Приказ Минобразования РФ от 26 декабря 2001 г. N 4244 "О введении в действие Положений о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений и Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений"

Приказ Минобразования РФ от 26 декабря 2001 г. N 4244
"О введении в действие Положений о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений и Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений"


В целях создания условий для обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений учебными изданиями и во исполнение решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.10.2001 N 15/2 "О путях оптимизации Федерального перечня учебных изданий" приказываю:

1. Утвердить Положение о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений (приложение N 1) и ввести его в действие с 26 декабря 2001 года.

2. Утвердить Положение о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений (приложение N 2) и ввести его в действие с 10 января 2002 года.

3. Установить, что учебники, имеющие гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации", включаются в Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений в случае их соответствия условиям и порядку формирования, установленным пунктом 3.1. Положения о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений до 30 декабря 2003 года.

4. Считать приоритетным в условиях модернизации образования обеспечение общеобразовательных учреждений учебными изданиями по экономике, праву и русскому языку в старших классах (приложение N 3).

5. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.


Министр

В.М. Филиппов


Приложение N 1

к приказу Минобразования РФ

от 26 декабря 2001 г. N 4244


Положение
о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений


1. Общие положения


1.1. Положение о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений (далее - Перечень) устанавливает условия и порядок формирования Перечня, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации (далее - Министерство) к использованию в практике обучения и воспитания в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

1.2. Перечень формируется с целью обеспечения Федеральной программы развития образования и создания оптимальных возможностей выбора учебных изданий участниками образовательного процесса в условиях вариативной системы образования.

1.3. Перечень способствует решению задач:

сохранения единого образовательного пространства;

создания условий для организации и обеспечения образовательного процесса на основе выбора его участниками учебных изданий;

реализации преемственности государственных образовательных стандартов на всех уровнях и ступенях образования в образовательных учреждениях;

обеспечения принципа вариативности образования и организации профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений;

организации заказа на учебные издания органами управления образования субъектов Российской Федерации;

обеспечения целенаправленного использования средств, выделяемых бюджетами всех уровней (федеральным, региональным, муниципальным) на приобретение учебных изданий.

1.4. Перечень формируется на основе Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 N 322; Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования от 19.05.1998 N 1236; Обязательных минимумов содержания начального общего образования и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказами Минобразования России от 19.05.1998 N 1235 и от 30.06.1999 N 56, и настоящего Положения.


2. Структура Перечня


2.1. Перечень состоит из трех разделов: "Начальное общее образование", "Основное общее образование" и "Среднее (полное) общее образование". Каждый из разделов структурирован с учетом целей, задач, структуры содержания соответствующей ступени общего образования.

2.2. Раздел Перечня "Начальное общее образование" структурирован по системам обучения и комплектам учебных изданий.

2.3. Раздел Перечня "Основное общее образование" структурирован по образовательным областям, соответствующим Базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России от 09.02.1998 N 322, предметам, содержательным линиям.

2.4. Раздел Перечня "Среднее (полное) общее образование" структурирован по образовательным областям, предметам и профилям обучения.


3. Условия и порядок формирования Перечня


3.1. Перечень включает учебные издания в разделе "Начальное общее образование" - учебники, прописи и рабочие тетради; в разделах "Основное общее образование", "Среднее (полное) общее образование" - учебники:

прошедшие экспертизу Федерального экспертного совета и имеющие гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации";

обеспечивающие реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечивающие концептуальное единство дидактических подходов к реализации курса;

соответствующие федеральным компонентам государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

имеющие программно-методическое обеспечение (программу и методическое пособие для учителя);

изданные и имеющие подтверждение об издании Российской книжной палатой.

3.2. Перечень формируется до 1 октября текущего года по письменному представлению издательств. Письмо-заявка на включение учебных изданий в Перечень направляется издательствами не позднее июня месяца ежегодно в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства с указанием названия учебного издания, авторов, последнего года издания, даты и номера заключения Федерального экспертного совета (далее - ФЭС); названия, даты и номера документа о присвоении или подтверждении грифа Министерства.

3.3. Проект Перечня представляется на рассмотрение в ФЭС с целью согласования. Секции ФЭС рассматривают список учебных изданий, включаемых в соответствующий раздел Перечня, и готовят заключение, подтверждающее или не подтверждающее соответствие включаемых в Перечень учебных изданий условиям его формирования, установленным в п.3.1. настоящего Положения.

3.4. Учебные издания, соответствующие условиям и порядку формирования Перечня, установленным п.3.1. настоящего Положения, включаются в него на период действия федеральных компонентов государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, но не более чем на 5 лет.

3.5. Перечень рассматривается президиумом ФЭС и утверждается приказом Министерства сроком на один год.

3.6. Перечень до 1 декабря текущего года рассылается в регионы и является обязательным к использованию органами управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальными органами управления образования и общеобразовательными учреждениями.

3.7. Организационное обеспечение формирования Перечня осуществляет Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства.


Приложение N 2

к приказу Минобразования РФ

от 26 декабря 2001 г. N 4244


Положение
о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных
учреждений


1. Общие положения


1.1. Положение о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений (далее - Каталог) устанавливает условия и порядок формирования Каталога, рекомендованных или допущенных Министерством образования Российской Федерации (далее - Министерство) к использованию в практике обучения и воспитания в муниципальных и государственных учреждениях Российской Федерации.

1.2. Каталог формируется с целью информирования органов управления образованием субъектов Российской Федерации, общеобразовательных учреждений, педагогической и родительской общественности, институтов повышения квалификации работников образования, книготорговых организаций обо всех учебных изданиях, получивших грифы Министерства образования Российской Федерации "Допущено Министерством образования Российской Федерации" или "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации", и обеспечения условий для организации заказа этих учебных изданий.

1.3. Каталог способствует решению задач:

сохранения единого информационного пространства;

вариативности учебного книгоиздания и обеспечения условий для организации заказа учебных изданий, получивших гриф Министерства;

создания оптимальных условий для организации образовательного процесса и использования учебных изданий, получивших гриф Министерства.

1.4. Перечень формируется на основе Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 N 322; Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования от 19.05.1998 N 1236; Обязательных минимумов содержания начального общего образования и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказами Минобразования России от 19.05.1998 N 1235 и от 30.06.1999 N 56, и настоящего Положения.


2. Структура Каталога


2.1. Каталог состоит из трех разделов:

Раздел I. "Учебные издания, составляющие учебно-методические комплекты с учебниками Перечня учебных изданий для общеобразовательных учреждений" (далее - Перечень);

Раздел II. "Учебные издания, обеспечивающие реализацию Федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, не включенные в Перечень";

Раздел III. "Учебные издания, обеспечивающие реализацию школьного и регионального компонентов содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Раздел I Каталога структурирован по ступеням обучения общего образования, образовательным областям и учебным предметам (начальное общее образование - по системам и моделям, содержательным линиям).

2.3. Раздел II Каталога структурирован по ступеням общего образования, образовательным областям, учебным предметам и содержательным линиям.

2.4. Раздел III Каталога структурирован по ступеням обучения и учебным предметам.


3. Условия и порядок формирования Каталога


3.1. Раздел I Каталога включает учебные программы и учебные издания:

имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации;

являющиеся соответствующей частью учебно-методического комплекта;

обеспечивающие единство концепции, образовательной программы и дидактических подходов к реализации курса;

соответствующие компонентам государственного образовательного стандарта;

3.2. Раздел II Каталога включает учебные издания:

имеющие гриф Министерства;

обеспечивающие реализацию государственных образовательных стандартов общего образования;

соответствующие федеральным компонентам государственного образовательного стандарта;

не включенные, как соответствующие условиям и порядку формирования Перечня.

3.3. Раздел III Каталога включает учебные издания для углубленного изучения предметов в общеобразовательной школе, факультативных и дополнительных курсов:

имеющие гриф Министерства;

обеспечивающие реализацию региональных и школьных компонентов содержания основного общего образования.

3.4. Каталог формируется по представлению издательств. Письмо-заявка на включение учебных изданий в Каталог направляется издательствами не позднее 15 июня ежегодно в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства с указанием названия учебного издания, авторов, года выпуска издания, даты и номера документа о присвоении или подтверждении грифа Министерства, краткой аннотации каждой содержательной предметной линии.


Приложение N 3

к приказу Минобразования РФ

от 26 декабря 2001 г. N 4244


Список
учебных изданий по экономике, праву и русскому языку


NN
п/п
Автор Наименование Годы издания Издательство
  Экономика
1. Липсиц И.В. Экономика. 7 - 8 кл. 1999 - 2001 Вита-Пресс
2. Липсиц И.В. Экономика. Ч.1. 9
кл.
2000, 2001 Вита-Пресс
3. Липсиц И.В. Экономика. Ч.2.
10 - 11 кл.
2000, 2001 Вита-Пресс
4. Автономов В.С. Введение в
экономику.
10 - 11 кл.
2000, 2001 Вита-Пресс
5. Мицкевич А.А. Сборник заданий по
экономике.
9 - 11 кл.
2000, 2001 Вита-Пресс
6. Равичев С.А.,
Григорьев С.Э.,
Протасевич Т.А.,
Свахин Т.А.
Сборник тестовых
заданий по
экономике. 8 - 11
кл.
новое Вита-Пресс
7. Равичев С.А.,
Григорьев С.Э.,
Протасевич Т.А.,
Свахин Т.А.
Сборник задач по
экономике с
решениями. 8 - 11
кл.
новое Вита-Пресс
  Для углубленного
изучения
8. Любимов Л.Л. Основы экономических
знаний. 10 - 11 кл.
2000, 2001 Вита-Пресс
9. Иванов С.И. и
др.
Основы экономической
теории. 10 - 11 кл.
1999 - 2001 Вита-Пресс
10. Черняк В.З. Введение в
предпринимательство.
10 - 11 кл.
2000, 2001 Вита-Пресс
  Правоведение
10. Мушинский В.О. Основы правоведения.
8 - 9 кл.
1999 - 2001 ЦГО
11. Василенкова О.А.
и др.
Основы правовых
знаний. 7 кл.
1999 - 2001 Вита-Пресс
12. Володина С.И. и
др.
Основы правовых
знаний. 8 кл.
1999 - 2001 Вита-Пресс
13. Володина С.И. и
др.
Основы правовых
знаний. 9 кл.
1999 - 2001 Вита-Пресс
14. Кашанина Т.В.,
Кашанин А.В.
Основы государства и
права. 9 кл.
1999 - 2001 Вита-Пресс
15. Кашанина Т.В.,
Кашанин А.В.
Право и экономика.
9 кл.
1999 - 2001 Вита-Пресс
  Русский язык
16. Власенков А.И. и
др.
Русский язык.
Грамматика. Текст.
Стили речи.
10 - 11 кл.
2000, 2001 Просвещение
17. Максимов Л.Ю. и
др.
Русский язык (для 10
- 12 кл. вечерних
школ)
2000, 2001 Просвещение


Приказ Минобразования РФ от 26 декабря 2001 г. N 4244 "О введении в действие Положений о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений и Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений"


Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования", февраль, 2002 г., N 3, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", март 2002 г., N 8


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.