Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 апреля 1999 г. N 3/8-III "О Методических рекомендациях о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации"

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 апреля 1999 г. N 3/8-III
"О Методических рекомендациях о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации"


Руководствуясь статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (прилагаются).

2. Направить Методические рекомендации руководителям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, руководителям избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".


Председатель
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации

А.А.Вешняков


Секретарь
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации

O.K.Застрожная


Методические рекомендации
о порядке формирования избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 14 апреля 1999 г. N 3/8-III)


В связи с поступившими в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениями с просьбой разъяснить порядок применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), касающихся формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует руководствоваться следующими положениями.

1. Порядок формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливается количественный состав избирательной комиссии. В целях обеспечения соблюдения требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона о назначении половины членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации законодательным (представительным), а другой половины - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует устанавливать в законе субъекта Российской Федерации четное число членов избирательной комиссии. Практика, сложившаяся в субъектах Российской Федерации, показывает, что оптимальный количественный состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - 14 членов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава.

Для предупреждения коллизий и в целях оперативного решения проблем, возникающих в ходе формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, представляется целесообразным осуществление взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации и избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Для координации действий, связанных с формированием нового состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, можно создать рабочую группу из числа представителей законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует не позднее чем за 45 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации опубликовать в средствах массовой информации сообщение законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации об окончании срока полномочий и начале выдвижения кандидатур в новый состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательной комиссии. По согласованию с законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации указанное сообщение может быть опубликовано избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

3. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона членом избирательной комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день назначения возраста 18 лет. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона членами избирательной комиссии не могут быть граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, перечисленные в пунктах 1 и 3 статьи 24 Федерального закона.

С учетом практики работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует назначать членами избирательной комиссии с правом решающего голоса лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, опыт организации и проведения выборов. При формировании нового состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с учетом принципа преемственности в работе избирательной комиссии рекомендуется назначать не менее половины членов избирательной комиссии нового состава из числа членов избирательной комиссии действующего состава.

4. Согласно пункту 1 статьи 23

Федерального закона государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". В связи с этим члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающие на постоянной (штатной) основе и замещающие государственные должности категории "А", государственными служащими не считаются.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из представивших предложения избирательных объединений.

При определении законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации числа членов избирательной комиссии, составляющего не менее одной трети назначаемого ими количества членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в большую сторону. Например, если установлено, что число членов избирательной комиссии составляет 14, то законодательный и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны назначить по 7 членов избирательной комиссии, а не менее одной трети от 7 составит 3.

6. Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями либо, по их письменному поручению, региональными отделениями этих политических общественных объединений в субъектах Российской Федерации.

Если избирательное объединение имеет фракцию и в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, оно вправе представить в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации только одну кандидатуру.

Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации от имени избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, вносятся региональными (межрегиональными) политическими общественными объединениями.

Общественное объединение вправе вносить предложение о кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при условии, что оно создано в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях".

К выборным органам местного самоуправления согласно абзацу двадцать восьмому статьи 2 Федерального закона относятся представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

7. В случае если количества кандидатур, предложенных правомочными органами, указанными в пункте 1 статьи 23 Федерального закона, недостаточно для формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, законодательный (представительный) и (или) исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дополнительно обратиться к избирательным объединениям, избирательным блокам, общественным объединениям, выборным органам местного самоуправления, избирательной комиссии предыдущего состава с предложением представить кандидатуры в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

8. Рекомендуется, чтобы решение избирательного объединения, имеющего фракцию в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также избирательного объединения, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, о предложении кандидатуры в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принималось предусмотренным уставом руководящим (коллегиальным) органом политического общественного объединения и подписывалось руководителем политического общественного объединения или лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Рекомендуется, чтобы решение от имени избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, о выдвижении кандидатуры в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принималось руководящими (коллегиальными) органами избирательных объединений, входящих в избирательный блок, и подписывалось руководителями этих избирательных объединений.

Решение общественного объединения, выборного органа местного самоуправления, избирательной комиссии о кандидатурах в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается в порядке, закрепленном в уставе общественного объединения или в решении его руководящего (коллегиального) органа, регламенте выборного органа местного самоуправления, регламенте или постановлении избирательной комиссии, и подписывается его руководителем.

К решению правомочного органа или организации о предложении по кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации прилагаются следующие сведения о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, адрес места жительства, номер служебного и домашнего телефона, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения об участии в организации и проведении выборов. Сведения о кандидате составляются выдвинувшим его органом и подписываются самим кандидатом. К решению правомочного органа или организации о кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации прилагается также письменное согласие кандидата на назначение его членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

9. Решение законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок назначения членов избирательной комиссии данного субъекта Российской Федерации.

Если количества кандидатур, представленных избирательными объединениями, имеющими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, недостаточно для назначения не менее одной трети количества членов избирательной комиссии, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации после учета этих кандидатур назначает остальных членов избирательной комиссии на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации действующего состава.

10. Согласно пункту 14 статьи 23 Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов, но не ранее срока истечения полномочий избирательной комиссии прежнего состава. Пятнадцатидневный срок отсчитывается со дня вступления в силу решения того из двух органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которое было принято позднее. При этом согласно пункту 14 статьи 23 Федерального закона в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должно быть назначено не менее двух третей от установленного количества членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.

Согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного количества членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

11. Согласно пункту 3 статьи 27 Федерального закона председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии.

Порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии устанавливается законом субъекта Российской Федерации, регламентом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а в случае, если такой порядок не установлен, утверждается на ее заседании.

Согласно пункту 8 статьи 24 Федерального закона председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации замещает должность на постоянной (штатной) основе. Это правило распространяется на заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Председатель избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.



Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 апреля 1999 г. N 3/8-III "О Методических рекомендациях о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в Сборнике законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации 1997-1999, М., 2000 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.