Письмо Минобразования РФ от 27 мая 2002 г. N 03-51-71ин/13-03 "О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2002 году"

Письмо Минобразования РФ от 27 мая 2002 г. N 03-51-71ин/13-03
"О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2002 году"


Министерство образования Российской Федерации предлагает на августовских педагогических совещаниях работников образования в 2002 году обсудить следующие документы и актуальные проблемы:

1. Федеральные документы:

- проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (будут направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в соответствии с планом-графиком в 3-й декаде июля 2002 г.);

- проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (письмо Минобразования России от 08.05.02 N 03-51-60 ин/13-03 направлено в органы управления образованием субъектов Российской Федерации);

ГАРАНТ:

См. Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденную приказом Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. N 2783


- порядок оказания платных образовательных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.01 N 2846; приказ Минобразования России "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования" от 15.03.02 N 864).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Под постановлением Правительства РФ от 31 июля 2001 г. N 2846 имеется в виду приказ Минобразования РФ от 31 июля 2001 г. N 2846


2. Пути развития региональных систем образования:

- программы по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в субъектах Российской Федерации (материалы расширенной коллегии Минобразования России от 27 - 28 февраля 2002; рекомендации выездных совещаний руководителей органов управления образованием (профессиональным образованием), органов по делам молодежи и руководителей образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в федеральных округах);

- программы развития сельской школы;

- состояние региональной системы дошкольного образования и необходимость ее модернизации;

- информатизация региональных систем образования;

- эксперимент по проведению единого государственного экзамена;

- результаты мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и определение пути его развития в новом учебном году;

- межведомственное взаимодействие в решении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования;

- проведение всероссийской диспансеризации детей в 2002 году

3. Опыт работы муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений по следующим направлениям:

- эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях;

- создание попечительских советов общеобразовательных учреждений;

- воспитательная работа в образовательных учреждениях, создание в образовательных учреждениях структур самоуправления учащихся, детских и молодежных организаций;

- создание условий для сохранения здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;

- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- развитие новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей;

- опыт организации повышения квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений;

- вопросы введения новых предметов в начальной школе;

- система оценивания знаний обучающихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе;

- о повышении ответственности родителей за содержание, обучение и воспитание детей. Семейное и внесемейное воспитание детей. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы и пути решения;

- содержание, деятельность и формы организации службы практической психологии в различных видах общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует в рамках августовских педагогических совещаний организовать круглые столы, консультативные пункты по нормативно-правовой базе функционирования системы общего образования:

- государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений;

- нормативно-правовые документы по проведению экспериментальной работы;

- аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений;

- аттестация педагогических работников образовательных учреждений;

- права и обязанности участников образовательного процесса;

- правовые основы создания внебюджетных фондов развития образования;

- правовые основы функционирования попечительских советов общеобразовательных учреждений;

- основы законодательства о защите прав потребителей;

- правовые основы, функционирования общеобразовательных учреждении;

- проблемы социальной защиты работников образования;

- обсуждение нового Трудового кодекса Российской Федерации.

Важнейшими задачами органов управления образованием при проведении августовских педагогических совещаний являются организация встреч представителей органов исполнительной и законодательной власти соответствующего уровня с педагогическими работниками, взаимодействие с вышестоящими органами управления образованием, с учреждениями повышения квалификации педагогических работников, методическими службами, привлечение к освещению работы педагогических совещаний и конференций средств массовой информации.

Дополнительно Минобразование России направляет тематику обсуждения на предметных секциях и заседаниях методических объединений (приложение).


Первый заместитель министра

В.А.Болотов


Приложение


Тематика августовских педагогических совещаний


Общие проблемы развития образования


Актуализация содержания внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях.

Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.

Проблемы развития самоуправления в образовательных учреждениях. Социально-педагогические основы.

Повышение роли школьных библиотек в духовно-нравственном становлении личности обучающихся.

Проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей. Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

Проблемы взаимодействия и преемственности общего и профессионального образования. Создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства, воспитательного пространства микрорайона, малых городов, сельской местности на основе взаимодействия с другими социальными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами.

О создании условий в образовательных учреждениях для деятельности детских общественных объединений и организаций.

Практика взаимодействия классного руководителя, классного воспитателя, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностно-ориентированного развития.

О взаимодействии образовательных учреждений с семьей в целях воспитания и развития личности ребенка.

Роль внутреннего контроля учреждения в совершенствовании управления образовательным учреждением.

Автономность образовательных учреждений и реализация контрольных функций за качеством образования, руководством образовательных учреждений и органов управления образованием.

Проблемы модернизации начального профессионального образования.


Рекомендации для методических объединений


Дошкольное образование


Реализация системного подхода в формировании физического здоровья и развития ребенка.

Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам ДОУ.

