Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 14 февраля 2002 г. "Избирательным комиссиям субъектов РФ"

Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 14 февраля 2002 г.
"Избирательным комиссиям субъектов РФ"


22 января 2002 года в "Российской газете" (N 12) опубликовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М.Траспова (далее - Постановление).

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации явились содержащиеся в пункте 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 3 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" положения, в силу которых в случае нарушения избирательного законодательства (в том числе при незаконном отказе гражданину в регистрации кандидатом либо ее аннулировании) в качестве безусловной и единственной предпосылки отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в избирательном округе предполагается подтверждение невозможности достоверного определения результатов состоявшегося волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании.

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 1, 2 и 3), 32 (часть 2) и 46 указанные положения, которые при незаконном отказе в регистрации кандидата ограничивают полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявлению адекватности отражения в них реальной воли избирателей, подменяя такое выявление формальным "определением достоверности результатов волеизъявления избирателей", принявших участие в голосовании, чем умаляются и ограничиваются избирательные права и право граждан на судебную защиту.

Постановление носит общеобязательный характер, имеет принципиальное значение для правоприменительной практики в сфере избирательных правоотношений, в связи с чем ЦИК России считает необходимым привлечь внимание избирательных комиссий к следующим обстоятельствам.

В Постановлении отмечается, что использованная в законе формулировка "достоверность результатов волеизъявления избирателей" позволяет правоприменителю отказываться при рассмотрении соответствующих споров от установления влияния обнаруженных существенных нарушений в ходе выборов на адекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования, результатах выборов, что фактически приводит к отказу в эффективной судебной защите избирательных прав граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что оценка адекватности отражения в результатах выборов действительной воли избирателей не сводится к формальной проверке характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов, т.е. проверке результатов состоявшегося голосования, и их отмена возможна в других случаях - если не были обеспечены необходимые условия, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей.

Согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации к таким случаям относится и незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата, приводящее к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых может ограничиваться самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов. В Постановлении прямо указывается, что "решение суда о восстановлении нарушенного пассивного избирательного права, в том числе о регистрации в качестве кандидата, не может во всех случаях интерпретироваться как нарушающее активное избирательное право граждан, принявших участие в голосовании, а, напротив, служит его защите. Такая защита должна быть эффективной не только когда нарушения права быть избранным выявляются до начала голосования, но и впоследствии, и, следовательно, не исключает также - в качестве способа восстановления права - отмену итогов голосования, результатов выборов, с тем чтобы обеспечивались подлинно свободные выборы."

Признание Конституционным Судом Российской Федерации рассмотренных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации влечет утрату их юридической силы.

Исходя из Постановления, законодателю необходимо будет урегулировать образовавшийся пробел, разрешить сопряженные с этим проблемы. С этой целью в ЦИК России подготовлены необходимые предложения для их внесения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Следует отметить, что отдельные предложения, созвучные заданным Конституционным Судом параметрам, уже прошли в Государственной Думе первое чтение. Это не исключает нашей готовности рассмотреть соответствующие предложения избирательных комиссий, в частности, на предмет возможности сокращения перечня оснований для отказа в регистрации кандидатов и ее отмены.

До урегулирования этих вопросов в соответствующем федеральном и региональном законодательстве непосредственному применению подлежит Конституция Российской Федерации. Как указано в Постановлении, суды, исходя из принципа соразмерности (пропорциональности), должны находить адекватные формы и способы защиты пассивного и активного избирательного права и не могут, признавая незаконным отказ в регистрации лица кандидатом, ограничиваться одной только констатацией нарушения избирательных прав. В каждом конкретном случае нарушений избирательных прав требуется использовать соответствующий способ их восстановления или компенсации, учитывающий как индивидуальную природу этих прав, так и публичный характер выявления общей воли избирателей на выборах, что не исключает в том числе ответственность допустивших эти нарушения субъектов избирательного процесса, включая избирательные комиссии. Однако, во всяком случае, негативные последствия, явившиеся результатом незаконных действий (бездействия) избирательных комиссий, должны быть компенсированы, а доброе имя гражданина - восстановлено.

В этой связи считаем, что конкретные механизмы компенсации нарушенных прав в условиях имеющегося пробела законодательства, могут сложиться в судебной практике. Предлагаем при соответствующих обстоятельствах ставить ЦИК России в известность о делах подобного рода на всех уровнях выборов (фактически в прошлом таких случаев было немного) для учета, изучения и обобщения.

Вместе с тем избирательным комиссиям следует иметь в виду практическую возможность возникновения ситуаций, при которых, в случае признания незаконной отмены регистрации кандидатов уже за пределами избирательной кампании, судами в целях восстановления нарушенного пассивного права граждан могут отменяться решения избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов. Это свидетельствует о необходимости тщательного изучения всех обстоятельств при возникновении спорных отношений и безупречности установления правовых оснований при рассмотрении избирательными комиссиями вопросов, связанных с отказом в регистрации либо отменой регистрации кандидатов.

Избирательным комиссиям в своей деятельности надлежит строго следовать позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой "решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права: в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и пункта 3 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" судебное решение является обязательным, в том числе для избирательных комиссий, и служит достаточным основанием для регистрации (восстановления регистрации), не требуя какого бы то ни было подтверждения с их стороны".

Обращаем внимание также на то, что хотя Конституционный Суд Российской Федерации согласно заявленным требованиям ограничился лишь вопросами, связанными с регистрацией кандидатов, правовые позиции, изложенные в Постановлении, могут, по нашему мнению, учитываться и при решении вопросов, связанных с совершенными в дальнейшем действиями, повлекшими незаконные отказ в регистрации, отмену регистрации списков кандидатов.


Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

А.А. Вешняков



Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 14 февраля 2002 г. "Избирательным комиссиям субъектов РФ"


Текст письма опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2002 г., N 5


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение