Указание МПС РФ от 17 сентября 2001 г. N Ш-1597у "Об Отраслевой целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы"

Указание МПС РФ от 17 сентября 2001 г. N Ш-1597у
"Об Отраслевой целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы"


Министерство путей сообщения Российской Федерации объявляет Отраслевую целевую программу содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы (далее - Программа), одобренную 3 июля 2001 года постановлением расширенного заседания Коллегии Министерства путей сообщения Российской Федерации N 7, и во исполнение ее приказывает:

1. Руководителям департаментов и управлений, начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог принять меры к неукоснительному выполнению заданий и мероприятий Программы.

2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:

2.1. Обеспечить ежеквартальное информирование МПС России о ходе выполнения Программы.

2.2. Подготовить и направить до 1 ноября 2001 г. обращения в территориальные органы занятости Минтруда России с целью заключения договоров на совместную деятельность по созданию новых рабочих мест, переподготовке работников, их дальнейшему трудоустройству.


Статс-секретарь - заместитель Министра

П.А. Шевоцуков


Паспорт Программы


Наименование Программы Отраслевая целевая программа содействия
занятости высвобождаемых работников
федерального железнодорожного транспорта на
2001-2005 годы
Основание для
разработки
Постановление Правительства РФ от 09.11.00 N 37
Государственный
заказчик
МПС России
Основные разработчики Департаменты кадров и учебных заведений,
экономики МПС России, Московский
государственный университет путей сообщения
(МИИТ)
Главная цель Программы Обеспечение государственной поддержки занятости
высвобождаемых работников железнодорожного
транспорта на период реформирования отрасли
Головной исполнитель Департамент кадров и учебных заведений МПС
России
Основные исполнители Департаменты, управления и железные дороги МПС
России
Сроки реализации
Программы
2001-2005 гг.
Базовые направления
программных действий
Правовое, методическое и информационное
обеспечение
Повышение уровня кадрового потенциала отрасли
Развитие трудовых ресурсов
Улучшение рабочей среды и содействие
адаптационным процессам
Социальные составляющие компенсационной
политики
Взаимодействие с региональными органами власти
Объемы и источники
финансирования
Финансовые затраты на реализацию Программы
составят 3481,16 млн.руб.*, в т.ч. за счет
средств федерального бюджета - 941,603 млн.руб.
(путем реструктуризации задолженности
Государственному фонду занятости населения РФ,
образовавшейся по состоянию на 1 января 2001
г.)
Ожидаемые результаты Создание на период реформирования
железнодорожного транспорта и последующие годы
системы мер, обеспечивающих занятость
высвобождаемых работников и устойчивое развитие
отрасли в условиях рыночных отношений
Контроль за выполнением
Программы
Текущая информация и ежеквартальные доклады о
ходе выполнения Программы, использовании
финансовых средств предоставляются в
установленном порядке

* В ценах 2001 г.


Отраслевая целевая программа
содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы
(извлечения)


Введение


Принятая федеральным правительством Программа структурной реформы железнодорожного транспорта предусматривает существенные изменения в подходах к отраслевой экономической и социальной политике. В значительной мере это касается рынка труда, проблем занятости, профессиональной подготовки и социальной защиты работников железных дорог. Нельзя не учитывать, что начавшийся процесс реформирования будет сопровождаться не только ростом производительности труда и других экономических показателей, но и неизбежным сокращением численности персонала, отраслевых расходов на социальную сферу.

Прогноз экономического развития народного хозяйства страны и объемов перевозок свидетельствует о том, что эффективная работа железнодорожного транспорта возможна только при существенном изменении технологии перевозочного процесса, эксплуатации и ремонта подвижного состава, с одновременным приведением численности персонала в соответствие с объемами выполняемой работы. К концу 2005 года предстоит снизить численность персонала, занятого на перевозках, к уровню 2000 года - 418,2 тысячи человек.

Для обеспечения устойчивого функционирования железнодорожного транспорта в условиях структурной реформы необходима государственная поддержка занятости высвобождаемых железнодорожников.

