Материалы заседания Коллегии ФСФО РФ от 12 февраля 2002 г. "Об итогах работы ФСФО России за 2001 год и основных задачах на 2002 год"

Материалы заседания Коллегии ФСФО РФ от 12 февраля 2002 г.
"Об итогах работы ФСФО России за 2001 год и основных задачах на 2002 год"


12 февраля 2002 г. состоялась Коллегия Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству с повесткой дня "Об итогах работы ФСФО России за 2001 год и основных задачах на 2002 год".

В работе Коллегии приняли участие руководители ФСФО России, ее межрегиональных территориальных органов и территориальных органов, представители министерств и ведомств.

Открывая заседание Коллегии, руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Т.И.Трефилова отметила, что в 2001 г. ФСФО России приняла непосредственное участие в разработке нового законопроекта о банкротстве, особо подчеркнув, что большую помощь и поддержку Федеральной службе оказал аппарат Правительства Российской Федерации. 25 декабря 2001 г. Правительство одобрило новый законопроект и 27 декабря внесло его на рассмотрение в Государственную Думу как приоритетный. Т.И.Трефилова не исключает, что если не произойдет изменений в графике прохождения законопроекта, закон будет принят в начале июля 2002 г.

Не менее важный момент в деятельности Службы связан с отменой лицензирования деятельности арбитражных управляющих. В ФСФО России убеждены, что до принятия нового закона о банкротстве лицензирование должно быть продлено. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что, пока этот вопрос будет рассматриваться в Государственной Думе и Совете Федерации, могут возникнуть определенные сложности, в частности появится возможность быстро стать арбитражными управляющими тем, кто никогда не имел лицензии или у кого действие лицензии закончилось в начале февраля.

ФСФО России удалось приостановить в Верховном Суде Российской Федерации исполнение решения о признании недействительными целого ряда пунктов Постановления Правительства N 1544 в отношении трех категорий арбитражных управляющих. Здесь также серьезную помощь оказало Правительство. Сейчас очень важно не допустить, чтобы на предприятия, особенно крупные и значимые, арбитражными управляющими назначались неподготовленные лица.

С отчетным докладом по итогам работы ФСФО России за 2001 г. и основных задачах на 2002 г. выступил первый заместитель руководителя ФСФО России Черныш О.В.

Первый заместитель руководителя ФСФО России Коцюба Н.В. остановилась на двух направлениях деятельности ФСФО России - подготовке арбитражных управляющих и лицензировании их деятельности.

На Коллегии выступили также начальники управлений ФСФО России, руководители МТО и ТО, государственные арбитражные управляющие.

В этот же день в ФСФО России состоялся семинар по обсуждению новой редакции закона о банкротстве.


Отчет Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по итогам работы за 2001 год


В соответствии с Положением о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301, и задачами, поставленными перед Службой Президентом и Правительством Российской Федерации с учетом сложившихся в стране экономических отношений, главными направлениями в деятельности ФСФО России в 2001 г. являлись анализ финансово-экономического состояния предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны, и выработка мер, направленных на защиту государственных интересов, противодействие введению процедур банкротства на предприятиях и организациях, инициированных недобросовестными кредиторами в целях передела собственности, усиление контроля и надзора за деятельностью арбитражных управляющих, совершенствование законодательства о банкротстве.


Основные итоги деятельности ФСФО России в 2001 году


1. Организация деятельности территориальных органов


ФСФО России исполняет возложенные на нее функции сама непосредственно, а также через свои территориальные органы. В отчетном периоде во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" и Постановления Правительства РФ от 11 августа 2000 г. N 592 "О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" была завершена реорганизация территориальных органов и их структура была приведена в соответствие со схемой размещения федеральных округов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать как "от 12 августа 2000 г."


В августе 2001 г. в целях организации и обеспечения контроля деятельности государственных служащих - арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства в отношении крупных, экономически или социально значимых организаций, участия в проверках жалоб и заявлений на действия должностных лиц территориальных органов ФСФО России приказом ФСФО России был создан еще один МТО - Межрегиональный территориальный контрольный орган.

Для повышения эффективности и оптимизации деятельности ФСФО России были ликвидированы территориальные органы в Хабаровском крае, Новосибирской области, г. Санкт-Петербурге. Исполнение функций ФСФО России на этих территориях было возложено на соответствующие межрегиональные территориальные органы.

Проводилась работа по подбору должностных лиц на замещение руководящих должностей в межрегиональных и территориальных органах, а также по согласованию их кандидатур с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах. За этот период были согласованы и назначены руководитель Приволжского МТО, 14 заместителей руководителей МТО, 12 руководителей территориальных органов.

Количество специалистов с высшим образованием в территориальных органах составляет более 88% (в 2000 г. - 90%), 35 человек имеют ученую степень, из них в Центральном МТО - 9, в Приволжском МТО - 8 (в 2000 г. - 31).


2. Финансовое оздоровление организаций во внесудебных процедурах


2.1. Мониторинг финансового состояния, учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций


Полномочия ФСФО России по проведению мониторинга финансового состояния и учету платежеспособности крупных, экономически или социально значимых организаций определяются статьей 25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Положением о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 301.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать как "от 4 апреля 2000 г."


В соответствии с Порядком формирования Перечня крупных, экономически или социально значимых организаций, утвержденным распоряжением ФСФО России от 20 декабря 2000 г. N 226-р, был сформирован и распоряжением ФСФО России от 14 февраля 2001 г. N 43-р утвержден Перечень крупных, экономических или социально значимых организаций на 2001 год, в который вошло 1659 организаций.

ГАРАНТ:

Распоряжением ФСФО РФ от 7 апреля 2003 г. N 4-р распоряжение ФСФО РФ от 20 декабря 2000 г. N 226-р признано утратившим силу


По результатам обработки данных по состоянию на 1 апреля 2001 г., 1 июля 2001 г. и 1 октября 2001 г. Службой подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации бюллетени финансового состояния крупных, экономически или социально значимых организаций, подлежащих обязательному мониторингу со стороны ФСФО России.

Во исполнение решений, принятых на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации (Протокол от 9 ноября 2001 г. N МК-П13-36пр) были подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации доклады о финансовом состоянии и задолженности организаций МПС России, РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" по обязательным платежам в федеральный бюджет и взносам в государственные социальные фонды с предложениями по ее урегулированию.


2.2. Работа межведомственных балансовых комиссий


В 2001 году на заседаниях Центральной Межведомственной балансовой комиссии (далее - ЦМБК) и региональных МБК было рассмотрено финансовое состояние и состояние расчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами 7528 организаций (из них на ЦМБК - 76) с общей не отсроченной задолженностью на дату рассмотрения 88,4 млрд.руб. (в 2000 г. рассмотрено 4983 организации).

Ряд организаций, вызванных на заседания ЦМБК, воспользовались правом на проведение реструктуризации задолженности в федеральный бюджет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002 до их рассмотрения на ЦМБК.

Только в ноябре-декабре 2001 г. 24 крупным организациям, среди которых ГУП "Севмашпредприятие", ОАО Волжская ГЭС им.Ленина, Ленинградская АЭС, ГУП "Свердловская железная дорога" и другие, включенным в график рассмотрения на ЦМБК и получившим право на реструктуризацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, решениями инспекций МНС России была реструктуризирована задолженность на сумму 26732 млн.руб.

Решения, принимаемые МБК, в основном касались разработки и представления программ финансового оздоровления, вынесения вопроса на коллегию уполномоченных государственных представителей о возбуждении дела о банкротстве, о реструктуризации задолженности.

Следует отметить значительную активизацию работы региональных МБК во втором полугодии, что связано с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 410 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002". Так, если по состоянию на 1 июля 2001 г. региональными МБК было рассмотрено всего 2263 организации, то за вторую половину года - 5209, т.е. почти в два раза больше. По сравнению с 2000 г. более чем в два раза, с 1278 до 2933, выросло количество решений РМБК о реструктуризации задолженности, в полтора раза (с 696 до 969) - о вынесении вопроса по инициированию дел о банкротстве.

Остается нерешенной проблема нормативного и методического обеспечения внесудебных процедур финансового оздоровления предприятий, не установлены рамки компетенции МБК.


2.3. Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам


Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, при наличии заключения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программе финансового оздоровления организации.

В 2001 г. в целях реализации данного пункта Постановления Правительства РФ, ФСФО России в соответствии с Порядком, утвержденным совместным Приказом Минэкономразвития России и ФСФО России от 28 июня 2001 г. N 211/295, подготовила заключения по программам финансового оздоровления для организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость.

Рассмотрены заявления 18 организаций о реструктуризации задолженности с суммой задолженности в федеральный бюджет 8626,8 млн.руб. По 16 программам финансового оздоровления даны положительные заключения, по двум - отрицательные.


2.4. Аккредитация экспертов при ФСФО России


Аккредитация экспертов и экспертных организаций при ФСФО России проводится в соответствии с п.23 Положения о федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301.

ГАРАНТ:

Согласно распоряжению ФСФО РФ от 21 октября 2002 г. N 148-р аккредитация юридических и физических лиц, осуществляющих экспертную деятельность в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления при ФСФО России, считается прекращенной


В соответствии с Положением о порядке учета юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, утвержденным распоряжением ФСДН России от 23 декабря 1998 г. N 26-р, аккредитация проводится по следующим направлениям:

экспертиза финансового состояния и платежеспособности организаций;

экспертиза бизнес-планов организаций;

экспертиза оценки рыночной стоимости имущества организаций;

экспертиза действий руководителей и арбитражных управляющих.

Сведения об аккредитованных экспертах заносятся в реестр. Список аккредитованных организаций публикуется в журнале "Вестник ФСФО России".

Общее количество рассмотренных в 2001 г. заявлений на аккредитации - 448, из них 297 заявлений - на первичную аккредитацию и 151 заявление - на продление аккредитации.

Необходимо решить вопрос о разработке на уровне ФСФО России документов, определяющих процедурные нормы проведения анализа и экспертиз.


2.5. Экспертная деятельность ФСФО России


Работа ФСФО России по проведению экспертизы последствий обращений взыскания на имущество организаций должников


Полномочия ФСФО России при обращении взыскания на имущество должника определяются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 199. Данный вид экспертизы ФСФО России и ее территориальные органы проводят в соответствии с Положением о производстве по делам организаций, в отношении которых приняты решения об обращении взыскания на имущество, утвержденным распоряжением ФСДН России от 27 декабря 1999 г. N 48-р.

Целью проведения экспертизы является оценка возможных последствий обращения взыскания на имущество организации-должника и принятие решения об обращении или необращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

В отношении крупных, экономически или социально значимых организаций решения принимались центральным аппаратом ФСФО России, а в отношении остальных организаций - ее территориальными органами. В центральном аппарате Службы за истекший год рассмотрено 34 уведомления. По 10 из них принято решение о возбуждении дела о банкротстве, по 18 - не возбуждать дело.

Территориальными органами в 2001 г. рассмотрено 11519 уведомлений (в 2000 г. - 9706). По результатам рассмотрения уведомлений выдано 2898 заключений о возбуждении дел о банкротстве (в 2000 г. - 1660).


Экспертиза отчетов независимых оценщиков


ФСФО России проводит экспертизу результатов оценки рыночной стоимости имущества организаций и выдает соответствующие заключения в соответствии со статьей 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" и пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1210 как государственный финансовый контрольный орган.

В отчетный период экспертиза отчетов оценщиков проводилась как в центральном аппарате ФСФО России, так и в ее территориальных органах. В целях обеспечения единого подхода при подготовке территориальными органами ФСФО России заключений о результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества организаций в адрес МТО и ТО ФСФО России направлены инструктивные письма о порядке проведения экспертизы отчетов оценщиков, содержащие примеры положительных и отрицательных заключений.

В случаях когда оцениваемое имущество принадлежит организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, заключение выдает ФСФО России.

По результатам экспертизы независимой оценки рыночной стоимости имущества организаций было дано 273 заключения, из них 185 - в территориальных органах. Отрицательных заключений центральный аппарат дает значительно больше, чем территориальные органы. Так, центральным аппаратом по 56% экспертиз выданы отрицательные заключения, в то время как территориальными органами - лишь по 18%.


2.6. Подготовка заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов


С 2001 г. ФСФО России выдает заключения о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов. Данные заключения представляются организациями в Министерство финансов Российской Федерации в целях получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Правила выдачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов утверждены распоряжением ФСФО России от 13 апреля 2001 г. N 111-p "О даче заключений о возможности наступления банкротства организации в случае единовременной уплаты сумм налогов", зарегистрированным в Минюсте России 13 июня 2001 г. N 2749.

Указанные заключения выдают территориальные органы ФСФО России, за исключением заключений в отношении крупных, социально или экономически значимых организаций, которые дает ФСФО России.

В 2001 г. поступило 226 заявлений для подготовки заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов на общую сумму 16824,5 млн.руб. (в том числе в федеральный бюджет - на сумму 5117,1 млн.руб.).

Выдано 224 заключения о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов, в том числе:

о возможности наступления банкротства в случае единовременной уплаты суммы налогов - 210;

об отсутствии возможности наступления банкротства - 9;

о возможности наступления банкротства по другим основаниям, не связанным с единовременной уплатой сумм налогов, - 5.


3. Работа с неплатежеспособными организациями при процедурах банкротства


3.1. Статистика дел о банкротстве


В течение 2001 г., как и во все предыдущие годы, продолжался рост количества дел о банкротстве. По информации территориальных органов ФСФО России, на начало 2001 г. в производстве арбитражных судов Российской Федерации находилось 21080 дел о банкротстве. По состоянию на 1 января 2002 г. количество дел увеличилось до 42802, т.е. по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза. Наибольшее количество дел о банкротстве, находящихся в настоящее время в производстве, связано с ликвидационной процедурой. По состоянию на 1 января 2002 г. в арбитражных судах Российской Федерации насчитывается 37916 дел о конкурсном производстве, т.е. 90,8% от всех дел, находящихся в производстве (для сравнения: на конец 1999 г. дел о конкурсном производстве насчитывалось 10247, или 77% от общего количества дел).

При общей тенденции к увеличению количества дел о банкротстве число процедур внешнего управления изменяется не пропорционально общему росту количества дел и имеет устойчивую тенденцию к снижению. На 1 января 2002 г. внешнее управление ведется в 1496 случаях, в конце 2000 г. такая процедура осуществлялась в отношении 1544 организаций, а в конце 1999 г. во внешнем управлении находилось 1669 организаций.

Наибольшее количество дел о банкротстве находится в производстве арбитражных судов Новосибирской области - 2217, Красноярского края - 1589, Волгоградской области - 1632, Ставропольского края - 1871, Республики Башкортостан - 1591.

За 2001 г. было возбуждено 37916 дел о банкротстве. в том числе по инициативе ФСФО России - 5977 дел (для сравнения: за 2000 г. было возбуждено 18057 дел о банкротстве, в том числе по инициативе ФСФО России - 3124).

Всего в 2001 г. было завершено производство по 16194 делам о банкротстве, в том числе ликвидацией должника в ходе процедуры конкурсного производства 14367, или 88,7% от завершенных дел. Восстановить платежеспособность в ходе внешнего управления удалось 78 организациям. Мировое соглашение было заключено между должником и кредиторами по 680 делам о банкротстве, Прекращены дела ввиду отсутствия признаков банкротства в количестве 512, или на 3,2%.


