Письмо Минобразования РФ от 22 мая 2002 г. N 801/28-5 "О проведении зонального совещания-семинара "Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу"

Письмо Минобразования РФ от 22 мая 2002 г. N 801/28-5
"О проведении зонального совещания-семинара "Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу"


Министерством образования Российской Федерации совместно с Управлением образования администрации Камчатской области с 30 марта по 4 апреля 2002 г. проведено зональное совещание-семинар "Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу".

В совещании приняли участие руководители образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалисты органов управления образованием регионов Сибири и Дальнего Востока.

В ходе семинара были обсуждены вопросы социализации, социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского интернатного учреждения, организованного по семейному принципу. Кроме того, участники совещания получили возможность познакомиться с опытом подобных учреждений в гг.Петропавловск-Камчатский и Елизово.

Участниками совещания отмечено, что ежегодно в детские дома и школы-интернаты Российской Федерации помещается большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. в детские интернатные учреждения было направлено 36112 детей-сирот - 28,2% от общего количества выявленных детей. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по формированию готовности воспитанника к полноценной жизни в обществе не всегда адекватна сегодняшним требованиям, необходимо активизировать работу по совершенствованию деятельности данных учреждений.

Жизнедеятельность детских домов и школ-интернатов должна быть организована так, чтобы ребенку было комфортно в детском доме; с ним могла бы быть проведена полноценная коррекционная работа; он мог бы максимально быть подготовлен к самостоятельной жизни, в том числе был бы способен получить полноценное профессиональное образование и готов создать семью.

Безусловно, детский дом даже в лучшей его форме не может полностью компенсировать утрату семьи. Но частично решить эту проблему, наиболее эффективно подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе возможно в образовательном интернатном учреждении, организованном по семейному принципу.

На совещании впервые были определены и конкретизированы принципы организации детских домов и школ-интернатов, работающих в подобном режиме:

формирование групп воспитанников с учетом родственных связей;

организация семейного быта;

переход работы взрослого и детского коллективов на уровень сотрудничества;

личностно-ориентированный подход - особенность организации учебно-воспитательного процесса;

организация медицинского обслуживания по принципу семейного врача;

трудовая адаптация через самообслуживание и допрофессиональная подготовка на основе учета склонностей и способностей ребенка;

постинтернатная адаптация по принципу: выпускник - полноправный член своей социальной семьи.

Главной особенностью такого учреждения, по мнению участников совещания, является реальная возможность реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку. В конечном итоге в учреждении для детей-сирот, организованном по семейному принципу, реализуются следующие факторы, необходимые для социализации детей данной категории: создаются условия, максимально приближенные к семейным; каждый ребенок включается в семье в систему игровой, учебной и трудовой деятельности; вырабатывается и реализуется индивидуальная программа развития ребенка; формируются основы прочного родства. Все это позволяет получить значительно более эффективные результаты по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем в деятельности подобных учреждений отмечены серьезные проблемы. Органы управления образованием не всегда уделяют должное внимание данным учреждениям. Учреждения зачастую не укомплектованы педагогами-психологами, испытывают трудности в обеспечении семейных групп бытовой техникой, посудой, хозяйственным инвентарем, не хватает автотранспорта. Учитывая изложенное, Министерство рекомендует:

1. Считать работу по организации жизнедеятельности детских домов и школ-интернатов по семейному принципу одним из главных условий реформирования системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Продолжить развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованных по семейному принципу, как наиболее полно отвечающих поставленным задачам и потребностям самих детей.

3. Уделять внимание укреплению учебно-материальной базы данных учреждений бытовой и медицинской техникой, компьютерным и спортивным оборудованием, автотранспортом и т.п.

4. Укомплектовать штаты данных учреждений педагогами-психологами из расчета не менее 1 единицы на каждую возрастную категорию.


Справки по телефону:

8(095) 925-5823 Боровик Владимир Григорьевич


Заместитель министра

Е.Е. Чепурных



Письмо Минобразования РФ от 22 мая 2002 г. N 801/28-5 "О проведении зонального совещания-семинара "Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2002 г., N 13/02, в журнале "Вестник образования", сентябрь 2002 г., N 18


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.