Задачу снятия негативных последствий переходного периода, и в том числе временной безработицы, можно решить лишь при интеграции на рынке труда отраслевой и общефедеральной политики. Поэтому основой для разработки Отраслевой целевой программы содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы послужили Указы Президента РФ от 28.04.97 N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", от 08.11.97 N 1201 "О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта", постановление Правительства РФ от 09.11.00 N 37. Программа рассчитана на консолидацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, работодателей и Отраслевого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей по оздоровлению ситуации на рынке труда путем согласования и регулирования спроса и предложения рабочей силы.

В рамках общей стратегической установки на формирование качественно нового, "гибкого" отраслевого рынка труда ставится задача поддержать занятость высвобождаемых работников отрасли, сдержать уровень регистрируемой безработицы в целом по стране, особенно в депрессивных, социально плохо защищенных регионах.

Отраслевая целевая программа строится на принципах:

- комплексного подхода к решению проблем занятости, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих смягчению напряженности на рынке труда тех территорий, где расположены предприятия, учреждения, организации отрасли;

- приоритета активных действий в политике занятости (создание и сохранение рабочих мест, улучшение условий и оплаты труда, поддержание и развитие социальной сферы предприятий, содействие трудоустройству высвобождаемых кадров, организация общественных работ и др.);

- четкого разграничения сфер ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти, территориальных структур Минтруда России, акционерных обществ, объединений работодателей, соответствующих выборных органов Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, трудовых коллективов в решении проблем занятости населения;

- минимизации и эффективного использования всех средств, в т. ч. финансовых, направляемых на разработку и реализацию Программы.


1. Состояние отраслевого рынка труда


1.1. Общие характеристики и динамика занятости


По состоянию на 1 января 2001 г. на федеральном железнодорожном транспорте работало 1 млн 537 тыс. человек, вт. ч. по основной деятельности - 1 млн 285 тыс. Из них 418,4 тыс. - руководители и специалисты. В отрасли насчитывалось 73,5 тыс. медицинских работников, 24,5 тыс. педагогов, 5,4 тыс. работников культуры; 35,2 тыс. человек трудятся в сфере рабочего снабжения и торговли.

На протяжении последних лет МПС России и железными дорогами проводится целенаправленная работа по приведению численности персонала в соответствие с объемами перевозок. Для смягчения последствий этой работы и социальной защиты железнодорожников реализована Программа содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 1998-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 31.07.98 N 870.

В течение трех лет обеспечены:

- упреждающая переподготовка работников и перемещение их на другие рабочие места;

- создание новых рабочих мест в системе фирменного транспортного обслуживания, в системе сервиса для пассажиров, а также за счет расширения и внедрения новых услуг, предпринимательской деятельности, развития сезонной занятости;

- приоритетный прием молодых кадров, в т.ч. выпускников учебных заведений железнодорожного транспорта;

- взаимодействие с региональными службами занятости по вопросам трудоустройства, переподготовки кадров и создания для них новых рабочих мест;

- использование режима неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы;

- доплаты к пенсиям из средств МПС России лицам, которым в соответствии с законодательством по предложению территориальных органов службы занятости досрочно, до наступления положенного возраста, оформлена пенсия;

- выплата выходного пособия сверх предусмотренного законодательством в размере минимальной оплаты труда в отрасли за каждый отработанный год при увольнении лиц со стажем работы на железнодорожном транспорте 15 и более лет;

- строгое соблюдение условий поддержания занятости на основе социального партнерства, закрепленного в Отраслевом тарифном соглашении.

Программой 1998-2000 гг. до конца отведенного периода намечалось высвободить 400 тыс. человек. На 1 января 2000 г. фактическое снижение среднесписочной численности составило 428 тыс.

