Письмо Минобразования РФ от 22 мая 2001 г. N 22-06-709 О рекомендациях для учреждений дополнительного педагогического образования "О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

Письмо Минобразования РФ от 22 мая 2001 г. N 22-06-709


Министерством образования Российской Федерации совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлены рекомендации для учреждений дополнительного педагогического образования "О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".

Настоящие рекомендации могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, готовящихся к аттестации.


Первый заместитель министра

А.Ф.Киселев


Приложение


О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации
педагогических и руководящих работников государственных
и муниципальных образовательных учреждений


Рекомендации для учреждений дополнительного педагогического образования


Основными задачами повышения квалификации являются обновление и расширение профессиональных знаний работников образования, учителей, руководителей образовательных учреждений по наиболее актуальным направлениям совершенствования и развития системы образования, социального управления; стимулирование творческого роста, формирование профессиональных педагогических, управленческих умений, содействие в определении содержания самообразования педагога, воспитателя, руководителя.

При разработке программ повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, готовящихся к аттестации, необходимо руководствоваться тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, требованиями к квалификации педагогических, руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий, Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Программы повышения квалификации, разрабатываемые образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования, должны включать изучение слушателями курсов требований законодательных, нормативных актов в сфере образования, учитывать уровень знаний воспитателей, учителей, мастеров, руководителей в области основных направлений их профессиональной деятельности, сформированности профессиональных педагогических, управленческих умений (коммуникативных, организаторских, конструктивно-проектировочных, аналитических), прогнозируемых результатов педагогической, управленческой деятельности. Необходимо также учитывать особенности педагогической, управленческой деятельности в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе с малой наполняемостью учащихся, учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования.

Программы повышения квалификации для педагогических работников, прежде всего претендующих на получение II квалификационной категории, должны разрабатываться с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования как основы профессиональной подготовки специалистов.

Независимо от подготовки к аттестации на любую квалификационную категорию повышение квалификации специалистов системы образования должно способствовать реализации задачи стимулирования педагогического, управленческого мастерства, росту профессиональной культуры педагога, руководителя образовательного учреждения. При этом значимой при определении содержания курсов повышения квалификации является самооценка педагогом, руководителем уровня своей квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности. Выбор на этой основе программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки - дело самого аттестуемого.

Рекомендуются следующие основания для определения содержания курсов повышения квалификации:

а) освещение ведущих направлений в развитии современного образования, основных концепций образовательной деятельности (гуманизации, демократизации образования, основ развивающего обучения и др.), результатов научных исследований в области гуманитарных и естественно-научных знаний, современных, человековедческих, педагогических технологий, форм и методов использования информационных технологий в образовании;

б) открытость содержания, возможность его корректирования на основе результатов диагностики и самооценки уровня информационных профессиональных потребностей педагогов, руководителей образовательных учреждений;

в) ориентация содержания курсов на выявление проблем для последующего самообразования;

г) модульное построение учебно-тематических планов и программ, наличие инвариантных (независимо от ориентации на различные квалификационные категории) и вариативных модулей;

д) содержание вариативных модулей может учитывать уровень требований к конкретной квалификационной категории, особенности профессиональных запросов специалистов, специфику образовательных программ, реализуемых в различных типах и видах образовательных учреждений;

е) обеспечение дифференцированного подхода к комплектованию учебных групп педагогов, руководителей образовательных учреждений, готовящихся к аттестации на ту или иную квалификационную категорию.

Продолжительность всех курсов - от 72 до 144 часов.

В зависимости от состава слушателей курсов количество учебных часов на изучение инвариантных и вариативных модулей может меняться.


Примерная структура и содержание программ (инвариантные модули)
повышения квалификации педагогических кадров


I. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности


Закон Российской Федерации "Об образовании", Декларация прав ребенка от 20.11.59, утв. Генеральной конференцией ООН, Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Закон РФ "О правах ребенка" (1998 г.).

Конституционные и социальные гарантии прав граждан на образование.

Уровни компетенции органов управления образованием. Взаимодействие и взаимоотношения субъектов образовательного права. Трудовые отношения в образовании. Типовые положения, локальные акты, определяющие деятельность образовательных учреждений различных типов и видов (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.). Охрана прав несовершеннолетних. Взаимодействие школы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье.


II. Общество и образование


Философские основы современного образования; функции образования; гуманизация и демократизация образования как мировые тенденции.

Образование и формирование гражданского общества.

Государственная политика в области образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Программа социально-педагогического обеспечения развития и воспитания детей.

