Приказ Минобразования РФ от 30 мая 2002 г. N 1995 "Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники"

Приказ Минобразования РФ от 30 мая 2002 г. N 1995
"Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники"


С целью совершенствования управления научными исследованиями по приоритетным направлениям науки и техники и в соответствии с приказами Минобразования России от 16.06.2000 N 1788 и от 04.02.2002 N 293 приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке формирования и реализации научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" (далее Программа).

2. Считать утратившим силу приказ Минобразования России от 15.08.2000 N 2443.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление научно-инновационной деятельности (А.В.Суворинова).


Заместитель Министра

Ю.В.Шленов


Положение
о порядке формирования и реализации научно-технической программы
Министерства образования Российской Федерации "Научные исследования
высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники"
(утв. приказом Минобразования РФ от 30 мая 2002 г. N 1995)


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение устанавливает цели и задачи научно-технической программы Минобразования России "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники", определяет порядок формирования программы и ее структуры, органы управления программой, порядок проведения конкурса и отбора проектов программы, финансирования программы, порядок проведения и приемки результатов научно-исследовательских работ.

1.2. Научно-техническая программа "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" (далее - Программа) является формой организации научно-технической и инновационной деятельности в системе образования, которая обеспечивает согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, иных программных мероприятий, направленных на достижение установленных для нее целей в соответствии с государственной и отраслевой научно-технической политикой.

1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон Российской Федерации "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", а также "Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы".

1.4. Программа формируется на конкурсной основе. Целью конкурса на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИР) является отбор проектов, наиболее соответствующих целям и задачам Программы, и обеспечение эффективного расходования средств федерального бюджета, выделяемых на проведение работ.

1.5. Источником финансирования НИР по Программе являются средства федерального бюджета, выделяемые на эти цели Минобразованием России. Для финансирования Программы могут привлекаться бюджетные средства субъектов федерации, федеральных министерств, ведомств и организаций, а также внебюджетные средства.

1.6. Срок выполнения Программы не может превышать пяти лет и, как правило, не должен быть менее двух лет.

1.7. Настоящее Положение может уточняться, дополняться и изменяться по мере изменения правовых, нормативных и экономических условий деятельности системы образования Российской Федерации.


2. Научно-техническая программа


2.1. Цели и задачи Программы


2.1.1. Основными целями и задачами Программы являются:

- эффективное использование существующего научно-технического потенциала системы образования для решения важнейших социально-экономических, научно-технических и технологических проблем государства и системы образования;

- повышение уровня подготовки специалистов и квалификации научно-педагогических кадров системы образования;

- концентрация исследований ученых высшей школы на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- формирование инновационной ориентации научно-технической деятельности системы образования;

- решение актуальных задач научной, научно-технической и инновационной политики Минобразования России.

2.1.2. Основными целями подпрограмм (разделов подпрограмм), объединенных в Программу, являются:

- решение в соответствии с федеральными и отраслевыми приоритетами комплекса научно-технических проблем, характерных для конкретной подпрограммы (раздела подпрограммы) и актуальных для повышения конкурентоспособности экономики, введения научно-технических результатов в хозяйственный оборот;

- реструктуризация научно-технического потенциала системы образования (включая его кадровую составляющую, материально-техническую и информационную базу), развитие и формирование научных школ системы образования в соответствии с объективными тенденциями развития и потребностями экономики и наукоемкой социальной сферы страны;

- использование современных научно-технических достижений в учебном процессе;

- стимулирование притока молодежи в науку и ее закрепления в сфере научной и педагогической деятельности;

- развитие межотраслевого и федерально-регионального сотрудничества системы образования;

- развитие инновационной деятельности системы образования, фактическая реализация возвратных механизмов финансирования.

2.1.3. Основными принципами формирования и реализации Программы являются:

- концентрация научно-технического потенциала на приоритетных направлениях научно-технической деятельности;

- привлечение в высшие учебные заведения дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств (в том числе из отраслей экономики и регионов страны) для обеспечения решения задач Программы;

- привлечение научной общественности системы образования к решению вопросов формирования и реализации Программы;

- использование принципов конкурсного отбора научно-технических проектов или исполнителей проектов;

- реальность достижения заявленных научных (научно-технических) результатов и получение научной (научно-технической) продукции в указанные сроки и указанными средствами.


2.2. Структура Программы

ГАРАНТ:

См. Структуру научно-технической программы "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" на 2003 - 2004 г., утвержденную приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2003 г. N 475


2.2.1. Основой формирования тематической структуры Программы являются приоритеты научно-исследовательской деятельности системы образования, которые устанавливают ориентиры в отношении направлений и проблематики научных исследований в системе образования.

2.2.2. Функциональную структуру Программы образуют:

- подпрограммы, формируемые по принципу тематического объединения направлений научной и научно-технической деятельности высшей школы, являющихся для нее приоритетными;

- разделы подпрограмм (выделяются при необходимости), отражающие специфику тематических направлений;

- проекты, которые в совокупности составляют раздел подпрограммы или подпрограмму.

2.2.3. Организационную работу по формированию Программы и сопровождение ее реализации осуществляет курирующее управление, определяемое приказом Минобразования России.

2.2.4. Курирующее управление:

- формирует проект перечня подпрограмм, обеспечивающих реализацию целей и задач Программы с учетом сложившейся структуры научно-технического потенциала системы образования;

- создает рабочие группы с включением в них ведущих ученых и специалистов системы образования, представителей Минобразования России, заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти для разработки проектов концепций подпрограмм, перечня головных организаций по подпрограммам, предложений по персональному составу научно-технических советов подпрограмм.

2.2.5. Концепция подпрограммы включает:

- постановку целей и задач подпрограммы, описание решаемых в рамках подпрограммы актуальных социально-экономических и научно-технических проблем;

- оценку научно-технического потенциала системы образования применительно к указанной проблеме;

- описание тематической структуры (перечня разделов) подпрограммы, адекватной поставленным задачам;

- мотивированные предложения по организационной форме конкурса по подпрограмме (открытый конкурс, закрытый конкурс, тендер, смешанная форма).

При этом под закрытым конкурсом понимается конкурс, проводимый среди ограниченного количества потенциальных исполнителей, а под тендером - конкурс исполнителей проекта с заданными при объявлении конкурса содержанием и характеристиками разработки.

- описание основных механизмов, обеспечивающих формирование подпрограммы в соответствии с ее целями и задачами (характерные критерии экспертизы, принципы отбора проектов и др.);

- описание структуры управления подпрограммой и системы контроля за реализацией подпрограммы;

- оценку объема финансовых средств, которые могут быть привлечены из заинтересованных федеральных министерств и ведомств, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников, и обоснование возможности такого привлечения;

- укрупненное описание ожидаемых научно-технических результатов, продукции, полученной в результате выполнения подпрограммы;

- оценку перспектив, форм и масштабов использования научно-технических результатов, продукции, полученной в результате выполнения подпрограммы в реальном секторе экономики России;

- оценку ожидаемого вклада подпрограммы в развитие системы образования.

2.2.6. Перечень подпрограмм и их разделов, перечень организаций - организаторов конкурса, сроки выполнения подпрограмм (разделов подпрограмм) рассматриваются Научно-техническим советом Минобразования России и утверждаются приказом Минобразования России.


2.3. Управление Программой


2.3.1. Управление Программой осуществляют:

- Минобразование России;

- руководящий совет Программы;

- управляющий комитет Программы;

- головные организации по подпрограммам;

- научно-технические советы подпрограмм;

- исполнительная дирекция Программы.

Составы руководящего совета, управляющего комитета Программы, перечень головных организаций по подпрограммам, составы научно-технических советов подпрограмм формируются с учетом структуры Программы и утверждаются приказом Минобразования России.

2.3.2. Минобразование России:

- утверждает приказом структуру Программы, сроки ее выполнения, перечни головных организаций и организаторов конкурса по подпрограммам, персональные составы научно-технических советов подпрограмм;

- определяет контрольные цифры финансирования Программы в целом и по подпрограммам и обеспечивает их доведение до управляющих органов подпрограмм,

- выделяет финансовые средства на проведение Программы в соответствии с поступлениями из федерального бюджета;

- осуществляет информационно-аналитическое сопровождение выполнения Программы;

- проводит рассмотрение итогов и оценку выполнения Программы в целом на заседаниях Коллегии и Научно-технического совета Минобразования России, принимает решения по стратегии развития Программы.

Текущий контроль выполнения Программы осуществляет курирующее управление Минобразования России.

2.3.3. Руководящий совет Программы:

- формирует общую стратегию Программы;

- принимает решения по организации управления Программой;

- не реже 1 раза в год рассматривает результаты выполнения Программы и вырабатывает предложения по ее дальнейшему финансированию и реализации;

- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.

Руководящий совет Программы возглавляет заместитель Министра образования Российской Федерации и включает в свой состав председателей научно-технических советов подпрограмм, а также представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы.

Подготовка заседаний руководящего совета Программы проводится курирующим управлением Минобразования России.

2.3.4. Управляющий комитет Программы:

- осуществляет управление реализацией Программы в период ее выполнения;

- руководствуется в своей деятельности решениями руководящего совета Программы и организует мероприятия по их выполнению;

- выполняет функции конкурсной комиссии Программы;

- устанавливает в случае необходимости дополнительные показатели качества и критерии экспертизы для отбора проектов на стадии проведения конкурса;

- разрабатывает совместные предложения Минобразования России с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами по вопросам формирования и реализации Программы, приемки, оценки и использования результатов выполнения Программы.

Управляющий комитет Программы возглавляется начальником курирующего управления Минобразования России и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Министерства, ведущих ученых и специалистов системы образования, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы.

2.3.5. Головная организация по подпрограмме:

- выполняет функции организатора конкурса по подпрограмме, если Минобразованием России не установлена другая организация - организатор конкурса;

- формирует в случае необходимости исполнительную дирекцию подпрограммы и осуществляет организационно-техническое обеспечение ее деятельности;

- осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности научно-технического совета подпрограммы;

- координирует информационные потоки между исполнителями проектов и руководящими органами Программы;

- несет ответственность за выполнение в отношении подпрограммы всех требований, установленных настоящим Положением, нормативными и распорядительными документами Минобразования России.

2.3.6. Научно-технический совет подпрограммы:

- является высшим коллегиальным органом управления подпрограммой;

- при необходимости формирует научно-технические советы разделов подпрограммы и определяет головную организацию раздела;

- утверждает состав экспертной комиссии для проведения конкурса по подпрограмме;

- при необходимости делегирует научно-техническим советам разделов подпрограммы часть своих функций, установленных настоящим Положением, нормативными и распорядительными документами Минобразования России;

- устанавливает процедуры взаимодействия научно-технического совета подпрограммы и исполнительной дирекции подпрограммы с научно-техническими советами разделов подпрограммы;

- периодически, но не реже 1 раза в год, рассматривает ход выполнения подпрограммы и вносит в управляющий комитет Программы предложения по изменению объемов финансирования разделов и отдельных проектов, а также по возможному прекращению их выполнения за счет средств федерального бюджета;

- при необходимости утверждает комиссии по оценке промежуточных и итоговых результатов выполнения проектов;

- осуществляет общую оценку результатов выполнения проектов, разделов подпрограммы и подпрограммы в целом.