В целях сохранения высококвалифицированного кадрового потенциала в отрасли велась упреждающая переподготовка кадров. В 1998-2000 гг. новым (смежным) профессиям обучено почти 194 тыс. человек, в т.ч. 26,3 тыс. из числа подлежащих высвобождению. Из общего количества прошедших учебу 155 тыс. человек трудоустроено на предприятиях железнодорожного транспорта в порядке внутритранспортного перемещения. Кроме того, создано около 14 тыс. новых рабочих мест и трудоустроено на них 18,2 тыс. человек.

Ежегодно из вузов, техникумов и колледжей на предприятия железнодорожного транспорта поступало около 5 тыс. человек, что в основном обеспечивало потребности железных дорог в специалистах.

По сокращению штата в 1998-2000 гг. уволено 31,5 тыс. человек. На пенсию уволено 52,7 тыс. человек.

Из числа уволенных работников по сокращению штата в 1998-2000 гг. 25,5 тыс. человек (89,9%) были поставлены на учет в территориальных органах занятости, из них 4,7 тыс. трудоустроено.

Территориальными органами занятости в 1998-2000 гг. переподготовлено 1,7 тыс. высвобожденных работников отрасли и создано для них 391 рабочее место, оформлена досрочная пенсия более 500 работникам.

Железными дорогами заключено 529 договоров с территориальными органами занятости Минтруда России на подготовку (переподготовку) кадров и создание новых рабочих мест за счет средств Государственного фонда занятости населения путем погашения задолженности предприятий железнодорожного транспорта этому фонду, образовавшейся на 1 января 1998 г. Было использовано всего 76,9 млн руб.

Поставленные цели и задачи на 1998-2000 гг. Программой содействия занятости высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта в основном выполнены, но имеются проблемы, требующие дальнейшего решения. Более того, некоторые из них обостряются и усугубляются. Другие же в условиях структурной реформы приобретают совсем иное, чем прежде, хозяйственное и социальное значение.


1.2. Ключевые проблемы в сфере занятости и их социальная составляющая


По оценкам специалистов, привлекательность предприятий отрасли для рабочей силы на региональных рынках труда в 1998-2000 гг. несколько снизилась. Слабеют мотивация, стимулы к труду. При развитии этих тенденций могут возникнуть сложности с привлечением на железные дороги квалифицированных кадров в целом ряде регионов. Именно под таким углом зрения следует рассматривать ситуацию в сфере отраслевой занятости, оценивать наиболее значимые проблемы, требующие первоочередного решения.


1. Проблемы мотивации трудовой деятельности персонала


1.1. Повышение эффективности мотивационных механизмов упирается в традиционно жесткие принципы отраслевой экономики.

1.2. Уровень техники, технологических процессов в настоящее время требует значительных затрат ручного, низко квалифицированного труда, что обуславливает низкую заработную плату большого количества работников ведущих профессий и естественно не стимулирует высоких конечных результатов.

1.3. Отсутствие научно-обоснованной технологии перевозочного процесса, эксплуатации и ремонта подвижного состава и технических средств не позволяет объективно определить штат персонала на выполняемый объем работы.


2. Проблемы социально-психологического и информационного обеспечения


2.1. Негативное отношение части работников к ожидаемым реформам во многом связано с тем, что многие из них боятся потерять работу, свои социальные гарантии и льготы при переходе в создаваемые акционерные общества. В то же время ни руководящие кадры железных дорог, ни профсоюзные работники не разъясняют по-настоящему сути проводимой реформы.

2.2. Очевидной стала актуальность совершенствования механизмов поддержания социального партнерства между трудовыми коллективами в лице их выборных профсоюзных органов и администрацией.

2.3. Недостаточный уровень информированности работников отрасли и трудовых коллективов об их правах лишают людей возможности объективно оценивать свои перспективы на отраслевом рынке труда и находить приемлемые варианты занятости.


3. Проблемы управления кадрами и формирования социальной политики


3.1. Реалии переходного периода, с одной стороны, обозначили возрастающую значимость плановой подготовки и переподготовки кадров, мягкого перераспределения кадровых ресурсов в момент структурной перестройки отрасли, а с другой - напрямую связали эти процессы с необходимостью повышать мотивацию труда, улучшать микроклимат в производственных коллективах, максимально использовать для погашения перестроечных издержек социальные ресурсы ведомственной системы.