3.2. Участие сотрудников ФСФО России в судебных процессах о банкротстве


В соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) ФСФО России является участником дела о банкротстве и представляет в соответствии с возложенными на нее Правительством Российской Федерации полномочиями интересы государства как кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам.

В течение 2001 г. сотрудники ФСФО России участвовали в 48745 заседаниях арбитражных судов (для сравнения: в 2000 г. - в 29220 заседаниях), 12113 собраниях кредиторов (в 2000 г. -10842), 952 заседаниях комитетов кредиторов (в 2000 г. - 1322).

Постоянный рост количества дел о банкротстве свидетельствует о необходимости задействования большего количества сотрудников ФСФО России в обеспечении функции участия в судебном процессе. Чрезмерная загрузка сотрудников неизбежно ведет к снижению качества выполняемой ими работы по представлению интересов государства в делах о банкротстве.


3.3. Состояние процессов о банкротстве крупных, экономически или социально значимых организаций


Реализуя полномочия участника дела о банкротстве, ФСФО России уделяет особое внимание процедурам банкротства организаций, отнесенных к категории крупных, экономически и социально значимых. Ход процедур банкротства таких организаций контролируется непосредственно центральным аппаратом ФСФО России.

Для подготовки к участию в собраниях и комитетах кредиторов, заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции сотрудники ФСФО России анализируют экономические показатели работы организаций-должников, правовые основания предложений арбитражных управляющих и коммерческих кредиторов, заявляют необходимые ходатайства, а также предпринимают иные процессуальные действия, обеспечивающие защиту интересов государства.

На 1 января 2002 г. в процедурах банкротства находилось 122 организации, внесенные в перечень крупных, экономически или социально значимых, в том числе в процедуре наблюдения - 12, в процедуре внешнего управления - 58, в процедуре конкурсного производства - 52.

В течение 2001 г. в арбитражные суды было подано 63 заявления о банкротстве таких организаций. В отношении 56 организаций производство по делу о банкротстве было возбуждено; в отношении 7 организаций заявления приняты к производству, но дела не рассмотрены.

За этот же период было прекращено производство по делу о банкротстве в отношении 47 значимых организаций, в том числе завершено конкурсное производство в отношении 11 организаций, заключено 14 мировых соглашений; прекращено на стадии процедуры наблюдения 3 дела, прекращено в связи с отзывом заявления или удовлетворением требований заявителя 12 дел, но другим причинам - 5 дел; 2 организации восстановили платежеспособность в ходе внешнего управления (ГУП "2-ой Архангельский объединенный авиаотряд" и ОАО "Ленинградский металлический завод").

Статистика показывает, что организации-должники, в отношении которых ФСФО России осуществляет мониторинг судебных процедур, значительно реже ликвидируются в результате процедур банкротства.


3.4. Деятельность коллегий уполномоченных государственных представителей


Ключевые вопросы, касающиеся осуществления процедур банкротства значимых для государства организаций-должников, выносятся на рассмотрение коллегий уполномоченных государственных представителей при ФСФО России. Главной задачей коллегий является выработка единой позиции государственных органов при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Коллегиальная выработка решений позволяет более взвешенно оценить последствия возбуждения дела о банкротстве организаций-должников, проанализировать возможности восстановления платежеспособности организации без применения судебных процедур. Участие в работе коллегий представителей отраслевых министерств и ведомств обеспечивает учет отраслевой значимости рассматриваемых организаций с точки зрения кооперированных связей, сложившихся в отрасли (регионе), а также участия этих организаций в выполнении целевых программ. В настоящее время приказами ФСФО России коллегии созданы в 80 субъектах Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2002 г. коллегиями проведено 1489 заседаний, на которых рассмотрено 13253 организации. Принято 13146 решений, из них:

об обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве - 7635 (58%);

о голосовании за введение внешнего управления - 549 (4,2%);

о голосовании за открытие конкурсного производства - 3197 (24,3%);

воздержаться от обращения в суд с заявлением о банкротстве - 1283 (9,7%).

Практически совпадает процентное соотношение принятых решений с соответствующими показателями в 2000 г.

Некоторые организации рассматривались коллегиями неоднократно.

Деятельность территориальных коллегий уполномоченных государственных представителей должна стать предметом постоянного контроля руководителей МТО ФСФО России.

Характерным примером защиты интересов государства коллегиями государственных уполномоченных представителей может служить дело ГУП "Долгопрудненское КБ автоматики" (Московская обл.).

16 июля 2001 г. инспекция МНС по г. Долгопрудный обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) федерального государственного унитарного предприятия "Долгопрудненское КБ автоматики". Между тем указанное предприятие является исполнителем оборонного заказа и входит в перечень предприятий оборонного комплекса, приватизация которых запрещена. Решение налогового органа об инициировании дела о банкротстве было принято без учета мнения других заинтересованных органов исполнительной власти.

Коллегия уполномоченных государственных представителей, рассмотрев обстоятельства дела ГУП "Долгопрудненское КБ автоматики", единогласно приняла решение о нецелесообразности возбуждения дела о банкротстве оборонного предприятия и предоставлении ему возможности реструктурировать имеющуюся фискальную задолженность. В результате дело о банкротстве было прекращено.


