех, которые рекомендует МО РФ к 2001/2002 учебному году.

Также рекомендуется использовать:

- Комплект контрольных работ по математике. - М.: ИРПО, 1995.

- Комплект тестовых заданий по математике. - М.: ИРПО, 1993.

- Комплект тестовых заданий для проведения контрольных срезов по выявлению уровня естественно-научной подготовки учащихся УНПО (по курсу математики). - М.: ИРПО, 1999.

- Задания тестового типа по профильным компонентам курса математики. - М.: ИРПО, 1995.

- Устные упражнения на уроках математики. - М.: ИРПО, 1996.

- Проведение зачетов по математике. - М.: ИРПО, 1996.

- Методические рекомендации по базисному компоненту курса математики. - М.: ИРПО, 1999.

- Математика в сельскохозяйственной практике. Сборник задач. - М.: ИРПО, 1993.


Информатика


Курс "информатика" как общеобразовательный учебный предмет входит в раздел обязательного обучения и изучается профилированно, т.е. с учетом потребностей профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности в использовании информатики и информационных технологий. На его изучение отводится 74-102 ч. учебного времени.

Преподавание этого предмета ведется по программам, составленным на основе обязательного минимума содержания образования по информатике ("Уровень А") и соответствующих требований к подготовке учащихся. При этом в программах выделяется отдельный модуль - "Информатика в профессиональной деятельности" (имеется в виду профессиональная деятельность рабочих конкретного профиля).

Если этот курс составляет основу получаемой профессии (оператор ЭВМ, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры, слесарь-мехатроник и др.), то такой курс дополняется спецкурсами в профцикле.

Предмет "Информатика" как общеобразовательный можно не изучать, если в учебном плане среди общетехнических дисциплин есть интегрированный курс "Основы информатики и автоматизации производства" и при этом в нем заложен обязательный минимум содержания образования по информатике и достигаются соответствующие требования к усвоению учебного материала не менее "Уровня А".

В ИРПО к новому учебному году подготовлена опытная программа курса по "Информатике для УНПО" (автор М.С. Цветкова). Курс информатики в этой программе предлагается как вариативный, многоуровневый, профилированный информационно-технологический практикум, учитывающий исходный уровень подготовки учащихся и степень оснащенности соответствующей техникой кабинета "Информатика".

Для реализации базисного компонента курса преподаватель выбирает литературу из списка, рекомендованного МО РФ к 2001/2002 учебному году.


Физика


Физика как обязательный учебный предмет в УНПО изучается профилированно.

Физическое образование является фундаментом научного миропонимания, знакомит с основными методами изучения природы, фундаментальными научными теориями и закономерностями, формирует умение исследовать и объяснять явления природы и техники.

Как учебный предмет физика обладает большим потенциалом для личностного развития учащихся, она призвана участвовать в формировании интеллектуального, понятийного аспектов мировоззрения, современной научной картины мира, которая является целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях природы.

Курс физики в УНПО состоит из базисного и профильного компонентов. Содержание базисного компонента, инвариантного для подготовки профессий всех профилей, задается обязательным минимумом содержания.

Обращаем внимание преподавателей физики УНПО, что с 1998 года из основной школы раздел "Механика" переводится в старшую школу. Поэтому в УНПО раздел "Механика" теперь не просто повторяется, а полностью изучается на I курсе.

Профилированное изучение физики осуществляется внутри тем базового курса физики или созданием специальных профильных модулей, обеспечивающих своевременную проработку необходимого для освоения курсов общей и специальной технологии материала курса физики, проведением физических практикумов, в которых рассматриваются физические явления, используемые в ходе подготовки учащихся по конкретной профессии, решением задач с производственным содержанием.

Задача профильного (вариативного по группам профессий) компонента - предусмотреть создание теоретической базы для освоения учащимися предметов общетехнического, общепрофессионального и профессионального циклов для конкретных профессий или групп профессий, способствовать формированию у учащихся положительных мотиваций для изучения физики и повышения уровня профессиональной подготовки.

