Рекомендации совещания "Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования"
(Москва, 25 - 26 марта 2002 г.)
(разосланы письмом Минобразования России от 17 апреля 2002 г. N 14-55-273ин/15)
В период с 25 по 26 марта 2002 г. в Российском университете дружбы народов на базе Центра сравнительной образовательной политики Минобразования России состоялось совещание представителей вузовской общественности на тему "Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования".
Организаторы совещания: Министерство образования Российской Федерации, Центр сравнительной образовательной политики Минобразования России, Московский автомобильно-дорожный институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Нижегородский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Современный гуманитарный институт, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет, Челябинский государственный университет.
В совещании приняли участие ректоры, проректоры и руководители учебных подразделений, представители научных организаций, ответственных работников Минобразования России. Всего в работе совещания участвовали 173 представителя из 107 государственных и негосударственных вузов России и представитель Белорусского государственного университета.
Проблемы введения кредитной системы (далее - системы зачетных единиц) в высшее профессиональное образование Российской Федерации рассматривались в соответствии с концепцией модернизации российской системы образования, задачами создания единого образовательного пространства государств - участников СНГ и перспективами полномасштабного участия российской высшей школы в общеевропейской интеграции образования и науки в рамках основных направлений Болонского процесса.
Участники совещания констатируют, что:
1. Системы зачетных единиц в настоящее время используются в большинстве стран мира в качестве сопоставимых систем количественной оценки трудоемкости конкретных образовательных программ, значимости составляющих их учебных дисциплин, а также периодов обучения.
2. Системы зачетных единиц предназначены, в первую очередь, для формирования единого подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения в рамках межвузовских обменов между различными европейскими странами. Наиболее распространенными являются две системы:
- европейская система зачетного перевода (European Credit Transfer System - ECTS), первоначально основанная на сопоставлении трудовых затрат, предусмотренных для каждой учебной дисциплины в масштабах суммарной учебной нагрузки, установленной для определенного периода обучения;
- система кредитов, принятая в США (US Credit System - USCS), основанная на оценке в кредит-часах каждой изучаемой дисциплины и образовательной программы в целом, определяемой в соответствии с учебным планом и распределением учебного времени по формам и видам занятий.
Наряду с европейской и американской системами зачетных единиц используются и другие, в частности, британская, азиатская и тихоокеанская системы.
3. В российской высшей школе при формировании учебных планов и решении других вопросов организации учебного процесса основной мерой учета является "академический час". Исчисляемая с его помощью длительность учебных курсов и различных видов учебной нагрузки выражает нормативно установленную трудоемкость образовательной программы в целом и ее составляющих.
4. Выраженная в академических часах трудоемкость отдельных составляющих образовательной программы не дает, однако, представления об их относительном вкладе в реализацию программы. Эта цель достигается посредством введения зачетной единицы - условного параметра, рассчитанного на основе экспертной оценки совокупных трудозатрат при изучении стандартного по объему и структуре учебного курса за минимальный период обучения, предусматривающий аттестацию. При этом главным условием успешного завершения образовательной программы становится получение заранее установленного количества зачетных единиц, являющегося нормативным эквивалентом получаемой академической степени или определенного периода обучения.
5. Ряд российских вузов уже обладает опытом применения зачетных единиц. Этот опыт приобретен в процессе получения российскими вузами международной аккредитации по отдельным программам высшего профессионального образования, в рамках двусторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами. Например, таким опытом обладают некоторые вузы - организаторы настоящего совещания.
6. Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации российского высшего образования и его полномасштабного участия в международных интеграционных процессах. Использование зачетных единиц потребует внесения определенных изменений в организацию учебного процесса, соответствующего научно-методического и организационного обеспечения, разработки комплексной научно-практической программы, учитывающей многоплановые аспекты использования зачетных единиц в высшем профессиональном образовании Российской Федерации.
Совещание рекомендует:
1. Министерству образования Российской Федерации в 2002 году в рамках Федеральной программы развития образования (ФПРО) разработать с широким привлечением вузов и вузовской общественности комплексную научно-практическую программу по проблемам введения системы зачетных единиц в высшее профессиональное образование.
В программе предусмотреть:
1.1. Анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта использования системы зачетных единиц.
1.2. Разработку с учетом зарубежного опыта и применительно к условиям функционирования российской высшей школы системы зачетных единиц, а также нормативных правовых документов, регламентирующих перевод и накопление зачетных единиц, включая разработку предложений по внесению изменений в образовательное законодательство.
1.3. Разработку пилотных проектов государственных образовательных стандартов на основе системы зачетных единиц по ряду направлений подготовки и специальностей.
1.4. Подготовку и проведение эксперимента по переводу образовательного процесса в нескольких вузах на систему зачетных единиц, включая разработку необходимых нормативных и методических документов.
1.5. Разработку рекомендаций по применению зачетных единиц в процессе непрерывного профессионального образования, предусматривая, в том числе, возможность освоения образовательных программ высшей школы в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования.
См. Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц, направленное письмом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 15-55-357ин/15
1.6. Разработку системы перезачета результатов предшествующего обучения при продолжении обучения в другом вузе Российской Федерации.
1.7. Разработку схемы перезачета результатов обучения между российскими и зарубежными вузами.
1.8. Разработку пакета документов о высшем профессиональном образовании, совместимых с общеевропейским "Приложением к диплому" (Diploma Supplement).
2. Минобразованию России предусмотреть финансирование комплексной научно-практической программы по введению системы зачетных единиц. На Web-сайте Минобразования организовать представление в открытом доступе информации по вопросам разработки и применения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании Российской Федерации.
3. Создать на базе вузов, участвующих в эксперименте, учебные центры для переподготовки и обучения руководящего преподавательского состава и учебно-административного персонала по вопросам использования зачетных единиц в процессе обучения.
4. Провести в 2003 г. Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную проблемам введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации совещания "Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования" (Москва, 25 - 26 марта 2002 г.) (разосланы письмом Минобразования России от 17 апреля 2002 г. N 14-55-273ин/15)
Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 2002 г., N 7, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", сентябрь 2002 г., N 19, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", сентябрь 2002 г., N 27