3.5. Экспертная деятельность ФСФО России при реализации полномочий государственного органа по делам о банкротстве


Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что ФСФО России подготавливает по запросу судов и правоохранительных органов заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Кроме того, реализуя установленные Законом полномочия участника дела о банкротстве, ФСФО России и ее территориальные органы осуществляют экспертизу и подготавливают заключения по планам внешнего управления, мероприятиям конкурсного производства, проектам мировых соглашений наиболее значимых для государства организаций, находящихся в процедурах банкротства.

Результатом экспертной деятельности ФСФО России являются конкретные уголовные дела, возбужденные по выявленным случаям криминальных банкротств. Замечания, высказанные экспертами ФСФО России, позволяют проводить процедуры банкротства с наибольшей эффективностью и с учетом всех требований законодательства Российской Федерации.

Экспертиза наличия (отсутствия) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства проводится на основании методических рекомендаций, утвержденных распоряжением ФСДН России от 8 октября 1999 г. N 33-р. В соответствии с положениями о межрегиональных органах и положениями о территориальных органах экспертиза наличия (отсутствия) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства крупных, экономически или социально значимых организаций осуществляется центральным аппаратом Службы, иных организаций - межрегиональными, а с июля 2001 г. и территориальными органами.

Необходимо отметить, что не все межрегиональные и территориальные органы выполняли данное требование, допуская рассмотрение у себя организаций, отнесенных к перечню крупных, экономически или социально значимых (например, ОАО "Красный Аксай", территориальный орган в Ростовской области).

Всего за прошедший год было выдано 592 заключения, из них 8 - центральным аппаратом ФСФО России, остальные - территориальными органами. Выявлено 295 случаев преднамеренного или фиктивного банкротства; по этому поводу в правоохранительные органы направлено 260 обращений, по результатам рассмотрения которых возбуждено 51 уголовное дело. Анализ этих цифр показывает, что не во всех случаях выявления признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства территориальные органы направляют информацию в правоохранительные органы для принятия ими соответствующих решений.

Территориальными органами в 2001 г. проведено 2720 экспертиз планов внешнего управления, 2461 экспертиза мероприятий конкурсного производства, 177 - условий мировых соглашений.

По запросу прокуратуры Кемеровской области ФСФО России проведен анализ результатов реорганизации "Роснефть-Кемеровонефтепродукт" в 1998 г., а также финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества в период с 1 января 1997 г. по 1 января 2000 г. В результате проведенного анализа ФСФО России выявлены признаки преднамеренного банкротства в действиях руководства "Роснефть-Кемеровонефтепродукт" по отчуждению ликвидного имущества завода.

На основании фактов, изложенных в заключении ФСФО России, в мае 2001 г. следственным управлением при УВД Кемеровской области возобновлено ранее прекращенное уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.196 Уголовного кодекса Российской Федерации (преднамеренное банкротство). Результаты расследования контролируются прокуратурой области.


3.6. Поступление денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в результате реализации процедур банкротства


ФСФО России последовательно отстаивает позицию о нефискальном характере процедур банкротства. В то же время эффективное применение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) позволяет организациям-должникам погасить задолженность, накопленную до введения процедуры банкротства.

По состоянию на 1 января 2002 г. общая кредиторская задолженность по всем реестрам составляла 102,7 млрд.руб., в том числе по 4-й очереди - 23,6 млрд.руб., или 22,2% от всей задолженности, по 5-й очереди перед федеральным бюджетом - 7,2 млрд.руб., или 7% от всей задолженности. В течение 2001 г. в результате завершения процедур банкротства в бюджеты и государственные внебюджетные фонды поступило 9 млрд.руб.

Погашение кредиторской задолженности в 2001 г. составило 18,3 млрд.руб. всего, в том числе по 4-й очереди - 8,4 млрд.руб. (в том числе в федеральный бюджет -3,6 млрд.руб.), или 35,4% от средств, направленных на расчеты с кредиторами. По 5-й очереди в 2001 г. погашено 5,1 млрд.руб. (в том числе по расчетам с федеральным бюджетом - 0,6 млрд.руб.), или 9,4% от средств, направленных на расчеты с кредиторами.


4. Нормотворческая деятельность ФСФО России


В соответствии с п.30 Основных мероприятий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на второе полугодие 2001 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 933-р, ФСФО России участвовала в разработке новой редакции проекта Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", который Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (распоряжение от 24 декабря 2001 г. N 1696-р).

Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2001 г. N 4-П, признавшего не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения статей 55 и 56 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", рабочей группой при участии ФСФО России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"", предусматривающий механизм защиты интересов должника и кредиторов, в том числе государства, при инициировании и проведении процедур банкротства. В настоящее время данный законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и протоколом Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 мая 2001 г. N 74 направлен для рассмотрения в Правительство Российской Федерации. Указанный законопроект 29 мая 2001 г. поступил в ФСФО России для подготовки проекта официального отзыва Правительства Российской Федерации. Подготовлен официальный отзыв, содержащий положительную оценку законопроекта.