Обучение физике в УНПО рекомендуется проводить по программам профилированных курсов, в том числе:

- Опытная программа профилированного курса физики для УНПО металлообрабатывающего профиля. - М.: ИРПО, 1999;

- Опытная программа профилированного курса физики для УНПО строительного профиля. - М.: ИРПО, 1999;

- Опытная программа профилированного курса физики для УНПО сельскохозяйственного профиля. - М.: ИРПО, 1999;

- Опытная программа профилированного курса физики для УНПО пищевой промышленности и общественного питания. - М.: ИРПО, 1999;

- Опытная программа профилированного курса физики для УНПО отраслей легкой промышленности. - М.: ИРПО, 1999;

- Опытная программа профилированного курса физики для УНПО торгово-коммерческого профиля. - М.: ИРПО, 1999;

- Сборник опытных программ профилированных курсов физики для учреждений начального профессионального образования по профилям: железнодорожный транспорт и метрополитен, лесозаготовительные работы и деревообрабатывающие производства, торговля, водный транспорт и судоремонт, производства целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, химические производства, биотехнология, сфера обслуживания. - М.: ИРПО, 1995.

При реализации обучения базисному компоненту курса физики преподаватель выбирает учебную литературу из списка, рекомендованного МО РФ к 2001/2002 учебному году.

Следует также использовать:

- Комплект контрольных работ по физике. - М.: ИРПО, 1995;

- Комплект тестовых заданий по физике. - М.: ИРПО, 1993;

- Комплект тестовых заданий для проведения контрольных срезов по выявлению уровня естественно-научной подготовки учащихся УНПО (по курсу математики). - М.: ИРПО, 1999;

- Комплект тестовых заданий по профильным компонентам курса физики. - М.: ИРПО, 1995;

- Физика в строительстве и архитектуре. Учебное пособие. - М.: ИРПО, 1992;

- Физика в электро- и радиотехнике. Пособие для учащихся. - М.: ИРПО, 1992;

- Внеурочная работа по физике в ПТУ электро- и радиотехнического профиля. - М.: ИРПО, 1992.


Химия


Химия как учебный предмет естественно-научного цикла изучается профилированно, что означает такое ее изучение, при котором сохраняется логика науки химии, но знания о химических соединениях и процессах рассматриваются в контексте с будущей профессиональной деятельностью. В курсе химии используются отраслевой и материаловедческий принципы профилирования, при этом основным способом профилирования является создание самостоятельного автономного линейного курса, в котором осуществляется или тематическое, или блочно-модульное профилирование.

При отборе содержания общеобразовательной химической подготовки в УНПО необходимо ориентироваться на документы, указанные в общих рекомендациях данного методического письма, при этом учебные элементы следует группировать по разделам: "Общая и неорганическая химия", "Органическая химия" и "Химия и экология". Компоненты содержания могут быть скорректированы с учетом региональных и национальных особенностей конкретного региона Российской Федерации.

В УНПО всех профилей (кроме тех, которые выделены особо и указаны ниже) курс химии состоит из трех блоков-модулей:

1. Общая химия.

2. Основы органической химии.

3. Химия в профессиональной деятельности специалиста данного отраслевого комплекса (конкретной специальности).

В УНПО металлобрабатывающего, радиоэлектронного, энергетического, биотехнологического профилей курс химии состоит из блоков-модулей:

1. Общая химия.

2. Обзор химии неорганических соединений, применяемых в данной отрасли.

3. Обзор химии органических веществ, в том числе и тех, которые используются в данной отрасли хозяйства.

4. Роль химии в научно-техническом прогрессе, возникновении и разрешении проблем экологии.

В УНПО химического профиля курс химии состоит из пяти блоков:

1. Общая химия.

2. Обзор химии металлических элементов.

3. Обзор химии неметаллических элементов.

4. Обзор химии органических соединений.

5. Роль химии в научно-техническом прогрессе, возникновении и разрешении проблем экологии.

При изучении курса химии в УНПО следует большое внимание уделять применению знаний о веществах, химических процессах в осуществлении профессиональной деятельности, показу влияния различных химических соединений на организм человека и природные экологические процессы, роли химических соединений в преодолении экологических проблем.

Изучение курса химии у УНПО рекомендуется осуществлять по программам профилированных курсов:

- Опытная программа профилированного курса химии для профессиональных учебных заведений сельскохозяйственного профиля. - М.: 1993.

- Опытная программа профилированного курса химии с основами общей биологии и экологии для профессиональных образовательных учреждений по подготовке работников угольной и горнодобывающей промышленности. - М.: ИРПО, 1995.

- Опытная программа профилированного курса химии для профессиональных учебных заведений пищевого профиля и торговли. - М.: ИРПО, 1994.

- Программа профилированного курса химии для профессиональных учебных заведений химического профиля. - М.: ИРПО, 1993.