В состав научно-технических советов подпрограмм включаются ведущие (по профилю подпрограммы и разделов подпрограммы) ученые и специалисты системы образования, академического и отраслевого секторов науки, представители организаций - потенциальных потребителей результатов выполнения подпрограммы, представители Минобразования России.

Число представителей одного высшего учебного заведения (научного учреждения) не должно превышать 20% общей численности состава научно-технического совета.

2.3.7. Исполнительная дирекция Программы:

- осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;

- обеспечивает в соответствии с требованиями настоящего Положения выполнение решений руководящего совета Программы, поручений управляющего комитета Программы и курирующего управления Минобразования России;

- осуществляет взаимодействие с головными организациями и исполнительными дирекциями подпрограмм по вопросам сопровождения хода выполнения Программы;

- осуществляет организационное обеспечение работы руководящего совета Программы и управляющего комитета Программы.

Исполнительная дирекция Программы создается на базе государственного учреждения, подведомственного Минобразованию России.

Исполнительная дирекция Программы подотчетна в своей деятельности курирующему управлению Минобразования России.


3. Организация конкурса и отбора проектов


3.1. На основании приказа Минобразования России о формировании Программы курирующее управление подготавливает информационное сообщение об объявлении конкурса по Программе или отдельным подпрограммам.

3.2. Информационное сообщение об открытом конкурсе публикуется в печати, размещается на официальном сайте Минобразования России и должно содержать следующие сведения:

- основание для проведения конкурса;

- наименование Программы, подпрограмм и разделов, по которым объявляется конкурс, их основные концептуальные положения, организационную форму проведения конкурса;

- квалификационные требования к участникам конкурса;

- сроки и условия приема заявок;

- критерии отбора проектов и специальные требования, установленные Минобразованием России в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами, которые касаются подготовки и представления заявок и участия в конкурсе;

- перечень и форму представления конкурсной документации;

- реквизиты организатора конкурса по каждой из подпрограмм.

3.3. К участию в открытом конкурсе допускаются высшие учебные заведения, научные учреждения и другие организации, подведомственные Минобразованию России (участник конкурса в обязательном порядке должен являться бюджетополучателем Минобразования России по разделу 06 бюджетной классификации).

3.4. Информационное сообщение об объявлении закрытого конкурса должно содержать аналогичный набор сведений, а также содержать характеристику подведомственных высших учебных заведений и научных организаций, допускаемых к участию в конкурсе. Информационное сообщение рассылается по списку, определяемому курирующим управлением.

3.5. Публикация информационного сообщения об объявлении открытого конкурса или рассылка информационного сообщения об объявлении закрытого конкурса производится не позднее, чем за 45 дней до установленного срока окончания приема заявок на участие в конкурсе.

3.6. Организатор конкурса по подпрограмме в случае необходимости может по согласованию с Минобразованием России продлить срок подачи заявок.

3.7. В любое время до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе, организатор конкурса по подпрограмме по согласованию с курирующим управлением вправе внести изменения в конкурсную документацию путем издания дополнения. Дополнение незамедлительно доводится до сведения участников конкурса и имеет для них обязательную силу.

3.8. Основными принципами организации и проведения конкурса являются: создание равных стартовых условий для всех участников конкурса и выполнение объективных единых требований к оценке заявок.

3.9. Конкурс проектов проводится раздельно по каждой из подпрограмм Программы.

3.10. Организатор конкурса по подпрограмме предоставляет заинтересованным лицам необходимые разъяснения, консультации и дополнительную информацию по порядку и условиям подачи заявок на участие в конкурсе и проведению конкурса.

3.11. Заявитель проекта представляет организатору конкурса заявку на участие проекта в конкурсе, оформленную в соответствии с требованиями, изложенными в информационном сообщении (типовая форма конкурсной заявки представлена в приложении 1).

3.12. Представление заявки осуществляется в порядке, изложенном в информационном сообщении. Заявки, представленные по электронной почте или факсом, для участия в конкурсе не допускаются.

3.13. Никакие изменения не могут быть внесены в материалы заявки после истечения установленного срока приема заявок.

3.14. Материалы заявки не должны содержать сведения, составляющие государственную и служебную тайны.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут содержаться только в материалах заявок на инновационные проекты и лишь в том случае, если это предусмотрено условиями конкурса по подпрограмме. Организатор конкурса по подпрограмме обязан принять необходимые меры по обеспечению конфиденциальности таких сведений.

3.15. Исполнитель проекта, заявляемого для участия в конкурсе, должен быть работником высшего учебного заведения (научного учреждения), подведомственного Минобразованию России.

Одно лицо не может быть руководителем более чем одного проекта, заявляемого на участие в конкурсе в рамках раздела подпрограммы, и более чем двух проектов, заявляемых на участие в конкурсе в рамках подпрограммы в целом.

3.16. Организатор конкурса:

- осуществляет прием и регистрацию заявок на участие в конкурсе;

- осуществляет выдачу заявителям по их требованию справок о приеме заявки;

- формирует и ведет унифицированную информационную базу данных о поступивших заявках на участие в конкурсе;

- представляет курирующему управлению информацию о поступлении заявок на участие в конкурсе в установленные сроки и по установленной форме.