Рассмотрены и подготовлены отзывы на 28 проектов федеральных законов, значительная часть которых касается внесения поправок в действующее законодательство о банкротстве. Поддержаны или согласованы с замечаниями 9 законопроектов, остальные получили отрицательный отзыв. Подготовлен также проект положительного отзыва на проект Федерального закона "О внесении дополнений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"", который был поддержан Правительством Российской Федерации.

Подготовлены и прошли регистрацию в Минюсте России распоряжение ФСФО России "О внесении изменений и дополнений в распоряжение ФСДН России N 23-р "Об осуществлении сотрудниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих"" и распоряжение ФСФО России N 111-р "О даче заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов".

Рассмотрен, переработан и направлен в Минэнерго России для подписания проект Соглашения о порядке взаимодействия между ФСФО России и Минэнерго России по вопросам финансового оздоровления и банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, представленный Минэнерго России.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. были признаны незаконными и не подлежащими применению пункты 4, 5, 6, 7, 11, 12 Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544. Службой подготовлена кассационная жалоба на названное решение Верховного Суда. На настоящий момент действие данного решения приостановлено.


5. Подготовка, лицензирование арбитражных управляющих и надзор за их деятельностью


5.1. Подготовка специалистов по антикризисному управлению


В 2001 году ФСФО России проделана следующая работа по подготовке специалистов по антикризисному управлению.

Аккредитовано при ФСФО России на право подготовки специалистов по антикризисному управлению 76 образовательных организаций, из которых 35 имеют статус университета или академии.

Разработано и утверждено 225 программ семинаров, подготовлено 4684 специалиста по антикризисному управлению, из них 3392 - по типовой программе первого уровня, остальные - по программе второго уровня.

В целях усиления качества подготовки специалистов по антикризисному управлению по программе ФСФО России необходимо провести более тщательный отбор обучающих организаций, претендующих на право проведения семинаров по программам ФСФО России, и усилить работу по повышению качества подготовки. С этой целью следует повысить контроль за деятельностью обучающих организаций и подбором профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации программы подготовки.

Распоряжением ФСФО России был установлен план подготовки специалистов по антикризисному управлению как для территориальных органов в субъектах федерации, так и для МТО в целом, а также определен порядок реализации системы подготовки.

Наибольшего успеха в реализации планового задания достигли Центральный и Уральский МТО ФСФО России. Стоит выделить хорошую работу ТО ФСФО России в Орловской, Тамбовской, Ярославской и Свердловской областях, Краснодарском крае. Вместе с тем недостаточно активно велась подготовка специалистов по антикризисному управлению ТО ФСФО России в Мурманской, Кировской и Томской областях.

Осуществлен переход на комиссионную систему приема экзаменов. Комиссии по отбору кандидатов на обучение и приему итоговых экзаменов образованы только из числа сотрудников службы. Осуществлена проверка организации приема экзаменов в ряде обучающих организаций.

Совместно с учебно-методическим объединением Минобразования России по специальности "Антикризисное управление" проведена Всероссийская конференция "Проблемы и перспективы развития системы подготовки специалистов в области антикризисного управления", посвященная пятилетию открытия вузовской специальности "Антикризисное управление".

Специалистами службы были разработаны и одобрены Методическим советом при ФСФО России списки Федеральных законов, иных правовых актов и учебно-методической литературы, рекомендованные для проведения семинаров по Типовым программам подготовки специалистов по антикризисному управлению первого и второго уровня.

Однако следует отметить, что в отношении Типовой программы подготовки специалистов по антикризисному управлению, утвержденной распоряжением ФСФО России от 19 ноября 2001 г. N 355-р, данная работа не проведена.

Поэтому одной из основных задач в организации системы подготовки специалистов по антикризисному управлению является обновление состава и активизация работы Методического совета, особенно в плане усиления методического обеспечения учебного процесса.

В течение 2001 г. была проведена значительная корректировка программ подготовки специалистов по антикризисному управлению первого и второго уровней, а также программы повышения квалификации.

С учетом мнения территориальных органов ФСФО России, ведущих арбитражных управляющих и обучающих организаций был осуществлен переход на двухуровневую систему подготовки арбитражных управляющих.

С этой целью была разработана фундаментальная 448-часовая программа подготовки специалистов по антикризисному управлению, рассчитанная на арбитражных управляющих, претендующих на получение лицензии первой и второй категории, а также новая временная программа повышения квалификации специалистов по антикризисному управлению, рассчитанная на арбитражных управляющих, претендующих на получение лицензии третьей категории.

Вместе с тем в связи с предстоящим принятием нового закона о банкротстве необходимо подготовить предложения по приведению системы подготовки специалистов по антикризисному управлению в соответствие с требованиями нового закона о банкротстве


5.2. О результатах работы ФСФО России по лицензированию арбитражных управляющих


В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1544, ФСФО России с начала 1999 г. осуществляет лицензирование деятельности арбитражных управляющих.

Целью деятельности ФСФО России по лицензированию арбитражных управляющих в 2001 г. оставалось обеспечение арбитражных судов необходимым количеством специалистов для реализации процедур банкротства и повышение требований к соискателям лицензии арбитражного управляющего.

К 1 января 2002 г. ФСФО России выдано всего 14386 лицензий арбитражного управляющего, в том числе 11354 лицензии первой категории, 3031 лицензия второй категории и 1 лицензия третьей категории.