- Опытная программа профилированного курса химии для профессиональных учебных заведений по подготовке рабочих для различных отраслей легкой промышленности. - М.: ИРПО, 1994.

- Программа профилированного курса химии с основами общей биологии и экологии для профессиональных учебных заведений радиоэлектронной промышленности и энергетики. - М.: ИРПО, 1994.

- Сборник программ профилированных курсов химии для учреждений начального профессионального образования профилей: строительного, деревообрабатывающего, полиграфического, сферы обслуживания, художественных промыслов, биотехнологического, наземного и подземного транспорта, морского и речного флота, судостроения и судоремонта, не имеющих четкой отраслевой направленности. - М.: ИРПО, 1999.

При изучении базисного компонента курса химии в УНПО рационально использовать учебники:

1. Иванова Р.Г. и др. Химия. 10-й класс, 1999, 2000. - М.: Просвещение.

2. Цветков Л.А. Органическая химия. 10-11-й классы, 1999, 2000, Владос.

3. Рудзитис Г.Е. и др. Химия. 10-й и 11-й классы, 1993-1995. - М.: Просвещение.

4. Гольдфарб Я.Л. и др. Задачник по химии. 8-11-й классы. 2000, Дрофа.

Для изучения профильного компонента и реализации контроля качества знаний рекомендуется использовать:

- Комплект контрольных работ по химии. - М.: ИРПО, 1995.

- Тупикин Е.И. Комплект тестовых заданий по химии. - М. ИРПО, 1993.

- Тупикин Е.И. Тематический контроль по химии. М., Интеллект-центр, 1999-2000.

- Тупикин Е.И. Химия в строительстве. - М.: ИРПО, 1994.

- Тупикин Е.И. Химия в сельском хозяйстве. - М.: ИРПО, 1996.

- Тупикин Е.И. Содержание курса химии в УНПО. М.: ИРПО, 1994.


Биология, основы экологии


В УНПО биология является обязательным предметом, в этом курсе изучаются основы общей биологии, и при этом профилированно.

Биология является базовым предметом по формированию основ правильного экологического сознания, она включает в себя большой раздел "Экология". В то же время основы экологии изучаются "диффузно", т.е. через все предметы, входящие в состав Модели учебного плана УНПО. На федеральном уровне отдельный предмет "Основы экологии и природоохранной деятельности" в естественно-научном цикле отсутствует. Однако ряд регионов вводят этот курс в составе регионального компонента (Москва, Самара, Ростовская область и др.).

Профилирование курса биологии осуществляется за счет того, что предлагается разное содержание этого курса в тех УНПО, где биология является профессионально формирующим предметом (сельское хозяйство, биотехнология, лаборантэколог, лесное и парковое хозяйство), и УНПО, где биология является предметом чисто общеобразовательным (металлообработка, строительство, транспорт, полиграфия и др.). Профилирование курса биологии для всех УНПО осуществляется через раздел "Экология и основы охраны природы", так как в каждой отрасли имеются специфические влияния на природную окружающую среду и некоторые особенности осуществления природоохранной деятельности.

Курс общей биологии в УНПО состоит из четырех разделов:

1. Основные понятия общей биологии, цитологии и биохимии клетки.

2. Обзор вопросов учения о размножении, развитии организмов, основ генетики и селекции.

3. Основные положения эволюционной теории.

4. Основы экологии и учения о биосфере.

Изучение биологии в УНПО рекомендуется проводить по программам:

- Общая биология с основами экологии для УНПО пищевого профиля. - М.: ИРПО, 1994.

- Общая биология с основами экологии для УНПО сельскохозяйственного профиля. - М.:ИРПО, 1994.

- Общая биология с основами экологии для всех профилей, для которых биология не составляет основу их профессии. - М.: ИРПО, 1996.

При изучении базисного компонента курса биологии рационально использование учебников:

1. Захаров Б.В. и др. Общая биология. 10-11-й классы, 1998-2000, Дрофа.

2. Беляев Д.К. и др. Общая биология. 10-11-й классы, 1991, 1993, 1995. - М.: Просвещение.

При изучении базисного и профильного компонентов рекомендуется использовать:

1. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Профессиональное образование. - М.: Академия, ИРПО, 1999.

2. Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии. 1999, 2000. Интеллектцентр.

3. Тупикин Е.И. и др. Контрольные работы по общей биологии. - М.: ИРПО, 1994.

4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии. Учебно-методическое пособие. - М.: ИРПО, 1995.


География


География как учебный предмет является обязательным для изучения в УНПО любого профиля и представлена курсом "Экономическая и социальная география мира" объемом 50-68 часов.

В процессе преподавания этого курса следует руководствоваться методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 20.01.95 N 61/11 "Об основных компонентах содержания курса "Экономическая и социальная география", а также ориентироваться на обязательный минимум содержания по этому предмету.

В УНПО торгового и транспортного профилей география изучается как предмет профессионального цикла.

При изучении базисного компонента курса "Экономическая и социальная география мира" следует использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные МО РФ к 2001/2002 учебному году.

При изучении профильного компонента предмета в УНПО рекомендуются также учебники:

- в УНПО коммерческого профиля:

Плисецкий Г.П. "Коммерческая география". 10-й класс. - М.: Просвещение, 1996;

- в УНПО экологического профиля:

Винокурова Н.Ф. и др. "Природопользование". 10-11-й классы. - М.: Просвещение, 1994,1996;

- в УНПО экономического профиля:

Холина В.Н. "География человеческой деятельности (экономика, культура, политика)". 10-11-й классы. - М.: Просвещение, 1997-2000.


Физическая культура


Учебный курс "Физическая культура" призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств к формированию физической выносливости, к творческому использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Современный курс физической культуры включает теоретическую, практическую и физическую подготовку учащихся.

Учебный курс физической культуры должен иметь профессионально-прикладную и оздоровительно-коррегирующую направленность.

В УНПО курс физической культуры содержит базисный и профильный компоненты. Базисный компонент должен быть согласован с обязательным минимумом содержания по физической культуре. Профильный компонент должен учитывать будущую профессиональную деятельность выпускников УНПО, в том числе научить учащихся предупреждать возможные профзаболевания.

С учетом местных условий и интересов учащихся определяются формы занятий физической культуры и средства физического воспитания, виды спорта, методы и продолжительность занятий (не менее 5 часов в неделю). Из них 50% - на учебные занятия, а остальные - на внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу (в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте", утвержденными Президентом РФ 27.04.93 N 4868-I).

Рекомендуемая литература по физической культуре:

Бишаева А.А. Программа курса физического воспитания с валеологической и профессиональной направленностью для УНПО. - М.: ИРПО, 1998.

Букина Г.П., Букин Г.В. Методические рекомендации и примерные комплексы физических упражнений для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. - М.: ИРПО, 1996.

Лях В.И. и др. Физическая культура. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 1997-2000.


Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)


В 2001/2002 учебном году изучение предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) проводится по программе, введенной в 1999/2000 учебном году. Необходимость введения новой программы связана с принятием законов РФ "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне" (1998 г.) и письмом Минобразования России от 14.07.98 N 1133/14-2. Новая учебная программа разработана на основе "Обязательного минимума содержания образовательных программ "Основы безопасности жизнедеятельности" в учреждениях среднего (полного) общего образования РФ", с учетом специфики профессиональной подготовки, реализуемой в учреждениях начального профессионального образования (УНПО).

Программа курса ОБЖ предусматривает формирование у учащихся УНПО знаний, умений и отдельных навыков по охране и защите здоровья конкретной личности и групп людей в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; по ликвидации негативных последствий и оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления опасностей; по вопросам подготовки к военной службе. В этой программе по сравнению с действовавшей ранее усилен раздел "Подготовка к воинской службе". Более глубокого рассматриваются темы:

1. Структура Вооруженных сил Российской Федерации;

2. Воинская обязанность;

3. Боевые традиции Вооруженных сил России;

4. Особенности военной службы;

5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России.

В группах учащихся, формируемых на основе выпускников основной школы, которые одновременно с профессиональным образованием получают и среднее (полное) общее образование на изучение предмета ОБЖ отводится 140 часов учебного времени. Если выпускники УНПО получают только профессиональную подготовку, то на курс ОБЖ отводится /70 + 40/ (110) часов, а для обучаемых с недостатками физического развития - 70 часов учебного времени.

Новая программа предусматривает проведение обучения юношей на базе воинских частей в форме 5-дневных учебных сборов, которые проводятся или в конце второго курса (для УНПО с 3-4-летним сроком обучения), или в конце первого курса для УНПО с 2-летним сроком обучения, если эти УНПО формируются на базе выпускников основной школы.

