Письмо Минобразования РФ от 5 сентября 2000 г. N 1063/11-13 "О некоторых вопросах организации образовательного процесса в сельских малочисленных общеобразовательных учреждениях"

Письмо Минобразования РФ от 5 сентября 2000 г. N 1063/11-13
"О некоторых вопросах организации образовательного процесса в сельских малочисленных общеобразовательных учреждениях"


В Департамент общего среднего образования Минобразования России поступают запросы об организации образовательного процесса в сельских малочисленных общеобразовательных учреждениях. Имеющийся положительный опыт работы сельских школ в различных регионах страны дает возможность обобщить некоторые вопросы организации образовательного процесса в вышеназванных общеобразовательных учреждениях.

Организацию образовательного процесса в малочисленных сельских школах следует осуществлять в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 N 1008, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1204 и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1237. В последнее время широкое распространение получили такие образовательные учреждения, как начальная школа - детский сад.

В соответствии с вышеназванными типовыми положениями количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" (ст.34, п.5) ликвидация сельского образовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Накопленный опыт работы в субъектах Российской Федерации позволяет выделить несколько эффективных форм организации коллектива учащихся в сельской школе: совместная учебная деятельность детей разного возраста (принцип взаимообучения); обучение детей разновозрастных классов, усвоивших на определенный момент сравнимый объем знаний; вертикальное объединение классов для организации изучения отдельных предметов.

На основании Закона Российской Федерации "Об образовании" общеобразовательное учреждение вправе определять самостоятельно режим работы и штатное расписание; формы, средства и методы обучения и воспитания; систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся.

Образовательный процесс в сельской малочисленной школе целесообразно строить, учитывая ее специфику и опираясь на индивидуализацию обучения, взаимодействие детей разного возраста, организацию совместной деятельности и общение обучающихся разных классов на учебных занятиях. Возможны нетрадиационные формы организации процесса обучения: снижение доли фронтальной работы, отсутствие жесткой регламентации, свойственной классно-урочной системе.

Уроки физической культуры, как и некоторые занятия, не требующие особых учебных условий, целесообразно проводить на природе. Практически все учебные предметы позволяют педагогам определить ряд тем, вопросов, осмысление, эмоциальное подкрепление которых особенно успешно может осуществляться в условиях природной среды.

Учебный план малочисленного сельского общеобразовательного учреждения составляется с учетом социально-экономических условий данной местности и образовательных потребностей жителей. В связи с этим вводятся разнообразные курсы и предметы по выбору, факультативы, например, культура земледелия, фермерское хозяйство, огородничество, ремонтные работы в быту, резьба по дереву и другие, на основании интересов и склонностей учащихся. Для обеспечения дифференцированного обучения в условиях малочисленной школы направлены в органы управления образованием методические рекомендации по использованию в работе сельских школ Базисного учебного плана (письмо Минобразования России от 02.11.94 N 980/11). Предложены двухуровневые варианты учебных планов для 10 - 11 классов, предусматривающие изучение всех образовательных областей в полном объеме, организацию профильного обучения, введение регионального и школьного компонентов.

ГАРАНТ:

См. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 февраля 1998 г. N 322


Обогащению содержания и способов организации учебных занятий может способствовать привлечение специалистов сельского хозяйства и работников культурных центров, библиотек, медицинских учреждений.

Муниципальным (местным) органам управления образованием для оказания методической помощи и повышения качества образования в малочисленных сельских школах рекомендуется определить в качестве опорных средние общеобразовательные учреждения в районных центрах. В таком случае методическое руководство осуществляет директор опорной средней школы через методические объединения учителей, а оказание помощи по улучшению технической, учебно-материальной базы возлагается на заместителя директора по административно-хозяйственной части опорной школы. Кроме того, возможно создание в районах опорных малочисленных школ, на базе которых проводятся семинары, методические объединения, индивидуальная работа с молодыми специалистами сельских малочисленных школ.

Региональным органам управления образованием совместно с образовательными учреждениями высшего педагогического образования рекомендуется разработать программно-методические материалы по преподаванию предметов в условиях малочисленности классов; перестроить работу по подготовке учителей для малочисленных школ на основе широкой интеграции учебных предметов, создавать специальные группы адресной подготовки специалистов более широкого профиля из лиц, направленных в педагогические учебные заведения по целевому приему.

Учреждениям повышения квалификации и переподготовки работников образования рекомендуется разработать программы спецкурсов, семинаров, практических занятий по управлению сельской школой, по возрастной психологии, искусству общения, методике преподавания.

В настоящее время разработана и одобрена решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.10.99 N 20/1 федерально-региональная программа "Развитие системы образования на селе", призванная обеспечить государственную поддержку сельской школы России, создать условия для реализации конституционного права граждан на получение образования независимо от места проживания, равные возможности для обучения, воспитания, развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, учащихся, молодежи села. Во многих регионах созданы свои программы развития сельских школ.

Департамент общего среднего образования Минобразования России рекомендует специалистам органов управления образованием, руководителям и учителям сельских общеобразовательных учреждений активно использовать в работе сборники "Сельская школа", издаваемые гуманитарным издательским центром ВЛАДОС, в которых публикуются рекомендации по организации деятельности сельских школ, программы, нормативные документы.


Руководитель Департамента
общего среднего образования

М.Р. Леонтьева



Письмо Минобразования РФ от 5 сентября 2000 г. N 1063/11-13 "О некоторых вопросах организации образовательного процесса в сельских малочисленных общеобразовательных учреждениях"


Текст письма опубликован в "Вестнике образования", апрель 2001 г. N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.