За 2001 г. выдано 2148 лицензий, в том числе 1471 лицензия первой категории, 676 лицензий второй категории и 1 лицензия третьей категории, по 42 заявлениям отказано в выдаче лицензий. Для сравнения: в 2000 г. выдано 5186 лицензий, в том числе 4701 лицензия первой категории и 485 лицензий второй категории, по 156 заявлениям отказано в выдаче лицензий.

За 2001 г. прекращено действие 288 лицензий арбитражного управляющего, из них 253 лицензий первой категории в связи с получением арбитражными управляющими лицензии второй категории, действие 31 лицензии прекращено по заявлению лицензиата. Кроме того, в 2001 г. аннулированы 35 лицензий, из них в связи с неуплатой лицензионного сбора 13 лицензий; отозваны в 2001 г. 22 лицензии, в том числе 12 лицензий второй категории.

В 2001 г. начала работу Высшая экспертная комиссия по арбитражному управлению при ФСФО России (ВЭК), одной из задач которой является экспертиза отчетов арбитражных управляющих по завершенным процедурам внешнего управления или конкурсного производства. В 2001 г. проведено четыре заседания ВЭК. На заседаниях ВЭК было рассмотрено 26 отчетов арбитражных управляющих. ВЭК было вынесено девять положительных заключений по завершенным процедурам банкротства. Два арбитражных управляющих, Островерх В.А. и Коробов В.Д., получили положительные заключения ВЭК и на сегодняшний день имеют лицензию третьей категории.

За 2001 г. наибольшую активность в получении лицензий арбитражных управляющих проявили индивидуальные предприниматели в следующих субъектах Российской Федерации: Архангельская, Московская, Самарская, Кемеровская области, Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярский края.

До настоящего времени отсутствуют арбитражные управляющие в Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском автономных округах. В Ненецком автономном округе два лицензированных управляющих, а в Таймырском, Эвенкийском, Корякском, Чукотском автономных округах - по одному арбитражному управляющему. Значительный недостаток арбитражных управляющих отмечен в Ямало-Ненецком и Коми-Пермяцком автономных округах, Новгородской и Псковской областях.

За 2001 г. наибольшее количество решений об отказе в выдаче лицензии приходится на заявления соискателей из Москвы, Волгоградской и Пермской областей. При этом решения об отказе в выдаче лицензии второй категории составляют 88% от общего числа отказов.

Причиной отказов примерно в 47% случаев явилось нарушение требований п.11 Положения о лицензировании (отсутствие надлежащего стажа работы в качестве арбитражного управляющего), примерно в 26% случаев - нарушение требований п.1 ст.63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (нарушение права кредитора предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом), примерно в 20% случаев - нарушение требований статей 12, 64, 65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (несоблюдение требований по проведению собрания кредиторов, в том числе первого).

Основными недостатками, характерными для большинства межрегиональных территориальных органов в вопросах подготовки представляемых для получения лицензий документов, являются:

представление незаверенных копий документов (Центральный, Уральский, Южный, Дальневосточный МТО);

задержка документов соискателей лицензий в МТО более одного месяца (Центральный, Приволжский, Уральский МТО).

В лучшую сторону отмечается работа отдела лицензирования в Северо-Западном МТО.


5.3. Осуществление надзора за деятельностью арбитражных управляющих


Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления сотрудниками ФСФО России, ее территориальными органами контроля за деятельностью арбитражных управляющих, являются Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1544 "О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих" и распоряжение ФСДН России от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих".

ГАРАНТ:

Распоряжением ФСФО РФ от 7 августа 2002 г. N 141-р названное распоряжение признано утратившим силу


ФСФО России осуществляет надзор за деятельностью арбитражных управляющих в форме текущего контроля, а также проводит проверки деятельности арбитражных управляющих на предмет соответствия осуществляемой ими деятельности лицензионным требованиям и условиям в форме текущего контроля и выборочных проверок.

В 2001 г. в ФСФО России поступило 1837 обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (в 2000 г. - 1137) и 54 правительственных обращения и обращения депутатов Российской Федерации, из них принято к надзорному производству 1216. Рассмотрено ФСФО России и территориальными органами 552 жалобы на арбитражных управляющих второй категории и 313 - на арбитражных управляющих первой категории, остальные жалобы находятся на рассмотрении.

По 272 арбитражным управляющим с лицензией второй категории ФСФО России открывала надзорное производство и поручала МТО ФСФО России осуществлять проверку их деятельности и самостоятельно принимать решения по результатам проверки.

В отдельных наиболее сложных случаях выборочная проверка деятельности арбитражных управляющих проводилась непосредственно сотрудниками центрального аппарата Службы (в 2001 г. - 5 арбитражных управляющих).

В 2001 г. Центральной комиссией ФСФО России по рассмотрению дел по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности рассмотрено 327 дел, по которым принято 265 решений, в том числе:

об отсутствии нарушений - 68;

о вынесении предупреждения - 91;

о вынесении предписания - 14;

о вынесении предупреждения с предписанием - 28;

о приостановлении действия лицензии и обращении в суд с заявлением об аннулировании - 28;

об отзыве лицензии - 20;

о возобновлении действия лицензии - 11.

