Письмо Минобразования РФ от 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277 "О соответствии уставов общеобразовательных учреждений законодательству Российской Федерации"

Письмо Минобразования РФ от 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277
"О соответствии уставов общеобразовательных учреждений законодательству Российской Федерации"


В соответствии с письмом Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации", органами управления 49 субъектов Российской Федерации были проведены инспекционные проверки по соответствию уставов и локальных актов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, законодательству Российской Федерации в области образования.

По результатам анализа выборочной информации установлено, что органы управления образованием осуществляют постоянный контроль за соблюдением конституционного права граждан на образование, выполнением законодательства Российской Федерации в области образования и нормативных правовых документов Минобразования России.

Устав является одним из основных организационно-правовых документов, на основании которого строится вся деятельность общеобразовательного учреждения. Однако, как показывает практика, во многих общеобразовательных учреждениях, регламентирующих цели и задачи, организационную структуру, экономический и хозяйственный аспекты деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают во внимание то, что устав - основной нормативный акт, регламентирующий права участников образовательного процесса, и в первую очередь обучающихся.

Отсутствие или недоработка именно этих вопросов, регулирующих правовые отношения участников образовательного процесса, п.5 б, в, г, д, ж, з, а также п.8, 9 ст.13 Закона Российской Федерации "Об образовании", являются характерными, типичными нарушениями при разработке и принятии устава.

Это прежде всего:

- порядок приема обучающихся, воспитанников,

- порядок и основания отчисления и перевода обучающихся, воспитанников,

- система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения,

- порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).

В данном случае устав практически не выполняет правозащитную функцию, установленную Законом Российской Федерации "Об образовании" (п.1 ст.50), нарушается принцип общедоступности образования (п.3 ст.2 указанного Закона).

В связи с этим возникают конфликтные ситуации, приводящие к нарушению прав и свобод (пункты 3, 4 статьи 32): прием детей в 1-й класс конкурсной основе, необоснованное отчисление обучающихся, невозможность ознакомления родителей и обучающихся с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся и т.д.

В основном руководители зачастую не знакомят с уставом общеобразовательного учреждения участников образовательного процесса, не констатируют ознакомление при приеме в общеобразовательное учреждение, например, в записях протоколов родительских собраний, педагогических советов и заявлениях обучающихся.

Руководители отдельных общеобразовательных учреждений, не уделяя необходимого внимания организационно-правовой роли устава в деятельности общеобразовательного учреждения, относятся к содержанию данного документа как к формальному требованию органов управления образованием.

При этом не учитывается, что в период совершенствования правовых отношений в стране, с введением новых законодательных актов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых документов Минобразования России, защищающих права и свободу гражданина, необходимо срочно провести работу по внесению изменений, обеспечивающих правовые отношения между участниками образовательного процесса, в уставы общеобразовательных учреждений, зарегистрированных в установленном порядке.

В связи с изложенным Минобразование России рекомендует:

1. При осуществлении контрольно-инспекционных функций в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации общеобразовательного учреждения прежде всего рассматривать соответствие устава законодательству России.

2. Продолжать работу по осуществлению контроля за своевременным внесением в уставы и локальные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательного учреждения, необходимых дополнений, изменений, приведением их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, согласно письму Минобразования от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

3. Разработать систему мер ответственности руководителей общеобразовательных учреждений за повышение эффективности и совершенствования организационно-правовой основы функционирования общеобразовательного учреждения и при необходимости принимать меры к должностным лицам, допустившим нарушения.


Начальник Управления
общеобразовательных учреждений
и инспектирования

В.Ф. Сауткин



Письмо Минобразования РФ от 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277 "О соответствии уставов общеобразовательных учреждений законодательству Российской Федерации"


Текст письма опубликован в журнале "Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень", N 21, ноябрь 2001 г., в журнале "Вестник образования", 2002 г., N 2, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2001 г., N 31


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.