Рекомендации Всероссийского совещания-семинара "Практическая подготовка студентов вузов как основной фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда" (Москва, 28 - 29 марта 2002 г.) (разосланы письмом Минобразования РФ от 17 апреля 2002 г. N 14-52-276ин/13)

Рекомендации
Всероссийского совещания-семинара "Практическая подготовка студентов вузов как основной фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда"
(Москва, 28 - 29 марта 2002 г.)
(разосланы письмом Минобразования РФ от 17 апреля 2002 г. N 14-52-276ин/13)


В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 2002 г. N 194 на базе Московского государственного строительного университета 28 - 29 марта 2002 года проведено совещание-семинар "Практическая подготовка студентов вузов как основной фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда".

В работе совещания-семинара приняли участие свыше 250 человек, представители федеральных органов исполнительной власти, ректоры и проректоры, начальники учебно-методических управлений, профессорско-преподавательский состав российских вузов, директора центров содействия занятости выпускников и др. На совещании-семинаре заслушано 25 докладов.

Рассмотрены вопросы, связанные с усилением практической подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики в следующих аспектах: проектирование практической подготовки в нормативных документах, реализация производственной практики студентов на рабочих местах, проблемы интегрированной системы обучения, внедрение новых технологий практического обучения (интегрированное, сетевое, контекстное обучение и др.), современные подходы и традиции в курсовом и дипломном проектировании, получение дополнительных квалификаций студентами в рамках основной образовательной программы, университетские комплексы и проблемы непрерывной практической подготовки в системе профессионального образования и др.

Многие выступающие отметили возрастающую сложность организации взаимодействия и долгосрочного сотрудничества с предприятиями, организациями и учреждениями по практическому обучению и трудоустройству выпускников в условиях университизации вузов. Сложился серьезный перекос между спросом на "модные" специальности со стороны абитуриентов и спросом на них рынка труда. Большой объем подготовки экономистов, юристов, менеджеров затрудняет организацию практики по указанным специальностям.

В то же время работодатель как прямой потребитель труда выпускников образовательных учреждений намерен активнее влиять на качество подготовки специалистов, структуру и наполнение учебных планов и программ дисциплин, а также на получение практических навыков выпускниками. Работодатели также остро нуждаются в предоставлении информации о состоянии и развитии рынка труда и рынка образовательных услуг.

Участники совещания-семинара констатируют следующие тенденции, влияющие на качество практической подготовки выпускников и их трудоустройство:

- существуют проблемы законодательного и нормативно-правового обеспечения практической подготовки студентов вузов в современных социально-экономических условиях;

- в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО), на основе которых строится подготовка кадров, за последние 10 лет произошло снижение объема практики в среднем на 20 - 30%. Например, для направления подготовки "Горное дело" практика сократилась с 37 до 30 недель; по "Электроснабжению" с 24 до 20; по "Металлургии" с 24 до 20 недель и т.д. Если в ГОС ВПО первого поколения педагогические вузы имели объем практик, превышающий университетский, то в стандартах второго поколения произошло значительное снижение практической подготовки будущих учителей. Имеет место в вузах снижение объемов практических занятий, лабораторных, курсовых работ и т.п. Тревогу вызывает слабая практическая направленность подготовки бакалавров, а также подготовка специалистов гуманитарного профиля;

- в требованиях ГОС ВПО к уровню подготовки выпускника зачастую преобладают требования к знаниевому компоненту и слабо выражаются требования к умениям и навыкам. В ГОС, как правило, не отражены требования к подготовке в области научных исследований;

- имеет место использование вузами устаревшего лабораторного оборудования, что отрицательно влияет на качество практической подготовки. Учебно-методические объединения вузов (УМО) также не нацеливают разработчиков образовательных программ вузов по направлениям и специальностям на конкретизацию требований к практической подготовке, не сформулированы обобщенные примеры формирования таких требований;

- зачастую практика проводится только в стенах вуза, без выхода в реальную производственную деятельность;

- недостаточными темпами развивается целевая контрактная подготовка студентов как гарантия качества практической подготовки и трудоустройства выпускников.

Принимая во внимание возрастающую роль вуза в обеспечении качественной практической подготовки специалистов в новых условиях развития экономики России, участники совещания-семинара считают возможным принять следующие рекомендации:


Образовательным учреждениям высшего профессионального образования:

- активизировать взаимодействие с УМО с целью совершенствования ГОС ВПО;

- на этапе проектирования основной образовательной программы вуза (ООП) установить конечные цели или уровень, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания, а также устанавливать методы и средства с помощью которых достигаются поставленные цели практической подготовки;

- при формировании программы практической подготовки исходить из социальных ожиданий общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе;

- организовывать и проводить олимпиады студентов старших курсов по выполнению заданий заказчиков специалистов, конкурсы на лучшие курсовые работы;

- осуществлять непрерывный контроль качества практической подготовки студентов в процессе подготовки, совершенствуя диагностические и оценочные средства контроля. Корректировать соответствие вузовской подготовки реальным требованиям развития общества. Активно участвовать в решении экономических проблем региона, а также взаимодействовать с представителями бизнеса. Формировать в среде руководителей предприятий, организаций, фирм имиджа вуза как учреждения, способного оказать реальную поддержку производства и социальной сферы;

- создавать учебные и реальные фирмы при вузах; практиковать различные формы получения студентами дополнительных квалификаций, освоения ими смежных областей знаний, сертификации их профессиональных умений по различным "фирменным" технологиям;

- рекомендовать создавать информационно-поисковые базы выпускников, предоставлять возможность предприятиям и организациям осуществлять дистанционный поиск требуемых специалистов и заключать с ними договоры на дальнейшее трудоустройство;

- развивать опыт непрерывной практической подготовки, накопленный образовательными учреждениями профессионального обучения в рамках становления университетских комплексов;

- при планировании бюджета вуза уделять внимание обновлению учебно-лабораторной базы.


Министерству образования Российской Федерации:

- в целях координации взаимодействия вузов и оценки эффективности работы по проблемам практической подготовки рассмотреть возможность создания Научно-методического совета по практическому обучению студентов;

- рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части, регулирующей вопросы целевого приема и целевой контрактной подготовки специалистов; предусмотреть заключение трехсторонних договоров между студентами, принятыми на обучение по отдельному конкурсу в порядке целевого приема, с высшими учебными заведениями, государственными и муниципальными органами, а также конкретными работодателями;

- проработать на основе законодательства о науке и научно-технической политике, содержащего нормативы, касающиеся учебно-научных комплексов, возможность функционирования базовых кафедр и филиалов кафедр вузов;

- проработать примерные договоры вузов с предприятиями на проведение практики студентов;

- активнее освещать в средствах массовой информации позиции государства и общества по проблемам трудоустройства и практической подготовки студентов;

- рассмотреть возможность выдавать сертификаты о повышении квалификации сотрудников после проведения совещаний-семинаров.


Учебно-методическим объединениям вузов Российской Федерации:

- при дальнейшем совершенствовании ГОС ВПО по каждой специальности, направлению предусмотреть разработку требований к проектированию практической подготовки выпускника, на основе обобщенных примеров формирования таких требований с целью использования в образовательных программах вуза;

- рассмотреть на пленумах УМО рекомендации совещания-семинара "Практическая подготовка студентов вузов как основной фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда" с учетом курируемой области высшего профессионального образования.


Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

- активизировать работу с потребителями кадров, накапливать опыт партнерских отношений вузов через союзы промышленников и товаропроизводителей с промышленными предприятиями, организациями, учреждениями по практическому обучению студентов и их трудоустройству, создавать фонды для обеспечения практики студентов.

Участники выражают благодарность Министерству образования Российской Федерации, Московскому государственному строительному университету за хорошую организацию всероссийского совещания-семинара.


_________________________


Рекомендации Всероссийского совещания-семинара "Практическая подготовка студентов вузов как основной фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда" (Москва, 28 - 29 марта 2002 г.) (разосланы письмом Минобразования РФ от 17 апреля 2002 г. N 14-52-276ин/13)


Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене Минобразования РФ, 2002 г., N 7


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.