3.2. Не достигнуто достаточной согласованности в механизмах формирования кадровой и социальной политики, недостаточна и эффективность управленческой деятельности административных звеньев, являющихся инструментами реализации этой политики.

3.3. Социальные составляющие, жестко связанные в пореформенных условиях с управлением кадровыми ресурсами, оцениваются и воспринимаются руководящим составом железных дорог чаще всего по критериям второго плана. Между тем все яснее вырисовывается потребность, результирующая изменившиеся в последнее время настроения гражданского общества: реформы должны не ухудшать, а улучшать жизнь людей. Структурная реформа отрасли может быть в полной мере поддержана железнодорожниками и членами их семей, если негативные ожидания будут существенно снижены. А снижены они могут быть, в первую очередь, за счет усиления социальной направленности планируемых преобразований, дополнительных социальных гарантий и большой разъяснительной работы.


2. Цели и задачи Программы


В основе Программы - цели и задачи государственной политики, отраженные в Федеральной программе содействия занятости населения Российской Федерации, Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Отраслевом тарифном соглашении на 2001-2003 гг., а также в программах реформирования железнодорожного транспорта.

Отраслевая программа содействия занятости высвобождаемых работников на 2001-2005 гг. в соответствии с принятой государством политикой занятости предусматривает учет и защиту интересов граждан и их семей. Высвобождение контингента будет проводиться поэтапно и главным образом (61%) за счет естественного оттока, увольнения на пенсию, ограничения приема. При этом в проектируемые показатели Программы включаются, причем в самом широком диапазоне, меры адаптационного и компенсационного характера (см. таблицы 1, 2*).

Основными целями Отраслевой программы содействия занятости являются:

- сохранение высококвалифицированного кадрового потенциала отрасли и повышение престижности железнодорожных профессий;

- создание условий для оптимальной работоспособности кадров и максимально полного использования человеческих ресурсов;

- преодоление негативных моментов, связанных с высвобождением персонала, смягчение социально-психологического напряжения среди работников.

Основными задачами Программы являются:

- упреждающая подготовка и переподготовка кадров, обучение новым (смежным) профессиям;

- создание соответствующих изменившейся конъюнктуре отраслевого рынка труда новых рабочих мест;

- обеспечение социальных льгот и гарантий при уходе людей на пенсию или увольнении по сокращению штата;

- зачисление высвобождаемых специалистов и работников ведущих профессий в кадровый резерв с частичной выплатой пособий;

- содействие при закрытии малодеятельных железнодорожных линий, участков в переселении людей в другие регионы, где будет востребована рабочая сила;

- развитие сезонной и временной занятости.


6. Механизм реализации и управление Программой


Механизм реализации, формы и методы организации управления Программой определяются государственным заказчиком, который руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Текущее управление Программой осуществляется головным исполнителем - Министерством путей сообщения Российской Федерации - через отраслевую комиссию, формируемую на основе делегирования в ее состав представителей основных исполнителей Программы, ЦК отраслевого профсоюза и возглавляемую заместителем министра.

Отраслевая комиссия решает следующие задачи:

- периодически уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизмы реализации Программы, состав исполнителей с учетом выделенных финансовых средств;

- анализирует и обобщает информацию с мест, готовит предложения по дальнейшему уточнению Программы, периодически информирует заказчиков и другие заинтересованные стороны о ходе и путях повышения эффективности реализации мероприятий.

Решения отраслевой комиссии являются обязательными для исполнителей программных мероприятий.

Основная работа по контролю за реализацией Программы возлагается на отраслевую комиссию.

Механизм контроля заключается в следующем:

- подготовка ежегодных (при необходимости и полугодовых) отчетов о ходе выполнения программных мероприятий, степени соответствия полученных результатов ожидаемому эффекту, правильности расходования финансовых средств;

- предоставление каждого такого отчета соответствующему территориальному органу исполнительной власти и отраслевому профсоюзу с целью совместного обсуждения и внесения по его итогам необходимых корректив в проводимую по Программе работу;

- организация рабочих совещаний с привлечением специалистов отрасли, работодателей и представителей отраслевого профсоюза, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения и других заинтересованных организаций.