На сборы отводится 40 часов учебного времени за счет практики для групп учащихся с 2-летним сроком обучения в УНПО по подготовке рабочих и служащих, не получающих одновременно с профессиональным и среднее (полное) общее образование, или за счет факультативного обучения в УНПО для выпускников, которые одновременно с профессиональным образованием получают и среднее (полное) общее образование. Эти часы находятся вне сетки учебного времени. Следует отметить, если в УНПО обучаются учащиеся с недостатками физического развития, то они изучают курс ОБЖ в течение 70 часов и для них проведение учебных сборов не планируется.

В группах учащихся, которые имеют среднее (полное) общее образование и в УНПО получают только профессиональную подготовку, предмет ОБЖ не изучается и сборы на базе воинских частей не проводятся.

Занятия в сетке часов проводятся для юношей и девушек одновременно и являются для них обязательными, а учебные сборы предназначены только для юношей.

Структура курса ОБЖ (кроме групп учащихся, имеющих недостатки физического развития) такова:

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

Раздел III. Основы военной службы;

Раздел IV. Начальная военная подготовка (практика - учебный сбор на базе воинской части).

В УНПО, где профессиональную подготовку получают учащиеся, имеющие недостатки физического развития, в предмете ОБЖ отсутствует раздел IV, а раздел III состоит из двух блоков:

Блок 1. Основы обороны государства;

Блок 2. Развивающая физическая подготовка.

В других группах учащихся, обучающихся в УНПО, физическая подготовка по военно-прикладным видам спорта в сетке часов отсутствует, она перенесена в раздел IV (в начальную военную подготовку).

При изучении курса ОБЖ рекомендуется программа по ОБЖ 1999 года, а также учебные пособия и учебники:

1. Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник (10-й и 11-й классы). - 2000.

2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.:1999.

3. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни". 1996-2001 гг.

4. Журнал "Военные знания". 1992-2001 гг.

5. Журнал "Гражданская защита". 1992-2001 гг.


3. Рекомендации по проведению итоговой аттестации


В соответствии с Законом РФ "Об образовании" выпускники образовательных учреждений, получившие среднее (полное) общее образование, обязаны пройти итоговую аттестацию.

При организации и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в учреждениях начального профессионального образования в группах, реализующих программа НПО с получением среднего (полного) общего образования, в 2001/2002 учебном году следует руководствоваться следующими документами:

- Рекомендации о порядке проведения аттестации учащихся УНПО по общеобразовательным предметам на базе основной школы с получением среднего (полного) общего образования. Приказ МО РФ от 27.01.93 N 24;

- Положение об итоговой аттестации выпускников УНПО. Приказ МО РФ от 01.11.95 N 563;

- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 03.12.99 N 1075. Это положение распространяется на все образовательные учреждения, реализующие программы общего образования.

Итоговая аттестация за среднее (полное) общее образование предусматривает два обязательных письменных экзамена (математика, русский язык и литература) и три - по выбору учащихся. Кроме этого, каждый регион имеет право дополнительно ввести еще один обязательный экзамен. В качестве устных экзаменов по гуманитарному циклу учащимся предлагается выбрать один из предметов (история либо обществознание), и два предмета из естественно-научного цикла (физика, химия, биология с основами экологии при курсе не менее 60 часов).

При итоговой аттестации учащиеся II курса пишут выпускное сочинение по литературе. Примерные темы для выпускного сочинения предложены в статье Калгановой Т.А. "Выпускные экзамены по литературе в XI классе", ж. "Русская словесность" N 1, 1999,с.29.

По математике учащиеся II курса также сдают письменный экзамен, после чего полученная ими оценка выставляется в графе "Математика".

Содержание экзамена по математике помимо традиционных заданий по алгебре и началам анализа с 2001/2002 учебного года включает и задания по геометрии, с помощью которых проверяется развитие у учащихся геометрического воображения и умение решать вычислительные задачи на нахождение величин отдельных элементов или характеристик геометрических фигур. Экзаменационная работа в целом может состоять из семи заданий по алгебре и началам анализа и трех заданий по геометрии. При этом часть заданий должна быть обязательного уровня, часть - "продвинутого", к тому же предлагаемые 10 заданий являются избыточными, т.е. учащимся предоставляется некоторая свобода в выборе заданий для решения и получения той или иной оценки.

Требования к выполнению и оценке выполнения работы должны быть открытыми, т.е. учащиеся заранее должны знать, сколько задач и какого уровня достаточно правильно решить, чтобы получить ту или иную оценку. Подробные рекомендации по составлению, проведению и оценке итоговых работ по математике содержат "Методические рекомендации по проведению итоговой аттестации в УНПО". - М.: ИРПО, 2000.

