Приказ Минобразования РФ от 24 апреля 2001 г. N 1818 "О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы"

Приказ Минобразования РФ от 24 апреля 2001 г. N 1818
"О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы"


Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 23.01.2001 N 3/1 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы (далее - Программа).

2. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л.Матросовым) обеспечить доведение Программы до органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, реализующих программы высшего, среднего и дополнительного педагогического образования.

3. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым):

3.1. Обеспечить координацию деятельности исполнителей при реализации Программы.

3.2. Формировать заказ на научное и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы.

3.3. Представить в установленном порядке на рассмотрение в управляющий комитет программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" (А.А.Полякову) для проведения конкурса перечень приоритетных направлений исследований.

3.4. Ежегодно готовить предложения о включении мероприятий IV и V разделов Программы в перечень централизованных мероприятий Министерства.

4. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову) ежегодно предусматривать финансирование и включение заказа на научное и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы в установленном порядке в проект плана научно-исследовательских работ по научно-методическому обеспечению Федеральной программы развития образования.

5. Управляющему комитету программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" (А.А.Полякову) представить в установленном порядке предложения для руководящего совета о введении в структуру программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" на 2002 - 2010 годы подпрограммы "Развитие педагогического образования в России".

6. Управлению развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К.Сергееву):

6.1. Совместно с Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России (В.Л.Матросовым) провести в соответствии с перечнем мероприятий Программы анализ состояния ресурсного и материально-технического обеспечения учреждений непрерывного педагогического образования и подготовить к 31 декабря 2001 г. предложения об их переоснащении.

6.2. Ежегодно готовить предложения о корректировке лимита государственных инвестиций на мероприятия по развитию ресурсной, материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

7. Рекомендовать Российской академии образования (Н.Д.Никандрову) включить в план важнейших исследований Академии на 2001 и последующие годы научные темы, обеспечивающие реализацию основных направлений Программы.

8. Управлению общеобразовательных учреждений и инспектирования (В.Ф.Сауткину) в срок до 15 мая 2001 г. подготовить предложения о составе рабочей группы для разработки проекта программы "Российский учитель".

9. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

9.1. Обеспечить доведение Программы до подведомственных образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования и выполнение ее мероприятий.

9.2. Принять активное участие в реализации Программы, осуществить разработку и корректировку соответствующих программ развития регионов, образовательных учреждений, организаций согласно основным направлениям Программы.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В.Д.Шадрикова.


Министр

В.М.Филиппов


Приложение
к приказу Минобразования РФ
от 24 апреля 2001 г. N 1818


Программа
развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы


Введение (паспорт программы)


Программа развития педагогического образования России (далее - Программа) является организационной основой государственной политики, проводимой Министерством образования Российской Федерации в области педагогического образования. Программа разработана с учетом положений Национальной доктрины образования Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральной программы развития образования.

Программа определяет стратегию развития педагогического образования как приоритетной и системообразующей отрасли сферы российского образования.

Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными и муниципальными программами, принимаются во внимание при создании отраслевых программ развития образования. Региональные и муниципальные программы развития педагогического образования создаются с учетом национальных, региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических, а также других особенностей регионов, влияющих на функционирование системы непрерывного педагогического образования, и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы педагогического образования на основе достижений науки и техники, за счет средств, выделяемых в рамках Федеральной программы развития образования.

Решение о разработке Программы было принято коллегией Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 23/1.

Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации.

Исполнителями и соисполнителями Программы выступают органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения системы педагогического образования различных форм и видов, научно-исследовательские организации.

Цель Программы - развитие исторически сложившейся системы педагогического образования на основе создания правовых, экономических и организационных условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога, повышения качества педагогического образования, оптимизации механизма управления системой педагогического образования при изменении образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации.