Новые формы помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста.


Начальное образование


Виды и формы занятий активно-двигательного характера, сохраняющие здоровье младших школьников.

Индивидуализация и дифференциация обучения как неотъемлемый фактор устранения перегрузки младших школьников.

Особенности адаптационного периода в первом классе начальной школы.

Гражданское воспитание младших школьников на основе содержания различных предметов.

Особенности обучения по комплектам учебников, реализующих целостные модели начального образования: "Гармония", "Начальная школа XXI века", "Школа 2000..." - "Школа 2100", "Комплект учебников по системе Л.В.Занкова", "Комплект учебников по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова".

Структура и методика проведения 35-минутного урока.


Основное и среднее (полное) общее образование


Оценка качества подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.

Психолого-педагогический аспект личностно-ориентированного обучения.

Проблемы преемственности в обучении предметам гуманитарного цикла в начальной, основной и средней (полной) общей школе.

Проблемы адаптации обучающихся при переходе на ступень основного образования.


Русский язык


Проблемы содержания программ и учебников по русскому языку в контексте разработки нового содержания общего образования. Соотношение федерального и национально-регионального компонентов в содержании языкового образования.

Культура речи в современной школе.

Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку.

Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.

Опыт преподавания риторики и словесности в школе.

Проблемы преподавания русского языка в классах компенсирующего обучения.

Проблемы преподавания русского языка для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Задачи, содержание и формы работы по лингвистическому краеведению в школе.

Новые технологии в преподавании русского языка в национальной школе.

Взаимосвязанное изучение русского и родного языков в национальной школе.

Методика использования обучающих и контролирующих компьютерных программ на уроках русского языка.


Литература


Анализ результатов экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений (изложение с творческим заданием).

Анализ результатов нового порядка проведения государственной (итоговой) аттестации (сочинения) в 11-х классах общеобразовательных учреждений (с использованием лототрона).

Программно-методическое обеспечение курса литературы. Разнообразие подходов в решении задач литературного образования. Методика организации работы с учебником по литературе.

Современные педагогические технологии на уроках литературы.

Диалог культур и литератур в курсе литературы в национальной школе.


Иностранный язык


Проблемы преподавания иностранных языков в профильной школе.

Развитие умений и навыков письменной речи на иностранном языке.

Проблемы организации самоконтроля в учебном процессе обучения иностранным языкам.

Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка.


История и обществоведение


Историческое образование и информационные технологии.

Проблемно-теоретический подход в изучении истории в старшей школе.

Интегрированный курс "Россия и мир" в старшей школе.

Современные методологические подходы к изучению отечественной и всеобщей истории.

Система правовых знаний в интегрированных курсах обществознания и профильных курсах по праву.

Опыт преподавания интегрированных обществоведческих курсов в старшей школе.

Практика гражданского образования в начальной и основной школе.

Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания.

Этнокультурный компонент исторического образования как средство формирования историко-культурных знаний и опыта обучающихся в многонациональной России.

Педагогическая эффективность дискуссий и дебатов, методика их проведения на уроках истории, обществознания, граждановедения.


Экономика


Практическая направленность в изучении курса экономики: организация практикумов, деловых и компьютерных игр, конкурсов и олимпиад.

Обучение навыкам предпринимательства (на примере деятельности ученических предприятий).


География


Значение краеведческого подхода в обучении географии. Курс географии родного края в общем курсе "Географии России".

Использование мультимедийных средств и компьютерных программ при обучении и контроле качества знаний по географии.

Современные формы организации систематического контроля за качеством географических знаний. Содержание и методический аппарат специальных контрольных тетрадей по географии.

Профильные курсы географии и их место в учебных планах школы. Реализация комплексно-страноведческого подхода к преподаванию географии на примере единого курса "География России".

Итоги экспериментального использования учебников "Общая география", автор Т.П.Герасимова и др. и "Коммерческая география", автор Е.Л.Плисецкий в 2001/02 учебном году.


Искусство


Актуальные вопросы преподавания музыки, изобразительного искусства, МХК в основной школе.

Методика работы по УМК "Музыка. 5 - 8 классы", авторы Т.И.Науменко, А.А.Алеев. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки, изобразительного искусства.


Основы безопасности жизнедеятельности


Взаимодействие образовательных учреждений с территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД), военными комиссариатами, Российским оборонно-спортивно-техническим обществом (РОСТО) и другими организациями по созданию условий для преподавания курса ОБЖ.

Особенности формирования здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ. Патриотическое воспитание, военно-профессиональная ориентация на уроках ОБЖ - составная часть подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к военной службе.


Физическая культура


Повышение роли физической культуры в организации и проведении внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы.

Особенности формирования у обучающихся здорового образа жизни.

О совершенствовании профилактики заболеваний средствами физической культуры.

Создание инновационных физкультурно-спортивных программ в целях патриотического, духовного и физического воспитания.


Математика


Современное состояние, проблемы и перспективы развития математического образования в общеобразовательных учреждениях России.

Использование учебно-методических комплектов для дифференциации обучения математике.

Применение ИКТ в преподавании математики.

ЕГЭ - современный подход к оценке качества математической подготовки.

Функции государственного стандарта в организации учебного процесса по математике.

Анализ результатов нового порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников средней школы по открытым текстам.

Из опыта преподавания вероятностно-статистического материала в рамках профильной школы.


Информатика


Формы проведения итоговой аттестации (экзамен по билетам, письменная контрольная работа, защита рефератов, выполнение тестовых заданий) выпускников основной и средней (полной) школы по информатике.

Модели обучения информационно-коммуникационным технологиям в начальной школе в рамках эксперимента.

Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ.

Модели обучения информатике в профильных классах и учебно-методические комплекты для их реализации.

Модели информатизации обучения: формы использования ИКТ в предметах.


Естественные дисциплины


Современное состояние, проблемы и перспективы развития естественно-научного образования в общеобразовательных учреждениях России.

Единство дидактических подходов в учебно-методических комплектах по химии, физике и биологии.

Взаимосвязь федерального, регионального и школьного компонентов содержания при изучении физики, химии и биологии.

Использование учебно-методических комплектов для дифференциации обучения биологии, физике, химии.

Применение информационных технологий в преподавании биологии, физики, химии. Формирование здорового образа жизни средствами естественно-научных учебных предметов.


Технология


Преподавание по программам предмета "Технология" на основе проектной деятельности (метод проектов) - из опыта работы общеобразовательных учреждений.

Роль межшкольных учебных комбинатов в создании условий для преподавания технологии, организации профессиональной ориентации молодежи, оказании помощи общеобразовательным учреждениям в укреплении учебно-материальной базы.


Библиотеки общеобразовательных учреждений


Развитие информационной системы учебного книгоиздания. Совершенствование инфраструктуры учебного книгообеспечения в условиях модернизации образования.

Проблемы комплектования общеобразовательных учреждений в условиях оптимизации Перечня учебных изданий, рекомендованных Минобразованием России.

Диагностика обеспечения образовательного процесса учебно-методической литературой.

Взаимодействие библиотек образовательных учреждений и библиотек других ведомств.


Социально-педагогическая поддержка детей и реабилитационная работа


Проблемы постинтернатной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Причины школьной дезадаптации детей-сирот и пути ее преодоления. Развитие инновационных процессов как средство совершенствования учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Развитие личности воспитанников детского дома в процессе трудового воспитания. Дополнительные занятия как средство психологической активизации процесса самоопределения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка.

Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы и пути решения.

О мерах по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях.

Об организации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказании им помощи в воспитании детей.

О создании системы постинтернатной адаптации выпускников образовательных интернатных учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из воспитательных колоний.


Специальное образование


Состояние обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.

Технологии обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом, с глубокими умственными отклонениями.

Соблюдение прав умственно отсталых детей на равный доступ к качественному образованию в учреждениях общего и специального образования.

Состояние системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии.

Переход специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида на 11 - 12-летнее обучение с начальной профессиональной подготовкой.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.


Начальное профессиональное образование


Актуализация содержания начального профессионального образования с участием работодателей в целях достижения современного качества образования.

Укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры учреждений начального профессионального образования, создание условий для повышения качества начального профессионального образования.

Формирование у обучающихся в учреждениях начального профессионального образования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. (Во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.)

Участие негосударственных и общественных организаций в решении проблем воспитания обучающихся учреждений начального профессионального образования. Создание сети молодежных организаций, направленных на решение проблем учащихся силами самих учащихся.

Реализация программ профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования для лиц, не имеющих основного общего образования.

Взаимодействие органов управления образованием субъектов Российской Федерации с органами юстиции по профессиональному обучению осужденных.

О состоянии, перспективах развития профессионального образования в уголовно-исполнительной системе Минюста России и социальная реабилитация лиц, освобождаемых из исправительных учреждений.

Формы и методы воспитательной работы с учащимися в учреждениях начального профессионального образования. Создание структур самоуправления.


Дополнительное образование детей


Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.

Организация дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении - эффективный путь повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения.

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников.

Приобщение детей к традиционной народной культуре, художественным промыслам.

Использование возможностей музейной педагогики в воспитании детей.

Организация каникулярного времени обучающихся в целях их воспитания, развития и социализации.

Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательных учреждениях.

Проблема подготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования детей.

Поиск современных форм взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями.



Письмо Минобразования РФ от 27 мая 2002 г. N 03-51-71ин/13-03 "О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2002 году"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2002 г., N 13/02


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.