Устная итоговая аттестация может проводиться не только в традиционной форме (по билетам, собеседование, защита реферата и др.), но и в форме комплексного устно-письменного экзамена на основе тестовых заданий (тестов и заданий тестового типа), при котором учащиеся сначала письменно выполняют тестовые задания, а затем их результаты обсуждаются при собеседовании с учащимися, на основе чего выставляется оценка. Конкретную форму проведения для каждого устного экзамена выбирает образовательное учреждение.

Итоговая аттестация по общеобразовательным предметам в УНПО проводится в разные сроки, что связано с условиями проведения производственной практики. Содержание письменных экзаменов разрабатывается региональными органами управления образованием и УНПО (приказ МО РФ от 27.01.93 N 24) с учетом учебного плана УНПО. При определении содержания, объема итоговой аттестации. по общеобразовательной подготовке и уровня требований к ней следует руководствоваться требованиями обязательного минимума содержания, а также "Методическими рекомендациями по проведению итоговой аттестации учащихся УНПО по математике, предметам естественно-научного цикла" (М.: ИРПО, 2000).

Разъяснения о проведении итоговой аттестации выпускников с ослабленным здоровьем приведены в письме МО РФ от 03.03.2000 N 354/11-13 "Рекомендации по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в 2000 году".

При принятии решения о награждении выпускников УНПО, показавших в процессе обучения отличные знания и получивших в ходе итоговой аттестации оценки "отлично", золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении", а также похвальными грамотами, следует руководствоваться следующим документом: "Положение о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Приказ МО РФ от 03.12.99 N 1076.

Награждение выпускников УНПО, получающих вместе с профессией среднее (полное) общее образование, золотой или серебряной медалями, похвальными грамотами проводится только после проведения итоговой аттестации по данной профессии.


4. Примерное распределение часов по предметам естественнонаучного цикла


Таблица

Направление профессиональной
деятельности
Математи-
ка
Физика Химия Биоло-
гия
Итого
1 2 3 4 5 6
Электротехника, радиотехника,
радиоэлектроника, электроника,
связь
250 240-250 120-130 30 630-650
Строительство 220-250 200-220 120-130 30 570-630
Сельскохозяйственное
производство
220-230 220-240 120-130 40-50 600-650
Механизация сельского
хозяйства, растениеводство,
животноводство
220 200 130-140 60-70 600-630
Металлобработка 220-250 200-220 120-130 30 570-630
Биотехнология 220 200-210 140-150 60-70 610-650
Химические производства,
металлургическая,
резинотехническая,
целлюлозно-бумажная
промышленности
220 200 180-200 30 630-650
Транспорт 230-250 230-250 120-130 30 600-650
Пищевая промышленность и
общественное питание
220-230 200-210 140-150 50-60 610-650
Сфера обслуживания 220 200 120-130 40-50 560-600
Торговля, коммерция 220-230 200-210 130-140 50-60 580-640
Легкая промышленность 220-230 200-210 120-130 40-50 570-620
Геология, добыча полезных
ископаемых
220-240 200-220 130-140 30-40 570-640
Морской и речной флот,
судостроение, судоремонт
220-230 200-250 120-130 30-40 570-650
Производство художественных и
ювелирных изделий,
реставрационные работы
220 200 120-130 40-50 560-600
Лесозаготовительные работы,
деревообрабатывающее
производство и полиграфия
220-230 200-220 130-140 50-60 600-650
Энергетика 220-230 220 130-140 30-40 600-620
Профессии, не имеющие
отраслевого профиля
220-240 200-220 120-130 30-40 570-630

Рекомендуемую литературу, разработанную ИРПО, можно приобрести или заказать:

- в лаборатории внедрения научно-методических разработок ИРПО (по адресу: 125319 г.Москва, ул.Черняховского, 9. ИРПО, комн.100, телефон/факс (095) 152-18-78);

- в лаборатории методического обеспечения естественно-научных дисциплин (тел. 152-69-01, доб. 18); в лаборатории гуманитарных дисциплин и права (тел. 152-69-01, доб. 14).



Письмо Минобразования РФ от 12 июля 2001 г. N 329/19-12 "О преподавании общеобразовательных предметов и проведении итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2001/2002 учебном году"


Текст письма опубликован в журнале "Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень", N 19, октябрь 2001 г.



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.