В соответствии с принятыми ФСФО России решениями территориальными органами ФСФО России направлено в арбитражные суды 26 исковых заявлений об аннулировании лицензии арбитражных управляющих, по результатам которых арбитражными судами приняты следующие решения:

об аннулировании лицензий - 8;

об отказе в приеме искового заявления - 1;

о прекращении производства по делу - 1, остальные - в стадии рассмотрения.

Особое место в работе Центральной комиссии ФСФО России занимает рассмотрение жалоб на решения комиссий МТО ФСФО России по рассмотрению дел по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности. Рассмотрение указанных жалоб по существу является формой контроля за деятельностью МТО и ТО ФСФО России, за законностью принимаемых ими управленческих решений.

В 2001 г. Центральной комиссией ФСФО России 16 решений комиссий МТО ФСФО России оставлено в силе, 7 решений отменено.

В 2002 г. с учетом проекта новой редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимости усиления надзора за деятельностью территориальных и межрегиональных территориальных органов ФСФО России, а также опыта практического применения существующего Положения о надзоре необходимо:

подготовить Положение об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с учетом проекта новой редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

сформировать государственный реестр арбитражных управляющих и единый реестр саморегулируемых организаций;

внести изменения в Распоряжение ФСДН России N 23-р с учетом новой редакции Закона "О лицензировании".


6. Международное сотрудничество ФСФО России


По линии международных связей в 2001 г. был полностью осуществлен 2-й проект международной технической помощи Тасис (Европейский Союз), продолжался проект Министерства Международного Развития Великобритании и проводилась работа по организации нового проекта Тасис "Эффективность процедур несостоятельности".

В рамках 2-го проекта Тасис, исполнителем которого был консорциум компаний DFC и KPMG с участием российских экспертов:

разработано 2-е издание (краткая и полная версии) Пособия арбитражного управляющего (Пособие);

разработаны новые учебные материалы Системы Дистанционного Обучения (СДО) ФСФО России; открыт Web-сайт ФСФО России, и на нем среди прочего представлены в открытом доступе Пособие и учебные материалы СДО;

проведены две стажировки сотрудников ФСФО России и арбитражных управляющих в Великобритании по надзору деятельности арбитражных управляющих.

В рамках британского проекта, исполнителями которого являлись фирма "ПрайсуотерхаусКуперс" (включая одного из ее лучших специалистов по банкротству Марка Хоумана) и российские эксперты, была организована разработка перечня профессиональных квалификационных требований арбитражного управляющего.

По новому проекту Тасис была организована разработка Технического Задания к проекту, которое было согласовано руководством ФСФО России и Программой Тасис (Европейский Союз).


Основные задачи ФСФО России на 2002 год


В 2002 г. необходимо продолжить работу по усилению влияния государства на процессы, происходящие в экономике страны, за счет более эффективного использования действующего законодательства. Защита и обеспечение государственных интересов в судебных процессах банкротства организаций должна оставаться одной из приоритетных задач Службы на 2002 г.

Основными задачами Службы являются также следующие:

добиться через применение системы мониторинга четкого представления о реальном финансовом состоянии и платежеспособности предприятий, включенных в перечень крупных, экономически или социально значимых, а также имеющих важное значение для экономики страны, и принятия необходимых мер по их финансовому оздоровлению;

завершить подготовку и принятие правовых актов, регламентирующих работу системы межведомственных балансовых комиссий, направив их деятельность на эффективное решение задачи финансового оздоровления неплатежеспособных организаций без применения к ним процедур банкротства;

уделить особое внимание процессам банкротства, возбужденным в отношении крупных, экономически или социально значимых организаций, деятельности назначенных на них арбитражных управляющих; обеспечить разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных арбитражных управляющих;

обеспечить четкую и слаженную работу коллегий уполномоченных, государственных представителей; исключить из практики случаи инициирования арбитражных процессов о банкротстве организаций-должников от имени государства без предварительного рассмотрения соответствующего вопроса на коллегии, а также несанкционированного рассмотрения и принятия решения территориальными коллегиями по особо значимым организациям;

развернуть решительную борьбу с недобросовестным использованием процедур банкротства, когда они инициируются в целях фактического передела собственности, завладения чужими материальными и финансовыми ресурсами;

принять участие в работе по рассмотрению и принятию проекта Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", позволяющего вернуть государству утраченные возможности равноправного участия в процедурах банкротства. В дальнейшем необходимо обеспечить его применение на практике, а также разработку и корректировку в связи с его принятием соответствующих нормативных актов по вопросам деятельности ФСФО России;

продолжить работу по сопровождению процесса рассмотрения проектов Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ", "О саморегулируемых организациях";

руководителям МТО и ТО повысить исполнительскую дисциплину, направить свою работу на организацию взаимодействия с представительными органами исполнительной власти, институтом полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и на местах, правоохранительными органами, на соблюдение сроков рассмотрения обращений и заявлений граждан и юридических лиц по любым вопросам.



Материалы заседания Коллегии ФСФО РФ от 12 февраля 2002 г. "Об итогах работы ФСФО России за 2001 год и основных задачах на 2002 год"


Текст документа опубликован в "Вестнике Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению", 2002 г., N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение