Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (с изменениями и дополнениями), страница 9

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 485 Программа дополнена приложением N 6.2

Приложение N 6.2
к федеральной целевой программе
"Развитие транспортной системы
России (2010-2020 годы)"


Объемы финансирования и показатели
реализации объектов федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", оказывающих влияние на функционирование территорий опережающего развития на территории Дальневосточного федерального округа


(млн рублей, в ценах соответствующих лет)


Наименование мероприятия

Наименование объекта

Мощность объекта

2010-2020 годы - всего

В том числе

Наименование территорий опережающего развития, на функционирование которых оказывают влияние объекты

Единица измерения

Значение

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год


Подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг"


Всего по подпрограмме




148230,4

35,5

3140

238,8

375,2

6084,9

11794,8

11981,5

10889,6

36566,4

38537,8

28585,9

территория опережающего развития "Надеждинский", Приморский край, Надеждинский район, пос. Вольно-Надеждинский

в том числе:

















федеральный бюджет




28336,7

35,5

-

55

225

3135,8

3841,3

3209,7

3043,6

8884,3

5906,5

-


внебюджетные источники




119893,7

-

3140

183,8

150,2

2949,1

7953,5

8771,8

7846

27682,1

32631,3

28585,9


Развитие транспортного узла "Восточный - Находка" (Приморский край) - всего


объектов

1

148230,4

35,5

3140

238,8

375,2

6084,9

11794,8

11981,5

10889,6

36566,4

38537,8

28585,9


в том числе:

















федеральный бюджет




28336,7

35,5

-

55

225

3135,8

3841,3

3209,7

3043,6

8884,3

5906,5

-


внебюджетные источники




119893,7

-

3140

183,8

150,2

2949,1

7953,5

8771,8

7846

27682,1

32631,3

28585,9



объекты железнодорожного транспорта (Приморский край) (федеральный бюджет) - I этап



12265,6

35,5

-

33

135

3111,8

651,3

2301,9

2506,8

3490,3

-

-


объекты морского транспорта (Приморский край) - II этап



30263,4

-

4,2

146,5

240,2

2973,1

4890,1

3697,2

3657,3

6438,2

6357,9

1858,7



в том числе:

















федеральный бюджет



15667,8

-

-

22

90

24

3190

907,8

536,8

5394

5503,2

-



внебюджетные источники



14595,6

-

4,2

124,5

150,2

2949,1

1700,1

2789,4

3120,5

1044,2

854,7

1858,7



строительство объектов транспортной инфраструктуры (Приморский край) (федеральный бюджет) - III этап



403,3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

403,3

-



строительство объектов частной собственности (за исключением объектов II этапа) (Приморский край) (внебюджетные источники)- IV этап



105298,1

-

3135,8

59,3

-

-

6253,4

5982,4

4725,5

26637,9

31776,6

26727,2



Подпрограмма "Железнодорожный транспорт"


Всего по подпрограмме




25249,2

8370,9

6572,6

2700

2885

3281,5

110,5

88,4

101,7

152

382,1

604,5


в том числе:

















федеральный бюджет




22605,4

6130,9

6572,6

2700

2885

3281,5

-

-

3,2

45,6

382,1

604,5


бюджеты субъектов Российской Федерации




2240

2240

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


внебюджетные источники




403,8

-

-

-

-

-

110,5

88,4

98,5

106,4

-

-


Строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия) - всего


км

450,4

23810

8370,9

6572,6

2700

2885

3281,5

-

-

-

-

-

-

территория опережающего развития "Индустриальный парк "Кангалассы", Республика Саха (Якутия), г. Якутск

в том числе:

















федеральный бюджет




21570

6130,9

6572,6

2700

2885

3281,5

-

-

-

-

-

-


бюджеты субъектов Российской Федерации




2240

2240

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


Развитие материальной базы Дальневосточного государственного университета путей сообщения - всего




1439,2

-

-

-

-

-

110,5

88,4

101,7

152

382,1

604,5

территория опережающего развития "Хабаровск", г. Хабаровск

в том числе:

















федеральный бюджет




1035,4

-

-

-

-

-

-

-

3,2

45,6

382,1

604,5


внебюджетные источники




403,8

-

-

-

-

-

110,5

88,4

98,5

106,4

-

-



строительство учебно-спортивного корпуса в г. Хабаровске - всего

кв.м

20000

299,9

-

-

-

-

-

46,4

-

-

-

188

65,5



в том числе:

















федеральный бюджет



253,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

188

65,5



внебюджетные источники



46,4

-

-

-

-

-

46,4

-

-

-

-

-



строительство малосемейного общежития для преподавателей университета в г. Хабаровске - всего

кв.м

6300

1139,3

-

-

-

-

-

64,1

88,4

101,7

152

194,1

539



в том числе:

















федеральный бюджет



781,9

-

-

-

-

-

-

-

3,2

45,6

194,1

539



внебюджетные источники



357,4

-

-

-

-

-

64,1

88,4

98,5

106,4

-

-



Подпрограмма "Автомобильные дороги"


Всего по подпрограмме (федеральный бюджет)




27505,7

7738

2083,1

3763,5

3245

1663,6

637,4

3373,9

3207,8

565,9

100

1127,5


Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска (федеральный бюджет)


км/пог. м

88,9/

258,6

13376,1

28,3

1202,8

2932,5

2195,8

1168,3

617

1557,7

3207,8

465,9

-

-

территория опережающего развития "Кангалассы"

Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск (федеральный бюджет)


км/пог. м

37,5/

145,4

14045,1

7709,7

880,3

800

1035,7

495,3

20,4

1816,2

-

100

100

1087,5

территория опережающего развития "Хабаровск", территория опережающего развития "Комсомольск", территория опережающего развития "Приамурская", территория опережающего развития "Белогорск", территория опережающего развития "Остров Большой Уссурийский", Хабаровский край

Реконструкция участков автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Холмск (федеральный бюджет)


км/пог. м

-

64,5

-

-

31

13,5

-

-

-

-

-

-

20

территория опережающего развития "Курилы", Сахалинская область, Курильские острова

Реконструкция подъезда к аэропорту Петропавловск-Камчатский (федеральный бюджет)


км/пог. м

-

20

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

20

территория опережающего развития "Камчатка"


Подпрограмма "Гражданская авиация"


Всего по подпрограмме




50799,6

644,5

284,1

894,2

1538,4

2208,1

4504,5

8401,3

9142

13191,1

8896,4

1095


в том числе:

















федеральный бюджет




23704

644,5

284,1

894,2

1277,8

1340

2552,6

3534,3

3118

6432,3

2531,2

1095


бюджеты субъектов Российской Федерации




2558,3

-

-

-

-

669,7

-

300

300

604,6

684

-


внебюджетные источники




24537,3

-

-

-

260,6

198,4

1951,9

4567

5724

6154,2

5681,2

-


Реконструкция ИВПП-2 аэропорта Якутск (II очередь строительства), Республика Саха (Якутия), - всего


единиц

1

25827,6

644,5

284,1

809,6

1174,9

1290,2

511,7

3567

4700,6

5544,6

6205,4

1095

территория опережающего развития "Индустриальный парк "Кангалассы"

в том числе:

















федеральный бюджет




9848,6

644,5

284,1

809,6

1174,9

1290,2

511,7

700

676,6

1085,8

1576,2

1095


бюджеты субъектов Российской Федерации




1158,6

-

-

-

-

-

-

300

300

304,6

254

-


внебюджетные источники




14820,4

-

-

-

-

-

-

2567

3724

4154,2

4375,2

-


Строительство и реконструкция аэропортового комплекса "Игнатьево" (г. Благовещенск) - всего


единиц

1

6090,2

-

-

-

67,4

739,5

28

-

1212

2658,3

1385

-

территория опережающего развития "Белогорск", территория опережающего развития "Приамурская"

в том числе:
















федеральный бюджет




4642,5

-

-

-

67,4

49,8

-

-

1212

2358,3

955

-

бюджеты субъектов Российской Федерации




1399,7

-

-

-

-

669,7

-

-

-

300

430

-

внебюджетные источники




48

-

-

-

-

20

28

-

-

-

-

-

Реконструкция аэропортового комплекса "Новый" (г. Хабаровск)


единиц

1

18881,8

-

-

84,6

296,1

178,4

3964,8

4834,3

3229,4

4988,2

1306

-

территория опережающего развития "Хабаровск", территория опережающего развития "Остров Большой Уссурийский"

в том числе:
















федеральный бюджет




9212,9

-

-

84,6

35,5

-

2040,9

2834,3

1229,4

2988,2

-

-

внебюджетные источники




9668,9

-

-

-

260,6

178,4

1923,9

2000

2000

2000

1306

-


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2015 г. N 532 в наименование внесены изменения

См. текст наименования в предыдущей редакции

Подпрограмма
"Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)"

С изменениями и дополнениями от:

12 октября 2010 г., 30 декабря 2011 г., 27 сентября 2014 г., 2 июня, 6 октября 2015 г., 29 июля 2016 г.


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2016 г. N 725 в паспорт внесены изменения

См. текст паспорта в предыдущей редакции

Паспорт подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг"


Наименование подпрограммы

-

подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг"

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 781-р

Государственный заказчик - координатор подпрограммы

-

Министерство транспорта Российской Федерации

Государственный заказчик подпрограммы

-

Министерство транспорта Российской Федерации

Основные разработчики подпрограммы

-

федеральное государственное унитарное предприятие "Научный центр по комплексным транспортным проблемам", автономная некоммерческая организация "Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом", федеральное казенное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России"

Цели и задачи подпрограммы

-

целями подпрограммы являются:

повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;

улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Задачами подпрограммы являются:

обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры;

повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;

формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнерства

Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы

-

в 2020 году экспорт транспортных услуг достигнет 25,6 млрд. долларов США, количество трансферных пассажиров в аэропортах-хабах составит 2,5 млн. пассажиров в год, будет подготовлено к реализации на условиях государственно-частного партнерства 24 проекта развития транспортных коридоров, включая логистические центры.

Прирост объема транзитных перевозок за период реализации подпрограммы составит 21,9 млн. тонн

Сроки реализации подпрограммы

-

2010-2020 годы

Объемы и источники финансирования подпрограммы

-

общий объем финансирования подпрограммы составляет 780,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 272,7 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 2,2 млрд. рублей;

за счет внебюджетных средств - 505,4 млрд. рублей.

Из общего объема финансирования капитальные вложения составляют 778,1 млрд. рублей, прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 2,1 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

-

реализация мероприятий подпрограммы позволит:

сформировать транспортную систему, обеспечивающую конкурентное преимущество Российской Федерации на международном рынке транспортных услуг;

переориентировать транзитные грузо- и пассажиропотоки на российские транспортные коридоры;

увеличить доходы от экспорта транспортных услуг на 10,9 млрд. долларов США;

обеспечить прирост производственных мощностей морских портов на 80 млн. тонн;

обеспечить рост внебюджетных инвестиций в развитие транспорта за счет подготовки проектной документации и выработки механизмов финансирования проектов на условиях государственно-частного партнерства.

Дополнительный валовой национальный доход, полученный за счет реализации транзитного потенциала Российской Федерации на евразийском направлении, составит 350 млрд. рублей (с учетом прогнозов роста товарооборота на евразийском направлении).

Общественная эффективность подпрограммы оценивается в 790,7 млрд. рублей, коммерческая эффективность - 353,2 млрд. рублей, бюджетная эффективность - 336,8 млрд. рублей


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма


Подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг" (далее - подпрограмма) направлена на создание эффективной транспортной инфраструктуры, позволяющей повысить конкурентоспособность транспортной системы Российской Федерации и реализовать транзитный потенциал страны.

В настоящее время Российская Федерация не в полной мере использует свои конкурентные преимущества. Основной проблемой является несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли и условиям мирового рынка транспортных услуг.

Существующая система международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, и их обустройство не позволяют в полной мере использовать отечественные транспортные коммуникации для обеспечения международных трансконтинентальных связей. Транзит через территорию Российской Федерации составляет менее 1 процента товарооборота между странами Европы и Азии (используется только 5 - 7 процентов транзитного потенциала страны). Это обусловлено диспропорциями в развитии различных видов транспорта, несбалансированностью и неэффективностью транспортно-технологической инфраструктуры, отсутствием современной сети логистических центров, низким уровнем использования прогрессивных транспортных технологий, в частности контейнерных, несоответствием уровня качества транспортного обслуживания международным требованиям.