Система образования в России: структура, тенденции в обновлении содержания, образовательные программы. Государственные образовательные стандарты, их роль в сохранении единого образовательного пространства; федеральный и национально-региональный компоненты. Принципы образования и воспитания.

Программа развития образования в регионе.


III. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности


Проблемы развития современной педагогики и ее взаимосвязь с основами философии образования, экзистенциальной философии, антропологией, синергетикой, семиотикой, акмеологией, герменевтикой и т.д. Народная педагогика и общечеловеческие ценности.

Педагогика о категории детства как особом периоде человеческой жизни, воспитательном пространстве школы как освоенной воспитательной среде.

Гуманизация образовательной деятельности; педагогические и психологические основы гуманизации. Личностно-ориентированная деятельность педагога: системный, эволюционный, междисциплинарный подходы. Реальные жизненные проблемы детей в современной социокультурной ситуации. Создание условий для развития личности ребенка, его нравственного самоопределения, формирования жизненной позиции.

Педагогика ненасилия и проблемы толерантности. Гуманистическая психология и ее тенденции к целостному рассмотрению личности. Идеи развития личности в деятельности и общении, ролевых отношениях и сотрудничестве, в процессе становления.

Психологические основы развивающего обучения.

Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с ограничениями в развитии по здоровью и система работы с ними.


IV. Содержание образования, образовательные области и программы


По всем образовательным областям вариативные модули разрабатывает ведущее учреждение дополнительного образования (повышения квалификации), включая предметы национально-регионального, школьного компонентов базисного учебного плана.


V. Современные педагогические технологии


Понятие образовательной технологии. Современные методы и организационные формы обучения. Активные формы обучения. Педагогическая техника. Современные педагогические технологии в практике учителей, работающих в разных образовательных областях с различными возрастными группами учащихся.

Современные информационные технологии и их использование в работе учителя. Методология и стратегия отбора содержания, методов и организационных форм обучения с использованием информационных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Анализ и самоанализ результатов учебной деятельности учителя, использования современных образовательных технологий в практике.

Теория оценки; оценка качества образования. Мониторинг обученности учащихся. Стимулирующая роль оценки.


VI. Правовые основы аттестации работников образования


Роль аттестации в стимулировании целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности, профессиональной, коммуникативной, информационной, духовной культуры педагога.

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован Минюстом России 24.07.2000 N 2322); тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации; требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.

ГАРАНТ:

См. также Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденное приказом Минобрнауки России от 6 августа 2009 г. N 284


Примерная структура и содержание программ (инвариантные модули)
повышения квалификации руководителей государственных и муниципальных
образовательных учреждений


Требования к профессиональной компетентности руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий имеют особенности, связанные со спецификой их профессиональной управленческой деятельности.

Основные знания, умения, требования к результатам управленческой деятельности, необходимые руководителю для плодотворного управления образовательным учреждением, изложены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях), в Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений по дополнительной образовательной программе "Менеджмент в образовании", утвержденной Министерством образования РФ 20.03.2000.

В то же время, учитывая особенности курсов повышения квалификации руководителей, готовящихся к аттестации, при разработке программ необходимо предусмотреть рассмотрение следующего круга проблем:


I. Правовые основы управления образовательным учреждением


Право в социальной, образовательной сфере. Закон РФ "Об образовании". Конвенция ООН о правах ребенка. Конституционные и социальные гарантии прав граждан Российской Федерации на образование.

Уровни компетенции органов управления образованием. Взаимодействие и взаимоотношения субъектов образовательного права.

Правовые основы деятельности работников образования, механизмы реализации и защиты их прав. Охрана прав и защита интересов несовершеннолетних.

Основы административного, гражданского, трудового, семейного законодательства.

Типовые положения, устав, локальные акты образовательного учреждения.


II. Общество и образование


Философские основы развития современного образования; функции образования; гуманизация и демократизация образования как мировые тенденции. Образование и формирование гражданского общества.

Государственная политика в области образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Программа социально-педагогического обеспечения развития и воспитания детей.

Система образования в России, совершенствование структуры, содержания общего образования.

Государственные образовательные стандарты, их роль в сохранении единого образовательного пространства; федеральный и национально-региональный компоненты.

Программа развития образования в регионе.


III. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности


Проблемы развития современной педагогики и ее взаимосвязь с основами философии образования, экзистенциальной философии, антропологией, синергетикой, семиотикой, акмеологией, герменевтикой и т.д. Народная педагогика и общечеловеческие ценности.

Педагогика о категории детства как особом периоде человеческой жизни, воспитательном пространстве школы как освоенной воспитательной среде.

Гуманизация образовательной деятельности; педагогические и психологические основы гуманизации. Личностно-ориентированная деятельность педагога: системный, эволюционный, междисциплинарный подходы. Реальные жизненные проблемы детей в современной социокультурной ситуации. Создание условий для развития личности ребенка, его нравственного самоопределения, формирования жизненной позиции.

Педагогика ненасилия и проблемы толерантности. Гуманистическая психология и ее тенденции к целостному рассмотрению личности. Идеи развития личности в деятельности и общении, ролевых отношениях и сотрудничестве, в процессе становления.

Психологические основы развивающего обучения.

Воспитательные системы образовательных учреждений; их концепции, основные направления деятельности, организационные структуры, внутренние и внешние связи, управление.

Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с ограничениями в развитии по здоровью и система работы с ними.

Психологическая служба в образовательном учреждении. Современные педагогические технологии.

Инновационные процессы в образовании: образовательные учреждения нового вида (модели, структура, содержание деятельности).

Основы здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Предупреждение вредных привычек; особенности развития детей с ограничениями по здоровью. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии.


IV. Организационно-педагогические основы управления образовательным
учреждением. Менеджмент в сфере образования


Развитие науки об управлении, методологические основы менеджмента. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением в современных социально-экономических условиях в России (в регионе). Образовательные учреждения различных типов и видов как объекты управления. Проблемы автономизации деятельности образовательного учреждения. Управление функционированием и развитием образовательного учреждения: общее и особенное.

Функции управления. Программа деятельности, развития образовательного учреждения. Образовательная программа. Планирование как функция управления; типы и виды планов, методы планирования. Управленческое решение.

Организационные структуры образовательных учреждений. Организаторская деятельность руководителя. Повышение профессиональной культуры участников образовательного процесса. Методическая работа с педагогическими кадрами. Мотивация персонала. Моральное и материальное стимулирование персонала; охрана труда. Стили руководства.

Социальная и правовая защита субъектов образовательной деятельности. Охрана жизни и здоровья детей и подростков.

Анализ в системе управления. Объект, предмет и методы анализа. Анализ и самоанализ управленческой деятельности руководителей. Мониторинг результатов управленческой деятельности.

Внутришкольный контроль. Теория оценки. Оценка качества образования. Основы квалиметрии и педагогические измерения.


V. Информационные технологии в образовании


Социальная информация и ее роль в управлении образованием. Виды информации. Современные информационные технологии в образовании: классификация, характеристика.

Использование информационных технологий в учебном процессе, в организации воспитательной работы с учащимися. Автоматизированные обучающие системы. Компьютерные учебные программы. Санитарно-гигиенические требования к организации компьютерных классов, к использованию информационных технологий при организации работы с учащимися различных возрастных групп.

Использование ПЭВМ в управлении образовательным учреждением. Банки и тематические базы "Менеджмент в образовании". Автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя образовательного учреждения. Интернет. Дистантное образование.


VI. Экономика образования и экономические основы управления
образовательным учреждением


Общие понятия об основах экономической теории. Экономические основы управления образовательным учреждением. Основы экономического анализа. Деньги и денежное обращение. Собственность: экономические и правовые аспекты. Формы конкуренции, структура бизнеса. Рынок и рыночные отношения. Налоговая система и образование. Маркетинг в образовании; рынок образовательных услуг.

Государственная политика финансирования образования. Статус образовательного учреждения как юридического лица.

Бюджет образовательного учреждения. Многоканальное финансирование образовательного учреждения. Нормативное финансирование. Организация труда и заработной платы в образовании: основные принципы, модели и механизмы. Материальное стимулирование труда.

Платные дополнительные образовательные услуги образовательных учреждений.

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения. Делопроизводство образовательного учреждения.


Педагогическая, правовая, экономическая, коммуникативная, информационная культура руководителя является объективно необходимым условием его высокоэффективной профессиональной управленческой деятельности в образовании. Предложенные в настоящих рекомендациях модули, круг проблем для изучения являются примерными. С учетом результатов изучения профессиональных потребностей руководителей, их самооценки своей управленческой деятельности, результатов аттестации образовательных учреждений на основе каждого из модулей, приведенных выше, может быть разработана специальная программа *.


-------------------------------------------------------------------------

* Рекомендации подготовлены Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России



Письмо Минобразования РФ от 22 мая 2001 г. N 22-06-709


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2001, N 23


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.