3.17. Организатор конкурса осуществляет проверку поступивших заявок на соответствие формальным требованиям, установленным условиями конкурса.

Заявка на участие в конкурсе снимается с дальнейшего рассмотрения в следующих случаях:

- заявитель не является бюджетополучателем Минобразования России по разделу 06 бюджетной классификации;

- заявка представлена с нарушением установленных правил оформления;

- заявка не содержит установленного обязательного набора сведений;

- заявка поступила к организатору конкурса по истечении установленного срока подачи заявок на участие в конкурсе.

В перечисленных случаях организатор конкурса оформляет письменное мотивированное заключение и в трехдневный срок высылает соответствующим заявителям извещения об отказе в рассмотрении их заявок с указанием причин отказа.

3.18. Заявки на участие в конкурсе, соответствующие установленным формальным требованиям, передаются организатором конкурса в экспертную комиссию подпрограммы для проведения их экспертизы.

3.19. Состав экспертной комиссии формируется организатором конкурса и утверждается научно-техническим советом подпрограммы.

В качестве членов экспертной комиссии (экспертов) привлекаются квалифицированные ученые и специалисты системы образования, академической и отраслевой науки, профильных для подпрограммы предприятий промышленности, заинтересованных федеральных министерств и ведомств.

Председателем экспертной комиссии является один из членов научно-технического совета подпрограммы. Другие члены научно-технического совета подпрограммы не могут являться членами экспертной комиссии подпрограммы.

При необходимости решением научно-технического совета подпрограммы в составе экспертной комиссии подпрограммы создаются экспертные группы по разделам подпрограммы.

3.20. Организатор конкурса осуществляет необходимую организационную и информационную поддержку работы экспертной комиссии.

3.21. Экспертная комиссия подпрограммы осуществляет экспертизу конкурсных заявок в соответствии с "Регламентом проведения экспертизы для конкурсного отбора проектов при формировании научно-технической программы" (приложение 2).

3.22. Экспертиза материалов каждой заявки осуществляется не менее чем двумя независимыми экспертами, назначаемыми председателем экспертной комиссии подпрограммы.

3.23. Члены научно-технического совета раздела подпрограммы не могут являться экспертами по проектам, заявленным на участие в конкурсе по этому разделу подпрограммы.

Руководитель и потенциальные исполнители проекта, заявленного на участие в конкурсе по разделу подпрограммы, не могут являться экспертами по другим проектам, заявленным на участие в конкурсе по этому же разделу подпрограммы.

Ученые и специалисты высших учебных заведений (научных учреждений) не могут являться экспертами по проектам, участие в выполнении которых должна принимать организация, в которой они работают.

3.24. Информация об экспертах конкретных заявок является конфиденциальной.

3.25. Оценка конкурсных заявок производится по следующим укрупненным критериям:

- соответствие содержания проекта концепции подпрограммы и специальным требованиям, если они установлены для конкретной подпрограммы или раздела подпрограммы;

- соответствие предлагаемых в проекте научных, технических и иных решений тенденциям развития науки, техники и общества (включая научно-техническую новизну и научно-технический уровень);

- востребуемость результатов проекта (включая масштабность сферы применения);

- перспективы коммерческой реализации результатов проекта (включая наличие платежеспособного спроса, наличие и/или возможность правовой охраны);

- реальность выполнения проекта (включая реальность сроков и объемов финансирования проекта, квалификацию и опыт исполнителей, наличие научно-технического задела и необходимой материально-технической базы).

Для каждой подпрограммы с учетом специфики ее целей и задач (а при необходимости - для каждого раздела подпрограммы) организатором конкурса по согласованию с научно-техническим советом подпрограммы может производиться детализация укрупненных критериев оценки проектов (в том числе установление специальных требований), установление величин условных оценочных баллов по критериям и относительных условных весов детализированных и укрупненных критериев оценки.

3.26. Контроль за деятельностью экспертов осуществляют:

- по методическим вопросам - председатель экспертной комиссии подпрограммы;

- по организационным вопросам - организатор конкурса по подпрограмме.

3.27. Эксперты вправе затребовать через организатора конкурса по подпрограмме предоставления заявителем дополнительных документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в материалах заявки.

Отказ в предоставлении таких документов может служить, по решению председателя экспертной комиссии подпрограммы, основанием для прекращения дальнейшей экспертизы.

3.28. Заявителям проектов, экспертиза которых прекращена по вышеуказанным основаниям, организатором конкурса в трехдневный срок с даты принятия председателем экспертной комиссии подпрограммы соответствующего решения направляется извещение с указанием причин прекращения экспертизы.

3.29. Все экспертные процедуры конкурса должны быть завершены не позднее одного месяца с момента прекращения приема заявок на конкурс.

В течение пяти дней по завершении экспертных процедур председатель экспертной комиссии подпрограммы представляет в научно-технический совет подпрограммы отчет о проведении экспертизы.

3.30. Информация о результатах экспертизы материалов заявок является конфиденциальной до даты представления сводного заключения в конкурсную комиссию.

После указанной даты заявители могут ознакомиться со сводной таблицей оценки по своим заявкам в исполнительной дирекции подпрограммы. Разглашение сведений об экспертах при этом не допускается.

3.31. Председатель научно-технического совета подпрограммы на основе отчета о проведении экспертизы организует подготовку рекомендаций по включению проектов в подпрограмму и объемам их финансирования.

Дата заседания научно-технического совета подпрограммы назначается с учетом необходимости предоставления членам научно-технического совета подпрограммы возможности ознакомления с материалами поступивших заявок, экспертными заключениями по этим заявкам, отчетом о проведении экспертизы, но не позднее 10 дней с момента получения отчета о проведении экспертизы.

Рекомендации научно-технического совета подпрограммы оформляются протоколом, который передается в трехдневный срок в конкурсную комиссию программы.

3.32. Включению в подпрограмму подлежат, как правило, проекты, имеющие по результатам конкурсного отбора наивысший рейтинг (наивысшую сумму условных оценочных баллов).

3.33. Конкурсная комиссия Программы вправе отклонить заявку, имеющую высокие экспертные оценки, с указанием причин.

3.34. Заседание конкурсной комиссии Программы проводится в присутствии не менее 2/3 ее численного состава.

Решения конкурсной комиссии Программы принимаются большинством голосов присутствующих членов комиссии.

3.35. На основании рассмотрения рекомендаций научно-технических советов подпрограмм и сводных заключений экспертных комиссий подпрограмм конкурсная комиссия Программы принимает решения о:

- перечне проектов, включаемых в подпрограммы (разделы подпрограмм) в пределах установленных контрольных цифр финансирования;

- размерах финансирования указанных проектов;

- перечне проектов, рекомендуемых к включению в подпрограммы (разделы подпрограмм) при наличии дополнительных возможностей финансирования.

Решения конкурсной комиссии Программы оформляются протоколом о результатах конкурса по Программе (подпрограммам, разделам).

3.36. Суммарное финансирование всех проектов организации-исполнителя в рамках подпрограммы не должно превышать 25% от установленных контрольных цифр финансирования.

3.37. В течение десяти дней с момента заседания конкурсной комиссии в курирующее управление Минобразования России представляются:

- протокол о результатах конкурса по Программе;

- отчетные документы о конкурсе по форме, установленной курирующим управлением.

3.38. Споры по итогам конкурса по программе рассматриваются и решаются курирующим управлением в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами Минобразования России, настоящим Положением.

3.39. На основании протокола о результатах конкурса по Программе курирующее управление подготавливает проект содержания Программы и представляет на утверждение:

- перечень проектов, включенных в программу;

- распределение планируемых объемов финансирования между этими проектами;

При этом корректировка решения конкурсной комиссии возможна на основании:

- решения, принятого по спору об итогах конкурса;

- возможности дополнительного финансирования проектов, рекомендованных конкурсной комиссией к включению в подпрограммы.

3.40. Управляющий комитет Программы представляет руководящему совету Программы доклад о результатах формирования программы.

3.41. Содержание Программы утверждается заместителем Министра образования Российской Федерации.

3.42. В течение десяти дней после указанного утверждения исполнительная дирекция Программы направляет заявителям проектов, включенных в программу, соответствующее уведомление.

3.43. Материалы заявок заявителям не возвращаются.

Исполнительная дирекция подпрограммы обеспечивает хранение материалов конкурса в течение всего срока выполнения подпрограммы.


4. Реализация программы


4.1. Открытие НИР по Программе


4.1.1. Минобразование России в соответствии с результатами конкурса, утвержденным перечнем проектов-победителей по Программе (отдельной подпрограмме) и запланированными объемами финансирования проектов определяет задание вузу (организации) - исполнителю проекта (проектов) (далее организация-исполнитель) на проведение научно-исследовательских работ по Программе (далее - задание).

Задание Министерства на проведение научных исследований по Программе является одной из форм государственного финансирования научной деятельности в подведомственных вузах (научных учреждениях) из средств федерального бюджета по разделу 06 бюджетной классификации.

Неотъемлемой частью задания является перечень НИР, выполняемых организацией-исполнителем в соответствующем календарном году по Программе или ее подпрограмме. Задание оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в организации-исполнителе, второй - в Минобразовании России или в исполнительной дирекции Программы. Задания хранятся в течение срока выполнения Программы и одного года после ее завершения.

Типовые формы задания и перечня НИР, выполняемых по Программе, приведены в приложениях 3 и 4.

4.1.2. Задание оформляется на каждый календарный бюджетный год, в котором действует Программа, утверждается заместителем Министра образования Российской Федерации или, по его поручению, начальником курирующего управления.

В рамках задания предусматривается выполнение годовых этапов НИР (для НИР продолжительностью более одного года) и НИР продолжительностью в один календарный год и менее.

4.1.3. Организации-исполнители, проекты которых включены в Программу, в соответствии с запланированным объемом финансирования подготавливают и представляют в головную организацию подпрограммы техническое задание (ТЗ) на эти НИР по установленной форме в трех экземплярах. Типовая форма ТЗ на проведение НИР по Программе приведена в приложении 5. В соответствии со спецификой подпрограмм форма ТЗ может быть скорректирована руководящими органами Программы или подпрограммы. Руководящие органы Программы могут также устанавливать дополнительный порядок согласования ТЗ с заинтересованными в выполнении НИР сторонами.

Один экземпляр оформленного ТЗ возвращается организации - исполнителю.

Для НИР, направленных на информационную, аналитическую, нормативно-правовую и методическую поддержку принятия управленческих решений Минобразования России, ТЗ согласовываются с управлениями - заказчиками.

4.1.4. ТЗ на проведение НИР является обязательным документом, определяющим содержание и основные требования к ее проведению, планируемый объем финансирования, а также намечаемое использование результатов.

Для НИР, выполнение которых было заявлено на срок более одного года, ТЗ должны быть оформлены на весь срок, но в соответствии со сроком действия Программы.

Этапы НИР, представленные в ТЗ, должны соответствовать календарным годам. При необходимости головная организация по подпрограмме или руководящие органы Программы могут установить дополнительные промежуточные этапы продолжительностью менее календарного года и затребовать отчетность исполнителей по этим этапам.

Экземпляры утвержденных технических заданий хранятся в организации-исполнителе НИР, головной организации подпрограммы, исполнительной дирекции Программы в течение срока выполнения НИР и одного года после ее завершения.

4.1.5. Исполнительная дирекция Программы и исполнительные дирекции подпрограмм осуществляют формирование и ведение информационной базы данных о НИР, выполняемых по Программе и ее подпрограммам.


4.2. Финансирование Программы


4.2.1. Финансирование Программы, ее подпрограмм и отдельных НИР планируется в соответствии с выделяемыми Министерству средствами федерального бюджета по разделу 06 бюджетной классификации.

4.2.2. При сокращении или увеличении фактически выделяемых средств федерального бюджета Научно-технический совет Минобразования России может рекомендовать изменение объемов финансирования Программы.

В этом случае управляющий комитет Программы может изменить пропорции финансирования между ее отдельными подпрограммами.

4.2.3. Изменение пропорций финансирования проводимых НИР может быть произведено решением управляющего комитета Программы на основании обращений в Министерство организаций-исполнителей проектов или мотивированного заключения научно-технического совета подпрограммы.

4.2.4. При существенном сокращении фактического размера финансирования НИР, делающем невозможным его выполнение в полном объеме, организация-исполнитель проекта обязана внести в научно-технический совет подпрограммы предложения по корректировке технического задания на данный проект.

В том случае, если научно-техническим советом подпрограммы скорректированные результаты работ по проекту будут признаны не удовлетворяющими требованиям концепции подпрограммы, научно-технический совет подпрограммы вносит в курирующее управление Министерства предложения по прекращению выполнения и финансирования проекта и ставит в известность об этом организацию-исполнителя проекта.

О принятом управляющим комитетом Программы решении уведомляются организация-исполнитель проекта, научно-технический совет подпрограммы, головная организация подпрограммы и исполнительная дирекция Программы.

4.2.5. Министерство вправе приостановить или прекратить выделение средств федерального бюджета на проведение НИР по Программе в случаях:

- нарушения организацией-исполнителем условий, предусмотренных заданием на проведение НИР по Программе и настоящим Положением;

- нецелевого, неадресного или неэффективного использования организацией-исполнителем или непосредственным исполнителем НИР выделенных средств федерального бюджета;

- непредставления организацией-исполнителем в установленном порядке отчетных документов об использовании бюджетных средств и о выполнении НИР.

В случае выявления нецелевого использования выделенных средств в ходе проведения НИР как в истекшем, так и в текущем году, Минобразование России принимает меры в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными документами.

4.2.6. Финансирование НИР Программы осуществляется поэтапно, после выделения соответствующих средств из федерального бюджета. Средства в установленном порядке перечисляются организации-исполнителю проекта.


4.3. Проведение НИР по Программе в организациях-исполнителях


4.3.1. Организация-исполнитель, в которой выполняются НИР Программы, обеспечивает:

- создание необходимых организационных, производственных и иных условий для успешного выполнения НИР;

- целевое и адресное использование выделенных финансовых средств, планирование и бухгалтерский учет затрат на проведение НИР и финансовую отчетность в соответствии с действующим порядком;

- государственную регистрацию и учет проводимых НИР;

- информирование исполнителей НИР о руководящих материалах по выполнению Программы и о выделенном на выполнение НИР бюджетном финансировании;

- подготовку и представление отчетности по НИР;

- закрепление прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, созданные в результате выполнения НИР, и прав на конфиденциальную информацию о результатах научно-технической деятельности.

4.3.2. Средства федерального бюджета, выделенные на выполнение Программы, могут направляться на проведение научных исследований и разработок в области получения и применения новых знаний, создания новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем, методов, технологий, программных продуктов, методик и т.п., на их создание в виде образцов.

Направление бюджетных средств на финансирование работ по организации и/или осуществлению серийного производства продукции не допускается.

4.3.3. Начисление накладных расходов в организации-исполнителе допускается в размере, не превышающем 20% от объема средств, выделенных на финансирование НИР.

4.3.4. Исполнитель НИР вправе самостоятельно формировать коллектив соисполнителей и использовать выделяемые средства для целей проведения НИР.

Исполнитель НИР обеспечивает:

- непосредственную организацию работ по выполнению НИР;

- достижение конечных результатов выполнения НИР;

- соблюдение требований к качеству и срокам выполнения НИР;

- своевременную подготовку и представление научно-технической отчетности и иной документации по НИР.

4.3.5. При выявлении неизбежности получения отрицательных результатов по НИР исполнитель НИР обязан незамедлительно поставить в известность об этом руководителя организации-исполнителя, а руководитель организации-исполнителя - незамедлительно поставить в известность курирующее Управление и головную организацию по подпрограмме.

4.3.6. Руководитель организации-исполнителя имеет право, по согласованию с исполнителями НИР, объединять средства отдельных НИР для приобретения дорогостоящего оборудования, подлежащего использованию при выполнении всех этих НИР.

4.3.7. Ответственность за целевое и адресное использование бюджетных средств. выделенных на проведение НИР, несут:

- в целом по вузу (организации) - ректор вуза (руководитель организации),

- по конкретной НИР - исполнитель НИР.


4.4. Приемка результатов НИР в организации-исполнителе и отчетность
о выполнении НИР


4.4.1. Рассмотрение и приемка результатов НИР (по завершении годовых этапов НИР, завершении НИР в целом) осуществляются в организации-исполнителе специально созданными комиссиями или другими коллегиальными органами.

Организацией-исполнителем самостоятельно устанавливается порядок формирования комиссий и утверждения их составов, порядок проведения приемки результатов НИР, проведения экспертизы полученных результатов и их дальнейшего использования.

Состав комиссии формируется из ведущих специалистов в соответствующей области науки и техники. В состав комиссии могут включаться представители других организаций.

Для НИР, проводимых непосредственно в интересах Минобразования России или иной стороны, руководящие органы Программы могут определить особый порядок рассмотрения и приемки результатов НИР.

4.4.2. По каждой завершенной НИР исполнитель представляет комиссии:

- отчет о НИР, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ;

- аннотированный отчет о НИР (3 экз., приложение 6);

- Другие документы, перечисленные в ТЗ.

4.4.3. По каждой продолжающейся НИР по завершении годового этапа исполнитель представляет комиссии:

- аннотированный отчет о НИР (3 экз., приложение 6);

- другие документы, перечисленные в ТЗ.

4.4.4. Если по НИР установлены дополнительные промежуточные этапы продолжительностью менее календарного года, то по ним исполнитель подготавливает и представляет соответствующие отчетные материалы.

4.4.5. Решение комиссии по приемке завершенной НИР оформляется актом приемки НИР (приложение 7).

Решение комиссии по рассмотрению результатов годового этапа продолжающейся НИР оформляется актом закрытия годового этапа НИР (приложение 8).

Для фундаментального или прикладного научного исследования в акте должна быть отражена степень соответствия работ, проводимых в рамках данной НИР, техническому заданию на эту НИР. Для экспериментальной разработки должна быть отражена степень соответствия полученных результатов НИР ожидаемым результатам, предусмотренным техническим заданием на эту НИР.

Акты приемки НИР и акты закрытия годового этапа НИР выполняются в 3-х экземплярах, утверждаются проректором по научной работе вуза (руководителем организации). По НИР, проводившейся по заказу управления Министерства, акт дополнительно утверждается начальником соответствующего управления Министерства.

4.4.6. Организация-исполнитель до 10 декабря отчетного года подготавливает по каждой проводившейся НИР следующие документы:

- акт приемки НИР или акт закрытия годового этапа НИР (3 экз.);

- аннотированный отчет о НИР (2 экз.);

- электронную версию этих документов, сформированную с помощью средств, указанных управляющим комитетом Программы (общего назначения или специальных программных средств).

Указанные в акте суммы финансирования годового этапа НИР должны соответствовать фактически полученным организацией-исполнителем средствам для проведения этой работы в отчетном году.

Акты и аннотированные отчеты представляются в головную организацию по подпрограмме (по разделу). После утверждения один экземпляр акта возвращается организации-исполнителю.

Электронная версия документов представляется в исполнительную дирекцию Программы.

Управляющий комитет может установить иной порядок представления документов.

4.4.7. Непредставление отчетности по НИР в установленные сроки может служить основанием для приостановки финансирования НИР.


4.5. Рассмотрение промежуточных результатов НИР руководящими органами
Программы


4.5.1. Научно-технические советы подпрограмм формируют и назначают комиссии по рассмотрению результатов выполнения годовых этапов НИР. В соответствии со структурой подпрограмм комиссии могут формироваться по разделам подпрограмм.

Комиссии по рассмотрению результатов выполнения НИР:

- рассматривают представленные аннотированные отчеты о результатах выполнения НИР;

- при необходимости затребывают от организаций-исполнителей НИР дополнительные отчетные материалы, заслушивают доклады исполнителей НИР, при поддержке головной организации по подпрограмме могут назначить проведение экспертизы результатов выполнения НИР;

- принимают решение о соответствии или несоответствии результатов, достигнутых при выполнении проекта, требованиям утвержденного ТЗ на НИР;

- вырабатывают рекомендации и предложения для исполнителей НИР и организаций-исполнителей НИР.

4.5.2. Не позднее 20 декабря отчетного года комиссии по рассмотрению результатов выполнения НИР подпрограммы представляют в научно-технический совет подпрограммы отчет о ходе выполнения подпрограммы за отчетный год.

4.5.3. Научно-технический совет подпрограммы:

- рассматривает результаты работы комиссий;

- принимает решения по совершенствованию выполнения разделов подпрограммы и подпрограммы в целом;

- принимает рекомендации для исполнителей-руководителей НИР и организаций-исполнителей НИР;

- утверждает отчет о выполнении подпрограммы в целом.

4.5.4. Экземпляры утвержденного акта закрытия годового этапа НИР хранятся в организации-исполнителе проекта, головной организации по подпрограмме и исполнительной дирекции Программы в течение срока выполнения Программы и одного года после ее завершения.

4.5.5. Отчет научно-технического совета о выполнении подпрограммы в целом (приложение 9), включающий в себя сводные предложения по приостановке, сокращению или прекращению финансирования отдельных НИР подпрограммы, представляется в исполнительную дирекцию Программы не позднее 15 января года следующего за отчетным.

4.5.6. Приостановка или прекращение финансирования НИР производится на основании решения управляющего комитета Программы.