Решение данных проблем возможно только при комплексном развитии объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, крупнейших транспортных узлов и терминально-логистических комплексов. Реализация таких комплексных проектов на условиях государственно-частного партнерства позволит повысить инвестиционную привлекательность транспортной отрасли, обеспечить необходимый приток капиталов для достижения прогнозируемых количественных и качественных показателей ее работы. Принятые в последние годы меры по развитию механизмов государственно-частного партнерства на транспорте оказались недостаточными. Отчасти это является результатом отсутствия необходимой нормативной правовой базы и институциональных условий, способных обеспечить принятие решений о направлениях инвестирования, государственных гарантиях и других видах государственной поддержки.

Вместе с тем существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством объектов транспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства, позволяют рассчитывать на их успешную реализацию при условии соответствующей организации и ресурсной обеспеченности. При этом конечные результаты, связанные с ускорением темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры, ускорением транспортных потоков, дополнительные бюджетные поступления за счет увеличения налоговой базы и роста транзитных перевозок обеспечивают высокую бюджетную эффективность таких проектов.


II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы, целевые индикаторы и показатели


Целями подпрограммы являются:

повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;

улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:

обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры;

повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;

формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнерства.

Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, предусматривает реализацию проектов комплексного развития транспортной инфраструктуры на главных направлениях транспортных потоков с целью обеспечения ускорения движения товаров в международном сообщении.

Указанная работа должна идти по следующим важнейшим направлениям:

Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование железнодорожных сетей европейской части Российской Федерации и Транссибирской железнодорожной магистрали и выходов к границе с Китайской Народной Республикой и портам Дальнего Востока);

Северная Европа - Южная Азия (использование автомобильных, железных дорог и внутренних водных путей, связывающих балтийское побережье Российской Федерации с Каспийским морем и позволяющих использовать транспортные системы Ирана и Индии);

Северная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование Северного морского пути);

Европа - Азия - Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс).

Транспортный коридор "Запад - Восток" ("Транссиб") представляет собой альтернативу традиционному морскому пути доставки контейнеров из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу. Его основа - Транссибирская железнодорожная магистраль, использование которой позволяет на 8 тыс. км сократить путь между Европой и Азией и сэкономить 8 - 19 суток транзитного времени. В перспективе по этому универсальному коридору широтного направления может осуществляться часть товарообмена между Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом. В полосе коридора и на подходах к нему опережающими темпами развивается автодорожная сеть, совершенствуется инфраструктура интермодальных перевозок, создана и функционирует система информационных коммуникаций, основанных на оптико-волоконных линиях связи.

Для приведения транспортного коридора "Транссиб" в соответствие с современными требованиями потребуются развитие транспортных путей и модернизация морских портов Дальнего Востока и Северо-Западного региона, обеспечивающих стыковку этого коридора с международными коммуникациями. Международный транзит в широтном направлении по транспортному коридору "Транссиб" не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать росту внутренних перевозок и развитию восточных регионов Российской Федерации.

Международный евро-азиатский транспортный коридор меридионального направления "Север - Юг" обеспечивает транзитную связь Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. Коридор "Север - Юг" включает достаточно мощную и разветвленную сеть российских транспортных коммуникаций (железнодорожные и автомобильные дороги, внутренние водные пути и морские порты), а также транспортные сети Ирана, Индии и других стран. Использование международного транспортного коридора "Север - Юг" почти втрое сокращает путь следования и экономит оператору порядка 600 долларов в расчете на один контейнер. Это создает очевидные экономические предпосылки для перевозки по коридору "Север - Юг" части грузов между странами указанных регионов, а также внешнеторговых грузов между Российской Федерацией и этими странами.

Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры включает в себя реализацию комплексных инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры и логистических технологий в транспортных узлах, которые можно дифференцировать в зависимости от их местоположения и функциональной направленности следующим образом:

комплексные транспортные узлы на основных направлениях международных транспортных коридоров на базе крупных морских портов, аэропортов-хабов и приграничных железнодорожных узлов;

внутренние мультимодальные транспортные узлы, расположенные на международных транспортных коридорах, а также в центрах федерального и регионального значения;

терминально-логистические комплексы в центрах федерального и регионального значения, являющихся крупными отправителями и получателями грузов.

Решение задачи комплексного развития транспортных узлов позволит обеспечить возрастающие объемы перевозок внешнеторговых грузов, повысить конкурентоспособность транспортной системы и привлечь дополнительные транзитные потоки на международные транспортные коридоры, проходящие по территории Российской Федерации.

Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте возможно на основе формирования механизмов управления инвестиционными проектами на условиях государственно-частного партнерства, которое предполагает разработку проектной и конкурсной документации, организацию проектно-изыскательских работ и выкуп земли для строительства комплексных объектов транспортной инфраструктуры, отработку моделей и механизмов привлечения внебюджетных средств, создание системы управления инвестиционными проектами.

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы приведены в приложении N 1.


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 485 в раздел III внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

III. Перечень мероприятий подпрограммы


Для достижения поставленных целей и решения задач подпрограммы предусматривается реализация системы мероприятий инвестиционного и инновационного характера.

Мероприятия подпрограммы увязаны с мероприятиями, проводимыми в рамках других подпрограмм Программы, и сформированы таким образом, чтобы исключить возможное дублирование других федеральных целевых программ.

Мероприятия подпрограммы предусматривают подготовку и реализацию масштабных комплексных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства и проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Мероприятия подпрограммы сгруппированы по основным задачам.

Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров включает в себя мероприятия по развитию основных направлений грузо- и пассажиропотоков (строительство и реконструкция участков транспортных путей, совмещенных мостов, развитие альтернативных маршрутов) с целью повышения уровня качества транспортных услуг, ускорения доставки, улучшения процессов управления перевозками (логистика, информатизация, безопасность). Осуществление этих мероприятий позволит создать условия для привлечения транзитных потоков на международные транспортные коридоры, проходящие по территории Российской Федерации.

В целях решения указанной задачи предполагается реализация следующих проектов:

комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора "Транссиб" в направлении Европа - Российская Федерация - Япония с ответвлениями на Республику Казахстан, Монголию и Китай. Ключевыми звеньями этого коридора являются морские порты Новороссийск, Тамань, Восточный, Находка, Ванино и Транссибирская железнодорожная магистраль, которая должна стать двухпутной и полностью электрифицированной, а также выход на северо-восточные провинции Китая и Корейский полуостров. Указанный проект позволит обеспечить значительный грузовой транзит контейнеров из Южной Кореи. Западным звеном коридора "Транссиб" является широкий распределенный выход на сухопутную границу Российской Федерации с европейскими государствами. Связующими звеньями в  обеспечении функционирования международных транспортных коридоров будут создаваемые мультимодальные транспортные узлы и межрегиональные логистические центры, обеспечивающие современный уровень обработки грузов;

комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора "Север - Юг" по направлению Северная Европа - Российская Федерация - Иран - Индия с ответвлениями на Кавказ - Персидский залив и Центральную Азию. Ключевыми звеньями этого коридора являются морские порты Мурманск и Новороссийск. В составе коридора "Север - Юг" будут осуществляться работы по развитию магистральных путей сообщения и комплексных транспортных узлов, расширению и строительству подходов к морским и речным портам, железнодорожным станциям, аэропортам и мультимодальным терминалам, входящим в состав международных транспортных коридоров;

развитие международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" через территорию Российской Федерации на участке Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - до границ Республики Казахстан. В зоне прохождения транспортного коридора в Республике Татарстан будет реализован пилотный проект строительства Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, который станет системным центром распределения и обработки грузов федерального значения.

Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры включает в себя проекты развития пассажирских и грузовых аэропортов-хабов, морских портов, терминалов, транспортно-логистической инфраструктуры. Программные мероприятия предусматривают переход транспортно-технологической инфраструктуры на новый качественный уровень.

Предусматривается приоритетное развитие Московского авиатранспортного узла, что позволит обеспечить удобное воздушное сообщение между континентами и создать современную наземную базу для обслуживания трансферных пассажиров. При этом Московский авиатранспортный узел будет выполнять роль узлового аэропорта-хаба, который позволит консолидировать пассажиропотоки, следующие из разных стран, и распределять их на трансконтинентальные рейсы.

Развитие Московского авиатранспортного узла по принципу хаба позволит повысить конкурентоспособность российских аэропортов на мировом рынке, увеличить объем перевозок трансферных пассажиров до 2,5 млн. человек в год, что будет составлять около 20 процентов всего объема перевозок.

В составе инвестиционных проектов развития Московского авиатранспортного узла предусматривается дальнейшее комплексное развитие аэропорта Шереметьево (строительство новой взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, пассажирского аэровокзала, инженерных сетей и других объектов инфраструктуры).

Абзац четырнадцатый утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца четырнадцатого

В подпрограмме решаются задачи развития и повышения конкурентоспособности комплексных узлов на базе морских портов, находящихся в местах максимальной концентрации экспортных и транзитных грузопотоков. Российские морские порты в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном бассейнах являются входными пунктами международных транспортных коридоров ("Транссиб", "Север - Юг", "Европа - Западный Китай"). Для решения этих задач будут реализованы проекты комплексного развития Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, создания комплексного транспортного узла на базе порта Тамань, морских портов Восточный, Находка и Ванино (на восточном направлении).

При реализации указанных проектов будет обеспечено скоординированное развитие инфраструктуры практически всех видов транспорта, мощностей контейнерных и перегрузочных терминалов.

Развитие экспорта транспортных услуг будет сопровождаться повышением их качества, что возможно только на основе комплексного развития транспортно-логистической инфраструктуры. Мероприятия по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры включены в комплексные инвестиционные проекты. Наиболее крупные логистические комплексы должны быть созданы в Московской области (в зоне Центральной кольцевой автомобильной дороги), на Санкт-Петербургском транспортном узле, в гг. Мурманске, Архангельске, Ростове-на-Дону, Нижний Новгород, Казани, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и других городах.

Одной из основных задач подпрограммы является формирование механизмов управления инвестиционными проектами на условиях государственно-частного партнерства. Решение этой задачи предусматривает реализацию комплекса мероприятий по разработке проектной и конкурсной документации, включая организацию проектно-изыскательских работ для строительства комплексных объектов транспортной инфраструктуры, отработку механизмов использования различных форм государственно-частного партнерства, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.

Будут выполнены проектные работы в части подготовки инвестиционных проектов комплексного развития инфраструктуры международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Транссиб", альтернативных маршрутов международных транспортных коридоров и развития комплексных транспортных узлов.

Описание важнейших инвестиционных проектов приведено в приложении N 2.

Научно-техническое обеспечение реализации подпрограммы предусматривает научную поддержку решения приоритетных задач в области комплексного развития транспортной инфраструктуры, совершенствования методологии его планирования, повышения роли инновационной составляющей в экономическом развитии страны и проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по следующим направлениям:

разработка инвестиционных предложений в области повышения конкурентоспособности транспортных коридоров и развития мультимодальных транспортных узлов;

информационно-аналитическое обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг, включающее методическое обеспечение оценки экспорта транспортных услуг и транзитного потенциала Российской Федерации, исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков;

разработка методологических подходов к решению вопросов повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации на основе внедрения инновационных транспортных технологий с апробацией их в экспериментальном режиме.


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2016 г. N 725 в раздел IV внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы


Объем финансирования подпрограммы рассчитан в ценах соответствующих лет и за период ее реализации составляет 780256,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 272735,2 млн. рублей.

Основными направлениями финансирования подпрограммы являются:

капитальные вложения - 778141,4 млн. рублей (99,7 процента общих расходов по подпрограмме);

расходы на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - 2115,4 млн. рублей (0,3 процента общих расходов по подпрограмме).

Источниками финансирования капитальных вложений являются:

средства федерального бюджета - 270619,9 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2151,3 млн. рублей;

внебюджетные средства - 505370,2 млн. рублей.

Капитальные вложения направляются в первую очередь на реализацию комплексных проектов в области развития транспорта на условиях государственно-частного партнерства. Высокая капиталоемкость предлагаемых к реализации проектов предполагает создание дополнительных гарантий для потенциального инвестора, в том числе таких, как финансирование за счет средств федерального бюджета проектных работ.

Необходимые объемы финансирования мероприятий по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в составе комплексных проектов определены в соответствии с разработанной проектной документацией либо по объектам-аналогам.

Расходы на реализацию подпрограммы приведены в приложении N 3.


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1201 в раздел V внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции


V. Механизм реализации подпрограммы


Управление ходом реализации подпрограммы осуществляет государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации.

Основными задачами управления реализацией подпрограммы являются:

актуализация мероприятий подпрограммы и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и государственной транспортной политики;

обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных и внебюджетных средств;

привлечение инвестиций для реализации комплексных проектов;

организация научно-технического сопровождения подпрограммы.

Государственный заказчик в процессе реализации подпрограммы может проводить работу по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования, а также по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предусматривается, что для реализации подпрограммы будут разработаны и внедрены механизмы управления проектами, обеспечивающие рациональное сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций.

В этих целях предполагается осуществить разработку концепции проекта, включающей структуру проекта, размещение основных элементов, определение основных участников, предварительную схему финансирования на условиях государственно-частного партнерства, на основе которой будет формироваться конкурсная документация на проектные работы.

Методическое, информационно-аналитическое, организационное и экспертное сопровождение в ходе текущего управления реализацией подпрограммы возложено на федеральное казенное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". На указанное учреждение также возлагается исполнение функций государственного заказчика по подготовке и реализации мероприятий подпрограммы, в том числе действий, связанных с изъятием земельных участков по поручению органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии земельных участков. Также для управления реализацией подпрограммы создается соответствующая аналитическая система.

Контроль за выполнением мероприятий подпрограммы в установленном порядке будет осуществляться государственным заказчиком подпрограммы, контрольные функции будут осуществляться также федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2013 г. N 401 в раздел VI внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции


VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы


Интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, будет способствовать ускорению роста внутреннего валового продукта. Транспортные услуги должны превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью российского экспорта, что в значительной мере снизит риски, связанные с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сырья. Будут существенно расширены возможности увеличения экспорта российских товаров в страны Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (наиболее быстро растущие рынки). Развитие евразийских транспортных коридоров придаст дополнительный импульс работам в области телекоммуникаций, повышению мобильности рабочей силы и ускорению перевозки грузов, оживлению промышленной и деловой активности.

В результате реализации мероприятий подпрограммы транспортная отрасль выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке транспортных услуг. Будет создана база для эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации и реализации ее транзитного потенциала, будут внедрены механизмы реализации крупных инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства.

Реализация проектов строительства объектов инфраструктуры дает значительный макроэкономический эффект, поскольку обеспечивает стратегическое преимущество государства на долгосрочную перспективу, способствует повышению качества жизни населения, обеспечивая решение социальных задач.

Мероприятия подпрограммы (исходя из оценки социально-экономической эффективности) позволят достичь следующих результатов:

общественная эффективность - 790,7 млрд. рублей;

коммерческая эффективность - 353,2 млрд. рублей;

бюджетная эффективность - 336,8 млрд. рублей.

Расчет показателей эффективности подпрограммы приведен в приложении N 4.

Меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду реализуются в подпрограмме по двум направлениям: специальные экологические проекты и отдельные мероприятия в составе крупных комплексных инвестиционных проектов. Природоохранные мероприятия предусматривают строительство и реконструкцию шумозащитных сооружений, сооружений по очистке сточных вод, переработке и обезвреживанию отходов производства.

Оценка результативности реализации подпрограммы будет проводиться путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями.

Основными результатами реализации мероприятий подпрограммы являются:

рост экспорта транспортных услуг в 1,9 раза;

прирост объема транзитных перевозок на 12,6 млн. тонн;

рост количества трансферных пассажиров в аэропортах-хабах в 25 раз.

Дополнительный валовой национальный доход, полученный за счет реализации транзитного потенциала Российской Федерации на евразийском направлении, по прогнозным оценкам, составит 350 млрд. рублей.

Наряду с решением задачи роста экспорта транспортных услуг реализация комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации окажет позитивное влияние на макроэкономические показатели, позволит увеличить занятость трудоспособного населения страны, получить значительный мультипликативный эффект в других отраслях экономики и социальной сфере.


Актуальный текст документа