Программа ориентирована на повышение качества педагогического образования, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, сбалансированности государственного, общественного и личностного приоритетов в системе непрерывного педагогического образования, возрастание роли педагогических образовательных учреждений в решении задач, стоящих перед государством и обществом в новых экономических и социокультурных условиях.

Срок реализации Программы: 2001-2010 годы.

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:

- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с разграничением функций исполнителей;

- предложений по определению источников и объемов финансирования IV и V разделов перечня мероприятий Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство образования Российской Федерации.


Современное состояние и основные проблемы педагогического образования


Педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования, которая:

- обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;

- способствует социальной стабильности и развитию общества;

- определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Система педагогического образования России представляет собой:

- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования.

В настоящее время система непрерывного педагогического образования объединяет более 670 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный ("классический") университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Минобразования России, 90 институтов повышения квалификации).

Составной частью системы непрерывного педагогического образования являются филиалы вузов. За последние два года открыто 57 филиалов государственных педагогических вузов.

Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Финансирование учреждений системы непрерывного педагогического образования осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации. Из 670 образовательных учреждений системы 445 находятся на финансировании субъектов Российской Федерации.

Система непрерывного педагогического образования ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг.

По данным на 1998-1999 годы система непрерывного педагогического образования обеспечивает педагогическими кадрами более 60 тысяч дошкольных образовательных учреждений (4,7 млн. обучающихся) и 66,7 тысяч общеобразовательных учреждений различных видов и типов (21,1 млн. обучающихся), включая учреждения специального образования; 4 тысячи учреждений начального профессионального образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 высших учебных заведений (3,3 млн. обучающихся).

В целом система непрерывного педагогического образования готовит педагогические кадры более чем для 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек.

Востребованность выпускников системы непрерывного педагогического образования не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы непрерывного педагогического образования приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения.

Управление системой непрерывного педагогического образования осуществляется Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями такими, как Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации, Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Учебно-методическое объединение средних и высших профессионально-педагогических учебных заведений, ассоциации, советы директоров средних педагогических учебных заведений, Совет директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет директоров образовательных учреждений послевузовского образования. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации.

Современная система непрерывного педагогического образования - это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования и Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа.

Расширилась номенклатура группы 0300 Образование Классификатора специальностей среднего профессионального образования, введены 9 новых специальностей: 0303 Иностранный язык, 0305 География, 0317 Педагогика дополнительного образования, 0318 Специальное дошкольное образование, 0319 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература, 0322 Организация воспитательной деятельности, 0323 Адаптивная физическая культура, по которым с 1998/99 учебного года открыта подготовка кадров.

Осуществлен пересмотр Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части, касающейся педагогического образования. В Перечне направлений подготовки бакалавров и магистров выделена группа "Педагогические науки", уточнены названия направлений подготовки бакалавров и увеличено их число, расширен список профилей подготовки бакалавров образования, возросло число магистерских программ в области педагогических наук.

Проведена большая работа по оптимизации Перечня специальностей высшего профессионального образования, сокращен ряд педагогических специальностей, восстановлены специальности "Русский язык и литература", "Родной язык и литература", "Иностранный язык", введена специальность "Педагогика". Дополнение "по отраслям" обеспечивает адресность подготовки кадров по специальности "Профессиональное обучение". Приведены в соответствие с ОКСО наименования квалификаций по педагогическим специальностям, расширен их список.

Многое сделано в последнее время по обновлению содержания педагогического образования. Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы непрерывного педагогического образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. Их структура и содержание не только отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения, но и корреспондируются с государственными образовательными стандартами других областей образования и уровней системы педагогического образования. Принятая модель стандарта способствует реализации принципа преемственности обучения и сохранения единого образовательного пространства в рамках всей системы образования, что усиливает системообразующую функцию педагогического образования. 59 государственных образовательных стандартов по специальностям высшего педагогического образования и 7 направлениям подготовки в группе "Педагогические науки" обеспечивают вариативность высшего педагогического образования, большую ориентированность на удовлетворение потребностей стремительно развивающегося рынка запросов и услуг в сфере образования. Впервые созданы и утверждены 2 варианта государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям, что позволило сохранить практику подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительной специальностям без увеличения срока обучения. Вместе с тем механизм разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов требует корректировки в соответствии с современными тенденциями развития всей системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными и экономическими изменениями в стране. Особое внимание следует обратить на вопросы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов для всех уровней педагогического образования.

В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы непрерывного педагогического образования, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности "Информатика", включения в федеральный блок общих математических и естественно-научных дисциплин государственных образовательных стандартов педагогического образования курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработке научно-методического сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях. Следует признать, что состояние технических средств и программного обеспечения учреждений системы педагогического образования не отвечает уровню требований, необходимых для выполнения задач, стоящих перед учителем в условиях информационной цивилизации.

Развитие системы непрерывного педагогического образования обусловлено расширением и качественным изменением поля профессиональной деятельности педагога, которое диктует необходимость уточнения подходов и принципов формирования и организации содержания образования на всех его ступенях и уровнях. Первостепенным становится решение задач усиления адресности подготовки специалистов, максимальной ориентации на конкретные запросы образовательных учреждений всех типов и субъектов рынка образовательных услуг, сохранения свободы выбора личностью образовательной траектории.

Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях в большей мере становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний, все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной мотивации.

Приобщение педагога к научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сегодня сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей системы высшего образования, на базе педагогических вузов функционирует 150 диссертационных советов. По численности научного потенциала педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования. Анализ НИР по тематическим планам показывает постепенный рост финансирования научных исследований в области народного образования и педагогики. Но рост этот незначителен, по-прежнему низка активность педагогических учебных заведений в реализации федеральных и отраслевых научных программ. Все это заставляет заострить проблему перспективы научных исследований в системе непрерывного педагогического образования, обратить внимание на необходимость проявления большей активности педагогических учебных заведений в конкурсах научно-исследовательских проектов, разработке перспективных научных тем. Научный потенциал системы педагогического образования способен не только выявить перспективные направления развития науки, но и воплотить их в конкретный научный продукт. Для этого требуется скорректировать тематику научных исследований учреждений педагогического образования, последовательно включать в нее проблемы, связанные с модернизацией образования, добиться большей координации действий.

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности.

Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки невозможно без усиления роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование, при формировании содержания педагогического образования.

Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и общекультурного компонентов.

Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.

Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, курсов по выбору и дисциплин специализаций.

Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели - качественную подготовку кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования.

Отмечая в целом динамику развития системы непрерывного педагогического образования, следует признать наличие следующих проблем, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности:

- снижение престижности педагогического образования, понижение социального статуса педагога;

- отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации;

- неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров;

- наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;

- несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней педагогического образования, механизма их мониторинга;

- отсутствие теоретически обоснованных и практически апробированных подходов, научно-методического обеспечения подготовки специалистов по образовательным областям базисного учебного плана общеобразовательной (основной) и профилям (средней) школы, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школ, а также на преподавание в профильных классах;

- необходимость создания научно-методического обеспечения и разработки педтехнологий подготовки педагогов к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;

- отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества;

- несоответствие механизма разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования современным тенденциям развития образования и общества;

- слабая материально-техническая база и недостаточное программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки педагогических кадров;

- нескоординированность тематики научных исследований в учреждениях системы педагогического образования, низкая активность педагогических учреждений в конкурсах научных проектов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования.

Выявленные проблемы позволяют определить следующие основные направления и связанные с ними задачи развития системы непрерывного педагогического образования.

I. Совершенствование содержания и обеспечение качества педагогического образования:

- усиление взаимосвязей системы педагогического образования и потребностей общества;

- улучшение качества подготовки педагогических кадров для работы в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения в 12-летней общеобразовательной школе;

- разработка научных основ и научно-практических методов диагностики качества педагогического образования, создание условий для обеспечения функционирования механизма контроля качества подготовки педагогических кадров;

- разработка преемственных федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ различных уровней;

- обеспечение преемственности содержания педагогического образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования;

- разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школы; создание условий для их реализации; разработка педагогических технологий подготовки педагога к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;

- развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе непрерывного педагогического образования; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования;

- совершенствование системы государственной аттестации педагогических и руководящих кадров системы непрерывного педагогического образования.

II. Ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений педагогического образования:

- обеспечение приоритетного развития системы непрерывного педагогического образования в государстве и обществе;

- совершенствование нормативно-правовой базы в области непрерывного педагогического образования;

- формирование экономических механизмов развития системы непрерывного педагогического образования;

- совершенствование государственной и социальной защиты работников системы непрерывного педагогического образования, как обучающихся, так и выпускников, работающих в общеобразовательных учреждениях.

III. Совершенствование управления системой непрерывного педагогического образования:

- разработка теоретических основ и научно-методического обеспечения осуществления управленческого мониторинга состояния системы непрерывного педагогического образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования ее развития;

- проведение мониторинга состояния обеспечения системы непрерывного педагогического образования учебной литературой, мультимедийными и другими средствами обучения;

- создание концепции оптимизации структуры управления системой непрерывного педагогического образования.

IV. Организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации:

- подготовка и проведение конгрессов, симпозиумов, конференций, совещаний, семинаров по проблемам непрерывного педагогического образования;

- создание нормативно-правовой и финансовой базы для проведения конкурсов, олимпиад и других мероприятий, направленных на повышение престижа педагогической профессии, повышение социального статуса педагога.

V. Подготовка изданий для системы педагогического образования и освещение вопросов педагогического образования в СМИ:

- разработка механизма формирования и реализации программы учебного книгоиздания для системы непрерывного педагогического образования;

- организация работ, связанных с созданием научно-методического обеспечения системы непрерывного педагогического образования, включая подготовку мультимедийных средств обучения;

- совершенствование системы оценки качества и сертификации научно-методического, учебно-методического обеспечения, средств обучения, включая мультимедийные, и образовательных услуг для системы непрерывного педагогического образования;

- разработка системы мероприятий поддержки и развития профессиональных изданий в системе непрерывного педагогического образования.

Перечень
мероприятий по программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы


1

2

3

4

5

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Финансирование (тыс. руб.)

Планируемый результат


I. Совершенствование содержания и обеспечение качества педагогического образования


1.1. Комплексное исследование действующих государственных образовательных стандартов и программ всех уровней и их реализации в системе педагогического образования.

Разработка профессиональных образовательных программ для получения дополнительных педагогических квалификаций.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты

2001-2002

1100

Функционально-деятельностная модель педагога для образовательных учреждений различных видов, типов, форм, ступеней и уровней образования.

2001-2005

600

Мониторинг реализации ГОС в образовательных учреждениях педагогического образования. Методические рекомендации по оптимизации реализации ГОС.

2001-2002

6000

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки педагогических кадров в системе послевузовского и дополнительного педагогического образования.

2001-2004

7200

Преемственные профессиональные образовательные программы среднего, высшего и послевузовского педагогического образования.

Перечень профессиональных образовательных программ для получения дополнительных педагогических квалификаций.

1.2. Теоретическое обоснование формирования федеральных и национально-региональных компонентов основных профессиональных образовательных программ системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты

2001-2002

1200

Рекомендации по разработке согласованных федеральных и национально-региональных компонентов основных профессиональных образовательных программ системы непрерывного педагогического образования.

1.3. Разработка воспитательного компонента ГОС и рекомендаций по обеспечению условий его реализации на всех ступенях и уровнях педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты

2001-2003

2000

Воспитательный комитет профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования.

2001-2002

400

Рекомендации по организации воспитывающей и развивающей среды и образовательных учреждениях системы непрерывного педагогического образования.