4.5.7. Доклад управляющего комитета о ходе выполнения Программы заслушивается на заседании руководящего совета Программы, который принимает решения по совершенствованию выполнения Программы. При необходимости заслушиваются отчеты председателей научно-технических советов подпрограмм (разделов).

4.5.8. Исполнительная дирекция Программы или головные организации подпрограмм осуществляют формирование и ведение информационной базы данных отчетных материалов по выполнению НИР.


4.6. Завершение Программы


4.6.1. Научно-технические советы подпрограмм формируют и назначают комиссии по рассмотрению результатов выполнения завершающих этапов НИР. В соответствии со структурой подпрограмм комиссии могут формироваться по разделам подпрограмм.

Комиссии по рассмотрению результатов выполнения НИР:

- рассматривают представленные аннотированные отчеты о результатах выполнения НИР;

- при необходимости затребывают от организаций-исполнителей НИР дополнительные отчетные материалы, заслушивают доклады исполнителей НИР, при поддержке головной организации по подпрограмме могут назначить проведение экспертизы результатов выполнения НИР;

- принимают решение о соответствии или несоответствии результатов, достигнутых при выполнении проекта, требованиям утвержденного ТЗ на НИР;

- формируют сводные данные по научно-техническим результатам и научно-технической продукции полученной в ходе проведения НИР;

- дают рекомендации по проведению мероприятий, обеспечивающих поддержку введения результатов выполненных НИР в хозяйственный оборот (инновационные мероприятия).

4.6.2. Не позднее 20 декабря отчетного года комиссии по рассмотрению результатов выполнения НИР подпрограммы представляют в научно-технический совет подпрограммы отчет о ходе выполнения подпрограммы в завершающем году и в целом.

4.6.3. Научно-технический совет подпрограммы:

- рассматривает результаты работы комиссий;

- дает оценку полноты достижения целей и решения задач, стоявших перед разделами подпрограммы и подпрограммы в целом в соответствии с концепцией подпрограммы;

- утверждает представленные сводные перечни научно-технических результатов и научно-технической продукции, полученных при выполнении подпрограммы, и рекомендации по проведению инновационных мероприятий;

- вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию соответствующих направлений научно-технической деятельности в системе образования;

- утверждает отчет о выполнении подпрограммы в целом.

4.6.4. Экземпляры утвержденного акта приемки НИР хранятся в организации-исполнителе проекта, головной организации по подпрограмме и исполнительной дирекции Программы в течение срока выполнения Программы и одного года после ее завершения.

4.6.5. Отчет научно-технического совета о выполнении подпрограммы (приложение 9) в целом, представляется головной организацией по подпрограмме в исполнительную дирекцию Программы не позднее 15 января года, следующего за отчетным.

4.6.6. Управляющий комитет Программы совместно с головными организациями по подпрограммам формирует и назначает комиссии по приемке результатов завершенных подпрограмм.

Комиссии по приемке результатов завершенных подпрограмм:

- рассматривают представленные отчеты о выполнении подпрограмм;

- дают оценку полноты достижения целей и решения задач, стоявших перед подпрограммой в соответствии с ее концепцией;

- дают оценку достигнутым в подпрограммах научным и научно-техническим результатам и полученной научно-технической продукции;

- выявляют основные научные и научно-технические достижения Программы в целом;

- дают анализ недостаткам, имевшим место при выполнении Программы;

- вырабатывают рекомендации по дальнейшему развитию соответствующих направлений научной и научно-технической деятельности в системе образования.

4.6.7. По результатам работы комиссий управляющим комитетом Программы составляются акты приемки подпрограмм (приложение 10).

4.6.8. Руководящий совет Программы заслушивает доклад управляющего комитета Программы по итогам завершения Программы, а при необходимости - отчеты председателей научно-технических советов подпрограмм, и принимает рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности в рамках Программы в целом.

4.6.9. Доклад о результатах выполнения Программы заслушивается на заседании коллегии или Научно-технического совета Минобразования России.

Коллегия или Научно-технический совет Минобразования России дает оценку результатам выполнения Программы в целом и принимает решения по стратегии дальнейшего осуществления научно-исследовательской деятельности в системе Министерства в форме научных и научно-технических Программ по соответствующим направлениям.


5. Условия использования научных и (или) научно-технических
результатов (продукции)


5.1. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами (продукцией) определяются законодательством Российской Федерации и иными нормативными документами.

5.2. Минобразования России вправе вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-технических результатов (продукции).

5.3. В отношении результатов НИР, выполняемых в интересах Минобразования России или предназначенных для широкого использования в системе образования, могут быть установлены особые условия их использования, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

5.4. Минобразование России вправе затребовать у исполнителей НИР представление достигнутых научных и научно-технических результатов и полученной научно-технической продукции для публикации и демонстрации как достижений, полученных исполнителями при осуществлении научно-исследовательской деятельности в системе Минобразования России.

5.5. Организации-исполнители НИР и Минобразование России осуществляют мероприятия по распространению информации о научно-технических результатах, полученных при выполнении Программы и поддержке введения этих результатов в хозяйственный оборот.

5.6. По результатам выполнения Программы (подпрограмм, разделов) могут проводиться конференции, выставки, издаваться каталоги научно-технических разработок и иная рекламная информация.

5.7. Публикация научно-технических результатов НИР Программы должна в обязательном порядке сопровождаться информацией о том, что достигнутые результаты получены при выполнении данной Программы.



Приказ Минобразования РФ от 30 мая 2002 г. N 1995 "Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.