По окончании срока выполнения Программы отраслевая комиссия составляет завершающий отчет. В нем отмечается, что сделано, какие получены результаты, что сделать не удалось и по каким причинам, дается оценка эффективности Программы.


7. Прогноз эффективности Программы


В период реформирования отрасли к концу 2005 г. предстоит снизить численность работников, занятых на перевозках, на 418,2 тыс. человек, при этом основной задачей является сохранение высококвалифицированного персонала и обеспечение трудоустройства высвобождаемого контингента.

Производительность труда на железнодорожном транспорте в результате его реформирования должна увеличиться не менее чем в 2 раза.

Одним из важных элементов нового экономического механизма функционирования железнодорожного транспорта станет эффективная система мотивации работников к труду. Система мотивации будет обеспечивать заинтересованность в наилучшем результате работы при минимальных издержках и способствовать повышению уровня жизни и социальной защищенности железнодорожников.

Уровень заработной платы на железнодорожном транспорте, соответствующий в последние годы восьмому месту среди базовых отраслей экономики, к 2005 г. повысится в 1,5 раза и займет место не ниже пятого.

Изменение структуры управления железнодорожным транспортом не приведет к снижению качества подготовки кадров и к ухудшению условий функционирования учреждений образования. Для этого за учреждениями высшего и среднего специального образования намечено сохранить статус государственных, бюджетные источники финансирования и оставить их в непосредственном ведении МПС России.

Прежде всего не должно быть допущено ухудшение условий жизни и труда, ослабление социальной защищенности работников отрасли и членов их семей. По этой причине планируется сохранить санатории-профилактории, объекты оздоровления, жилищно-коммунального хозяйства, другие объекты социальной сферы, расположенные в городах, населенных пунктах, линейных станциях, где эти объекты обслуживают железнодорожные организации и потому не могут быть переданы муниципалитетам.

В ходе реализации Программы намечено:

- трудоустроить на новые рабочие места 5,15 тыс. высвобождаемых работников;

- обеспечить переподготовку 59,4 тыс. высвобождаемых работников;

- обеспечить прием на работу 17,8 тыс. выпускников высших и 19,2 тыс. выпускников средних специальных учебных заведений отрасли;

- обеспечить переподготовку 285,9 тыс. рабочих-железнодорожников;

- обеспечить повышение квалификации 282 тыс. руководителей и специалистов;

- обеспечить повышение квалификации 850 тыс. работников массовых профессий;

- обеспечить выплату пособий сверх предусмотренных законодательством 33,4 тыс. работников;

- обеспечить доплаты к пенсии 875 работникам, которым по согласованию с органами занятости досрочно оформлена пенсия;

- обеспечить доплаты 3,0 тыс. работников, переведенных в связи с высвобождением на нижеоплачиваемую работу;

- обеспечить переселение 4,2 тыс. работников из регионов с критической ситуацией в сфере занятости.

Эффективность реализации Программы определят следующие показатели:

- удовлетворение потребностей в профессиональной ориентации на 90-95% от числа нуждающихся;

- удовлетворение потребностей в профессиональной переподготовке на 80-85% от числа нуждающихся;

- удовлетворение потребностей в трудоустройстве на 80-85% от числа нуждающихся.

Приведенные цифры и оценки носят прогнозный характер. Фактическая эффективность Программы будет определяться в ходе ее реализации.

С точки зрения социально-экономических последствий Программа позволит создать необходимые условия для устойчивого функционирования железнодорожного транспорта в интересах государства, населения страны и самих тружеников реформируемой отрасли.


______________________________

* Таблицы не приводятся



Указание МПС РФ от 17 сентября 2001 г. N Ш-1597у "Об Отраслевой целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы"


Текст указания опубликован в журнале "Экономика железных дорог", N 12, 2001 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.