1.4. Разработка дидактических основ организации преемственного учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты

2001-2002

500

Дидактические основы организации учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного педагогического образования.

2001-2002

500

Программы учебных, педагогических и производственных, включая научно-исследовательские и др. виды практики.

2001-2002

500

Рекомендации по совершенствованию организации и проведения итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений педагогического профиля.

2001-2005

1200

Учебно-методическое сопровождение ГОС среднего, высшего и послевузовского педагогического образования.

1.5. Разработка научного и учебно-методического обеспечения дистанционного образования в системе педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2005

10000

Научное и учебно-методическое обеспечение дистанционного образования в системе педагогического образования.

2001-2003

10000

Обучающие системы и компьютерные программы по специальностям высшего педагогического образования, включая формат и содержание контроля знаний и умений для дистанционных форм обучения.

2001-2005

7000

Базы данных научного, учебно-методического обеспечения и обучающих программ дистанционных форм для всех уровней и ступеней педагогического образования.

1.6. Сравнительно-сопоставительное изучение отечественного и зарубежного опыта по созданию систем контроля качества подготовки педагогических кадров.

Разработка научно-методического обеспечения контроля качества подготовки педагогических кадров на всех уровнях педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты и организации.

2001-2002

800

Аналитический отчет по международной практике сертификации педагогического образования.

2002-2003

800

Рекомендации по созданию научно-практического инструментария и использованию его для контроля качества подготовки педагогических кадров.

2001-2005

4000

Научно-практический инструментарий контроля качества подготовки педагогических кадров, измерители, контрольно-тестовые задания, анкеты и другие материалы комплексной оценки качества подготовки педагогических кадров на всех уровнях профессионального образования.

1.7. Разработка научного и учебно-методического обеспечения различных форм, включая дистанционные, довузовской подготовки молодежи, ориентированной на педагогические профессии, из сел и малых городов Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты и организации

2001-2002

2000

Научное и учебно-методическое обеспеченние довузовской подготовки молодежи, ориентированной на педагогические профессии, из сел и малых городов Российской Федерации.

2001-2003

2800

Компьютерные обучающие системы и программы, включая формат и содержание контроля знаний и умений, для дистанционной формы довузовской подготовки молодежи, ориентированной на педагогические профессии, из сел и малых городов Российской Федерации.

1.8. Разработка научного и научно-методического обеспечения информатизации системы непрерывного педагогического образования.

Создание информационных технологий управления системой непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты и организации

Ежегодно

3000

Формирование баз данных системы непрерывного педагогического образования.

2001-2005

10000

Преемственные компьютерные обучающие программы по дисциплинам и курсам предметной и психолого-педагогической подготовки.

2001-2003

10000

Электронные учебники и учебные пособия для системы непрерывного педагогического образования.

2001-2005

500

Предложения по ресурсному обеспечению информационных технологий управления системой непрерывного педагогического образования.

2001-2003

1500

Информационные технологии управления системой непрерывного педагогического образования.

1.9. Создание ресурсного, научного и методического обеспечения информатизации библиотечной сети системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001-2003

500

Научное, учебно-методическое и программное обеспечение функционирования единой информационной библиотечной сети системы непрерывного педагогического образования.

Ежегодно

2500

Электронная библиотека научно-исследовательских работ (диссертаций, научных отчетов, авторефератов, монографий) по психолого-педагогической тематике.

Ежегодно

2500

Электронный каталог учебной, учебно-методической, научной и другой литературы, выпускаемой в учреждениях системы непрерывного педагогического образования.

1.10. Сопоставление стандартов, программ, УМК для старших классов школы с требованиями к уровню знаний и содержанию базовой подготовки в средних и высших педагогических учреждениях.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения среднего и высшего педагогического образования

2001-2002

400

Аналитический отчет.

2003

2000

Преемственные учебники и учебные пособия для всех уровней образования.


II. Ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений педагогического образования


2.1. Анализ состояния ресурсного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений среднего и высшего педагогического образования и подготовка предложений, связанных с их переоснащением.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Ежегодно

1000

Предложения о корректировке лимита государственных инвестиций на мероприятия по развитию ресурсной, материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

В течение всего периода

350000

Создание в образовательных учреждениях высшего педагогического образования ресурсной, материально-технической и учебно-методической базы, соответствующей ГОС высшего педагогического образования, на основе целевых государственных инвестиций.

2001-2003

1000

Мониторинг материально-технического, научно-методического и информационного обеспечения сети учреждений системы непрерывного педагогического образования.

2.2. Анализ состояния кадрового обеспечения образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования.

Разработка перспективных планов поддержки кадрового потенциала образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования и органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Разработка перспективных планов, образовательных программ и научно-методического обеспечения подготовки педагогических кадров для системы переподготовки и повышения квалификации работников среднего и высшего образования.

Минтруд России, Минобразование России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

Ежегодно

1500

База данных по кадровому потенциалу педагогических вузов и кафедр педагогики, психологии, теории и методики преподавания (по дисциплинам) высших учебных заведений.

Ежегодно

1500

Мониторинг состояния кадрового обеспечения образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования.

2001-2003

3000

Преемственные образовательные программы высшего и послевузовского педагогического образования; программы вступительных экзаменов в аспирантуру, программы квалификационных испытаний в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

2001-2004

6000

Научное и учебно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений высшего и послевузовского педагогического образования.

Ежегодно

500

Предложения, касающиеся корректировки лимита государственных инвестиций на мероприятия по поддержке и развитию кадрового потенциала образовательных учреждений педагогического образования и органов управления образованием.

2.3. Совершенствование нормативно-правовой базы педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-исследовательские институты и организации, Минюст России и Минтруд России

2001-2005

500

Перечень номенклатуры педагогических должностей.

2001-2002

800

Предложения о совершенствовании:

- механизма закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях городской и сельской местности;

- единой тарифной сетки по оплате труда работников разных уровней и ступеней педагогического образования;

- государственного стипендиального обеспечения в образовательных учреждениях;

- квалификационных характеристик педагогических кадров малокомплектной и сельской школы.

2001-2002

500

Предложения о должностном статусе и оплате труда специалистов со средним профессиональным образованием повышенного уровня, бакалавров, магистров.

2.4. Совершенствование нормативно-правовых основ и механизмов финансирования экспериментальной работы в учреждениях и организациях педагогического образования.

Министерство образования, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2002

500

Рекомендации по организации и финансированию экспериментальной работы в УНПК.

Ежегодно

500

Предложения о корректировке лимита государственных инвестиций в организацию и финансирование экспериментальной работы в УНПК.

2001-2002

800

Рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов в учреждениях педагогического образования.

Ежегодно

5000

Всероссийское периодическое издание лучших научно-исследовательских работ обучающихся в учреждениях системы непрерывного педагогического образования.

2.5. Обобщение опыта создания и анализ эффективности деятельности УНПК педагогического образования.

Разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей преемственность разных уровней и ступеней педагогического образования и регламентирующей деятельность учебно-научно-педагогических комплексов.

Минобразование России, Минюст России, Минтруд России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, НИИ

2001-2002

1500

Рекомендации органам управления образования субъектов Российской Федерации по созданию и совершенствованию организации деятельности УНПК педагогического образования.

2001-2002 Ежегодно

800

2000

Типовое положение об УНПК.

2001-2002

500

Предложения о корректировке лимита государственных инвестиций на мероприятия по материально-техническому и научно-методическому обеспечению УНПК. Предложения об организации и проведении лицензирования, аккредитации и аттестации УНПК.


III. Совершенствование управления системой непрерывного педагогического образования


3.1. Диагностика состояния и разработка предложений, связанных с развитием и совершенствованием управления системой непрерывного педагогического образования.

Минобразование России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

1 раз в 3 года

3000

Мониторинг эффективности управления реализацией государственных образовательных стандартов педагогического образования.


1400

Мониторинг кадрового потенциала административно-управленческого персонала и органов управления образованием.


1000

Мониторинг материально-технического и научно-методического обеспечения органов управления образованием.

Рекомендации по развитию и совершенствованию управления системой непрерывного педагогического образования.

Ежегодно

1000

Рейтинг образовательных учреждений всех уровней и ступеней системы непрерывного педагогического образования.

Ежегодно

1000

Рекомендации по упорядочению и развитию сети образовательных учреждений педагогического профиля.

3.2. Анализ рынка образовательных услуг и разработка предложений о формировании заказа на подготовку специалистов в системе непрерывного педагогического образования.

Минобразование России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, НИИ

Ежегодно

4000

Мониторинг рынка образовательных услуг. Предложения, касающиеся оптимизации объемов подготовки кадров для сети педагогического и профессионально-педагогического образования всех форм обучения.

3.3. Анализ эффективности взаимодействия и разработка предложений о совершенствовании координации деятельности органов государственной власти и органов управления образованием, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и государственных объединений в системе непрерывного педагогического образования.

Минобразование России, Минюст России, Минтруд России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2002

400

Предложения о совершенствовании механизма государственного регулирования трудоустройства выпускников учебных заведений педагогического образования.

3.4. Анализ деятельности государственно-общественных органов управления, общественных объединений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, общественно-государственные и общественные объединения и организации системы непрерывного педагогического образования (Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, УМО, Совет директоров ссузов, Совет директоров ИПК) и др.

Ежегодно

500

Предложения об оптимизации деятельности государственно-общественных органов управления, общественных объединений и организаций системы непрерывного педагогического образования и развития форм социального партнерства.


500

Разработка нормативно-правовой базы для инвестиций в деятельность общественно-государственных объединений и организаций системы непрерывного педагогического образования.


9000

Поддержка деятельности государственно-общественных организаций и объединений на конкурсной основе.


IV. Организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации


4.1. Организация и проведение всероссийского совещания работников системы непрерывного педагогического образования по вопросам реализации программы развития педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

Один раз в два года

600

Материалы совещания.

4.2. Организация и проведение всероссийской научно-практической конференции по обсуждению концепции непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2002

750

Общественная экспертиза документов по непрерывному педагогическому образованию. Концепция развития непрерывного педагогического образования.

Публикация материалов.

4.3. Организация и проведение ежегодных конференций по актуальным проблемам педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

3500

Координация деятельности образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

4.4. Организация и проведение конкурса молодых ученых-преподавателей образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразования России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

4500

Повышение уровня квалификации педагогических кадров, педагогического мастерства и престижа педагогической профессии.

Положение о конкурсе молодых ученых-преподавателей.

4.5. Организация и проведение олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций студентов и слушателей системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

4500

Повышение уровня квалификации педагогических кадров, педагогического мастерства и престижа педагогической профессии.

Публикация материалов.

4.6. Организация и проведение международного конгресса по проблемам оценки качества подготовки педагогических кадров.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2003

1200

Сборник материалов.

Общественная экспертиза проекта комплексной оценки качества подготовки педагогических кадров.

4.7. Организация и проведение симпозиума по проблемам информатизации педагогического образования и дистанционных форм обучения.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2004

1100

Материалы симпозиума.

Презентация программ и моделей дистанционного образования в системе педагогического образования.

Создание банка данных по информационным технологиям обучения в системе педагогического образования.

4.8. Организация и проведение научно-практической конференции по разработке региональных программ развития педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001

300

Презентация региональных программ научных исследований в области педагогического образования.

Обобщение опыта разработки региональных программ развития педагогического образования.

Рекомендации по совершенствованию региональных научных программ развития педагогического образования.

4.9. Организация и проведение ежегодных семинаров руководителей образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования: руководителей органов управления образованием всех уровней, деканов, заведующих кафедрами.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

5000

Программы повышения квалификации.

Повышение квалификации педагогических

кадров.

Методические материалы и рекомендации.


V. Подготовка изданий для системы непрерывного педагогического образования и освещение вопросов педагогического образования в СМИ


5.1. Формирование программы выпуска учебной литературы для системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

10000

Программа учебной литературы для системы непрерывного педагогического образования с грифом Министерства образования Российской Федерации.

5.2. Проведение конкурсов учебников, учебных пособий, образовательных технологий для системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

10000

Положение о конкурсе учебников, учебных пособий, образовательных технологий. Конкурсы учебников, учебных пособий, образовательных технологий.

Повышение качества научно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5.3. Издание учебников и учебных пособий, диагностических материалов и научно-методического сопровождения для различных форм обучения, включая дистанционное, для системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, МПТР России

2001-2010

100000

Учебники, учебные пособия для системы непрерывного педагогического образования.

5.4. Разработка и подготовка к переизданию серии отечественных учебников "Педагогическая классика"

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, издательства

2001-2010

100000

Учебники, пособия серии "Педагогическая классика"

5.5. Издание научно-методического сопровождения национально-региональной составляющей государственных образовательных стандартов всех уровней педагогического образования.

Региональные министерства и управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

1000000

* Учебники, учебные пособия для системы непрерывного педагогического образования.

5.6. Поддержка профессиональных периодических изданий системы непрерывного педагогического образования. Освещение хода реализации Программы развития педагогического образования в СМИ.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

10000

Периодические издания.

Обобщение и популяризация опыта в системе педагогического образования.

Координация деятельности субъектов системы непрерывного педагогического образования.

Повышение социального статуса педагогического образования.

5.7. Обеспечение функционирования коллекторов учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и оборудования, книгораспределительной сети системы непрерывного педагогического образования за счет средств бюджетов всех уровней.


2001-2010

24000 (12000 - федеральный бюджет, 12000 - региональный бюджет)


Ожидаемые результаты от реализации Программы


Реализация Программы развития системы непрерывного педагогического образования позволит обеспечить:

- достижение заданного качества педагогического образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда;

- совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех уровнях и ступенях, углубление его фундаментальности и усиление профессиональной направленности;

- подготовку педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, перехода к двенадцатилетнему общему среднему образованию, профилизации образования, углубления вариативности и индивидуализации образования, работы с одаренными детьми и детьми с недостатками в умственном и физическом развитии, работы с разновозрастными классными коллективами в сельских малокомплектных и малочисленных школах, расширения дистанционного образования;

- интенсификацию и индивидуализацию обучения, реализацию современных технологий обучения, в том числе и информационных, развитие у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля;

- развитие научно-исследовательской деятельности научных школ, научно-технической базы учреждений системы непрерывного педагогического образования, интеграцию науки и образования, реализацию инновационных проектов и программ;

- повышение качества и увеличение наименований изданий учебной, научной и методической литературы в области педагогического образования;

- восстановление и укрепление престижа педагогической профессии, усиление государственной и социальной поддержки работников и учащихся системы непрерывного педагогического образования;

- укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки работников сферы управления образованием, педагогических кадров учреждений образования;

- формирование общенационального независимого института оценки эффективности деятельности системы непрерывного педагогического образования;

- создание мониторинга качества педагогического образования, единого информационного пространства системы непрерывного педагогического образования;

- расширение многоканального финансирования образовательных и научно-исследовательских учреждений, обучающихся и работников системы непрерывного педагогического образования.



Приказ Минобразования РФ от 24 апреля 2001 г. N 1818 "О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы"


Текст приказа опубликован в "Вестнике образования", октябрь 2001 г. N 19


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.