Письмо Минобразования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии"

Письмо Минобразования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16
"Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии"


В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ компенсирующего вида допускается открытие групп для детей со сложными дефектами (два и более дефекта).

Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распространения. В настоящее время можно констатировать, что необходимое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по комплектованию, организации работы, отбору программно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.

Группы для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии создаются для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.

Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее - групп) являются:

- углубленное медико-психолого-педагогическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений;

- создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого и социально-личностного развития детей;

- осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии воспитанников группы с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

- создание условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовка воспитанников к обучению на следующей ступени образования;

- определение формы дальнейшего обучения каждого воспитанника.

Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Предпочтительным вариантом является первоначальное (диагностическое) обучение ребенка со сложной структурой нарушений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей группе) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения значительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со сложными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии после первичного обследования на комиссии (установления диагноза) и при условии возрастного соответствия направляются в данную группу сразу.

Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффективного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить максимально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4-5 лет (с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной группе). В группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлетний срок воспитания и обучения.

В одну группу могут направляться дети с разными вариантами сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей развития.

Практический опыт показывает, что нецелесообразно принимать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплексными) недостатками развития:

- слепоглухих детей;

- умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии) слабослышащих детей;

- детей с психопатоподобным поведением;

- детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепсией и др.);

- детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе;

- детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе);

- детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.

Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррекционно-педагогической работы по заключению медико-педагогической и психолого-педагогической комиссий и с согласия родителей (законных представителей) могут посещать индивидуальные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России от 29.06.99 N 129/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии").

Наполняемость группы определяется в соответствии с п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3-х лет и старше 3-х лет).

В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длительное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогической работы на разных этапах обучения.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при условии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостатками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).

При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.

С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в середине каждого занятия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо проводить физкультминутку.

В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго-третьего годов обучения дан в приложении 1.

В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется "поторапливать" детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным.

Организационными формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет - 15 минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе - 15-20 минут на одного ребенка; в старшей и подготовительной - 20-25 минут. Примерное расписание занятий (для 3-го года обучения) дано в приложении 3.

В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2.

Проведению фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее психолого-педагогическое обследование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком.

При планировании фронтальных занятий на основе Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание материала по разным разделам Программы; при необходимости предусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.

На индивидуальные занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зависимости от уровня усвоения воспитанником программного материала.


Первый заместитель министра

А.Ф.Киселев


Приложение 1

к письму Минобразования РФ

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16


Примерный режим дня


  1-й год обучения
(возраст 4-5 лет)
2-й год обучения
(возраст 5-6 лет),
3-й год обучения
(возраст 6-7 лет)
Подъем 7.30 7.30
Утренняя гимнастика 7.50 - 8.20 7.50 - 8.20
Подготовка к завтраку,
завтрак
8.20 - 8.55 8.20 - 8.50
Фронтальные занятия - (2
занятия сурдопедагога + 1
занятие воспитателя)
9.00 - 10.15
(3 занятия по 20
минут)
9.00 - 10.40
(3 занятия по 25
минут)
Индивидуальные занятия 10.25 - 12.15
(по 20 мин. с каждым
ребенком)
10.45 - 12.45
(по 20 - 25 мин. с
каждым ребенком)
Прогулка 10.20 - 12.00 10.45 - 12.35
Обед 12.15 - 13.00 12.45 - 13.20
Дневной сон 13.00 - 15.00 13.30 - 15.15
Подъем 15.00 - 15.20 15.15 - 15.30
Полдник 15.30 - 15.50 15.30 - 15.50
Фронтальные занятия
воспитателя
16.00 - 16.50
(2 занятия по 20
мин.)
16.00 - 17.10
(2 занятия по 25 -
30 мин.)
Вечерняя прогулка * 17.00 - 18.30 17.15 - 18.45
Ужин 18.45 - 19.20 19.00 - 19.35
Игры, рисование, свободная
деятельность
19.20 - 20.00 19.35 - 20.15
Подготовка ко сну 20.00 - 20.30 20.15 - 20.30
Ночной сон 20.30 20.30

-------------------------------------------------------------------------

* В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после полдника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50.


Приложение 2

к письму Минобразования РФ

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16


Примерный учебный план


Раздел программы Год обучения Специалист
1-й 2-й 3-й
количество занятий в неделю
Физическое воспитание 4 3 3 Воспитатель,
инструктор по
физвоспитанию
Игра:

сюжетно-ролевая

дидактическая


2

2


2

2


2

1


Воспитатель

Сурдопедагог
Труд 2 2 2 Воспитатель
Изобразительная
деятельность и
конструирование
3 3 3 Воспитатель
Ознакомление с
окружающим
3 3 3 Воспитатель
Развитие речи 4 5 5 Сурдопедагог
Развитие слухового
восприятия и обучение
произношению
2 1 1 Сурдопедагог
Формирование
элементарных
математических
представлений
2 2 3 Сурдопедагог
Музыкальные занятия 2 2 2 Музыкальный
руководитель

Приложение 3

к письму Минобразования РФ

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16


Примерное расписание занятий в группе 3-го года обучения
(возраст - 6-7 лет)


Дни недели Утро Вечер
Понедельник 1. Развитие речи
2. Развитие слухового восприятия
3. Ознакомление с окружающим
1. Изобразительная
деятельность
2. Труд
Вторник 1. Развитие речи
2. Физическое воспитание
3. Формирование элементарных
математических представлений
1. Ознакомление с
окружающим
2. Музыкальное
воспитание
Среда 1. Развитие речи
2. Дидактическая игра
3. Ознакомление с окружающим
1. Изобразительная
деятельность
2. Физическое
воспитание
Четверг 1. Развитие речи
2. Музыкальное воспитание
3. Формирование элементарных
математических представлений
1. Игра
2. Труд
Пятница 1. Развитие речи
2. Физическое воспитание
3. Формирование математических
представлений
1. Изобразительная
деятельность
2. Труд


Письмо Минобразования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", 2001 г., N 21, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", сентябрь 2001 г., N 27



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.